Файл: Экскурсионная деятельность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
принимающих фирм характерна связь с организациями туристской индустрии, т. е. с исполнителями услуг для приезжающих туристов и экскурсантов (музеи, транспортные компании, предприятия питания и др.), и с турфирмами - поставщиками туристов и экскурсантов. Для принимающих турфирм также характерно предоставление туристско-экскурсионных услуг местным жителям.

Основная цель направляющих фирм - привлечение местного населения для экскурсионного обслуживания на выездных маршрутах и хорошие связи с туристско-экскурсионными фирмами-партнерами или другими специализированными предприятиями (музеями, зрелищными учреждениями и др.), обеспечивающими исполнение услуг.

Итак, туристско-экскурсионное предприятие использует в своей работе различные формы обслуживания.

  1. Экскурсия как отдельная услуга: обзорные и тематические экскурсии, пешеходные с использованием различных видов транспорта, производственные, экскурсии в музеи, на выставки, в заповедники, в заказники.

  2. Экскурсия в составе тура, маршрута выходного дня, которая является составной частью предлагаемого тура.

  3. Организация экскурсий, культурно-зрелищных услуг.

  4. Оказание услуг гидов-экскурсоводов, экскурсоводов, тур лидеров, организаторов экскурсий.

  5. Путевая экскурсионная информация. Такая услуга предлагается на длительных внутримаршрутных перевозках.

Экскурсионная деятельность - организация ознакомления туристов и экскурсантов с экскурсионными объектами в месте временного пребывания без предоставления услуг размещения. Организованная экскурсионная деятельность должна проводиться квалифицированными работниками, знающими требования, предъявляемые к технологии создания экскурсионных услуг и обслуживания экскурсантов, и затрагивать самые широкие слои населения. Под организованной экскурсионной деятельностью понимается предложение стандартизированной экскурсионной программы или отдельных экскурсий как разновидности туристских услуг.

Экскурсионные фирмы комбинируют услуги непосредственных производителей (музейных, транспортных, зрелищных организаций) по своему усмотрению и по желанию потребителей, а также сами создают и предоставляют туристско-экскурсионные услуги, т. е. выступают в качестве туроператоров.


На практике наблюдаются различные варианты соединения вышеуказанных функций в рамках одной экскурсионной фирмы. Начинающие фирмы, занимающиеся в основном пассивным туризмом, со временем разрабатывают свои экскурсионные услуги и взаимодействуют с фирмой-партнером на взаимовыгодных условиях. Экскурсионная фирма одновременно является турагентом, привлекая к работе экскурсоводов, руководителей туристско-экскурсионных групп, преподавателей школ, работников профсоюзов и поручая им роль турагента. Она может выступать также и в качестве продавца экскурсионных услуг, разработанных другим туроператором, создавать свой пакет туристско-экскурсионных услуг, если обнаружит на рынке необходимый для него спрос.

Экскурсионные компании или бюро обычно организуют экскурсионное обслуживание туристов в местах их временного пребывания. Следует сказать, что экскурсионная программа обслуживания - это план экскурсионных мероприятий, реализуемых для удовлетворения конкретных или специализированных познавательных запросов и интересов местного населения, туристов или экскурсантов в зависимости от целей их пребывания. Комплекс услуг, входящих в состав программы, и есть продукт экскурсионной фирмы (или экскурсионного отдела туристской фирмы). Структура экскурсионной программы приведена на рис. 6.11.




Рис. 6.11. Структура экскурсионной программы обслуживания

Задача программы экскурсионного обслуживания подразумевает достижение целей:

  • познавательных (историческая, литературная, искусствоведческая, архитектурно-градостроительная, природоведческая тематика);

  • развлекательных (отдых, спорт);

  • профессиональных (деловые, бизнес-туры, участие в выставках, ярмарках);

  • прочих (паломничество, хобби, обучение, повышение квалификации).

По содержанию программы бывают ознакомительные и тематические. Ознакомительная экскурсионная программа включает обзорную экскурсию, дающую представление о городе (стране), его истории, особенностях и обычаях населения, архитектурных памятниках и современной жизни. Цель тематической программы обслуживания - расширение познания экскурсантов по определенной тематике (особенно в познавательных турах), а также организация и предоставление других услуг.

Выделяют ряд этапов разработки экскурсионных услуг

:

  • определение целей и задач экскурсии;

  • выбор темы;

  • отбор литературы и составление библиографий;

  • знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме;

  • отбор и изучение экскурсионных объектов;

  • составление маршрута экскурсии;

  • объезд или обход экскурсии;

  • подготовка контрольного текста экскурсии;

  • комплектование "портфеля экскурсовода";

  • выбор методических приемов проведения экскурсии;

  • определение техники проведения экскурсии;

  • составление методической разработки;

  • подготовка индивидуального текста;

  • прием (сдача) экскурсии;

  • утверждение экскурсии в качестве продукта туристской фирмы.

Ответственные за проведение экскурсий фирмы должны иметь в своем штате специально подготовленных и знающих родной для туристов язык профессионалов (гидов). Отсутствие гида-переводчика или его непрофессионализм способны сильно испортить впечатление туриста от поездки. Требования, предъявляемые к гиду-переводчику, различны, но основные из них[Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности / Н.И. Гаранин, И.В. Зорин, Е.Н. Ильина и др. М.: Финансы и статистика, 2001.]:

  • знание большого фактического материала и умение изменять предлагаемый текст в соответствии с особенностями контингента туристов, их возраста и социального состава;

  • творческий подход к своей работе, умение "заразить" своей любовью к городу, стране всех присутствующих в группе;

  • систематическая работа над расширением своего кругозора, совершенствование профессиональных навыков и знаний иностранного языка, соблюдение установленных норм и правил поведения, корректность во взаимоотношениях с туристами.

Обязанности гида-переводчика:

  • хорошее знание и строгое выполнение правил приема и обслуживания иностранных туристов;

  • сопровождение группы туристов в поездке, начиная от первого и заканчивая последним пунктом программы;

  • обеспечение устного перевода во время проведения всех запланированных организаторами тура мероприятий;

  • строгий контроль над выполнением администрациями объектов размещения и системы питания требований обслуживания иностранных туристов;

  • систематическое самообразование и научная деятельность (составление методик и лексических пособий, написание новых текстов экскурсий, комплектование и пополнение портфеля экскурсовода и др.) в свободное от работы время.


При размещении туристов гид обязан: представиться работникам отеля и сообщить о приезде группы; оказывать помощь администрации гостиницы в быстром расселении туристов; проконтролировать заполнение регистрационных карточек и помочь туристам их заполнить; составить списки туристов с указанием их гостиничных номеров; заранее рассказать о программе пребывания в данном пункте стоянки; при выезде из отеля проверить правильность сдачи ключей администратору.

Если гиду необходим ночлег, он размещается в том же отеле, что и туристы - в одно- или двухместных (с другим гидом или водителями) номерах. Расселение гида и туриста в одном номере не принято. При организации питания гид обязан организовать прибытие в ресторан в точно назначенное время, информировать службы питания ресторана о прибытии группы, о пристрастиях и вкусах туристов. Если же питание организуется во время поездки, например во время стоянок или в вагоне-ресторане, гиду необходимо заранее уточнить графики питания, о чем сообщить туристам. При выполнении экскурсионной программы переводчик должен изучить материалы методических пособий по маршруту, находиться с группой и вести полный устный перевод на протяжении всей экскурсии.

При работе с туристами гиду категорически запрещается: самостоятельно изменять запланированный маршрут, вносить изменения в программу; изменять запланированное время проведения экскурсий, а также их длительность; самостоятельно организовывать посещение объектов показа, не предусмотренных программой пребывания.

В экскурсионное обслуживание также включаются услуги сопровождения, трансфера и "встречи-проводы". Эти обязанности ложатся на гида или экскурсовода. Гид - сотрудник турфирмы, в чьи обязанности входит информировать туристов на определенных участках маршрута, при этом гидом может быть один человек, работающий на всем протяжении маршрута, или существует вариант, когда гиды сменяют друг друга на разных участках: в аэропорту, на трансфере, в гостинице, на экскурсиях.

В аэропорту гид информирует туристов, где находится туалет, где можно поменять деньги, если есть время, где можно перекусить. Гиду практично иметь яркую форму. На трансфере гид сообщает, сколько ехать по времени до гостиницы, и, если этот срок превышает один час, информировать туристов о расстоянии пути в километрах. На трансфере он должен поддерживать контакт с водителем
, согласовывая путь следования, совместно решать возникающие в пути проблемы. Перед остановкой у гостиницы гид указывает, кому из туристов следует выходить, напомнить про багаж. В отеле он посещает туристов по определенному расписанию (ежедневно, через день, два раза за поездку).

При въезде туристов в отель может проводиться презентация, на которой дается информация об отеле: где что находится, какие дополнительные услуги можно получить, форма оплаты и др. При проведении экскурсий гид выписывает посадочные талоны на бланках фирмы принимающей стороны, информирует клиентов о сроках начала экскурсий, напоминает о последнем дне пребывания в туристской поездке, чтобы туристы грамотно рассчитали свое время.

Гид-экскурсовод следует вместе с туристами по маршруту и сообщает общую информацию о месте пребывания. Кроме того, на маршруте туристов могут сопровождать: экскурсовод - работник сферы туризма, который должен иметь лицензию на право проведения экскурсий в своей стране (оплата его труда почасовая); представитель фирмы принимающей стороны - связывается с руководством фирмы, координируя процесс прохождения тура, при этом согласовывая решения с сопровождающим группы отправляющей стороны. Если речь идет о въездном туризме, то иностранные группы туристов всегда имеют сопровождающего и принимающего на территории России. Переводчик, как правило, сопровождает либо VIP-клиентов, либо присутствует во время деловых поездок.