Файл: Структура современного урока на примере преподавания экономики в образовательном учреждении.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
) Принцип непрерывности - определяет преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных и психологических особенностей развития детей.
) Принцип целостности - означает организацию учащимися комплексного, системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
) Принцип минимакса - определяется в следующем: образовательное учреждение должно предоставить учащемуся условия освоения содержания образования на максимальном для него уровне (который определяется зоной ближайшего развития возрастной группы) и предоставить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
) Принцип психологической комфортности - означает снятие всех дискомфортных условий образовательного процесса, организацию в образовательном учреждении и на уроках доброжелательной атмосферы, которая направлена на осуществление идей педагогики сотрудничества, совершенствование диалоговых форм общения.
) Принцип вариативности - предполагает выявление и развитие учащимися способностей к комплексному разбору вариантов и адекватному принятию решений в случае выбора.
) Принцип творчества - означает максимальное развитие творческого начала в образовательном процессе, освоение учащимся личностного опыта творческой деятельности.[9]
Разнообразие структур уроков предполагает многообразие и их видов.
Общепринятой классификации уроков в современной дидактике нет. Это можно объяснить огромным рядом обстоятельств, но, в первую очередь, сложностью и многогранностью самого процесса взаимодействия учителя и учеников, проходящего на уроке. Самой проработанной и применяемой на практике признается классификация, которая предложена Б.П. Есиповым. Её фундамент составляет главная дидактическая цель и место урока в комплексе уроков и иных форм организации обучения. [13] Он выделяет:
комбинированные, или смешанные, уроки;
уроки по ознакомлению учеников с новой информацией, которые способствуют ознакомлению учащихся с фактами, определенными явлениями или осмысление и усвоение обобщений;
уроки закрепления и повторения знаний;
уроки, имеющие основной целью обобщение и систематизацию изученного;
уроки выработки и закрепления умений и навыков;
уроки проверки знаний и разбора проверочных работ.[14]
. Современные требования к уроку в свете ФГОС
Главной особенностью федеральных государственных образовательных стандартов общего образования признаётся их деятельностный характер, основной целью которого является совершенствование и развитие личности учащегося. [6]
Современное образование пытается искоренить традиционные представления итогов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно - деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС.
Следует упомянуть, что подвергаются изменениям и технологии обучения, введение информационно-коммуникативных технологий выявляет огромные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в образовательном учреждении. [2]
Какие важные моменты необходимо учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?
Основной целью образования - совершенствование личности обучающихся. Совершенствование личности учащегося в системе образования выполняется, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые являются главной образующей учебного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями определяют возможность самостоятельного успешного освоения новой информации, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть способность обучиться. Данная возможность гарантируется тем, что универсальные учебные действия - это комплексные действия, которые порождают широкую ориентацию обучающихся в разных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
В условиях введения в практику работы школы ФГОС педагогу нужно научиться планировать и проводить уроки, которые будут ориентированы на предоставление не только предметных, но и метапредметных итогов. Системно-деятельностный подход, заложенный в фундамент стандарта, определяет проведение уроков нового вида. Педагогам ещё будет необходимо овладеть технологией проведения данных уроков. На сегодняшний день же учитель, применяя возможности традиционного урока, также способен успешно формировать у учащихся и предметные, и метапредметные результаты. Для этого нужно пересмотреть урок с позиции эффективности использования методов, инструментов обучения и вариантов организации учебной деятельности, учащихся на уроке.[5]
Технологическая карта урока - это один из методов графического проектирования урока, иными словами, таблица, которая позволяет формировать урок по выбранным учителем параметрам. Например, такими параметрами могут являться этапы урока, его цели и задачи, содержание учебного материала, способы и механизмы формирования учебной деятельности обучающихся, образовательная деятельность учителя и деятельность обучающихся.[7]
Технологическая карта - это новый тип методической продукции, который обеспечивает результативное и эффективное преподавание учебных программ в образовательном учреждении и дает возможность для достижения предполагаемых результатов усвоения важных образовательных программ образования в соответствии с ФГОС.
Структура технологической карты состоит из следующих звеньев:
название темы с указанием часов, предоставленных на ее освоение;
основная цель освоения учебного содержания;
планируемые и предполагаемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
метапредметные связи и организацию пространства (методы работы и ресурсы);
главные, основополагающие понятия темы;
инструменты и технологию изучения указанной темы (на определенном этапе работы выявляются цели, задачи и предполагаемый результат, выдаются практические задания на освоение материала и новой информации, а также диагностические задания на проверку его понимания и усвоения)
контрольное задание для проверки достижения предполагаемых результатов.
Для того, чтобы знания учеников были итогом их собственных поисков, нужно организовать данные поиски, направлять, совершенствовать их познавательную деятельность.[12] Концепция ФГОС, в основе которой находится системно-деятельностный подход, предусматривающий формирование универсальных учебных действий (УУД) - индивидуальных, регулятивных, познавательных, коммуникативных- как основы учебного процесса и выявляет комплекс требований к уроку:
) Целеполагание:
конкретно выявить и сформулировать для себя тему урока;
выяснить само место темы в образовательном курсе;
определить основные понятия, на которые возлагается данный урок, иными словами, посмотреть на урок ретроспективно;
и, наоборот, указать для себя ту часть учебного материала, которая будет применена в дальнейшем, в будущем;
определить для себя и отдельно для учащихся - для чего он вообще необходим этот урок.
Перед учениками необходимо поставить четкие, выполнимые, понятные цели. Лучше всего, если обучающиеся сами сформулируют тему урока, цели урока, составят план работы по выполнению этих целей.
) Мотивация. Мотивация предполагает, что учащийся с большим желанием будет работать на уроке, ему захочется выяснить как можно больше. В определении мотивации учащегося большая роль принадлежит учителю: он обязан вызвать интерес и к самому процессу образовательной деятельности, и к итоговому результату, и к практическому использованию полученных знаний.
) Отбор содержания. Анализируя содержание, учитель должен руководствоваться предполагаемыми результатами урока, конкретной программой, т.е. не только знания могут контролироваться, но подвергаются контролю и УУД.
) Интегративность знаний, отработка метапредметных универсальных действий. Педагог обязан четко представлять, какие универсальные действия определяются на каждом этапе урока.
) Построение каждого этапа урока проводится по схеме. Формирование учебного задания - деятельность учащихся по его выполнению-подведение итога деятельности-контроль процесса и степени выполнения-рефлексия.
) Применение разных приемов формирования результативной образовательной деятельности учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
) Подведение итога каждого этапа урока, формирование обратной связи на каждом этапе урока, т.е. итог каждого этапа урока должен контролироваться учителем для изменения процесса учения каждого обучающегося.
) Наличие блоков самостоятельного получения знаний учащимися (самостоятельная работа учеников с различными источниками, в первую очередь, с ресурсами Интернета).
) Организация парной или групповой работы, благодаря чему развиваются коммуникативные компетенции учащихся. Ученик быстрее усваивает те знания, которые проговаривает вслух (психологический механизм). Работа в группах и в парах на каждом этапе урока по закреплению учащимися предметных знаний может быть сформирована в форме учебного практико-ориентированного проекта. Такие учебные проекты возможно могут стать тем рычагом, который поможет и поддерживать учебную мотивацию, и формировать у обучающихся универсальные учебные действия. Можно найти время для проекта и на уроке комбинированного типа. Тогда это будет мини-проект, но по своей идее он останется значимым практико-ориентированным.
) Применение системы самоконтроля и взаимоконтроля как средство рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности.
) Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности.
) Качественная положительная оценка деятельности обучающихся, которая помогает в формировании положительной учебной мотивации.
) Минимализация и вариативность домашнего задания. Домашнее задание должно соответствовать образовательной программе, включать варианты выбора заданий как по форме, так и по содержанию с учетом возрастных и личностных особенностей.
) Организация психологического комфорта и условий здоровьесбережения. Требования учителя по отношению к ученикам должны быть разумными, проверенными, доступными, ученики должны быть уверены, что требования ставить необходимо, педагог обязан контролировать, чтобы дети не переутомлялись ни физически, ни умственно и тд.[12]
Выполнение этих требований определяет роль педагога как управленца, а учащихся - как активных субъектов деятельности, что является предпосылками реализации целевых установок Стандарта.
На современном этапе педагоги ведут активные поиски такой формы организации процесса обучения, которая будет отвечать современным требованиям и предоставляла бы необходимый уровень развития у ученика компетенции «научить учиться». Все известные ранее плюсы традиционного урока не изменили и не потеряли своей необходимости и сейчас.
В то же самое время, в обучении, в актуальной информационно-образовательной среде традиционный урок показывает абсолютно новые черты. В соответствии с новыми стандартами, необходимо, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира и освоению новой информации и знаний, продемонстрировать ему, что школьные занятия - это не получение абстрагированных от жизни знаний, а скорее наоборот - обязательная подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной, нужной информации и навыки ее использования в реальной жизни. [8]
При формировании структуры урока, нужно придерживаться следующих нескольких правил:
) Четко выявить тему, поставить цели, определить тип урока и его место в содержании учебной программы.
) Проанализировать и проработать учебный материал (выявить его содержание, объем, проследить и установить связь с ранее изученным, комплекс управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
) Выявить и применить самые результативные способы и методы обучения в конкретном классе, различные типы деятельности обучающихся и учителя на всех этапах урока.