Файл: Курсовая работа особенности исполнения судебных решений о взыскании алиментов.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 488
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В то же время у взыскателя остается право исходя из ст.118 Закона об исполнительном производстве предъявить к такой организации или лицу, выплачивающим должнику периодические платежи, иск о взыскании денежной суммы, удержанной с должника, но не перечисленной взыскателю по их вине. Таким образом, выбор остается за взыскателем.
Однако более традиционным способом взыскания алиментов остается обращение в службу судебных приставов.
Начальным этапом принудительного взыскания алиментов является возбуждение исполнительного производства. Согласно ст.9 Закона об исполнительном производстве к исполнительному документу взыскателем должно быть приложено заявление, в котором указываются:
1) реквизиты банковского счета, на который следует перечислять денежные средства, либо адрес, по которому следует переводить денежные средства;
2) фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность взыскателя гражданина (лица, указанного в качестве взыскателя в
исполнительном документе). Если заявление подписывается представителем, то в нем дополнительно следует отразить сведения о документе, удостоверяющем его полномочия (серия, номер и дата выдачи доверенности), а также фамилию, имя, отчество и реквизиты документа, удостоверяющего личность представителя.
Действующим законодательством установлено, что судебный пристав исполнитель не вправе совершать никакие исполнительные действия до возбуждения исполнительного производства. Для возбуждения исполнительного производства по общему правилу необходимо:
1) предъявление исполнительного документа;
2) подача заявления взыскателем;
3)вынесение судебным приставом исполнителем постановления о возбуждении исполнительного производства.
Согласно части 2 ст.30 Закона об исполнительном производстве заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия.
Если взыскателю известны сведения об изменении должником фамилии в связи со вступлением в брак, места жительства или места работы, а также иные сведения (к примеру, о наличии у должника имущества) для повышения эффективности принудительного исполнения требований о взыскании алиментов, их также целесообразно указать в заявлении.
Исполнительный документ о взыскании алиментов вместе с подписанным заявлением предъявляется взыскателем в структурное подразделение территориального органа ФССП России: по месту жительства должника; по месту его работы; по месту нахождения его имущества. В том случае, если сведения о местонахождении должника, его имуществе отсутствуют, то документы могут быть предъявлены по месту жительства взыскателя (ч.3 ст.30, ч.4 ст. 33 Закона об исполнительном производстве).
Могут возникнуть обстоятельства, при которых взыскатель самостоятельно не может определить, в каком конкретно подразделении судебных приставов
должно быть возбуждено исполнительное производство. В этом случае он вправе направить исполнительный документ и заявление в Управление ФССП по конкретному субъекту Российской Федерации – главному судебному приставу субъекта Федерации. Последний направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в день их получения (ч. 4 ст. 30 Закона об исполнительном производстве).
Постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства должно в обязательном порядке содержать основание отказа со ссылкой на соответствующий пункт и статью Закона об исполнительном производстве. Перечень оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства, приведенный в ст.31 указанного закона является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Судебный пристав исполнитель обязан возбудить исполнительное производство о взыскании с должника денежной суммы, которая указана в исполнительном документе, независимо от того, погашена она в какой-либо части на момент возбуждения исполнительного производства или нет.
Таким образом, пристав при возбуждении исполнительного производства не обязан выяснять, имело место добровольное исполнение решения суда или еще нет. В то же время фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, в том числе в случае добровольного исполнения требований должником, является основанием для окончания исполнительного производства. Об окончании исполнительного производства пристав выносит постановление и делает в исполнительном листе отметку о его полном исполнении.
После возбуждения исполнительного производства по взысканию алиментов судебный пристав исполнитель не позднее первого рабочего дня принимает меры к установлению места жительства, работы, источников дохода должника и его имущества. В этих целях он направляет запросы в налоговый орган и отделение Пенсионного фонда РФ по месту регистрации должника, в адресное бюро органов внутренних дел.
Дополнительно должен быть осуществлен выход пристава по месту жительства должника, что, к сожалению, не всегда случается на практике17.
Одновременно пристав направляет должнику требование о необходимости явиться к нему на прием для предоставления сведений о доходах, оплаченных квитанций, расписок и иных документов, подтверждающих оплату алиментов.
После установления места работы должника копия исполнительного документа направляется в соответствующую бухгалтерию для производства удержаний. К ней судебный пристав исполнитель прилагает постановление об обращении взыскания на заработную плату должника организации, а также вынесенные постановления о взыскании исполнительского сбора и о взыскании расходов по совершению исполнительных действий. После этого на основании п.8 ч.1 ст.47 Закона об исполнительном производстве пристав оканчивает исполнительное производство.
Следует подчеркнуть одно немаловажное обстоятельство: если должник работает в организации, расположенной на территории другого района, то исполнительный документ направляется в отдел службы судебных приставов по месту нахождения работодателя, где и возбуждается исполнительное производство. В подразделении же, направившем исполнительный документ, исполнительное производство соответственно оканчивается (п.5 ч.1 ст.47 Закона об исполнительном производстве).
Одновременно с применением мер принудительного исполнения, для предоставления должнику возможности исполнить судебные решения о взыскании алиментов в добровольном порядке в рамках взаимодействия с органами службы занятости населения субъектов Российской Федерации по вопросам содействия в трудоустройстве граждан должников судебный пристав исполнитель вручает должнику направление в центр занятости населения для постановки на учет в качестве безработного или трудоустройства.
Если в результате всех принятых мер не будут установлены место жительства, место работы и (или) источники иных доходов, судебный пристав исполнитель выносит постановление о розыске должника. Такое постановление может быть вынесено приставом как по своей инициативе, так и по инициативе взыскателя. В последнем случае взыскателю необходимо написать соответствующее заявление с просьбой произвести розыск должника.
Следует отметить, что на основании ст. 120 ГПК РФ розыск ответчика может быть объявлен и по определению судьи как на стадии подготовки дела, так и во время его судебного разбирательства.
Таким образом, существующий порядок взыскания алиментов на содержание несовершеннолетних детей в целом отвечает требованиям приоритетности исполнения алиментных обязательств. Однако приходится констатировать довольно низкий уровень добровольной уплаты средств на содержание детей, что обусловливает, в свою очередь, особую роль Федеральной службы судебных приставов и судебного пристава исполнителя в механизме обеспечения прав и законных интересов лиц, имеющих право на получение алиментов.
2.2 Проблемы уклонения должников от уплаты алиментов
Положения Всеобщей декларации прав человека18, Конвенции о правах ребенка19, ст. 38 Конституции РФ20, ст. 54, 60 Семейного кодекса РФ21 провозглашают право детей на заботу и помощь со стороны своих родителей. Однако не всегда родители, чаще отцы, должным образом выполняют возложенные на них обязательства по материальному обеспечению детей и их воспитанию. В настоящее время 2,2 млн. детей, из них 400 тыс. детей из малообеспеченных семей, не получают алименты. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года и семейное законодательство Российской Федерации в процессе регулирования отношений между супругами устанавливают приоритет семейного воспитания детей с заботой об их благополучии и развитии, защитой их прав и интересов. В качестве одной из основных задач государственной политики в концепции определено сокращение доли детей, не получающих алименты в полном объеме, в общей численности детей, имеющих право на получение алиментов.
Принудительное исполнение алиментных обязательств в интересах несовершеннолетних детей осуществляется Федеральной службой судебных приставов, её территориальными органами, а непосредственно судебными приставами исполнителями и регулируется Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 2.10.2007 г. №229-ФЗ.
Требование же о взыскании алиментов подлежит немедленному исполнению (ст. 211 ГПК РФ22). Именно поэтому судебный пристав принимает решение о возбуждении исполнительного производства в течение суток с момента поступления исполнительного документа и не устанавливает срок для добровольного исполнения (ст. 30 Федеральный закон «Об исполнительном производстве»). В постановлении о возбуждении исполнительного производства о взыскании алиментов судебный пристав исполнитель указывает размер удержаний с учётом задолженности в порядке совершения такого исполнительного действия
, как выдача физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах, предусмотренного ст. 64 Федеральный закон «Об исполнительном производстве», а также предупреждает должника об уголовной ответственности за уклонение от уплаты алиментов, реализуя порядок взыскания алиментов и задолженности по алиментным обязательствам, предусмотренный ст. 102 Федеральный закон «Об исполнительном производстве».
После возбуждения исполнительного производства о взыскании алиментов в ходе подготовки исполнительного производства судебный пристав исполнитель принимает меры к определению места жительства, нахождения, работы должника, источников дохода и его имущества. В тех случаях, если не представляется возможным установить место работы должника и его место нахождения, пристав принимает решение об объявлении исполнительного розыска должника, о чём выносит постановление (ч.3 ст.65 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
В современных условиях рыночной экономики наибольшая сложность заключается не в розыске должника, а в поиске его имущества. Получаемые должником доходы искусственно занижаются, «серые» зарплаты не показывают истинные доходы плательщика алиментов и помогают обойти обязательство по уплате алиментов. Взыскателям приходится жаловаться на мизерный размер получаемых ими алиментов. В результате проводимых проверок таких жалоб выясняется, что должник представил судебному приставу исполнителю справку о том, что его заработная плата составляет к примеру 8000 руб. в месяц, тогда как реальная заработная плата в 5 раз больше. Как правило, такие справки предъявляются лицами, работающими у частных предпринимателей или получающих «серые» зарплаты. Судебным приставам в подобных случаях необходимо направлять материалы в органы внутренних дел для проведения соответствующей проверки у работодателя.
Зачастую имущество, которым пользуется должник, оказывается, ему не принадлежит и оформлено на родственников, что также помогает уйти от уплаты алиментов, поскольку судебный пристав исполнитель не вправе обратить взыскание на такое имущество. Представляется, что в этих условиях возбужденное исполнительное производство не имеет каких-либо положительных перспектив, а существующее правовое регулирование данных правоотношений не достигает заявленных целей. Поэтому мы считаем возможным согласиться с теми учеными, которые предлагают внести поправки в статью 235 Гражданского кодекса РФ и "установить правовую возможность