Файл: Протокол от Утверждаю Директор мбоу сош 2 г. Рошаль Н. В. Матвеева.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2
города Рошаль Городского округа Шатура»
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол №___ от ____________ | | Утверждаю Директор МБОУ «СОШ № 2 г. Рошаль» ____________ Н.В. Матвеева приказ № _____ от ____________ |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Занимательный русский язык»
Программа рассчитана на детей 11-12 лет
г.о. Рошаль, 2021 г.
1.Пояснительная записка:
Название, автор и год издания авторской учебной программы, на основе которой разработана Рабочая программа | Занимательный русский язык: Задания по развитию познавательных способностей / Л.В. Мищенкова. Методическое пособие. |
Цели данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений. | Формирование общеинтеллектуальных умений, обогащение словарного запаса учащихся, расширение кругозора, развитие познавательных способностей, привития чувства любви и уважения к великому русскому языку |
Задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений. | Способствовать закреплению учащимися изученного на уроках русского языка материала, более полному его усвоению, а также знакомству с такими понятиями, которые, как правило, остаются за рамками школьной программы |
Учебно-методический комплект. |
|
Количество учебных часов, на которое рассчитано изучение предмета, курса, в том числе тематическое распределение часов и количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ. | 40 занятий, 2 часа в неделю |
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Занимательный русский язык».
Личностные результаты:
-
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; -
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; -
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; -
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; -
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; -
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; -
интерес к изучению языка; -
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-
самостоятельно формулировать тему и цели занятия; -
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; -
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; -
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
-
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); -
пользоваться словарями, справочниками; -
осуществлять анализ и синтез; -
устанавливать причинно-следственные связи; -
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
-
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. -
высказывать и обосновывать свою точку зрения; -
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; -
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; -
задавать вопросы.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):
-
создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; умение различать монологическую, диалогическую и полилогическую речь, участие в диалоге и полилоге; -
развитие навыков чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательной переработки прочитанного материала, в том числе умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности; -
умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; -
выявление основных особенностей устной и письменной речи, разговорной и книжной речи;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования:
-
осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей; -
соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи; -
стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка:
-
распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса в речи; -
уместное использование фразеологических оборотов в речи; -
использование в речи синонимичных имен прилагательных в роли эпитетов;
4) расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики:
-
идентификация самостоятельных (знаменательных) служебных частей речи и их форм по значению и основным грамматическим признакам; -
распознавание существительных, прилагательных, местоимений, числительных, наречий разных разрядов и их морфологических признаков, умение различать слова категории состояния и наречия; -
распознавание глаголов, причастий, деепричастий и их морфологических признаков; -
распознавание предлогов, частиц и союзов разных разрядов, определение смысловых оттенков частиц; -
распознавание междометий разных разрядов, определение грамматических особенностей междометий;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста:
-
проведение фонетического, морфемного и словообразовательного (как взаимосвязанных этапов анализа структуры слова), лексического, морфологического анализа слова, анализа словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов; -
проведение синтаксического анализа предложения, определение синтаксической роли самостоятельных частей речи в предложении; -
определение звукового состава слова, правильное деление на слоги, характеристика звуков слова; -
определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы употребления, подбор синонимов, антонимов; -
деление слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова; -
умение различать словообразовательные и формообразующие морфемы, способы словообразования;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения:
-
умение использовать словари (в том числе - мультимедийные) при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и способах конструирования информационных запросов; -
пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего - для определения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного значения, особенностей употребления; -
пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова; -
использование фразеологических словарей для определения значения и особенностей употребления фразеологизмов; -
использование морфемных, словообразовательных, этимологических словарей для морфемного и словообразовательного анализа слов; -
использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов;
7) овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:
-
поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами; -
соблюдение основных орфоэпических правил современного русского литературного языка, определение места ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами; -
выявление смыслового, стилистического различия синонимов, употребления их в речи с учетом значения, смыслового различия, стилистической окраски;
II. Содержание учебного предмета «Занимательный русский язык»
В содержание предмета входит закрепление тем, изученных на уроках русского языка по разделам «Орфография», «Фразеология», «Культура речи», а также знакомство с понятиями «афоризмы», «палиндромы», «метаграммы» и другие. Происхождение слов: "глобус", "шпаргалка", "каникулы". Пословицы, фразеологизмы, синонимы, антонимы. Что такое небылицы. Небылицы-перевертыши. Сочинение небылиц. Устранение речевых ошибок. Правило написания -тся и -ться у глаголов. Различные формы игр со словами. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание глаголов с -тся и -ться, слов с удвоенными согласными. Упражнение в составлении игр со словами. Что такое афоризмы. Ценность афоризмов. Отличия пословицы от поговорки. скрытый смысл пословицы. Что такое анаграммы. Что такое метаграммы. Игры с анаграммами и метаграммами. Афоризмы. Пословицы. Анаграммы. Метаграммы. Знакомство со статьями детской энциклопедии "Что такое. Кто такой", вариантами использования материалов энциклопедии. Три группы фразеологизмов сточки зрения их происхождения и традиции использования. Фразеологизмы: "гамбургский счет", "живая вода", "игра не стоит свеч", "камень преткновения", "лить колокола", "мели, Емеля!". Лексические значения приставки пре- и при-, зависимости их написания от лексического значения. Приставки пре- и при- в словах. Фразеологизм и его значение. Этимологический словарь. Зависимость написания букв З и С на конце приставок от идущего дальше согласного звука. Слова из словаря для запоминания. Понятия "логогрифы"и "палиндромы". Приставки, оканчивающиеся на З и С в словах. Словарные слова. Логогрифы. Палиндромы. Правописание Ы,И после Ц. Правописание Е,И в корнях с чередованием. Разделительные Ъ и Ь./ Употребление Ъ и Ь в словах. Правописание Ы, И после Ц. Правописание Е,И в корнях с чередованием. Употребление Ъ и Ь в словах. Что такое шарады, арифмогрифы, словесная арифметика. Игры со словарными словами. Правописание Е,И при чередовании в корнях слов. Правописание Е,И при чередовании в корнях слов. Словарные слова. Шарады. Арифмогрифы. "Словесная арифметика". Фразеологизмы, пришедшие из Библии. Их значение. Определение басни. Понятия: "эзоповский язык","Эзоповы басни". Роль книги в жизни человека. Процесс создания книги. Правила обращения с книгой. Библейские фразеологизмы: "семь смертных грехов", "святая простота". Особенности басни. Почему нужно читать книги. Слова с приставками пре-, при-. Слова с удвоенными согласными. Словарные слова. Логогрифы. Палиндромы. Правописание З и С в приставках, Ы и И после Ц. Шарады. Арифмогрифы. Афоризмы о труде. Решение головоломок.
III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы
№ | Тема урока | Количество часов |
1 | Русский язык – наше богатство. Пословицы, фразеологизмы, синонимы, антонимы. | 1 |
2 | Ох уж эти небылицы!. Игротека. Сочинение небылиц. Устранение речевых ошибок. | 1 |
3 | Про –тся и –ться у глаголов. Поиграем со словами. | 1 |
4 | Они такие классные, удвоенные согласные… | 1 |
5 | Игротека. Правописание глаголов с -тся и -ться, слов с удвоенными согласными. | 1 |
6 | Афоризмы о труде.Что такое афоризмы. Ценность афоризмов. | 1 |
7 | Пословица не даром молвится. Игротека. Афоризмы. Пословицы. Анаграммы. Метаграммы. | 1 |
8 | По страницам детской энциклопедии. Фразеологизмы. | 1 |
9 | Что за ПРЕлесть эти ПРИставки. Игротека. Приставки пре- и при- в словах. Фразеологизм и его значение. | 1 |
10 | Буквы З и С на конце приставок. Их следует запомнить. | 1 |
11 | О логогрифах и палиндромах. | 1 |
12 | Игротека.Приставки, оканчивающиеся на З и С в словах. Словарные слова. Логогрифы. Палиндромы. | 1 |
13 | Что мы пишем после Ц. | 1 |
14 | Коварные Е-И в корнях с чередованием. | 1 |
15 | Разделительные Ъ и Ь. Игротека. | 1 |
16 | О шарадах, арифмогрифах и словесной арифметике. | 1 |
17 | И вновь словарные слова. | 1 |
18 | И снова о чередовании И-Е в корнях слов. | 1 |
19 | Игротека. Правописание Ы, И после Ц. Правописание Е,И в корнях с чередованием. Употребление Ъ и Ь в словах | 1 |
20 | Библейские фразеологизмы. | 1 |
21 | Поговорим, дружок, о басне. | 1 |
22 | Берегите книгу. Роль книги в жизни человека | 1 |
23 | Повторяем. Слова с приставками пре-, при-.. | 1 |
24 | Слова с удвоенными согласными | 1 |
25 | Повторяем, повторяем…Правописание З и С в приставках, Ы и И после Ц. Шарады. Арифмогрифы. | 1 |
26 | Продолжаем путешествие. Про омонимы и их разновидности | 1 |
27 | Работаем с фразеологизмами. Запоминаем словарные слова | 1 |
28 | Мы играем в метаграммы. Игротека. Фразеологизмы. Словарные слова | 1 |
29 | Тавтограммы, логогрифы и палиндромы. Афоризмы, афоризмы, афоризмы… | 1 |
30 | Античные фразеологизмы. Игротека. Античные фразеологизмы | 1 |
31 | Гетерограммы, шарады и анаграммы | 1 |
32 | Поговорим о словообразовании | 1 |
33 | Шарады, антифразы и грамматическая арифметика | 1 |
34 | Старая пословица век не сломится. Числительные в пословицах и поговорках народов мира | 1 |
35 | Разносклоняемые существительные. Несклоняемые существительные | 1 |
36 | Работаем с паронимами | 1 |
37 | О правописании НЕ с существительными | 1 |
38 | Парад ошибок. Да здравствуют книги! | 1 |
39 | Разряды местоимений | 1 |
40 | Повторяем, повторяем… | 1 |