Файл: Отче т по учебной практике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Обострение противоречий между тенденциями усиления глобальной взаимозависимости и нарастания дисбалансов в мировом развитии. С одной стороны, налицо был факт глобализации международных отношений как усиления взаимозависимости всех объектов и сфер мирового социально-экономического развития. Усиливалось, например, воздействие результатов человеческой деятельности на природную сферу, сферу социальных отношений и индивидуальную жизнь большинства людей, равно как ощущались и обратные действия. С другой стороны, очевидным становилось все большее разрушение связей единого и целостного мира: взаимодействие разных сфер человеческих отношений чаще всего было конфликтным. Это проявилось в следующем: учащение экологических и технологических катастроф; учащение локальных военных конфликтов; росте международного терроризма; росте числа самоубийств; общем падении культурных стандартов в наиболее экономически развитых странах; других проявлениях распада природных, индивидуальных и социальных общностей.

  2. Все более явное обнаружение не просто различной интенсивности экономического развития разных стран, но и его разнонаправленности, разнокритериальности. С одной стороны, глобализация ознаменовала собой новый этап мирового социального, экономического и технологического процессов, цель которого – рост уровня жизни, благосостояния населения. Именно это вектор был основным для глобализации мирохозяйственных связей. Ускорение хозяйственных операций всех видов в результате активизации информационных ресурсов мировой экономики и в итоге – невиданный рост мировых производства, торговли, инвестиций. С другой стороны, как никогда явно обозначилось разное понимание благосостояния разными участниками глобальных процессов. Страновые социокультурные (политические, религиозные, бытовые и пр.) различия не могли не отразиться на стандартах экономического развития стран. Все страны стремятся к росту своих национальных доходов, все хотят повышения жизненного уровня своих граждан, но все применяют для этого различные способы.

  3. Проблема унификации мировых правил ведения хозяйства. Неудачи в деятельности международных организаций. С одной стороны, объективно закономерными были попытки мирового сообщества найти и привести в действие общие для всех стран правила поведения в мировом сообществе, в частности, в мировой экономике. Глобализация как процесс, нивелирующий границы, особенно экономические, между странами, требует создания универсального «языка» хозяйственного общения – торговли, инвестиций, регулирования курсов валют – разных стран. Это в конечном итоге воплотилось в деятельность международных экономических организаций – ВТО, МВФ, МБРР и др. С другой стороны, с учетом отмеченной выше разнокритериальности развития стран сложившиеся в них традиционные способы ведения хозяйства приходили в противоречие с рецептами экономического устройства и регулирования экономических процессов, предлагавшихся в качестве универсальных. Так, общее правило либерализации экономики в целом и внешнеэкономической деятельности, в частности, может привести к благу для страны, если либерализация не будет использована внешнеэкономическими партнерами для эксплуатации уже имеющихся межстрановых различий в развитии.

  4. Концентрация ключевых страновых ресурсов. Однако именно эти различия оказались определяющими в экономических отношениях стран. Проявилось это прежде всего в межстрановом движении факторов производства – природного сырья, рабочей силы, капитала. С одной стороны, возможности перемещения факторов производства из страны в страну в поисках наиболее эффективного применения увеличилось именно благодаря глобализации. С другой стороны, перемещение ресурсов носило не вполне рыночный характер «бегства»: сырье вывозилось по демпинговым ценам, национальный капитал уходил в схемы, не контролируемые правительствами, а рабочая сила искала за границей компенсации заработков, потерянных внутри страны. В итоге доход на капитал (экологическая, финансовая и социальная рента) получали не те страны, которые этот капитал создавали (которые им формально владеют). Развитые страны, несомненно, выиграли от либерализации, взвинтивших темп межстрановых перемещений. Выигрыш стран, отстающих в развитии, не столь очевиден.

  5. Проблема двойных стандартов в экономической политике развитых стран. При этом проблема различий в уровнях развития накладывается на проблему глобальной политики развитых стран. С одной стороны, развитые страны, будучи флагманами глобализации, объективно несут ответственность за все мировое сообщество и мировое хозяйство, в центре которого они находятся. С другой стороны, действуют: таможенные барьеры, замаскированные под антидемпинговую политику; миграционные фильтры; ограничения на допуск нерезидентов к эксплуатации и владению национальными природными ресурсами; небезуспешное управление ценообразованием на мировых сырьевых рынках, которое в итоге защищает развитые страны от того самого процесса глобализации, инициаторами которого они и являются.




ГЛАВА 2. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ И ТЕНДЕНЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

2.1 Структура экономического роста
Структура ВВП по источникам формирования доходов в прогнозном периоде будет относительно стабильной, что определяется политикой в сфере роста доходов населения, снижения уровня бедности, реализации комплекса мер по обеспечению устойчивого и эффективного функционирования рынка труда и решений, принимаемых в рамках налоговой политики.

Доля оплаты труда и смешанных доходов в 2021 г. остается близкой к уровню, достигнутому в 2020 г. в условиях реализации решений по поддержке занятости населения. В 2022–2024 гг. по мере восстановления валовой прибыли доля оплаты труда будет постепенно снижаться, но останется выше среднего уровня 2018–2019 гг. (44,4%). После снижения в 2020 г. доли чистых налогов на производство и импорт до 10,9% ВВП, вследствие падения цен на нефть, в 2021 г. доля чистых налогов повышается до 12,1% с учетом восстановления экономики. В 2022 году она сохранится на высоком уровне, что будет обусловлено, в основном, ростом добычи нефти в рамках сделки ОПЕК+. Последующая стабилизация объемов добычи нефти будет способствовать незначительному снижению доли чистых налогов на производство и импорт до 11,6% ВВП в 2024 году.

Доля валовой прибыли после сокращения до 42,0% ВВП в 2020 г. и до 41,2% в 2021 г. в последующие годы будет постепенно возрастать вследствие ускорения роста экономики и тем самым одновременно создавать условия для роста инвестиций в основной капитал.

Таблица 1. Структура ВВП (в %)


Показатели

2020

2021

2022

2023

2024

Валовой внутренний продукт

100

100

100

100

100

Оплата труда

47,1

46,8

46,5

46,2

45,9

Чистые налоги на производство и

Импорт

10,9

12,1

12,1

11,9

11,6

Валовая прибыль экономики

42,0

41,2

41,5

42,0

42,5


Источник: собственная разработка

Структура использования ВВП претерпит существенные изменения в течение 2022–2024 гг. под влиянием мер, направленных на перезапуск инвестиционного цикла, изменения структуры потребления населения, сдвигов в структуре внешней торговли. Основным источником роста ВВП в 2022–2024 гг. останется внутренний спрос. Темпы роста расходов домохозяйств на конечное потребление после восстановительного роста на 9,0% в 2021 г. выйдут на уровень около 3,1%.

Начиная с 2021 г. ожидается ускорение роста инвестиций в основной капитал выше темпов роста экономики, что выражается в увеличении доли валового накопления основного капитала в 2022–2024 годах.
Таблица 2. Темпы роста компонентов использования ВВП

в % г/г

2020

2021

2022

2023

2024

Валовой внутренний продукт

-3,0

4,2

3,0

3,0

3,0

Расходы на конечное потребление

-5,2

6,5

2,3

2,5

2,5

Домашних хозяйств

-8,6

9,0

3,2

3,1

3,1

Товары

-4,9

7,8

3,1

3,2

3,2

Услуги

-15,7

16,9

4,0

3,3

3,3

Государственного управления

4,0

0,9

0,3

0,8

0,8

Валовое накопление

-2,0

2,0

5,9

4,7

4,8

Основного капитала

-4,3

4,5

4,8

5,0

5,1

Чистый экспорт

Экспорт

-4,3

6,3

6,8

3,6

3,2

Товары

-1,4

5,1

6,3

3,3

2,8

Услуги

-23,8

14,6

11,3

5,9

6,2

Импорт

-12,0

12,2

9,2

3,8

3,5

Товары

-3,4

14,4

3,2

2,8

2,6

Услуги

-34,2

4,0

35,3

7,1

6,3


Источник: собственная разработка

На темпы роста экспорта товаров в 2021–2024 гг. будет оказывать влияние динамика экспорта нефти в соответствии с действующими параметрами сделки ОПЕК+ (рост в 2021 г. меньше роста в 2022 г. с последующей стабилизацией). При этом несырьевой неэнергетический экспорт будет устойчиво расти на всем прогнозном горизонте.

Доля экспорта услуг, сократившаяся в 2020 г. до 3,2% ВВП (3,7% ВВП в 2019 г.), сохранится на этом уровне и в 2021 г., вследствие действующих ограничений на международные перемещения, но в последующие годы будет возрастать – до 3,4% ВВП в 2024 году.

2.2. Социально-экономическое развитие субъектов РФ

По оценкам субъектов Российской Федерации, в 2020 г. в большинстве регионов (63 региона) наблюдался спад темпов роста объема валового регионального продукта (ВРП). При этом наибольший спад (на -5% и более) наблюдался в республиках Саха (Якутия), Коми, Крым, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Ненецком автономном округе, Красноярском и Краснодарском краях, Томской, Новосибирской, Калужской областях.

Ожидается, что в 2021 г. более половины (56,3%) суммарного объема ВРП сформируют 12 субъектов Российской Федерации, а именно: города Москва и Санкт-Петербург, Московская, Самарская, Ростовская и Свердловская области, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ, Красноярский и Краснодарский края, республики Татарстан и Башкортостан. К 2024 году их доля увеличится до 68,6%.

По оценке, среди субъектов Российской Федерации наиболее высокие темпы роста ВРП по итогам 2021 г. ожидаются в Ямало-Ненецком автономном округе – 10,2%, Республике Саха (Якутия) – 8,3%, Челябинской области – 6,7%, Амурской области – 5,1%, Чукотском автономном округе – 4,7%, Краснодарском крае и Нижегородской области – по 4,5% в каждом регионе. На протяжении всего прогнозного периода ожидается рост ВРП в 71 регионе.
Таблица 3. Среднегодовые темпы роста ВРП в 2022–2024 годах

Субъекты РФ с наилучшей динамикой

Субъекты РФ с наихудшей динамикой

Субъект

Место

Темп

Субъект

Место

Темп

Чукотский автономный округ


1


113,9

Республика

Северная Осетия – Алания


76


101,5

Иркутская область

2

107,6

Владимирская область

77

101,4

Республика Саха (Якутия)

3

105,7

Курганская область

78

101,3

Московская область

4

104,6

Мурманская область Республика Тыва Республика Карелия Кировская область


79–82


101,2

Приморский край

5

104,4

Амурская область

6

104,2

Республика Адыгея

7

104,1

Удмуртская Республика

83

101,1

Свердловская область


8


104,0

Ханты-Мансийский

автономный округ – Югра


84


100,7

Республика Башкортостан Республика Дагестан


9-10


103,9


Республика Коми


85


99,7