Файл: Психологическое напряжение и перенапряжение в тренировочном процессе.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
психических состояний каждого из спортсменов, и тренер может формулировать для них общие рекомендации.
В тот момент времени, когда тренировочная нагрузка у спортсмена наиболее возрастёт, возможно временное психическое напряжение, к которому нужно относиться спокойно, так как после снижения объема работы и восстановления, наступает рост спортивного результата. В период психического перенапряжения интерес к тренировкам может снижаться, а количество отрицательных переживаний увеличиваться. В этом случае нужно проявить волю и выдержку, заменить побуждения «хочу отдохнуть» на «должен выполнить» и побольше представлять радости победы, как награду за свой нелёгкий путь. В этот трудный период нужно быть более организованным, отвлечься от спешки и суеты и сохранять силы для тренировки и интерес к активному отдыху. Чем выше будет возникать усталость, тем критичнее нужно относиться к себе, уважать окружающих и тренера. А также понимать, что ошибки есть у всех и конфликтен тот, кто не хочет это понять, а обиды - это явление временное, они уходят с уменьшением нагрузки. Поэтому нужно проявлять терпение и оптимизм. А для экономии сил нужно контролировать общение с окружающими, уходить от раздражающих разговоров, стараться взаимодействовать с теми, которые несут положительный эмоциональный заряд. Стараться переносить различные болевые ощущения, как положительный фактор связанный с жёсткой перестройкой организма, за которой последует облегчение и рост спортивных результатов. Если придут тревоги и беспокойства, они обусловлены утомлённым состоянием, они исчезнут, когда всё придёт в норму.
Тренер должен учитывать, что: полное отсутствие у спортсмена признаков психического перенапряжения в пик тренировочных нагрузок, может быть результатом неправильного построения тренировочного процесса. Если при нагрузке далёкой от максимума у спортсмена наблюдаются признаки первой стадии психического перенапряжения, то причину нужно искать во внешних факторах, например: в конфликтах с окружающими, в снижении мотивации, появление новой системы ценностей и т.д. При появлении признаков первой стадии перенапряжения, требуется коррекция поведения спортсмена, или его режима, а не уменьшение тренировочной нагрузки. При появлении второй стадии перенапряжения тренеру следует пересмотреть запланированную нагрузку и систему восстановления спортсмена. Если обнаружатся признаки третий стадии перенапряжения, то это значит, что тренер допустил ошибки в расчётах, в результате которых может произойти, длительное восстановление и смещение целевых установок, нарушение непрерывности подготовки к результату экстракласса. Может быть так, что в самый нагрузочный период от накопившейся усталости спортсмен будет настаивать на пропуске занятия, то трене должен суметь дипломатично, но твёрдо объяснить ему, что делать нельзя. По той причине, что период его нервно психического восстановления возрастёт, и спортсмен не сумеет ко дню выступления подойти в нужной форме. На почве усталости даже между опытным спортсменом и тренером могут возникнуть конфликты, которые тренер должен предвидеть и по возможности предупреждать и делать это таким образом, чтобы они ни послужили примером для повторения другими более молодыми учениками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Знание особенностей психических состояний и их влияние на результат выступления способствует выработке индивидуально-своеобразной последовательности действий и саморегуляции, направленных на поддержание оптимального уровня психического напряжения. Так же знание признаков психического перенапряжения позволяет тренеру вносить коррективы в тренировочный процесс сообразно с динамикой психических состояний спортсмена. Ведь состояние психической напряженности возникает при выполнении человеком продуктивной деятельности в каких-либо трудных условиях и оказывает сильное влияние на её эффективность. В психологической структуре напряженности особая роль принадлежит мотивационному и эмоциональному компонентам. Если первый регулирует деятельность со стороны значимости для субъекта задачи, ситуации в связи с его потребностями, установками, ценностными ориентациями и т. д., то эмоциональный компонент производит соотнесённость этой значимости с конкретными обстоятельствами и с этой целью “включает” все механизмы жизнедеятельности человека. Это способствует поддержанию высокого уровня функционирования психических и биологических процессов, что в свою очередь является предпосылкой выполнения деятельности в сложных условиях. Спортсмен, в свою очередь, должен понимать необходимость пережить это состояние, так как нередко только пройдя через него можно надеяться на улучшение спортивных результатов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В тот момент времени, когда тренировочная нагрузка у спортсмена наиболее возрастёт, возможно временное психическое напряжение, к которому нужно относиться спокойно, так как после снижения объема работы и восстановления, наступает рост спортивного результата. В период психического перенапряжения интерес к тренировкам может снижаться, а количество отрицательных переживаний увеличиваться. В этом случае нужно проявить волю и выдержку, заменить побуждения «хочу отдохнуть» на «должен выполнить» и побольше представлять радости победы, как награду за свой нелёгкий путь. В этот трудный период нужно быть более организованным, отвлечься от спешки и суеты и сохранять силы для тренировки и интерес к активному отдыху. Чем выше будет возникать усталость, тем критичнее нужно относиться к себе, уважать окружающих и тренера. А также понимать, что ошибки есть у всех и конфликтен тот, кто не хочет это понять, а обиды - это явление временное, они уходят с уменьшением нагрузки. Поэтому нужно проявлять терпение и оптимизм. А для экономии сил нужно контролировать общение с окружающими, уходить от раздражающих разговоров, стараться взаимодействовать с теми, которые несут положительный эмоциональный заряд. Стараться переносить различные болевые ощущения, как положительный фактор связанный с жёсткой перестройкой организма, за которой последует облегчение и рост спортивных результатов. Если придут тревоги и беспокойства, они обусловлены утомлённым состоянием, они исчезнут, когда всё придёт в норму.
Тренер должен учитывать, что: полное отсутствие у спортсмена признаков психического перенапряжения в пик тренировочных нагрузок, может быть результатом неправильного построения тренировочного процесса. Если при нагрузке далёкой от максимума у спортсмена наблюдаются признаки первой стадии психического перенапряжения, то причину нужно искать во внешних факторах, например: в конфликтах с окружающими, в снижении мотивации, появление новой системы ценностей и т.д. При появлении признаков первой стадии перенапряжения, требуется коррекция поведения спортсмена, или его режима, а не уменьшение тренировочной нагрузки. При появлении второй стадии перенапряжения тренеру следует пересмотреть запланированную нагрузку и систему восстановления спортсмена. Если обнаружатся признаки третий стадии перенапряжения, то это значит, что тренер допустил ошибки в расчётах, в результате которых может произойти, длительное восстановление и смещение целевых установок, нарушение непрерывности подготовки к результату экстракласса. Может быть так, что в самый нагрузочный период от накопившейся усталости спортсмен будет настаивать на пропуске занятия, то трене должен суметь дипломатично, но твёрдо объяснить ему, что делать нельзя. По той причине, что период его нервно психического восстановления возрастёт, и спортсмен не сумеет ко дню выступления подойти в нужной форме. На почве усталости даже между опытным спортсменом и тренером могут возникнуть конфликты, которые тренер должен предвидеть и по возможности предупреждать и делать это таким образом, чтобы они ни послужили примером для повторения другими более молодыми учениками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Знание особенностей психических состояний и их влияние на результат выступления способствует выработке индивидуально-своеобразной последовательности действий и саморегуляции, направленных на поддержание оптимального уровня психического напряжения. Так же знание признаков психического перенапряжения позволяет тренеру вносить коррективы в тренировочный процесс сообразно с динамикой психических состояний спортсмена. Ведь состояние психической напряженности возникает при выполнении человеком продуктивной деятельности в каких-либо трудных условиях и оказывает сильное влияние на её эффективность. В психологической структуре напряженности особая роль принадлежит мотивационному и эмоциональному компонентам. Если первый регулирует деятельность со стороны значимости для субъекта задачи, ситуации в связи с его потребностями, установками, ценностными ориентациями и т. д., то эмоциональный компонент производит соотнесённость этой значимости с конкретными обстоятельствами и с этой целью “включает” все механизмы жизнедеятельности человека. Это способствует поддержанию высокого уровня функционирования психических и биологических процессов, что в свою очередь является предпосылкой выполнения деятельности в сложных условиях. Спортсмен, в свою очередь, должен понимать необходимость пережить это состояние, так как нередко только пройдя через него можно надеяться на улучшение спортивных результатов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Николай Дмитриевич Левитов «О психических состояниях человека» - Изд-во: Москва: Просвещение – 1964 г. - 344 с. -
Наенко Нина Ивановна «Психическая напряженность» - Изд-во: Москва: Изд-во Моск. ун-та. – 2012 г. - 112 с. -
Психологическое напряжение и перенапряжение в тренировочном процессе [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studopedia.ru/18_54106_psihologicheskoe-napryazhenie-i-perenapryazhenie-v-trenirovochnom-protsesse.html - (Дата обращения: 28.02.2023) -
Психическое напряжение спортсмена [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studbooks.net/695708/psihologiya/psihicheskoe_napryazhenie_sportsmena - (Дата обращения: 01.03.2023) -
Признаки психического перенапряжения в тренировочном процессе [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lektsiopedia.org/lek-26703.html - (Дата обращения: 01.03.2023) -
Психическое напряжение и перенапряжение в учебно-тренировочном процессе [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studfile.net/preview/2899177/page:29/- (Дата обращения: 02.03.2023) -
Психологическое напряжение и перенапряжение в тренировочном процессе (на основе исследований Г.Д. Горбунова) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sport2donsk.ru/wp-content/uploads/2022/10/psihicheskoe-napryazhenie-i-perenapryazhenie-v-trenirovochnom-proczesse.pdf - (Дата обращения: 02.03.2023)