Файл: Гносеология и эпистемология 1. Дайте определение понятиям. Гносеология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА 2. ГНОСЕОЛОГИЯ И ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
№1. Дайте определение понятиям.
ГНОСЕОЛОГИЯ | Философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания. |
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ | Философско-методологическая дисциплина, исследующая знание как таковое, его строение, структуру, функционирование и развитие. |
№2. Заполните сравнительную таблицу “Гносеология и эпистемология”.
| Гносеология | Эпистемология |
Основные вопросы |
|
|
Области приложения |
| 1. Только наука |
№3. Дайте определение понятиям, характеризующим процесс познания.
Знание | Совокупность сведений, познаний в какой-либо. области. |
Познание | Совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. |
Истина | Утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом. |
Ложь | Намеренное искажение истины, неправда. |
Заблуждение | Неправильное, ошибочное мнение, представление о чем-либо |
Типы познания
ПредставлеЧувственноРационал
Умозаключ
пноизенание
Восприятие
ьное
познание
Суждение
Ощущени Поня
тие
Дайте определения понятиям.
Ощущение | Восприятие, являющееся результатом воздействия объективного мира на органы чувств. |
Восприятие | Непосредственное чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира. |
Представление | Воспроизведённый образ предмета или явления, которые здесь и сейчас человек не воспринимает и который основывается на прошлом опыте субъекта |
Понятие | Отображённое в мышлении единство существенных свойств и отношений предметов |
Суждение | Мнение, заключение |
Умозаключение | Шаг логического вывода, непосредственное выведение высказывания-заключения из одного или более высказываний, простейшее рассуждение. |
№4. Постройте умозаключение, располагая следующими понятиями: Сократ, человек, люди, смерть.
-
Все люди смертны
-
Сократ – человек
-
Он тоже смертен
-
Если Сократ человек -
Люди умирают -
Сократ умер, так как он человек
Дайте определение понятиям:
Метод | Это совокупность рациональных действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели. |
Методология | Учение о научном методе вообще или о методах отдельных наук. |
№5. Вспомните основные методы познания (см. рабочую тетрадь, 1 часть, глава 1 ):
Общелогические | Перевод | Философские | Перевод |
1.Анализ | Разложение | 1.Метафизика | То,что после физики. |
2.Синтез | Совмещение | 2.Софистика | Умелец |
3.Аналогия | Сходство | 3.Эклектика | Избирать |
4.Индукция | Наведение | 4.Догматизм | Мнение |
5.Дедукция | Выведение | 5.Диалектика | Искусство спорить |
6.Сравнение | Сопоставление | 6.Герменевтика | Искусство толковать |
7.Моделирование | Образец | 7.Синергетика | Совместная деятельность |
№6. Проанализируйте основные концепции истины. Заполните таблицу.
Название | Автор | Концепция |
Корреспондентская | Аристотель, Гекель | Истина соответствия мыслительности |
Когерентная | Авенариус | Непротиворечивая согласованность |
Конвенциональная | Кун | Истина результат согласия |
Прагматическая | Пирс | всеобщее согласие по поводу утверждений |
Религиозная | Плотин, Фома Аквинский | Истина скрыта от человеческого разума. Истинный только Бог |
Дефляционная | Айер | Утверждать истинность предложения |
Релятивистская | Кун | Истина относительна |
| | |
Экзистиональная | Камю, Ясперс | Истина существования |
№7. Охарактеризуйте роль практики в процессе познания. Может ли быть практика критерием познания?
Я считаю, что практика играет важную роль в процессе познания. Так как когда сам совершаешь какое-то действие она запомнится лучше. У меня есть личный пример : на дисциплине
«производственная практика» нас учили делать подкожные инъекции на муляже и всë получалось отлично, однако когда я столкнулась с постановкой инъекций на живом существе, то всë было иначе. Из этого можно сделать вывод о том, что практика очень важна и практиковаться нужно правильно.
Практика может быть критерием познания.
№8. Заполните таблицу “Ключевые направления в теории познания”.
| Рационализм | Эмпиризм | Сенсуали зм | Скептицизм |
Представит ель | Декарт, Гегель, Спиноза | Локк, Бэкон | Протагор, Локк, Эпикур | Пиррон |
Источник познания | Разум, рациональност ь | Чувственный опыт | Ощущени я | Сомнение |
| | | | |
Сильные и слабые стороны | Фундаменталь ное требование классического рационализма — достижение абсолютной и неизменной истины, обладающей универсальной общезначимос тью для любого нормального человеческого ума. | Чувственное восприятие и опыт единственным источником познания, недооцениваю щее значение теоретических обобщений при изучении отдельных фактов и явлений. | Противосто ит рационализ му. Основной принцип сенсуализм а — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». | Критически- недоверчивое отношение. Отрицает всякую возможность достоверного познания объективной действительно сти |
№9. Заполните схему “Структура гипотезы”.
-
Фд - факты действительности, на которые направлено познание человека -
Фн - факты науки (отражение фактов действительности в науке) -
П - постановка проблемы (знание о незнании, осознанное
незнание)
-
Г - выдвижение гипотезы (научное предположение о существовании некоторого неизвестного явления, о его причинах, структуре, функциях) -
Д - научное доказательство (процесс обоснования гипотезы) -
Т - новое теоретическое знание
Как видно из схемы, теоретический этап познания начинается с гипотезы, именно этим определяется ее место в научном познании, а отсюда и наш интерес к ее логической характеристике.
№10. Будучи одинаковыми по логической структуре, гипотезы тем не менее различаются по своему содержанию и выполняемым функциям. Охарактеризуйте виды гипотез по следующим основаниям:
Общая гипотеза | Обоснованное предположение о закономерных связях и эмпирических регулярностях. |
Частная гипотеза | Обоснованное предположение о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных событий и явлений. |
Научная гипотеза | Научное предположение, выдвигаемое, чтобы объяснить или сделать заключение о правдивости или ложности факта, явления или процесса. |
Рабочая гипотеза | Самое вероятное по мнению научного сообщества предположительное объяснение какого-либо явления при отсутствии объяснения доказанного. |
Версия | Разновидность, вариант в изложении, толковании чего-нибудь в рассказе о чëм- нибудь |