Файл: Гносеология и эпистемология 1. Дайте определение понятиям. Гносеология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 2. ГНОСЕОЛОГИЯ И ЭПИСТЕМОЛОГИЯ

№1. Дайте определение понятиям.



ГНОСЕОЛОГИЯ

Философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания.

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ

Философско-методологическая дисциплина, исследующая знание как таковое, его строение, структуру,

функционирование и развитие.


№2. Заполните сравнительную таблицу “Гносеология и эпистемология”.






Гносеология

Эпистемология

Основные вопросы

  1. Что есть истина?



  1. Каковы границы познания?



  1. Какая природа познания?

  1. Что есть абсолютная истина?



  1. Научно ли мы познаëм мир?



  1. Как устроено знание?

Области приложения

  1. Наука



  1. Изучение человеческого общества



  1. Философия

1. Только наука


№3. Дайте определение понятиям, характеризующим процесс познания.



Знание

Совокупность сведений, познаний в какой-либо. области.

Познание

Совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.

Истина

Утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом.

Ложь

Намеренное искажение истины, неправда.

Заблуждение

Неправильное, ошибочное мнение, представление о чем-либо





Типы познания

ПредставлеЧувственноРационал
Умозаключ

пноизенание

Восприятие

ьное

познание

Суждение


Ощущени Поня

тие

Дайте определения понятиям.

Ощущение

Восприятие, являющееся результатом воздействия объективного мира на органы чувств.

Восприятие

Непосредственное чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира.

Представление

Воспроизведённый образ предмета или явления, которые здесь и сейчас человек не воспринимает и который основывается на прошлом опыте субъекта

Понятие

Отображённое в мышлении единство существенных свойств и отношений предметов

Суждение

Мнение, заключение

Умозаключение

Шаг логического вывода, непосредственное выведение высказывания-заключения из одного или более высказываний, простейшее рассуждение.

4. Постройте умозаключение, располагая следующими понятиями: Сократ, человек, люди, смерть.


  1. Все люди смертны




  1. Сократ человек




  1. Он тоже смертен





    1. Если Сократ человек

    2. Люди умирают

    3. Сократ умер, так как он человек


Дайте определение понятиям:

Метод

Это совокупность рациональных действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели.

Методология

Учение о научном методе вообще или о методах отдельных наук.


№5. Вспомните основные методы познания (см. рабочую тетрадь, 1 часть, глава 1 ):

Общелогические

Перевод

Философские

Перевод

1.Анализ

Разложение

1.Метафизика

То,что после

физики.

2.Синтез

Совмещение

2.Софистика

Умелец

3.Аналогия

Сходство

3.Эклектика

Избирать

4.Индукция

Наведение

4.Догматизм

Мнение

5.Дедукция

Выведение

5.Диалектика

Искусство

спорить

6.Сравнение

Сопоставление

6.Герменевтика

Искусство

толковать

7.Моделирование

Образец

7.Синергетика

Совместная

деятельность

№6. Проанализируйте основные концепции истины. Заполните таблицу.

Название

Автор

Концепция

Корреспондентская

Аристотель, Гекель

Истина соответствия мыслительности

Когерентная

Авенариус

Непротиворечивая согласованность

Конвенциональная

Кун

Истина результат согласия

Прагматическая

Пирс

всеобщее согласие по поводу утверждений

Религиозная

Плотин, Фома

Аквинский

Истина скрыта от человеческого разума. Истинный только Бог

Дефляционная

Айер

Утверждать истинность предложения

Релятивистская

Кун

Истина относительна











Экзистиональная

Камю, Ясперс

Истина существования


№7. Охарактеризуйте роль практики в процессе познания. Может ли быть практика критерием познания?
Я считаю, что практика играет важную роль в процессе познания. Так как когда сам совершаешь какое-то действие она запомнится лучше. У меня есть личный пример : на дисциплине

«производственная практика» нас учили делать подкожные инъекции на муляже и всë получалось отлично, однако когда я столкнулась с постановкой инъекций на живом существе, то всë было иначе. Из этого можно сделать вывод о том, что практика очень важна и практиковаться нужно правильно.

Практика может быть критерием познания.
№8. Заполните таблицу “Ключевые направления в теории познания”.




Рационализм

Эмпиризм

Сенсуали

зм

Скептицизм

Представит ель

Декарт, Гегель, Спиноза

Локк, Бэкон

Протагор, Локк, Эпикур

Пиррон

Источник познания

Разум, рациональност ь

Чувственный опыт

Ощущени я

Сомнение
















Сильные и

слабые стороны

Фундаменталь ное

требование классического рационализма

достижение абсолютной и неизменной истины, обладающей универсальной общезначимос тью для

любого нормального

человеческого ума.

Чувственное восприятие и опыт

единственным источником познания, недооцениваю щее значение теоретических обобщений при изучении отдельных

фактов и явлений.

Противосто ит рационализ му.

Основной принцип сенсуализм а — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах».

Критически- недоверчивое отношение.

Отрицает всякую возможность

достоверного познания объективной действительно сти



№9. Заполните схему “Структура гипотезы”.



  1. Фд - факты действительности, на которые направлено познание человека

  2. Фн - факты науки (отражение фактов действительности в науке)

  3. П - постановка проблемы (знание о незнании, осознанное




незнание)

  1. Г - выдвижение гипотезы (научное предположение о существовании некоторого неизвестного явления, о его причинах, структуре, функциях)

  2. Д - научное доказательство (процесс обоснования гипотезы)

  3. Т - новое теоретическое знание


Как видно из схемы, теоретический этап познания начинается с гипотезы, именно этим определяется ее место в научном познании, а отсюда и наш интерес к ее логической характеристике.

№10. Будучи одинаковыми по логической структуре, гипотезы тем не менее различаются по своему содержанию и выполняемым функциям. Охарактеризуйте виды гипотез по следующим основаниям:



Общая гипотеза

Обоснованное предположение о закономерных связях и эмпирических регулярностях.

Частная гипотеза

Обоснованное предположение о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных событий и явлений.

Научная гипотеза

Научное предположение, выдвигаемое, чтобы объяснить или сделать заключение о правдивости или ложности факта, явления или процесса.

Рабочая гипотеза

Самое вероятное по мнению научного сообщества предположительное объяснение какого-либо явления при отсутствии объяснения доказанного.

Версия

Разновидность, вариант в изложении, толковании чего-нибудь в рассказе о чëм- нибудь