ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Источник: Росстат, ФТС России, расчеты Минэкономразвития России.
В предыдущие годы в России создана устойчивая экономическая база. В настоящее время Россия – страна со средним уровнем развития и доходами выше среднего (по классификации Всемирного банка), что фактически означает исчерпание потенциала «догоняющего» роста. При этом для достижения целевых ориентиров, определенных Президентом Российской Федерации, темп экономического роста в России должен составлять 3–3,5% ежегодно. Основной задачей экономической политики является обеспечение условий для устойчивого развития экономики и выхода ее на целевые темпы роста.
Пандемия новой коронавирусной инфекции обострила проблемы, существовавшие в мировой экономике до нее, а также создала новые вызовы. Основными из них являются: риски для мировой макростабильности, не до конца понятные постковидные изменения структуры спроса и организации бизнеса, технологические вызовы, усиление тренда на регионализацию экономик и климатическая повестка. В совокупности это повышает уровень неопределенности для российской экономики. Поэтому вторая задача – не только обеспечить целевые темпы роста, но и повысить устойчивость к внешним шокам и адаптивность экономики к изменениям.
Совокупность результатов решений, принятых Правительством Российской Федерации в 2018–2021 гг. (государственные программы Российской Федерации, национальные проекты и иные «точечные» решения), позволяет вывести экономический рост на целевые ориентиры. При этом основным условием является их реализация в полном объеме.
В целом увеличение гибкости экономической системы, возможность ее быстрой подстройки под динамично меняющиеся внешние условия позволит минимизировать диапазон отклонений от целевой траектории.
В среднесрочной перспективе ключевыми направлениями экономической политики, обеспечивающими экономический рост на целевом уровне, станут:
-
обеспечение эффективной занятости и рост доходов населения (прежде всего, оплаты труда и предпринимательских доходов за счет развития МСП, ИП и самозанятости), что требует повышения гибкости рынка труда, улучшения систем подготовки и переподготовки кадров с акцентом на современные компетенции, легализации и повышения уровня участия в рабочей силе, эффективной миграционной политики; -
запуск инвестиционного цикла с акцентом, прежде всего на частные инвестиции. В то же время государственные инвестиции будут обеспечивать создание инфраструктурных условий для привлечения частных инвесторов, а также повышение качества жизни; -
стимулирование технологического развития, в том числе за счет регуляторных условий, интеграции науки, образования и бизнеса; -
развитие экспортного потенциала с акцентом на несырьевой неэнергетический экспорт; -
реализация климатической повестки; -
повышение транспортной связанности страны; -
пространственное развитие, предполагающее сокращение межрегиональной дифференциации в качестве жизни при сохранении стимулов к развитию у регионов-лидеров, увеличение числа точек экономического роста; -
развитие человеческого капитала через повышение качества и доступности медицины, образования, культуры, качественной среды и безопасности (с учетом растущих требований к качеству жизни) с использованием современных технологий; -
сохранение макростабильности как условия долгосрочного роста.
Результатом реализации комплекса принятых решений уже к концу среднесрочного периода станет выход экономики России на целевые темпы роста. Кроме того, в прогнозном периоде начнется изменение структуры экономики и структуры занятости населения: ожидается интенсивное развитие и, как следствие, увеличение доли высокотехнологичных и сервисных секторов экономики, а внутри секторов – увеличение доли высокооплачиваемых рабочих мест. Окончание этапа структурных изменений ожидается за пределами среднесрочного прогнозного горизонта.
РАЗДЕЛ 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ РФ В ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
В предыдущие годы в России создана устойчивая экономическая база. В настоящее время Россия – страна со средним уровнем развития и доходами выше среднего (по классификации Всемирного банка), что фактически означает исчерпание потенциала «догоняющего» роста. При этом для достижения целевых ориентиров, определенных Президентом Российской Федерации, темп экономического роста в России должен составлять 3–3,5% ежегодно. Основной задачей экономической политики является обеспечение условий для устойчивого развития экономики и выхода ее на целевые темпы роста.
Пандемия новой коронавирусной инфекции обострила проблемы, существовавшие в мировой экономике до нее, а также создала новые вызовы. Основными из них являются: риски для мировой макростабильности, не до конца понятные постковидные изменения структуры спроса и организации бизнеса, технологические вызовы, усиление тренда на регионализацию экономик и климатическая повестка. В совокупности это повышает уровень неопределенности для российской экономики. Поэтому вторая задача – не только обеспечить целевые темпы роста, но и повысить устойчивость к внешним шокам и адаптивность экономики к изменениям.
Совокупность результатов решений, принятых Правительством Российской Федерации в 2020–2024 гг. (государственные программы Российской Федерации, национальные проекты и иные «точечные» решения), позволяет вывести экономический рост на целевые ориентиры. При этом основным условием является их реализация в полном объеме.
В целом увеличение гибкости экономической системы, возможность ее быстрой подстройки под динамично меняющиеся внешние условия позволит минимизировать диапазон отклонений от целевой траектории.
В среднесрочной перспективе ключевыми направлениями экономической политики, обеспечивающими экономический рост на целевом уровне, станут:
-
Обеспечение эффективной занятости и рост доходов населения (прежде всего, оплаты труда и предпринимательских доходов за счет развития МСП, ИП и самозанятости), что требует повышения гибкости рынка труда, улучшения систем подготовки и переподготовки кадров с акцентом на современные компетенции, легализации и повышения уровня участия в рабочей силе, эффективной миграционной политики; -
Запуск инвестиционного цикла с акцентом, прежде всего на частные инвестиции. В то же время государственные инвестиции будут обеспечивать создание инфраструктурных условий для привлечения частных инвесторов, а также повышение качества жизни; -
Стимулирование технологического развития, в том числе за счет регуляторных условий, интеграции науки, образования и бизнеса; -
Развитие экспортного потенциала с акцентом на несырьевой неэнергетический экспорт; -
Реализация климатической повестки; -
Повышение транспортной связанности страны; -
Пространственное развитие, предполагающее сокращение межрегиональной дифференциации в качестве жизни при сохранении стимулов к развитию у регионов-лидеров, увеличение числа точек экономического роста.
Результатом реализации комплекса принятых решений уже к концу среднесрочного периода станет выход экономики России на целевые темпы роста. Кроме того, в прогнозном периоде начнется изменение структуры экономики и структуры занятости населения: ожидается интенсивное развитие и, как следствие, увеличение доли высокотехнологичных и сервисных секторов экономики, а внутри секторов – увеличение доли высокооплачиваемых рабочих мест. Окончание этапа структурных изменений ожидается за пределами среднесрочного прогнозного горизонта.
Таким образом, несмотря на многие политические проблемы, которые преследуют Россию на международной арене, влияние глобализации сказывается на России в любом случае. Россия открыта для взаимовыгодного тесного дружного сотрудничества.
Глобализация – непростой многосторонний процесс, влекущий к ряду спорных результатов в международной экономике.
К положительным сторонам глобализации можно причислить то, что данный процесс содействует углублению специализации и интернационального разделения труда, а также формированию новейших конкурентоспособных отраслей и наиболее ожесточенному соперничеству на традиционных рынках.
Помимо этого, обостряя конкурентную борьбу, глобализация активизирует формирование новейших технологий и их продвижение среди государств. В её условиях темпы увеличения инвестиций значительно превышают темпы роста международной торговли, что считается главным условием в образовании международных компаний и оказывает прямое влияние на национальные экономики. [2, с. 188]
Так же стоит отметить, что глобализация обладает рядом негативных последствий для международной экономики.
Глобализация повышает неравномерность и изменчивость всемирного, и
национального развития экономики. В целом, это сопряжено с тем, что единые государственные рынки разваливаются из-за разделения хозяйственных комплексов на экспортоориентированные и на те, что не способны эффективно функционировать в условиях мирового рынка. Подобное приводит к внезапному материальному расслоению населения в соответствии с увеличением доли населения, которые заняты в малоэффективных секторах экономики. [4, с. 71]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Резюмируя в целом проделанную работу, темпы роста развитых западных стран, несмотря на некоторые спады, продолжают оставаться стабильными. В частности, в США увеличиваются расходы на безопасность, растет уровень внутреннего потребления, также увеличивается мировой ВВП, который формируется во многом за счет деятельности на мировом рынке.
Напротив, страны мировой периферии, несмотря на экономический рост, не могут достичь уровня стран Западной Европы и США. Их экономический рост, как показывает недавняя история, достигается либо за счет развития традиционных секторов экономики - например, за счет сырья, либо с помощью западных инвестиций, помощи международных финансовых организаций или списания долгов. Оговоримся, что западные инвестиции в наукоемкие отрасли развивающихся стран, безусловно, играют важную роль с точки зрения постиндустриальной концепции, но для развития этих отраслей и выхода на мировой рынок потребуются годы. Следовательно, приходится признать, что экономический рост развивающихся стран, даже если его показатели высоки, еще не может приблизить эти страны даже отдаленно к уровню постиндустриального развития.
Таким образом, глобализация в ее современных тенденциях ставит проблему элементарного экономического выживания для большинства стран мира. И возникает вопрос: насколько мирно население этих стран решит эту проблему?
Экономическим угрозам глобализации можно противостоять только путем перехода от индустриальной экономики, традиционно рассчитанной на неограниченное потребление, к постиндустриальной. Основными чертами постиндустриальной экономики являются формирование высокотехнологичного производства, высокий уровень развития коммуникаций и расширение сферы услуг. В то же время традиционные направления экономической деятельности, такие как экспорт энергоносителей, являются прерогативой развивающихся стран и, хотя и приносят прибыль и положительно влияют на экономический рост, являются скорее краткосрочными тактическими, чем долгосрочными стратегическими.