Файл: Экскурсионная деятельность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Экскурсионная деятельность

Экскурсия - слово, знакомое с детства. Практически каждый школьник и студент неоднократно участвовал в учебной или познавательной экскурсии, так как это одна из форм обучения и воспитания. Ни один культурно-познавательный тур также не обходится без экскурсий. Экскурсионные услуги в той или иной форме представлены в основной массе разрабатываемых туров. Кроме того, экскурсии - основа познавательного туризма. Именно поэтому экскурсионная деятельность считается одним из основных компонентов индустрии туризма.

Прежде чем рассматривать основные аспекты экскурсионной деятельности и особенности ее взаимодействия с туристской, необходимо прояснить ряд вопросов теории экскурсоведения. В частности, мы дадим определение понятию "экскурсия", определим содержание и сущность экскурсии, выделим ее основные признаки, проведем детальную классификацию экскурсий.

Понятие и сущность экскурсии. Согласно определению, приведенному в "Энциклопедии туриста": "Экскурсия - коллективное или индивидуальное посещение достопримечательных мест, музеев и т. п. в учебных или культурно-просветительских целях под руководством экскурсовода"[Арефьев В.Е. Введение в туризм. Барнаул: АлтГУ, 2002.]. Более глубокое пояснение сущности экскурсии приводится в "Словаре русского языка": "Экскурсия - организованный, сопровождаемый объяснениями показ чего-либо (произведений искусства, памятников прошлого, каких-либо сооружений, механизмов и т. д.), проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью".

Экскурсия также часто определяется как методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также профессионально подготовленный рассказ экскурсовода о событиях, связанных с ними. Многие авторы не соглашаются с данным определением. В частности, Т.М. Глушанок и Н.М. Хуусконен подчеркивают, что в практической деятельности экскурсия рассматривается в нескольких аспектах, а именно как[Биржаков М.Б. Введение в туризм. М.; СПб.: Невский фонд; Герда, 2007.]:

  • самостоятельная форма воспитания и обучения, а также как составная часть других форм обучения и воспитания;

  • форма работы с массовой аудиторией и одна из форм обучения;

  • форма организации культурного досуга, воспитательной работы;

  • эпизодическое (разовое) мероприятие, часть тематического цикла, а также как одна из ступеней познания;

  • форма распространения научных знаний, идейного воспитания;

  • мероприятие по одному из направлений воспитания патриотического, трудового, эстетического, а также как часть процесса формирования всесторонне развитой личности;

  • автономная форма культурно-просветительной работы и как неотъемлемая часть организованного туризма;

  • форма межличностного общения экскурсовода с экскурсантами, экскурсантов друг с другом и как форма общения экскурсантов с объектами.


Б.В. Емельянов под сущностью экскурсии понимает "наглядный процесс познания окружающего нас мира", связанный с заранее подобранными объектами, которые изучают на месте их расположения. Экскурсия - целенаправленный процесс восприятия окружающей нас действительности, построенный на слиянии зрительных и смысловых впечатлений.[Гулиев Н.А., Кулагина Е.В. Введение в специальность: Туризм. Омск: ОГИС, 2002.]

Экскурсия выполняет целый ряд важных задач. В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача).[Дмитриенко Ю.В., Кармашкова Н.В., Чернова Т.В. Основы туристского бизнеса. Хабаровск: ДВГУПС, 2003.]

Каждой экскурсии присущи определенные признаки, при отсутствии которых ее нельзя считать таковой. Б.В. Емельянов выделил шесть обязательных признаков экскурсии, скорректированных впоследствии Т.М. Глушанок и Н.М. Хуусконен и авторами данного курса[Каурова А.Д. Организация сферы туризма. СПб.: Невский фонд; Герда, 2006.]:

  • протяженность по времени, обычно от академического часа до одного дня;

  • наличие экскурсантов - экскурсионной группы (15-30 человек) или индивидуалов;

  • наличие квалифицированного экскурсовода, проводящего экскурсию;

  • наличие объекта экскурсионного показа;

  • показ и осмотр экскурсионных объектов на месте их расположения, наглядность, первичность зрительных впечатлений;

  • передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту;

  • знакомство с объектами в движении и на остановках, в частности с выходом из автобуса;

  • целенаправленность показа и наличие четко определенной темы, являющейся стержнем осмотра и диктующей его направление;

  • активная деятельность участников - наблюдение, изучение, исследование объектов.

Классификация экскурсий. Была принята в середине 1970-х гг. Центральным советом по туризму и экскурсиям Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов. К настоящему моменту приводимая ниже классификация имеет свою актуальность, претерпев лишь небольшие изменения. Согласно классификации, все экскурсии подразделяются 

по следующим признакам: содержанию, составу и количеству участников, месту проведения, способу передвижения, продолжительности, форме проведения.

По содержанию экскурсии делятся на обзорные и тематические. Обзорные экскурсии многоплановые, они основываются на показе самых различных объектов. В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом, что позволяет дать общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. Хронологические рамки такой экскурсии - время существования города с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития.

Тематические экскурсии посвящены раскрытию одной темы. Они подразделяются на исторические, производственные, искусствоведческие, литературные, природоведческие (экологические), архитектурно-градостроительные. Исторические экскурсии по своему содержанию подразделяются на следующие группы: археологические, историко-краеведческие, этнографические, военно-исторические, историко-биографические, экскурсии в исторические музеи. Производственные делятся на четыре группы: производственно-исторические; производственно-экономические; производственно-технические; профессионально-ориентационные для учащихся.

Искусствоведческие экскурсии бывают историко-театральными, а также организуются по художественным народным промыслам, местам жизни и деятельности представителей культуры, в картинные галереи и выставочные залы, музеи, в мастерские художников и скульпторов. Литературные подразделяются на литературно-биографические, историко-литературные, литературно-художественные, экскурсии в литературные музеи. Природоведческие обычно имеют экологическую направленность.

Архитектурно-градостроительные экскурсии бывают: с показом архитектурных построек города, памятников архитектуры определенного исторического периода, дающими представления о творчестве одного архитектора, знакомящими с планировкой и застройкой городов по генеральным планам, с демонстрацией образцов современной архитектуры, поездками по новостройкам.

По составу участников экскурсии подразделяются следующим образом: для взрослых граждан (сборных групп всевозможных организаций, студентов, профессиональных групп и др.); для детей различных возрастов (дошкольников, младших школьников, школьников среднего и старшего возрастов); для местных жителей; для иногородних; для иностранцев.[Квартальнов В.А. Теория и практика туризма. М.: Финансы и 
статистика, 2003.] По количеству участников экскурсии бывают индивидуальные и групповые.

По месту проведения экскурсии подразделяются на городские, загородные, производственные, музейные, в культовых сооружениях и монастырях и комплексные (сочетающие элементы нескольких видов). Городские экскурсии бывают обзорными и тематическими, они предусматривают показ как всего города, так и отдельных его частей. Например, старой части города, одного из интересных его районов, одной из улиц или площадей, насыщенных экскурсионными объектами.

Загородные экскурсии бывают нескольких видов. Первый - экскурсию проводят только в конечном пункте, например, в лесу или малом городе, богатом историко-культурными объектами. Второй - экскурсию проводят в пути следования, используя в качестве объектов показа достопримечательности, хорошо видимые по маршруту. Третий вид построен на сочетании экскурсии в пути с экскурсией в конечном пункте маршрута. По содержанию загородные экскурсии, как и городские, делятся на обзорные и тематические. В обзорных предусматривается раскрытие нескольких подтем: история края, достижения в экономике, культуре, науке, особенности природы и ряд других.

По способу передвижения экскурсии бывают пешеходные и с использованием различных видов транспорта. Преимущество пешеходных экскурсий в том, что, создавая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа. Транспортные экскурсии (в подавляющем большинстве автобусные) состоят из двух частей: анализа экскурсионных объектов на остановках и рассказа в пути между объектами, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых проезжает группа. Некоторые экскурсионные учреждения используют для проведения экскурсий троллейбусы, трамваи, речные и морские теплоходы, вертолеты.

По продолжительности экскурсии бывают от одного академического часа (45 минут) до суток. Краткосрочные туры (от одного до 3-4 дней) называют маршрутом выходного дня, в них может быть предусмотрено несколько экскурсий разной продолжительности.

По форме проведения экскурсии подразделяются на следующие виды:

  • экскурсия-массовка, участники которой передвигаются по маршруту одновременно на 10-20 автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод;

  • экскурсия-прогулка, совмещающая элементы познания с элементами отдыха, - проводится в лесу, парке, по морю, реке;

  • экскурсия-лекция - рассказ преобладает над показом;

  • экскурсия-концерт - посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса;

  • экскурсия-спектакль - своеобразная форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы.


Экскурсия может рассматриваться как форма учебной работы для различных групп экскурсантов. Это может быть:

  • экскурсия-консультация дает наглядные ответы на вопросы экскурсантов, служит одним из видов повышения квалификации;

  • экскурсия-демонстрация - наиболее наглядная форма ознакомления группы с природными явлениями, производственными процессами и т. д.;

  • экскурсия-урок представляет собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения;

  • учебная экскурсия (для специальной аудитории) - форма обучения и повышения квалификации экскурсионных работников;

  • пробная экскурсия - завершающий этап индивидуальной работы по подготовке и проведению экскурсий, форма проверки знаний у студентов или работающих экскурсоводов при подготовке ими новой экскурсионной темы;

  • показательная экскурсия - форма учебной экскурсии, цель которой показать образец того или иного методологического приема на конкретном объекте, раскрыть определенную подтему;

  • рекламная экскурсия.

В рамках этого параграфа мы не ставили цель рассмотреть все многообразие экскурсий, подробно охарактеризовать их основные виды. На II-III курсах предполагается изучение дисциплины "Экскурсионное дело" ("Экскурсоведение"), где эти вопросы будут рассмотрены достаточно подробно. Мы же перейдем к основным организационным аспектам экскурсионной деятельности.

Экскурсионная услуга - туристская услуга по удовлетворению познавательных интересов туристов (экскурсантов), включая разработку и внедрение программ экскурсионного обслуживания или отдельных экскурсий, их организацию и проведение. Учреждения, занимающиеся созданием и предоставлением экскурсионных услуг, называются экскурсионными фирмами (компаниями, бюро).

В крупных туристско-экскурсионных организациях эти функции выполняют разные отделы, в том числе экскурсионные и методические. В малых и средних может функционировать один отдел - экскурсионно-методический. В отдельных случаях такая работа может выполняться группой методистов. Существуют и самостоятельные экскурсионные фирмы, деятельность которых направлена на создание и проведение экскурсий, а также на предоставление других туристско-экскурсионных услуг.

В деятельности туристско-экскурсионных фирм наблюдаются существенные различия, которые обусловливаются их специализацией, объемом и характером операций, отношением к потребителям и исполнителям услуг. Для