Файл: Представления старшеклассников о психологической безопасности образовательной среды школы анализ состояния проблемы и диагностика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Выполнили: Гамоюнова Анастасия, Захарьева Татьяна, Мартель Мария, Троц Виктория, Чистякова Ольга, группа 2251д
Контрольная точка 3
Анализ научной статьи по теме – «Представления старшеклассников о психологической безопасности образовательной среды школы: анализ состояния проблемы и диагностика»
1. Авторы:
Н.А. Николаева, Е.В. Конькина – ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» (Оренбург, Россия), Оренбургский институт путей сообщения, филиал
Ю.Н. Егорова – ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения» (Оренбург, Россия)
Библиографическая ссылка на источник: Николаева, Н. А. Представления старшеклассников о психологической безопасности образовательной среды школы: анализ состояния проблемы и диагностика / Н. А. Николаева, Е. В. Конькина, Ю. Н. Егорова // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2016. – № 2(34). – С. 43-48. – EDN VVANGX.
Ссылка на статью: https://vk.com/doc150617436_660798212?hash=6jZLu7ZManzQOqKBjhtz0FRTJMACApH0hzTuEAB2jXP&dl=VXatXlT5dy3vqJoMJjRON8DcUk3WzGJBIvVfbZSZQZ8
2. Актуальность: В настоящее время проблема безопасности человека приобретает все большую актуальность. Динамика и темп социально-экономических преобразований, характерных для современного общества, способствуют росту напряженности и разрушению привычных стереотипов – «идеалов, объединяющих людей». В связи с этим отсутствует возможность оградить человека от опасностей, порожденных прогрессом, что, соответственно, приводит к необходимости переосмыслить понимание сущности безопасности – психологической и педагогической. Все это делает крайне актуальным изучение понятия «безопасность» как составной части научного аппарата современного педагога.
Новизна: Образовательная среда рассматривается как часть жизненной, социальной среды человека, поэтому особенно значимым является анализ этой среды с точки зрения ее психологической безопасности для личности подростка.
3. Основные понятия, используемые в работе (их определения с указанием авторов).
И.А. Баева под психологической безопасностью
понимает состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.
Отечественные исследователи С.В. Дмитриева и С.В. Феоктистова к факторам риска в образовательной среде относят: проблемы с обеспечением преподавательскими кадрами; низкий уровень профессиональной культуры и культуры здоровья; несформированность социальных и практических навыков и другие.
4. Цель: выявить степень удовлетворенности характеристиками образовательной среды и степень защищенности от психологического насилия во взаимодействии.
Гипотеза авторами статьи не указана.
Методика исследования: И.А. Баевой «Психологическая безопасность образовательной среды» (модификация Н.Г. Рассоха)
Описание выборки: В исследовании принимали участие старшеклассники в возрасте от 14 до 16 лет школ г. Оренбурга и Оренбургской области.
5. Какие данные получены? Результаты научного исследования и выводы автора статьи.
Анализ результатов показателей психологической безопасности образовательной среды в оценках учащихся выявил, что референтную значимость образовательной среды признают 91,7% опрошенных (уровень отношения к образовательной среде школы – средний, высокий), не совсем признают 8,3%, (уровень отношения к образовательной среде школы ниже среднего). Более низкие и высокие показатели референтной значимости образовательной среды школы отсутствуют.
Показатель «референтность» был изучен через уровень отношения к образовательной среде школы, что потребовало анализа компонентов отношения к образовательной среде школы. В результате было выявлено, что в рамках позитивного отношения к школе у испытуемых старшего школьного возраста преобладают эмоциональный (66,7%) и поведенческий (58,3%) компоненты над когнитивным (41,7%), что может свидетельствовать о том, что учащиеся старшего школьного возраста в образовательном учреждении чувствуют себя комфортно, а также указывает на преобладание позитивного настроения. Но в то же время опрошенные учащиеся не считают, что обучение в образовательном учреждении требует постоянного совершенствования их возможностей и способствует развитию интеллектуальных способностей.
Очень высокий уровень удовлетворенности характеристиками образовательной среды школы выявлен у 37,5% учащихся, высокий уровень – у 12,5% опрошенных, средний и ниже среднего уровни показали, соответственно, 41,7% и 8,3%. Анализ значимых характеристик школы и удовлетворенность ими показал, что для старших школьников наиболее значимыми характеристиками образовательной среды школы являются: возможность проявлять инициативу и активность (62,5 %) и взаимоотношения с учителями (72,2%) и учениками (72,2%). При этом учащиеся наиболее удовлетворены такими характеристиками образовательной среды школы, как взаимоотношения с учителями (73,7%) и учениками (73,7%), возможность проявлять активность (86,6%). Наименее благоприятными в образовательной среде школы оказались следующие: уважительное отношение (28,6%), сохранение личного достоинства (27,3%)
При рассмотрении показателей защищенности от психологического насилия во взаимодействии оказалось, что высокий и очень высокий уровень выявлен у 20,8% и 25% опрошенных, средний уровень – у 37,5%, низкий уровень показали 8,3% старшеклассников.
В ходе анализа уровня защищенности от компонентов психологического насилия в оценках старшеклассников было выявлено, что большинство показателей находятся на уровне защищенности. Наиболее защищенными учащиеся чувствуют себя от угроз учителей и учеников (79,2%), принуждения со стороны учеников и учителей (87,5%), в то же время наименее защищенными ощущают себя старшеклассники по таким показателям, как игнорирование субъектами образовательного учреждения (41,7%) и недоброжелательное отношение учеников и учителей (41,7%).
Таким образом, в оценках учащихся старшего школьного возраста выявлены три группы психологических рисков образовательной среды:
– первую группу рисков образует система межличностных отношений с участниками образовательного процесса, препятствующая признанию референтной значимости образовательной среды (выявлено у 8,3% опрошенных);
– во вторую группу рисков входит система взаимоотношений с участниками образовательного процесса, препятствующая удовлетворению основных потребностей в личностно-доверительном общении (выявлено у 8,3% опрошенных);
– третью группу образуют риски психологического насилия (выявлено у 4,3% испытуемых).
Как показали результаты, для испытуемых данной выборки характерен разброс среднегруппового значения (от 2 до 4 уровня) индекса психологической безопасности, который представляет собой совокупность всех компонентов. Полностью защищенными от психологического насилия и в межличностных отношениях чувствуют себя 66, 7% испытуемых, незащищенными по ряду компонентов психологической безопасности образовательной среды считают себя 8,3 % старшеклассников.
Итак, анализ представлений испытуемых данной выборки об уровне психологической безопасности образовательной среды школы позволяет отметить следующее: 66,7% старшеклассников представляют образовательную среду школы как безопасную, 25% – как относительно безопасную, 8,3% учащихся старшего школьного возраста считают образовательную среду школы небезопасной, что может являться свидетельством наличия психологических рисков в образовательной среде школы.
Выводы: психологическое сопровождение старшеклассников, неудовлетворенных уровнем психологической безопасности образовательной среды, может носить как индивидуальный, так и групповой характер. Мероприятия могут быть направлены на развитие и формирование способности взрослеющей личности находить смысл в прошедших и настоящих событиях жизни, негативных в том числе, а также на умение выстраивать временную перспективу и планировать будущие события.
6. Собственные выводы по результатам анализа статьи
Данная статья представляет собой пример взгляда со стороны старшеклассников об уровне безопасности образовательной среды школы. Необходимо создать положительное отношение к сложным ситуациям, а также формировать умения находить различные пути решения сложных жизненных ситуаций.
Анализ научной статьи по теме – «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СУБЪЕКТИВНЫХ ОЦЕНКАХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»
1. Библиографическая ссылка на источник:
Петросянц Виолетта Рубеновна ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СУБЪЕКТИВНЫХ ОЦЕНКАХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ // Вестник Прикамского социального института. 2021. №2 (89). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-bezopasnost-obrazovatelnoy-sredy-v-subektivnyh-otsenkah-starsheklassnikov (дата обращения: 03.05.2023).
Статья опубликована в 2021 году, в журнале «Вестник Прикамского социального института».
Автор статьи: Петросянц Виолетта Рубеновна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии института педагогики и психологии. Специальность по диплому: Учитель начальный классов, педагог-психолог. Место работы: Воронежский государственный педагогический университет.
Название соответствует научному стилю и содержанию.
2. Актуальность: тема актуальна, востребована. Психологически безопасная образовательная среда предоставляет ребенку возможности для полноценного развития и, что не менее важно, удовлетворения базовых потребностей, одной из которых является потребность в безопасности.
Значимость: заключается в изучение субъективных представлений учащихся 16–18 лет о психологической безопасности образовательной среды, участниками которой они являются.
Новизна: заключается в том, что рассматривается психологическая безопасность со стороны школьников в определенном районе.
3. Основные понятия, используемые в работе.
В статье не используются определения, но раскрываются другие аспекты. Выделены аспекты психологической безопасности по И.А. Баевой. Выделены условия стратегий поведения по Е. В. Ахмадеева и С. И. Галяутдинова.
4. Цель исследования: изучение субъективной оценки психологической безопасности образовательной среды старшеклассниками
Задачи не указаны, но можно выделить по этапам исследования:
1) изучение оценки отношения старшеклассников к образовательной среде школы;
2) изучение оценки уровня удовлетворенности старшеклассников характеристиками образовательной среды;
3) установить уровень защищенности старшеклассников от психологического насилия во взаимодействии.
Гипотеза не сформулирована. Но можно предположить, что она звучала бы следующим образом: Референтность образовательной среды для включенных в нее старшеклассников выше если, они удовлетворены характеристиками данной среды и чувствуют свою защищенность от угроз в системе взаимодействия с другими субъектами образовательных отношений (учителями и одноклассниками).
Методики: «Психологическая безопасность образовательной среды школы (опросник для ученика)» (автор И. А. Баева); количественный и качественный анализ результатов (математическая обработка).
5. Какие данные были получены:
Выборку исследования составили 155 старшеклассников в возрасте от 16 до 18 лет (61 % девушек и 39 % юношей).
Для подавляющего большинства старшеклассников характерно положительное отношение к образовательной среде (71,6 %).
Старшеклассникам также свойственно демонстрировать нейтральное отношение к той образовательной среде, в которую они вовлечены (24,5 %).