Файл: Курсовая работа особенности исполнения судебных решений о взыскании алиментов.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 485
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
судебного обращения взыскания на имущество, приобретенное за счет средств должника, но при этом оформленное на третьих лиц".
Этим же законопроектом предлагается изменить порядок расчёта алиментов в том случае, когда должник не трудоустроен. Согласно действующему законодательству, долги этой категории лиц определяют исходя из размера среднемесячной заработной платы по стране. Однако в регионах ее величина может быть значительно ниже, и в результате сумма долга становится объективно завышенной. А быстро растущие долги вынуждают должников, проживающих в регионах с низким уровнем зарплаты, "создавать препятствия судебным приставам-исполнителям".
В то же время существующий порядок расчёта предлагается сохранить, если получатель алиментов проживает в регионе, в котором размер средней заработной платы выше этого же показателя по месту жительства должника и выше средней зарплаты по стране. Такие изменения планируют внести в ст. 113 Семейного кодекса и ст. 102 закона "Об исполнительном производстве" (229-ФЗ).
Считаем, что указанная выше мера даст положительный результат. Поэтому целесообразно внести изменение в ст. 113 СК РФ и ст. 102 N229-ФЗ, а также дополнить их положением об ограничении права должника передвигаться и внутри страны, потому что некоторые должники, уклоняясь от выплаты алиментов, изменяют свое место нахождения.
В ст. 67.1 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено временное ограничение на пользование должником специальным правом, под которым понимается право управления транспортным средством до исполнения требования по уплате алиментов. Такая мера эффективна тем, что если временно ограничить должника в праве управления транспортным средством (а для кого-то управление транспортом имеет большую значимость), то у должника не будет возможности содержать себя, не говоря уже об уплате алиментов, а долг будет с каждым разом выше. Возможно, в такой ситуации сам должник поймет свою обязанность и примет необходимые меры.
Если должник не имеет работы, либо не имеет "официальной" работы и является безработным, то в такой ситуации предусматривается установление отчислений: в процентном отчислении из пособия по безработице, либо – в твёрдой денежной сумме. Задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы по РФ на момент взыскания (п.4 ст.113 СК РФ).
Взыскание алиментов порой осложняется не перечислением денег организацией, в которой работает должник, несмотря на то, что алименты удерживаются. Как правило, это объясняется отсутствием у работодателя денежных средств на расчетном счёте. В результате такая организация, не перечисляющая алименты взыскателю, превращается в должника. В этой ситуации приставом следует направлять представление о возбуждении уголовного дела (ст. 315 УК РФ) в отношении руководителей таких организаций, что помогает быстро устранить допущенные нарушения.
Трудности вызывает взыскание алиментов на содержание детей, когда должник проживает за рубежом. Возможность исполнения такого взыскания зависит от того, заключён или нет между странами договор (Конвенция23) предусматривающий взаимное оказание правовой помощи по семейным делам, о признании и исполнении судебных постановлений и необходимо ли признание вынесенного судом РФ постановления на территории иностранного государства, где проживает должник.
К сожалению, такую проблему о взыскании алиментов с лица, проживающего за пределами РФ решить невозможно. Во-первых, в зарубежном суде дело будет решаться по законодательству той страны, в которой рассматривается иск. Скорее всего, оно будет серьезно отличаться от законодательства РФ, и сумма, которая будет взыскиваться с алиментообязанного лица, может быть намного меньше, чем та, которая была бы взыскана с него по российскому законодательству. Теоретически возможна даже такая ситуация, когда законодательство иностранного государства в некоторых случаях вообще не будет предусматривать обязанности предоставления родителями средств на содержание детей.
Во-вторых, могут возникнуть сложности с извещением о рассматриваемом деле алиментообязанного супруга, если его место жительства не известно.
Кроме того, самая главная проблема – это материальная сторона вопроса. Супруг, желающий взыскать алименты, вряд ли сможет сам грамотно отстаивать свои интересы в иностранном суде, а услуги юристов за границей обычно очень дороги. Особенно невыгодно судиться за рубежом в тех странах, где действует так называемое «американское правило», когда каждая сторона самостоятельно оплачивает свои судебные расходы. Даже процедура альтернативного урегулирования споров (путем медиации и др.) не спасет ситуацию. Издержки могут в несколько раз превысить цену иска, и взыскание алиментов в данном случае потеряет всякий экономический смысл.
Решить рассмотренные выше проблемы помогла бы ратификация РФ двух важнейших международных документов, посвященных облегчению процедуры получения алиментов за границей: это Конвенция ООН о взыскании за границей алиментов от 20 июня 1956 г.24 и Гаагская Конвенции от 23 ноября 2007 г. "О международном обеспечении получения алиментов и других формах поддержки семьи". В них регламентирован порядок и процедура взыскания алиментов за границей, гарантии прав взыскателей. К каждой из указанных Конвенций присоединилось более 50 государств, однако РФ это делать по-прежнему отказывается. Возможно, на то есть свои причины, однако это выглядит нелогичным в рамках общемирового стремления к борьбе с таким явлением, как уклонение от уплаты алиментов.
Таким образом, перечисленные проблемы неисполнения требований о взыскании алиментов в современных условиях приобретают особую значимость по ряду причин, среди которых несовершенство законодательства, сложности исполнительного производства, рост числа преступлений, связанных с неуплатой алиментов. Неисполнение требований о взыскании алиментов представляет собой нарушение прав ребенка на обеспечение его нормального существования и развития. Лишь устранение перечисленных причин позволит достичь выполнения задач исполнительного производства и восстановления нарушенных прав.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения курсовой работы были выполнены все поставленные задачи, сформулированные в части введения. Подводя итоги, можно сказать, что защита прав и законных интересов ребенка – первейшая обязанность государства. Гарантированность защиты прав детей обеспечивается государством путем проведения им определенной социальной политики.
В Российской правовой системе заложены механизмы защиты прав несовершеннолетних, как в сфере уголовно-процессуального законодательства, так и в сфере гражданского судопроизводства. Семейным кодексом Российской Федерации и Законом об исполнительном производстве установлен порядок исполнения требований исполнительных документов по взысканию алиментов.
Судебному приставу исполнителю предоставлены законом определенные полномочия для достижения поставленных целей, которые реализуются в их практической деятельности. Но, несмотря на это, исполнение требований исполнительных документов алиментного характера связано с множеством проблем. В результате проведенного исследования нами были обозначены следующие проблемы и предложены пути их решения:
Для решения этой проблемы мы предлагаем законодательно зафиксировать минимальный размер алиментов хотя бы на уровне прожиточного минимума на ребенка.
2. Зачастую имущество, которым пользуется должник, оказывается ему не принадлежащим и оформленным на родственников, что также помогает уйти от уплаты алиментов, поскольку судебный пристав - исполнитель не вправе обратить взыскание на такое имущество. Представляется, что в этих условиях возбужденное исполнительное производство не имеет каких-либо положительных перспектив, а существующее правовое регулирование данных правоотношений не достигает заявленных целей. Поэтому мы считаем возможным согласиться с теми учеными, которые предлагают внести поправки в статью 235 Гражданского кодекса РФ и "установить правовую возможность судебного обращения взыскания на имущество, приобретенное за счет средств должника, но при этом оформленное на третьих лиц".
3. Еще одним проблемным моментом является порядок расчёта задолженности по алиментам в том случае, когда должник не трудоустроен. Согласно действующему законодательству, долги этой категории лиц определяют исходя из размера среднемесячной заработной платы по стране. Однако в регионах ее величина может быть значительно ниже, и в результате сумма долга становится объективно завышенной. А быстро растущие долги вынуждают должников, проживающих в регионах с низким уровнем зарплаты, "создавать препятствия судебным приставам-исполнителям". Для решения этой проблемы мы предлагаем изложить норму п. 4 ст. 113 Семейного кодекса РФ в следующей редакции: "В случаях, если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в соответствующем регионе Российской Федерации на момент взыскания задолженности".
4. Трудности вызывает взыскание алиментов на содержание детей, когда должник проживает за рубежом. Решить эти трудности помогла бы ратификация РФ двух важнейших международных документов, посвященных облегчению процедуры получения алиментов за границей: это Конвенция ООН о взыскании за границей алиментов от 20 июня 1956 г. и Гаагская Конвенции от 23 ноября 2007 г. "О международном обеспечении получения алиментов и других формах поддержки семьи". В них регламентирован порядок и процедура взыскания алиментов за границей, гарантии прав взыскателей.
5. С целью противодействия ситуации, при которой алименты удерживаются из заработной платы должника, но своевременно не перечисляются взыскателю, мы предлагаем привлекать к ответственности должностных лиц организации по месту работы должника, за несвоевременное, неправильное удержание алиментов, а также за утрату либо несвоевременное возвращение исполнительного документа. Ответственность в данном случае должна быть не только административной и гражданской, так как применение денежных штрафов в большинстве случаев не приносит действенных результатов, но также и уголовной вплоть до лишения главного бухгалтера права заниматься данным видом деятельности.
Этим же законопроектом предлагается изменить порядок расчёта алиментов в том случае, когда должник не трудоустроен. Согласно действующему законодательству, долги этой категории лиц определяют исходя из размера среднемесячной заработной платы по стране. Однако в регионах ее величина может быть значительно ниже, и в результате сумма долга становится объективно завышенной. А быстро растущие долги вынуждают должников, проживающих в регионах с низким уровнем зарплаты, "создавать препятствия судебным приставам-исполнителям".
В то же время существующий порядок расчёта предлагается сохранить, если получатель алиментов проживает в регионе, в котором размер средней заработной платы выше этого же показателя по месту жительства должника и выше средней зарплаты по стране. Такие изменения планируют внести в ст. 113 Семейного кодекса и ст. 102 закона "Об исполнительном производстве" (229-ФЗ).
Считаем, что указанная выше мера даст положительный результат. Поэтому целесообразно внести изменение в ст. 113 СК РФ и ст. 102 N229-ФЗ, а также дополнить их положением об ограничении права должника передвигаться и внутри страны, потому что некоторые должники, уклоняясь от выплаты алиментов, изменяют свое место нахождения.
В ст. 67.1 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено временное ограничение на пользование должником специальным правом, под которым понимается право управления транспортным средством до исполнения требования по уплате алиментов. Такая мера эффективна тем, что если временно ограничить должника в праве управления транспортным средством (а для кого-то управление транспортом имеет большую значимость), то у должника не будет возможности содержать себя, не говоря уже об уплате алиментов, а долг будет с каждым разом выше. Возможно, в такой ситуации сам должник поймет свою обязанность и примет необходимые меры.
Если должник не имеет работы, либо не имеет "официальной" работы и является безработным, то в такой ситуации предусматривается установление отчислений: в процентном отчислении из пособия по безработице, либо – в твёрдой денежной сумме. Задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы по РФ на момент взыскания (п.4 ст.113 СК РФ).
Взыскание алиментов порой осложняется не перечислением денег организацией, в которой работает должник, несмотря на то, что алименты удерживаются. Как правило, это объясняется отсутствием у работодателя денежных средств на расчетном счёте. В результате такая организация, не перечисляющая алименты взыскателю, превращается в должника. В этой ситуации приставом следует направлять представление о возбуждении уголовного дела (ст. 315 УК РФ) в отношении руководителей таких организаций, что помогает быстро устранить допущенные нарушения.
Трудности вызывает взыскание алиментов на содержание детей, когда должник проживает за рубежом. Возможность исполнения такого взыскания зависит от того, заключён или нет между странами договор (Конвенция23) предусматривающий взаимное оказание правовой помощи по семейным делам, о признании и исполнении судебных постановлений и необходимо ли признание вынесенного судом РФ постановления на территории иностранного государства, где проживает должник.
К сожалению, такую проблему о взыскании алиментов с лица, проживающего за пределами РФ решить невозможно. Во-первых, в зарубежном суде дело будет решаться по законодательству той страны, в которой рассматривается иск. Скорее всего, оно будет серьезно отличаться от законодательства РФ, и сумма, которая будет взыскиваться с алиментообязанного лица, может быть намного меньше, чем та, которая была бы взыскана с него по российскому законодательству. Теоретически возможна даже такая ситуация, когда законодательство иностранного государства в некоторых случаях вообще не будет предусматривать обязанности предоставления родителями средств на содержание детей.
Во-вторых, могут возникнуть сложности с извещением о рассматриваемом деле алиментообязанного супруга, если его место жительства не известно.
Кроме того, самая главная проблема – это материальная сторона вопроса. Супруг, желающий взыскать алименты, вряд ли сможет сам грамотно отстаивать свои интересы в иностранном суде, а услуги юристов за границей обычно очень дороги. Особенно невыгодно судиться за рубежом в тех странах, где действует так называемое «американское правило», когда каждая сторона самостоятельно оплачивает свои судебные расходы. Даже процедура альтернативного урегулирования споров (путем медиации и др.) не спасет ситуацию. Издержки могут в несколько раз превысить цену иска, и взыскание алиментов в данном случае потеряет всякий экономический смысл.
Решить рассмотренные выше проблемы помогла бы ратификация РФ двух важнейших международных документов, посвященных облегчению процедуры получения алиментов за границей: это Конвенция ООН о взыскании за границей алиментов от 20 июня 1956 г.24 и Гаагская Конвенции от 23 ноября 2007 г. "О международном обеспечении получения алиментов и других формах поддержки семьи". В них регламентирован порядок и процедура взыскания алиментов за границей, гарантии прав взыскателей. К каждой из указанных Конвенций присоединилось более 50 государств, однако РФ это делать по-прежнему отказывается. Возможно, на то есть свои причины, однако это выглядит нелогичным в рамках общемирового стремления к борьбе с таким явлением, как уклонение от уплаты алиментов.
Таким образом, перечисленные проблемы неисполнения требований о взыскании алиментов в современных условиях приобретают особую значимость по ряду причин, среди которых несовершенство законодательства, сложности исполнительного производства, рост числа преступлений, связанных с неуплатой алиментов. Неисполнение требований о взыскании алиментов представляет собой нарушение прав ребенка на обеспечение его нормального существования и развития. Лишь устранение перечисленных причин позволит достичь выполнения задач исполнительного производства и восстановления нарушенных прав.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения курсовой работы были выполнены все поставленные задачи, сформулированные в части введения. Подводя итоги, можно сказать, что защита прав и законных интересов ребенка – первейшая обязанность государства. Гарантированность защиты прав детей обеспечивается государством путем проведения им определенной социальной политики.
В Российской правовой системе заложены механизмы защиты прав несовершеннолетних, как в сфере уголовно-процессуального законодательства, так и в сфере гражданского судопроизводства. Семейным кодексом Российской Федерации и Законом об исполнительном производстве установлен порядок исполнения требований исполнительных документов по взысканию алиментов.
Судебному приставу исполнителю предоставлены законом определенные полномочия для достижения поставленных целей, которые реализуются в их практической деятельности. Но, несмотря на это, исполнение требований исполнительных документов алиментного характера связано с множеством проблем. В результате проведенного исследования нами были обозначены следующие проблемы и предложены пути их решения:
-
До настоящего времени достаточно остро стоит вопрос об уклонении должников от уплаты алиментов. В современных условиях рыночной экономики наибольшая сложность заключается даже не в розыске должника, а в поиске его имущества. Получаемые должником доходы искусственно занижаются, «серые» зарплаты не показывают истинные доходы плательщика алиментов и помогают обойти обязательство по уплате алиментов. Взыскателям приходится жаловаться на мизерный размер получаемых ими алиментов.
Для решения этой проблемы мы предлагаем законодательно зафиксировать минимальный размер алиментов хотя бы на уровне прожиточного минимума на ребенка.
2. Зачастую имущество, которым пользуется должник, оказывается ему не принадлежащим и оформленным на родственников, что также помогает уйти от уплаты алиментов, поскольку судебный пристав - исполнитель не вправе обратить взыскание на такое имущество. Представляется, что в этих условиях возбужденное исполнительное производство не имеет каких-либо положительных перспектив, а существующее правовое регулирование данных правоотношений не достигает заявленных целей. Поэтому мы считаем возможным согласиться с теми учеными, которые предлагают внести поправки в статью 235 Гражданского кодекса РФ и "установить правовую возможность судебного обращения взыскания на имущество, приобретенное за счет средств должника, но при этом оформленное на третьих лиц".
3. Еще одним проблемным моментом является порядок расчёта задолженности по алиментам в том случае, когда должник не трудоустроен. Согласно действующему законодательству, долги этой категории лиц определяют исходя из размера среднемесячной заработной платы по стране. Однако в регионах ее величина может быть значительно ниже, и в результате сумма долга становится объективно завышенной. А быстро растущие долги вынуждают должников, проживающих в регионах с низким уровнем зарплаты, "создавать препятствия судебным приставам-исполнителям". Для решения этой проблемы мы предлагаем изложить норму п. 4 ст. 113 Семейного кодекса РФ в следующей редакции: "В случаях, если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в соответствующем регионе Российской Федерации на момент взыскания задолженности".
4. Трудности вызывает взыскание алиментов на содержание детей, когда должник проживает за рубежом. Решить эти трудности помогла бы ратификация РФ двух важнейших международных документов, посвященных облегчению процедуры получения алиментов за границей: это Конвенция ООН о взыскании за границей алиментов от 20 июня 1956 г. и Гаагская Конвенции от 23 ноября 2007 г. "О международном обеспечении получения алиментов и других формах поддержки семьи". В них регламентирован порядок и процедура взыскания алиментов за границей, гарантии прав взыскателей.
5. С целью противодействия ситуации, при которой алименты удерживаются из заработной платы должника, но своевременно не перечисляются взыскателю, мы предлагаем привлекать к ответственности должностных лиц организации по месту работы должника, за несвоевременное, неправильное удержание алиментов, а также за утрату либо несвоевременное возвращение исполнительного документа. Ответственность в данном случае должна быть не только административной и гражданской, так как применение денежных штрафов в большинстве случаев не приносит действенных результатов, но также и уголовной вплоть до лишения главного бухгалтера права заниматься данным видом деятельности.