ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Обострение противоречий между тенденциями усиления глобальной взаимозависимости и нарастания дисбалансов в мировом развитии. С одной стороны, налицо был факт глобализации международных отношений как усиления взаимозависимости всех объектов и сфер мирового социально-экономического развития. Усиливалось, например, воздействие результатов человеческой деятельности на природную сферу, сферу социальных отношений и индивидуальную жизнь большинства людей, равно как ощущались и обратные действия. С другой стороны, очевидным становилось все большее разрушение связей единого и целостного мира: взаимодействие разных сфер человеческих отношений чаще всего было конфликтным. Это проявилось в следующем: учащение экологических и технологических катастроф; учащение локальных военных конфликтов; росте международного терроризма; росте числа самоубийств; общем падении культурных стандартов в наиболее экономически развитых странах; других проявлениях распада природных, индивидуальных и социальных общностей. -
Все более явное обнаружение не просто различной интенсивности экономического развития разных стран, но и его разнонаправленности, разнокритериальности. С одной стороны, глобализация ознаменовала собой новый этап мирового социального, экономического и технологического процессов, цель которого – рост уровня жизни, благосостояния населения. Именно это вектор был основным для глобализации мирохозяйственных связей. Ускорение хозяйственных операций всех видов в результате активизации информационных ресурсов мировой экономики и в итоге – невиданный рост мировых производства, торговли, инвестиций. С другой стороны, как никогда явно обозначилось разное понимание благосостояния разными участниками глобальных процессов. Страновые социокультурные (политические, религиозные, бытовые и пр.) различия не могли не отразиться на стандартах экономического развития стран. Все страны стремятся к росту своих национальных доходов, все хотят повышения жизненного уровня своих граждан, но все применяют для этого различные способы. -
Проблема унификации мировых правил ведения хозяйства. Неудачи в деятельности международных организаций. С одной стороны, объективно закономерными были попытки мирового сообщества найти и привести в действие общие для всех стран правила поведения в мировом сообществе, в частности, в мировой экономике. Глобализация как процесс, нивелирующий границы, особенно экономические, между странами, требует создания универсального «языка» хозяйственного общения – торговли, инвестиций, регулирования курсов валют – разных стран. Это в конечном итоге воплотилось в деятельность международных экономических организаций – ВТО, МВФ, МБРР и др. С другой стороны, с учетом отмеченной выше разнокритериальности развития стран сложившиеся в них традиционные способы ведения хозяйства приходили в противоречие с рецептами экономического устройства и регулирования экономических процессов, предлагавшихся в качестве универсальных. Так, общее правило либерализации экономики в целом и внешнеэкономической деятельности, в частности, может привести к благу для страны, если либерализация не будет использована внешнеэкономическими партнерами для эксплуатации уже имеющихся межстрановых различий в развитии. -
Концентрация ключевых страновых ресурсов. Однако именно эти различия оказались определяющими в экономических отношениях стран. Проявилось это прежде всего в межстрановом движении факторов производства – природного сырья, рабочей силы, капитала. С одной стороны, возможности перемещения факторов производства из страны в страну в поисках наиболее эффективного применения увеличилось именно благодаря глобализации. С другой стороны, перемещение ресурсов носило не вполне рыночный характер «бегства»: сырье вывозилось по демпинговым ценам, национальный капитал уходил в схемы, не контролируемые правительствами, а рабочая сила искала за границей компенсации заработков, потерянных внутри страны. В итоге доход на капитал (экологическая, финансовая и социальная рента) получали не те страны, которые этот капитал создавали (которые им формально владеют). Развитые страны, несомненно, выиграли от либерализации, взвинтивших темп межстрановых перемещений. Выигрыш стран, отстающих в развитии, не столь очевиден. -
Проблема двойных стандартов в экономической политике развитых стран. При этом проблема различий в уровнях развития накладывается на проблему глобальной политики развитых стран. С одной стороны, развитые страны, будучи флагманами глобализации, объективно несут ответственность за все мировое сообщество и мировое хозяйство, в центре которого они находятся. С другой стороны, действуют: таможенные барьеры, замаскированные под антидемпинговую политику; миграционные фильтры; ограничения на допуск нерезидентов к эксплуатации и владению национальными природными ресурсами; небезуспешное управление ценообразованием на мировых сырьевых рынках, которое в итоге защищает развитые страны от того самого процесса глобализации, инициаторами которого они и являются.
ГЛАВА 2. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ И ТЕНДЕНЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1 Структура экономического роста
Структура ВВП по источникам формирования доходов в прогнозном периоде будет относительно стабильной, что определяется политикой в сфере роста доходов населения, снижения уровня бедности, реализации комплекса мер по обеспечению устойчивого и эффективного функционирования рынка труда и решений, принимаемых в рамках налоговой политики.
Доля оплаты труда и смешанных доходов в 2021 г. остается близкой к уровню, достигнутому в 2020 г. в условиях реализации решений по поддержке занятости населения. В 2022–2024 гг. по мере восстановления валовой прибыли доля оплаты труда будет постепенно снижаться, но останется выше среднего уровня 2018–2019 гг. (44,4%). После снижения в 2020 г. доли чистых налогов на производство и импорт до 10,9% ВВП, вследствие падения цен на нефть, в 2021 г. доля чистых налогов повышается до 12,1% с учетом восстановления экономики. В 2022 году она сохранится на высоком уровне, что будет обусловлено, в основном, ростом добычи нефти в рамках сделки ОПЕК+. Последующая стабилизация объемов добычи нефти будет способствовать незначительному снижению доли чистых налогов на производство и импорт до 11,6% ВВП в 2024 году.
Доля валовой прибыли после сокращения до 42,0% ВВП в 2020 г. и до 41,2% в 2021 г. в последующие годы будет постепенно возрастать вследствие ускорения роста экономики и тем самым одновременно создавать условия для роста инвестиций в основной капитал.
Таблица 1. Структура ВВП (в %)
Показатели | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 |
Валовой внутренний продукт | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Оплата труда | 47,1 | 46,8 | 46,5 | 46,2 | 45,9 |
Чистые налоги на производство и Импорт | 10,9 | 12,1 | 12,1 | 11,9 | 11,6 |
Валовая прибыль экономики | 42,0 | 41,2 | 41,5 | 42,0 | 42,5 |
Источник: собственная разработка
Структура использования ВВП претерпит существенные изменения в течение 2022–2024 гг. под влиянием мер, направленных на перезапуск инвестиционного цикла, изменения структуры потребления населения, сдвигов в структуре внешней торговли. Основным источником роста ВВП в 2022–2024 гг. останется внутренний спрос. Темпы роста расходов домохозяйств на конечное потребление после восстановительного роста на 9,0% в 2021 г. выйдут на уровень около 3,1%.
Начиная с 2021 г. ожидается ускорение роста инвестиций в основной капитал выше темпов роста экономики, что выражается в увеличении доли валового накопления основного капитала в 2022–2024 годах.
Таблица 2. Темпы роста компонентов использования ВВП
в % г/г | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 |
Валовой внутренний продукт | -3,0 | 4,2 | 3,0 | 3,0 | 3,0 |
Расходы на конечное потребление | -5,2 | 6,5 | 2,3 | 2,5 | 2,5 |
Домашних хозяйств | -8,6 | 9,0 | 3,2 | 3,1 | 3,1 |
Товары | -4,9 | 7,8 | 3,1 | 3,2 | 3,2 |
Услуги | -15,7 | 16,9 | 4,0 | 3,3 | 3,3 |
Государственного управления | 4,0 | 0,9 | 0,3 | 0,8 | 0,8 |
Валовое накопление | -2,0 | 2,0 | 5,9 | 4,7 | 4,8 |
Основного капитала | -4,3 | 4,5 | 4,8 | 5,0 | 5,1 |
Чистый экспорт | |||||
Экспорт | -4,3 | 6,3 | 6,8 | 3,6 | 3,2 |
Товары | -1,4 | 5,1 | 6,3 | 3,3 | 2,8 |
Услуги | -23,8 | 14,6 | 11,3 | 5,9 | 6,2 |
Импорт | -12,0 | 12,2 | 9,2 | 3,8 | 3,5 |
Товары | -3,4 | 14,4 | 3,2 | 2,8 | 2,6 |
Услуги | -34,2 | 4,0 | 35,3 | 7,1 | 6,3 |
Источник: собственная разработка
На темпы роста экспорта товаров в 2021–2024 гг. будет оказывать влияние динамика экспорта нефти в соответствии с действующими параметрами сделки ОПЕК+ (рост в 2021 г. меньше роста в 2022 г. с последующей стабилизацией). При этом несырьевой неэнергетический экспорт будет устойчиво расти на всем прогнозном горизонте.
Доля экспорта услуг, сократившаяся в 2020 г. до 3,2% ВВП (3,7% ВВП в 2019 г.), сохранится на этом уровне и в 2021 г., вследствие действующих ограничений на международные перемещения, но в последующие годы будет возрастать – до 3,4% ВВП в 2024 году.
2.2. Социально-экономическое развитие субъектов РФ
По оценкам субъектов Российской Федерации, в 2020 г. в большинстве регионов (63 региона) наблюдался спад темпов роста объема валового регионального продукта (ВРП). При этом наибольший спад (на -5% и более) наблюдался в республиках Саха (Якутия), Коми, Крым, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Ненецком автономном округе, Красноярском и Краснодарском краях, Томской, Новосибирской, Калужской областях.
Ожидается, что в 2021 г. более половины (56,3%) суммарного объема ВРП сформируют 12 субъектов Российской Федерации, а именно: города Москва и Санкт-Петербург, Московская, Самарская, Ростовская и Свердловская области, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ, Красноярский и Краснодарский края, республики Татарстан и Башкортостан. К 2024 году их доля увеличится до 68,6%.
По оценке, среди субъектов Российской Федерации наиболее высокие темпы роста ВРП по итогам 2021 г. ожидаются в Ямало-Ненецком автономном округе – 10,2%, Республике Саха (Якутия) – 8,3%, Челябинской области – 6,7%, Амурской области – 5,1%, Чукотском автономном округе – 4,7%, Краснодарском крае и Нижегородской области – по 4,5% в каждом регионе. На протяжении всего прогнозного периода ожидается рост ВРП в 71 регионе.
Таблица 3. Среднегодовые темпы роста ВРП в 2022–2024 годах
Субъекты РФ с наилучшей динамикой | Субъекты РФ с наихудшей динамикой | ||||
Субъект | Место | Темп | Субъект | Место | Темп |
Чукотский автономный округ | 1 | 113,9 | Республика Северная Осетия – Алания | 76 | 101,5 |
Иркутская область | 2 | 107,6 | Владимирская область | 77 | 101,4 |
Республика Саха (Якутия) | 3 | 105,7 | Курганская область | 78 | 101,3 |
Московская область | 4 | 104,6 | Мурманская область Республика Тыва Республика Карелия Кировская область | 79–82 | 101,2 |
Приморский край | 5 | 104,4 | |||
Амурская область | 6 | 104,2 | |||
Республика Адыгея | 7 | 104,1 | Удмуртская Республика | 83 | 101,1 |
Свердловская область | 8 | 104,0 | Ханты-Мансийский автономный округ – Югра | 84 | 100,7 |
Республика Башкортостан Республика Дагестан | 9-10 | 103,9 | Республика Коми | 85 | 99,7 |