Файл: Представления старшеклассников о психологической безопасности образовательной среды школы анализ состояния проблемы и диагностика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выполнили: Гамоюнова Анастасия, Захарьева Татьяна, Мартель Мария, Троц Виктория, Чистякова Ольга, группа 2251д
Контрольная точка 3
Анализ научной статьи по теме – «Представления старшеклассников о психологической безопасности образовательной среды школы: анализ состояния проблемы и диагностика»

1. Авторы:

Н.А. Николаева, Е.В. Конькина – ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» (Оренбург, Россия), Оренбургский институт путей сообщения, филиал

Ю.Н. Егорова – ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения» (Оренбург, Россия)

Библиографическая ссылка на источник: Николаева, Н. А. Представления старшеклассников о психологической безопасности образовательной среды школы: анализ состояния проблемы и диагностика / Н. А. Николаева, Е. В. Конькина, Ю. Н. Егорова // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2016. – № 2(34). – С. 43-48. – EDN VVANGX.

Ссылка на статью: https://vk.com/doc150617436_660798212?hash=6jZLu7ZManzQOqKBjhtz0FRTJMACApH0hzTuEAB2jXP&dl=VXatXlT5dy3vqJoMJjRON8DcUk3WzGJBIvVfbZSZQZ8

2. Актуальность: В настоящее время проблема безопасности человека приобретает все большую актуальность. Динамика и темп социально-экономических преобразований, характерных для современного общества, способствуют росту напряженности и разрушению привычных стереотипов – «идеалов, объединяющих людей». В связи с этим отсутствует возможность оградить человека от опасностей, порожденных прогрессом, что, соответственно, приводит к необходимости переосмыслить понимание сущности безопасности – психологической и педагогической. Все это делает крайне актуальным изучение понятия «безопасность» как составной части научного аппарата современного педагога.

Новизна: Образовательная среда рассматривается как часть жизненной, социальной среды человека, поэтому особенно значимым является анализ этой среды с точки зрения ее психологической безопасности для личности подростка.

3. Основные понятия, используемые в работе (их определения с указанием авторов).

И.А. Баева под психологической безопасностью
понимает состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.

Отечественные исследователи С.В. Дмитриева и С.В. Феоктистова к факторам риска в образовательной среде относят: проблемы с обеспечением преподавательскими кадрами; низкий уровень профессиональной культуры и культуры здоровья; несформированность социальных и практических навыков и другие.

4. Цель: выявить степень удовлетворенности характеристиками образовательной среды и степень защищенности от психологического насилия во взаимодействии.

Гипотеза авторами статьи не указана.

Методика исследования: И.А. Баевой «Психологическая безопасность образовательной среды» (модификация Н.Г. Рассоха)

Описание выборки: В исследовании принимали участие старшеклассники в возрасте от 14 до 16 лет школ г. Оренбурга и Оренбургской области.

5. Какие данные получены? Результаты научного исследования и выводы автора статьи.

Анализ результатов показателей психологической безопасности образовательной среды в оценках учащихся выявил, что референтную значимость образовательной среды признают 91,7% опрошенных (уровень отношения к образовательной среде школы – средний, высокий), не совсем признают 8,3%, (уровень отношения к образовательной среде школы ниже среднего). Более низкие и высокие показатели референтной значимости образовательной среды школы отсутствуют.

Показатель «референтность» был изучен через уровень отношения к образовательной среде школы, что потребовало анализа компонентов отношения к образовательной среде школы. В результате было выявлено, что в рамках позитивного отношения к школе у испытуемых старшего школьного возраста преобладают эмоциональный (66,7%) и поведенческий (58,3%) компоненты над когнитивным (41,7%), что может свидетельствовать о том, что учащиеся старшего школьного возраста в образовательном учреждении чувствуют себя комфортно, а также указывает на преобладание позитивного настроения. Но в то же время опрошенные учащиеся не считают, что обучение в образовательном учреждении требует постоянного совершенствования их возможностей и способствует развитию интеллектуальных способностей.



Очень высокий уровень удовлетворенности характеристиками образовательной среды школы выявлен у 37,5% учащихся, высокий уровень – у 12,5% опрошенных, средний и ниже среднего уровни показали, соответственно, 41,7% и 8,3%. Анализ значимых характеристик школы и удовлетворенность ими показал, что для старших школьников наиболее значимыми характеристиками образовательной среды школы являются: возможность проявлять инициативу и активность (62,5 %) и взаимоотношения с учителями (72,2%) и учениками (72,2%). При этом учащиеся наиболее удовлетворены такими характеристиками образовательной среды школы, как взаимоотношения с учителями (73,7%) и учениками (73,7%), возможность проявлять активность (86,6%). Наименее благоприятными в образовательной среде школы оказались следующие: уважительное отношение (28,6%), сохранение личного достоинства (27,3%)

При рассмотрении показателей защищенности от психологического насилия во взаимодействии оказалось, что высокий и очень высокий уровень выявлен у 20,8% и 25% опрошенных, средний уровень – у 37,5%, низкий уровень показали 8,3% старшеклассников.

В ходе анализа уровня защищенности от компонентов психологического насилия в оценках старшеклассников было выявлено, что большинство показателей находятся на уровне защищенности. Наиболее защищенными учащиеся чувствуют себя от угроз учителей и учеников (79,2%), принуждения со стороны учеников и учителей (87,5%), в то же время наименее защищенными ощущают себя старшеклассники по таким показателям, как игнорирование субъектами образовательного учреждения (41,7%) и недоброжелательное отношение учеников и учителей (41,7%).

Таким образом, в оценках учащихся старшего школьного возраста выявлены три группы психологических рисков образовательной среды:

– первую группу рисков образует система межличностных отношений с участниками образовательного процесса, препятствующая признанию референтной значимости образовательной среды (выявлено у 8,3% опрошенных);

– во вторую группу рисков входит система взаимоотношений с участниками образовательного процесса, препятствующая удовлетворению основных потребностей в личностно-доверительном общении (выявлено у 8,3% опрошенных);

– третью группу образуют риски психологического насилия (выявлено у 4,3% испытуемых).

Как показали результаты, для испытуемых данной выборки характерен разброс среднегруппового значения (от 2 до 4 уровня) индекса психологической безопасности, который представляет собой совокупность всех компонентов. Полностью защищенными от психологического насилия и в межличностных отношениях чувствуют себя 66, 7% испытуемых, незащищенными по ряду компонентов психологической безопасности образовательной среды считают себя 8,3 % старшеклассников.


Итак, анализ представлений испытуемых данной выборки об уровне психологической безопасности образовательной среды школы позволяет отметить следующее: 66,7% старшеклассников представляют образовательную среду школы как безопасную, 25% – как относительно безопасную, 8,3% учащихся старшего школьного возраста считают образовательную среду школы небезопасной, что может являться свидетельством наличия психологических рисков в образовательной среде школы.

Выводы: психологическое сопровождение старшеклассников, неудовлетворенных уровнем психологической безопасности образовательной среды, может носить как индивидуальный, так и групповой характер. Мероприятия могут быть направлены на развитие и формирование способности взрослеющей личности находить смысл в прошедших и настоящих событиях жизни, негативных в том числе, а также на умение выстраивать временную перспективу и планировать будущие события.

6. Собственные выводы по результатам анализа статьи

Данная статья представляет собой пример взгляда со стороны старшеклассников об уровне безопасности образовательной среды школы. Необходимо создать положительное отношение к сложным ситуациям, а также формировать умения находить различные пути решения сложных жизненных ситуаций.
Анализ научной статьи по теме – «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СУБЪЕКТИВНЫХ ОЦЕНКАХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

1. Библиографическая ссылка на источник:

Петросянц Виолетта Рубеновна ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СУБЪЕКТИВНЫХ ОЦЕНКАХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ // Вестник Прикамского социального института. 2021. №2 (89). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-bezopasnost-obrazovatelnoy-sredy-v-subektivnyh-otsenkah-starsheklassnikov (дата обращения: 03.05.2023).

Статья опубликована в 2021 году, в журнале «Вестник Прикамского социального института».

Автор статьи: Петросянц Виолетта Рубеновна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии института педагогики и психологии. Специальность по диплому: Учитель начальный классов, педагог-психолог. Место работы: Воронежский государственный педагогический университет.


Название соответствует научному стилю и содержанию.

2. Актуальность: тема актуальна, востребована. Психологически безопасная образовательная среда предоставляет ребенку возможности для полноценного развития и, что не менее важно, удовлетворения базовых потребностей, одной из которых является потребность в безопасности.

Значимость: заключается в изучение субъективных представлений учащихся 16–18 лет о психологической безопасности образовательной среды, участниками которой они являются.

Новизна: заключается в том, что рассматривается психологическая безопасность со стороны школьников в определенном районе.

3. Основные понятия, используемые в работе.

В статье не используются определения, но раскрываются другие аспекты. Выделены аспекты психологической безопасности по И.А. Баевой. Выделены условия стратегий поведения по Е. В. Ахмадеева и С. И. Галяутдинова.

4. Цель исследования: изучение субъективной оценки психологической безопасности образовательной среды старшеклассниками

Задачи не указаны, но можно выделить по этапам исследования:

1) изучение оценки отношения старшеклассников к образовательной среде школы;

2) изучение оценки уровня удовлетворенности старшеклассников характеристиками образовательной среды;

3) установить уровень защищенности старшеклассников от психологического насилия во взаимодействии.

Гипотеза не сформулирована. Но можно предположить, что она звучала бы следующим образом: Референтность образовательной среды для включенных в нее старшеклассников выше если, они удовлетворены характеристиками данной среды и чувствуют свою защищенность от угроз в системе взаимодействия с другими субъектами образовательных отношений (учителями и одноклассниками).

Методики: «Психологическая безопасность образовательной среды школы (опросник для ученика)» (автор И. А. Баева); количественный и качественный анализ результатов (математическая обработка).

5. Какие данные были получены:

Выборку исследования составили 155 старшеклассников в возрасте от 16 до 18 лет (61 % девушек и 39 % юношей).

Для подавляющего большинства старшеклассников характерно положительное отношение к образовательной среде (71,6 %).

Старшеклассникам также свойственно демонстрировать нейтральное отношение к той образовательной среде, в которую они вовлечены (24,5 %).