Файл: Протокол от Утверждаю Директор мбоу сош 2 г. Рошаль Н. В. Матвеева.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2

города Рошаль Городского округа Шатура»

Рассмотрено

на заседании педагогического совета

протокол №___ от ____________




Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ № 2 г. Рошаль»

____________ Н.В. Матвеева

приказ № _____ от ____________



Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«Занимательный русский язык»

Программа рассчитана на детей 11-12 лет

г.о. Рошаль, 2021 г.
1.Пояснительная записка:

Название, автор и год издания авторской учебной программы, на основе которой разработана Рабочая программа

Занимательный русский язык: Задания по развитию познавательных способностей / Л.В. Мищенкова. Методическое пособие.

Цели данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений.

Формирование общеинтеллектуальных умений, обогащение словарного запаса учащихся, расширение кругозора, развитие познавательных способностей, привития чувства любви и уважения к великому русскому языку

Задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений.

Способствовать закреплению учащимися изученного на уроках русского языка материала, более полному его усвоению, а также знакомству с такими понятиями, которые, как правило, остаются за рамками школьной программы

Учебно-методический комплект.

  1. Занимательный русский язык: Задания по развитию познавательных способностей (10-11 лет) / Л.В.Мищенкова. Методическое пособие. 5 класс. – М.: Издательство РОСТ. – 235 с.

  2. Занимательный русский язык: Рабочая тетрадь для 5-6 класса, часть 1 / Л.В.Мищенкова. – М.: Издательство РОСТ. – 88 с.: ил. – (Юным умникам и умницам).

  3. Занимательный русский язык: Рабочая тетрадь для 5-6 класса, часть 2 / Л.В.Мищенкова. – М.: Издательство РОСТ. – 88 с.: ил. – (Юным умникам и умницам).

Количество учебных часов, на которое рассчитано изучение предмета, курса, в том числе тематическое распределение часов и количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ.

40 занятий,  2 часа в неделю



I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Занимательный русский язык».

Личностные результаты:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):

  • создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; умение различать монологическую, диалогическую и полилогическую речь, участие в диалоге и полилоге;

  • развитие навыков чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательной переработки прочитанного материала, в том числе умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности;

  • умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • выявление основных особенностей устной и письменной речи, разговорной и книжной речи;


2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования:

  • осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;

  • соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;

  • стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие;

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка:

  • распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса в речи;

  • уместное использование фразеологических оборотов в речи;

  • использование в речи синонимичных имен прилагательных в роли эпитетов;

4) расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики:

  • идентификация самостоятельных (знаменательных) служебных частей речи и их форм по значению и основным грамматическим признакам;

  • распознавание существительных, прилагательных, местоимений, числительных, наречий разных разрядов и их морфологических признаков, умение различать слова категории состояния и наречия;

  • распознавание глаголов, причастий, деепричастий и их морфологических признаков;

  • распознавание предлогов, частиц и союзов разных разрядов, определение смысловых оттенков частиц;

  • распознавание междометий разных разрядов, определение грамматических особенностей междометий;

5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста:

  • проведение фонетического, морфемного и словообразовательного (как взаимосвязанных этапов анализа структуры слова), лексического, морфологического анализа слова, анализа словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов;

  • проведение синтаксического анализа предложения, определение синтаксической роли самостоятельных частей речи в предложении;

  • определение звукового состава слова, правильное деление на слоги, характеристика звуков слова;

  • определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы употребления, подбор синонимов, антонимов;

  • деление слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

  • умение различать словообразовательные и формообразующие морфемы, способы словообразования;


6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения:

  • умение использовать словари (в том числе - мультимедийные) при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и способах конструирования информационных запросов;

  • пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего - для определения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного значения, особенностей употребления;

  • пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова;

  • использование фразеологических словарей для определения значения и особенностей употребления фразеологизмов;

  • использование морфемных, словообразовательных, этимологических словарей для морфемного и словообразовательного анализа слов;

  • использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов;

7) овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:

  • поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами;

  • соблюдение основных орфоэпических правил современного русского литературного языка, определение места ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами;

  • выявление смыслового, стилистического различия синонимов, употребления их в речи с учетом значения, смыслового различия, стилистической окраски;


II. Содержание учебного предмета «Занимательный русский язык»

В содержание предмета входит закрепление тем, изученных на уроках русского языка по разделам «Орфография», «Фразеология», «Культура речи», а также знакомство с понятиями «афоризмы», «палиндромы», «метаграммы» и другие. Происхождение слов: "глобус", "шпаргалка", "каникулы". Пословицы, фразеологизмы, синонимы, антонимы. Что такое небылицы. Небылицы-перевертыши. Сочинение небылиц. Устранение речевых ошибок. Правило написания -тся и -ться у глаголов. Различные формы игр со словами. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание глаголов с -тся и -ться, слов с удвоенными согласными. Упражнение в составлении игр со словами. Что такое афоризмы. Ценность афоризмов. Отличия пословицы от поговорки. скрытый смысл пословицы. Что такое анаграммы. Что такое метаграммы. Игры с анаграммами и метаграммами. Афоризмы. Пословицы. Анаграммы. Метаграммы. Знакомство со статьями детской энциклопедии "Что такое. Кто такой", вариантами использования материалов энциклопедии. Три группы фразеологизмов сточки зрения их происхождения и традиции использования. Фразеологизмы: "гамбургский счет", "живая вода", "игра не стоит свеч", "камень преткновения", "лить колокола", "мели, Емеля!". Лексические значения приставки пре- и при-, зависимости их написания от лексического значения. Приставки пре- и при- в словах. Фразеологизм и его значение. Этимологический словарь. Зависимость написания букв З и С на конце приставок от идущего дальше согласного звука. Слова из словаря для запоминания. Понятия "логогрифы"и "палиндромы". Приставки, оканчивающиеся на З и С в словах. Словарные слова. Логогрифы. Палиндромы. Правописание Ы,И после Ц. Правописание Е,И в корнях с чередованием. Разделительные Ъ и Ь./ Употребление Ъ и Ь в словах. Правописание Ы, И после Ц. Правописание Е,И в корнях с чередованием. Употребление Ъ и Ь в словах. Что такое шарады, арифмогрифы, словесная арифметика. Игры со словарными словами. Правописание Е,И при чередовании в корнях слов. Правописание Е,И при чередовании в корнях слов. Словарные слова. Шарады. Арифмогрифы. "Словесная арифметика". Фразеологизмы, пришедшие из Библии. Их значение. Определение басни. Понятия: "эзоповский язык","Эзоповы басни". Роль книги в жизни человека. Процесс создания книги. Правила обращения с книгой. Библейские фразеологизмы: "семь смертных грехов", "святая простота". Особенности басни. Почему нужно читать книги. Слова с приставками пре-, при-. Слова с удвоенными согласными. Словарные слова. Логогрифы. Палиндромы. Правописание З и С в приставках, Ы и И после Ц. Шарады. Арифмогрифы. Афоризмы о труде. Решение головоломок.


III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы




Тема урока

Количество часов

1

Русский язык – наше богатство. Пословицы, фразеологизмы, синонимы, антонимы.

1

2

Ох уж эти небылицы!. Игротека. Сочинение небылиц. Устранение речевых ошибок.

1

3

Про –тся и –ться у глаголов. Поиграем со словами.

1

4

Они такие классные, удвоенные согласные…

1

5

Игротека. Правописание глаголов с -тся и -ться, слов с удвоенными согласными.

1

6

Афоризмы о труде.Что такое афоризмы. Ценность афоризмов.

1

7

Пословица не даром молвится. Игротека. Афоризмы. Пословицы. Анаграммы. Метаграммы.

1

8

По страницам детской энциклопедии. Фразеологизмы.

1

9

Что за ПРЕлесть эти ПРИставки. Игротека. Приставки пре- и при- в словах. Фразеологизм и его значение.

1

10

Буквы З и С на конце приставок. Их следует запомнить.

1

11

О логогрифах и палиндромах.

1

12

Игротека.Приставки, оканчивающиеся на З и С в словах. Словарные слова. Логогрифы. Палиндромы.

1

13

Что мы пишем после Ц.

1

14

Коварные Е-И в корнях с чередованием.

1

15

Разделительные Ъ и Ь. Игротека.

1

16

О шарадах, арифмогрифах и словесной арифметике.

1

17

И вновь словарные слова.

1

18

И снова о чередовании И-Е в корнях слов.

1

19

Игротека. Правописание Ы, И после Ц. Правописание Е,И в корнях с чередованием. Употребление Ъ и Ь в словах

1

20

Библейские фразеологизмы.

1

21

Поговорим, дружок, о басне.

1

22

Берегите книгу. Роль книги в жизни человека

1

23

Повторяем. Слова с приставками пре-, при-..

1

24

Слова с удвоенными согласными

1

25

Повторяем, повторяем…Правописание З и С в приставках, Ы и И после Ц. Шарады. Арифмогрифы.

1

26

Продолжаем путешествие. Про омонимы и их разновидности

1

27

Работаем с фразеологизмами. Запоминаем словарные слова

1

28

Мы играем в метаграммы. Игротека. Фразеологизмы. Словарные слова

1

29

Тавтограммы, логогрифы и палиндромы. Афоризмы, афоризмы, афоризмы…

1

30

Античные фразеологизмы. Игротека. Античные фразеологизмы

1

31

Гетерограммы, шарады и анаграммы

1

32

Поговорим о словообразовании

1

33

Шарады, антифразы и грамматическая арифметика

1

34

Старая пословица век не сломится. Числительные в пословицах и поговорках народов мира

1

35

Разносклоняемые существительные. Несклоняемые существительные

1

36

Работаем с паронимами

1

37

О правописании НЕ с существительными

1

38

Парад ошибок. Да здравствуют книги!

1

39

Разряды местоимений

1

40

Повторяем, повторяем…

1