Файл: Теоретический аспект развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление




Введение 3

Глава 1. Теоретический аспект развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 6

1.1. Понятие об общем недоразвитии речи 6

1.2. Уровни общего недоразвития речи 11

Глава 2. Особенности развития связной речи у дошкольников с ОНР III уровня 15

2.1. Особенности развития связной речи у детей в норме и при ОНР 15

2.2. Основные направления коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 24

Заключение 28

Список используемой литературы 29



Введение



Актуальность исследования. В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики поднимается вопрос о создании психолого-педагогических условий развития связной речи детей дошкольного возраста. Этот интерес далеко не случаен, так как у практических работников воспитателей, методистов возникают затруднения, которые определяются как недостаточной изученностью этих условий, так и сложностью самого предмета – онтогенеза языковой способности ребенка дошкольного возраста.

Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный рассказ1.

Развитие связной речи является важнейшим условием успешности обучения ребенка в школе.

Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи школьника.

Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии – изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи (ОНР).

Проблемой формирования связной речи у детей с ОНР занимались А.М. Бородич, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, В.И. Тихеева, Т.А. Ткаченко, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина и др.


В работах исследователей подчеркивается, что в системе коррекционной логопедической работы с детьми с ОНР формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в сложную задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, целью трудно достижимой, требующей длительной кропотливой работы логопеда, воспитателей, родителей и ребенка.

Цель исследования – изучить особенности связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

Задачиисследования:

1. Проанализировать научные источники по теме.

2. Рассмотреть особенности развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

3. Подвести итоги работы.

Теоретическая значимостьработы заключается в обобщении и систематизации материала по теме исследования.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются параметры исследования.

В I главе «Теоретический аспект развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи» рассмотрено понятие об общем недоразвитии речи, раскрыты уровни общего недоразвития речи.

Во II главе «Особенности развития связной речи у дошкольников с ОНР III уровня» раскрыты особенности развития связной речи у детей в норме и при ОНР III уровня. Рассмотрены основные направления коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

В заключении сделаны обобщающие выводы по результатам исследования.

В списке использованной литературы 24 источника.

Глава 1. Теоретический аспект развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

1.1. Понятие об общем недоразвитии речи




Впервые научное объяснение такому отклонению в развитии, каким является общее недоразвитие речи, было дано Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г.И. Жаренковой, Г.А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой и др.) в 50 – 60-е гг. XX в.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики)1.

Причины ОНР могут быть разнообразны. Различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а так же первые годы жизни ребенка могут приводить к общему речевому недоразвитию. Важную роль в формировании структуры речевого нарушения играет время возникновения мозгового поражения. Наиболее тяжелое поражение мозга под влиянием различных вредоносных факторов (инфекций, интоксикаций и т.п.) возникает в период раннего эмбриогенеза. В зависимости от того, какие отделы нервной системы наиболее активно развиваются в период воздействия того или иного вредоносного фактора, недоразвитие может преимущественно касаться двигательных, сенсорных, речевых или интеллектуальных функций.



По мнению Т.Б. Филичевой, среди причин, вызывающих общее недоразвитие, наиболее частыми являются инфекции или интоксикации матери во время беременности, токсикозы, родовая травма, асфиксия, резус конфликт, нейроинфекции (заболевая центральной нервной системы) и травмы мозга в первые годы жизни ребенка. Также употребление никотина и алкоголя во время беременности может привести к нарушениям физического и нервно-психического развития ребенка, одним из проявления которых часто является общее недоразвитие речи. Большую роль в возникновении речевых нарушений, в том числе и общего недоразвития речи, принадлежит генетическим факторам. В этих случаях речевой дефект может возникнуть под влиянием даже незначительных неблагоприятных внешний воздействий1.

Так как речь является важнейшей социальной функцией, для ее полноценного развития необходимо общение ребенка в первую очередь с эмоционально близкими для него взрослыми. Уже к первому году жизни у ребенка формируется потребность в общении, столь необходимая для овладения навыком речи2. Следовательно, соглашаясь с мнением Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой и Т.Б. Филичевой, можно утверждать, что возникновение общего недоразвития речи может быть связано с неблагоприятными условиями окружения и воспитания, такими как психическая депривация в период наиболее интенсивного формирования речи, что приводит к отставанию в ее развитии. Если же влияние этих факторов сочетается хотя бы и с нерезко выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы или с генетической предрасположенностью, то нарушения речевого развития приобретают более стойкий характер и проявляются в виде общего недоразвития речи3. На основе представленных данных можно сделать общее заключение о сложности и полиморфизме этиологических факторов, вызывающих общее недоразвитие речи. Наиболее часто имеет место сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушений созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов, действующих во внутриутробном периоде, в момент родов или в первые годы жизни ребенка.

Характеризуя этиологию ОНР, необходимо выделить общее недоразвитие речи, вызванное ранним органическим поражением центральной нервной системы. В зависимости от времени поражения выделяют внутриутробною патологию, натальную и постнатальное поражение, возникающие под влиянием инфекций и травм уже после рождения ребенка. По мнению Е.М. Мастюковой, особое место в этиологии общего недоразвития речи занимает перинатальная энцефалопатия – поражение мозга, возникающее под влиянием сочетания неблагоприятных факторов как во внутриутробному периоде развития, так и в период родов
1.

Причины общего недоразвития речи многообразны. К этому нарушению могут привести как социально-психологические причины, такие как депривация, так и воздействие неблагоприятных факторов, влияющих на нормальное развитие физиологии ребенка – различные воздействия на плод в период беременности, во время родов или в первые годы жизни ребенка (инфекции, травмы, асфиксия плода и т.д.).

И.Б. Гриншпун, описывая причины алалии, пишет, что в течение длительного периода изучения алалии высказывались разные предположения по поводу причин ее возникновения. М. Зееман, А. Гутцман, Р. Коэн, Э. Фрешельс утверждали, что ведущим началом при этом нарушении являются воспалительные или силиментарно-трофические обменные патологические процессы, происходящие во внутреутробном или раннем периоде развития ребенка. А. Ивнинг, указывает на отсутствие у детей моторного образца слова как ведущего проявления в картине речевой неполноценности при нарушении мозга2. В.А. Ковшиков, изучая экспрессивную алалию, отмечает, что это нарушение вызывается органическими поражениями головного мозга в пренатальный, натальный или в ранний постнатальный периоды. Существует мнение, что у большинства детей с алалией имеются (или имелись на ранних этапах их развития) нерезко выраженные, но множественные повреждения в обоих полушариях головного мозга1.

В.А. Ковшиков уточняет, что в большинстве случаев алалии в анамнезе имели место следующие неблагоприятные факторы: ребенок от третьей, четвертой или более поздних по порядку следования беременностей, которым нередко предшествовали искусственные и спонтанные аборты; возраст родителей в период рождения ребенка был от 30 до 40 лет и более; была отмечена патология беременности и родов. В.А. Ковшиков обращает внимание на большой процент детей, рожденных в асфиксии, и поясняет, что при асфиксии (особенно сильной) поражаются многие отделы нервной системы, и предполагает, что именно эта множественность поражений могла вызвать у определенного числа детей нарушения в формировании межсистемных мозговых связей, столь необходимых для нормального генеза и деятельности многоуровневой и полимодальной языковой системы2.

Среди причин алалии ряд авторов называет отрицательные социально – психические влияния. Большинство полагает, что этим причинам принадлежит «вторичная» роль в этиологии алалии: они отягчают действие причин биологического характера, которым в этиологии принадлежит решающая роль. Исследователи называют разнообразные социально-психологические причины. Так, к их числу относят недостаток речевой мотивации со стороны окружающих и ограничение контактов со взрослыми, конфликтные или неправильные взаимоотношения в семье, неправильные методы воспитания, в том числе и воспитания речи, которые тормозят речевые проявления у ребенка, а в ряде случаев вызывают у него речевой негативизм
3.

Таким образом, говоря о причинах появления общего недоразвития речи можно обобщенно разделить их на биологические и социально-психологические. Сочетание неблагоприятных факторов, действующих в разное время развития ребенка, затрагивает и развитие неречевых психических функций, что негативно влияет на познавательную деятельность ребенка и освоение им родного языка. Следует отметить, что часто в картине нарушения выступает не одна причина, а разнообразные их сочетания и комбинации, что усложняет структуру дефекта и коррекционную работу по его преодолению.

1.2. Уровни общего недоразвития речи



По степени тяжести проявления дефекта условно выделяют четыре уровня общего недоразвития речи. Первые три уровня выделены и подробно описаны Р.Е. Левиной, четвертый уровень представлен в работах Т.Б. Филичевой.

На I уровне речевого развития у детей старшего дошкольного возраста речь почти полностью отсутствует: она состоит из звукоподражаний, аморфных слов-корней. Свою речь дети сопровождают жестами и мимикой. Однако она остается непонятной для окружающих.

Отдельные слова, которыми они пользуются, неточны по звуковому и структурному составу. Дети одним названием обозначают различные предметы, объединяя их по сходству отдельных признаков, вместе с тем один и тот же предмет в разных ситуациях они называют разными словами, названия действий заменяют названиями предметов.

Фразы на данном уровне речевого развития нет. Стараясь рассказать о каком-либо событии, дети произносят отдельные слова, иногда одно-два искаженных предложения.

Небольшой запас слов отражает непосредственно воспринимаемые через органы чувств, предметы и явления. При глубоком недоразвитии преобладают корневые слова, лишенные флексий.

Пассивный запас слов шире активного; создается впечатление, что дети все понимают, но сами сказать ничего не могут.

Неговорящие дети не воспринимают грамматических изменений слова. Они не различают форм единственного и множественного числа существительных, прилагательных, прошедшего времени глагола, форм мужского и женского рода, не понимают значения предлогов.

Звуковой состав одного и того же слова у них непостоянен, артикуляция звуков может меняться, способность воспроизводить слоговые элементы слова у них нарушена.