Файл: Теоретический аспект развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.doc
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В процессе выполнения этих заданий у детей активизируется сформированное ранее представление о семантике слов и словосочетаний, совершенствуется навык отбора языковых средств для точного выражения собственной мысли1.
Таким образом, теоретическое исследование проблемы формирования связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР позволило выявить особенности коррекционной работы и рассмотреть подходы к работе по формированию связной речи.
Заключение
Успешность овладения и развитие речи ребенка дошкольного возраста является одним из основных условий его развития, а также формирования личности.
Неразвитая речь ребенка затрудняет его коммуникативную деятельность и нередко накладывает отпечаток на его характер.
Проблемы формирования и развития связной речи детей дошкольного возраста наряду с работами В.П. Глухова, Н.С. Жуковой, Ф.А. Сохина, Т.Б. Филичевой, Л.Ф. Спировой и других исследователей, отражены в работах современных авторов. Анализируя проблемы, многие современные исследователи отражают аспекты речевых нарушений, влияющие на связность речи детей, имеющих общее недоразвитие речи.
Нарушения связной речи у детей старшего дошкольного возраста проявляются в различных затруднениях, возникающих в процессе овладения содержательной и грамматической сторонами связного высказывания. В тоже время исследователи отмечают, что у детей с общим недоразвитием речи отмечаются полноценные способности к овладению и усвоению сложнейших законов языка, что в дальнейшем позволит им полноценно вести коммуникативную деятельность, пользуясь развернутой связной монологической речью.
Список используемой литературы
1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. – СПб: Детство-пресс, 2004. – 236 с.
2. Александрова И.А. Особенности формирования связной речи у детей с ОНР III уровня // Студент и наука (гуманитарный цикл). – 2018. – С. 790 – 794.
3. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебн.-метод. пособие. – СПб.: Детство-пресс, 2003. – 144 с.
4. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия. – М.: Владос, 1999. – 491 с.
5. Гвоздев А.М. Вопросы изучения детской речи. – М.: Детство-Пресс, 2007. – 472 с.
6. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – 2-е изд, испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 168 с.
7. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. – М.: Аркти, 2018. – 80 с.
8. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 112 с.
9. Жукова Н.С. Формирование устной речи. – М.: Просвещение, 2004. – 328 с.
10. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей. Книга для логопедов. – М.: КнигоМир, 2011. – 320 с.
11. Зарубина Н.Д. Методика обучения связной речи. – М.: АСТ, 2007. – 308 с.
12. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / Методическое пособие дня логопедов и воспитателей. – М.: Гном и Д, 2001. – 124 с.
13. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1998. – 133 с.
14. Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей-алаликов. – М.: Просвещение, 2011. – 234 с.
15. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 2008. – 368 с.
16. Новотворцева Н.В. Энциклопедия речевого развития. – М.: Росмэн, 2008. – 192 с.
17. Носкова Л.П. Методика развития речи дошкольников. – М.: Владос, 2014. – 401 с.
18. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 448 с.
19. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. – М.: Классикс Стиль, 2003. – 124 с.
20. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1984. – 296 с.
21. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи. – СПб: Детство-пресс, 2009. – 215 с.
22. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Владос, 2014. – 277 с.
23. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение: учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Гном и Д», 2010. – 128 с.
24. Фильчукова М.В. Современные представления о нарушении связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Современные научные исследования и разработки. – 2018. – 1 (18). – С. 435 – 437.
1 Зарубина Н.Д. Методика обучения связной речи. – М.: АСТ, 2007. – 308 с.
1 Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1998. – С. 11.
1 Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение: учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Гном и Д», 2010. – С. 29.
2 Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебн.-метод. пособие. – СПб.: Детство-пресс, 2003. – С. 39.
3 Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия. – М.: Владос, 1999. – С. 112.
1 Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей. Книга для логопедов. – М.: КнигоМир, 2011. – С. 108.
2 Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия. – М.: Владос, 1999. – С. 215.
1 Жукова Н.С. Формирование устной речи. – М.: Просвещение, 2004. – С. 109.
2 Там же. – С. 110.
3 Там же. – С. 110.
1 Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия. – М.: Владос, 1999. – С. 123.
2 Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение: учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Гном и Д», 2010. – С. 34.
1 Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей-алаликов. – М.: Просвещение, 2011. – С. 19.
2 Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. – СПб: Детство-пресс, 2004. – С. 93 – 95.
1 Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1984. – С. 76.
1 Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – 2-е изд, испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – С. 44 – 45.
2 Александрова И.А. Особенности формирования связной речи у детей с ОНР III уровня // Студент и наука (гуманитарный цикл). – 2018. – С. 790 – 794.
1 Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 2008. – С. 119.
1 Новотворцева Н.В. Энциклопедия речевого развития. – М.: Росмэн, 2008. – С. 9.
1 Гвоздев А.М. Вопросы изучения детской речи. – М.: Детство-Пресс, 2007. – С. 209 – 210.
1 Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – С. 23 – 24.
1 Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи // Психолингвистика и современная логопедия. – М.: Экономика, 2007. – С. 240 – 250.
2 Фильчукова М.В. Современные представления о нарушении связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Современные научные исследования и разработки. – 2018. – 1 (18). – С. 435 – 437.
3 Трауготт Н.Н. К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами // Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой. – Кн. 3. – М.: Владос, 2005. – С. 7 – 29.
4 Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. – М.: Аркти, 2018. – С. 12.
1 Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей. Книга для логопедов. – М.: КнигоМир, 2011. – С. 118.
2 Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. – М.: Классикс Стиль, 2003. – С. 34 – 36.
1 Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – С. 38.
2 Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – 2-е изд, испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – С. 79.
1 Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи. – СПб: Детство-пресс, 2009. – С. 77.
1 Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Владос, 2014. – С. 65 – 67.