Файл: Активизация познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)
Колледж ФГБОУ ВО ЮУрГГПУ
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Выпускная квалификационная работа
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Форма обучения очная
Челябинск
2020
Работа рекомендована к защите
«____» _______________ 2020 г.
Заместитель директора по УР
______________Пермякова Г.С.
Выполнил(а): студентка группы ОФ-418-165-4-2
Смирнова Полина Антоновна
Научный руководитель:
К.и.н., преподаватель -
Напалкова Ирина Евгеньевна
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы активизации познавательного
интереса младших школьников
1.1
Общие подходы к формированию познавательного интереса учащихся
1.2
Способы активизации познавательной деятельности учащихся.
1.3
Методы активизации познавательной деятельности учащихся.
1.4
Специфика, цель, значение и существенная особенность предмета «Окружающий мир»
1.5
Познавательный интерес как условие развития познавательной активности
1.6
Дидактические задания как средство развития познавательного интереса младших школьников
ГЛАВА 2. Активизация познавательного интереса учащихся
на уроках окружающего мира: от теории к практике
2.1
Приемы активизации познавательного интереса учащихся на уроках окружающего мира.
2.2 Примеры применения дидактических игр в учебном процессе.
2.3 Комплекс игр и развивающих заданий на уроках окружающего мира
Заключение
Список литературы
3
Введение
Много приходится поработать учителям начальных классов над тем, чтобы приучить детей думать, повысить их внимание к словам и действиям учителя, сделать их активными участниками учебного процесса. От того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умение связывать теоретический материал с практической деятельностью.
Активизация познавательного интереса учащихся – одна из основных задач в работе учителя. Мы считаем, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач.
Познавательный интерес — это один из важнейших для учителей мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.
Средства и способы активизации познавательной деятельности разнообразны. Их выбор зависит от характера учебного предмета, дидактической цели урока, подготовленности класса, от технических средств, которыми располагает учитель.
Возбуждает и подкрепляет интерес такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент. Ученики испытывают удивление, когда узнают, что одна сова за год уничтожает тысячу мышей, которые за год способны истребить тонну зерна, и что сова, живя в среднем 50 лет, сохраняет нам 50 тонн хлеба.
4
Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Еще К.Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком.
Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса школьников учат умению в знакомом видеть новое.
Устойчивый познавательный интерес на уроках окружающего мира формируют разными средствами. Одним из них является занимательность.
Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывает у детей живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой учебный материал.
В настоящее время актуальной становится деятельность, направленная на формирование и развитие таких мыслительных операций, как умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать. Каждая из этих операций — это своеобразное выражение основных процессов анализа и синтеза. Ведь чаще всего для решения мыслительной задачи нужно использовать не одну какую-то умственную операцию, а целую систему операций. Если человек умеет использовать разные операции и приёмы мышления в каждом конкретном случае, это свидетельствует о высоком умственном развитии человека. Уровень познавательной активности учащихся во многом зависит не только от учебных умений и навыков самого ученика, но и от целенаправленных управленческих воздействий и организации педагогической среды, поэтому мной была выбрана тема дипломного проекта – «Активизация познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира». Исходя из всего сказанного, можно с уверенностью говорить о том, что данная тема является актуальной в современном образовательном процессе.
5
В работе, рассматривая приёмы и методы активизации познавательной деятельности учащихся:
Объект исследования – процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования – приёмы активизации познавательного интереса учащихся.
Цель исследования – определить степень и характер влияния разработанного учебного материала на активизацию познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-педагогическую литературу по данной теме.
2. Исследовать особенности познавательной деятельности (мотивации учения, познавательного интереса, познавательной активности) учащихся.
3. Разработать и апробировать учебный материал, направленный на активизацию познавательного интереса учащихся, в процессе преподавания курса окружающего мира.
4. Оценить эффективность использованных приёмов обучения.
6
Глава 1. Теоретические основы активизации познавательного
интереса младших школьников
1.1 Общие подходы к формированию познавательного интереса
учащихся
Проблема активизации познавательного интереса школьников в педагогической деятельности становится всё актуальнее. Познавательный интерес является одной из ведущих форм деятельности ребёнка, которая стимулирует учебную деятельность ребёнка. Под понятием «активная познавательная деятельность обычно понимается деятельность ребёнка в процессе обучения, характеризующаяся наличием стремления к знаниям, навыков самоуправления учения и применением учебных действий для получения новых знаний. Поэтому активизация познавательной деятельности школьников – составная часть совершенствования методов обучения (преподавания и учения). В настоящее время принципиально изменяются позиции и роль учителя, который из информатора становится стимулятором мыслительной деятельности, помогая детям овладеть способами познания. В таком случае используется в равной степени творческий потенциал, как личности учителя, так и личности ученика.
Активная познавательная деятельность учащихся рассматривается как один из важнейших аспектов повышения эффективности обучения. В процессе изучения познавательной деятельности и поиска наиболее эффективных путей её формирования в исследованиях были выделены три стадии её развития (Л.П.Аристова, В.В.Давыдов, А.К.Маркова).
На первой стадии происходит освоение отдельных учебных действий, на основе которых происходит интерес. (учитель ставит цель, организует деятельность, осуществляет контроль и оценку)
7
Для второй стадии объединение учебных действий в целостные акты деятельности, подчиненные реализации более отдалённых целей
(происходит развитие процессов целеполагания, формируются действия контроля и оценки)
На третьей стадии имеет место формирование из отдельных актов целостной системы учебной деятельности. (Познавательный интерес характеризуется обобщённостью, устойчивостью, избирательностью)
В исследованиях Щукиной Г.И. предлагаются следующие направления работы по формированию и активизации познавательной деятельности:
1. Формирование мотива деятельности: а) формирование познавательной потребности; б) формирование стойких познавательных интересов.
2. Формирование системы знаний и умений на основе самоуправления процессом учения: а) формирование интеллектуальных умений, связанных с переработкой информации; б) формирование умений планировать, организовывать и контролировать свою деятельность.
В рамках первого направления предлагаются следующие этапы работы: а) подготовка условий б) создание положительного отношения к предмету;
8 в) организация систематической поисковой творческой деятельности, в процессе которой формируется интерес; г) постановка проблемных ситуаций, при решении которых в процессе деятельности возникают новые неисчерпаемые вопросы.
1.2 . Способы активизации познавательной деятельности учащихся
1.Применение нетрадиционных форм урока.
Анализ педагогической литературы позволяет выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий.
Наиболее распространенные из них: уроки - деловые игры; уроки - пресс- конференции; уроки-соревнования; уроки типа КВН; театрализованные уроки; уроки с групповыми формами работы; уроки взаимообучения учащихся; уроки творчества; уроки, которые ведут учащиеся; уроки- зачеты; уроки-конкурсы; уроки-фантазии; уроки-игры; уроки-концерты; уроки-диалоги; уроки - ролевые игры; уроки-игры «Поле чудес»; уроки- экскурсии; интегрированные (межпредметные) занятия, объединённые единой темой или проблемой и другие.
Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы.
Поэтому, по мнению И. П. Подласого, практиковать такие уроки следует всем педагогам. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности
2. Использование игровых форм, методов и приёмов обучения.
Игровые формы: ролевые, дидактические, имитационные, организационно- деятельные.
9
Игра — одно из древнейших средств воспитания и обучения детей. Давно установлено, что игры в сочетании с другими методическими приемами и формами обучения могут повышать эффективность преподавания.
3. Переход от монологического взаимодействия к диалогическому.
Такой переход способствует самопознанию, самоопределению и самореализации всех участников диалога.
4. Широкое применение проблемно - задачного подхода.
Решая познавательные и практические задачи, отвечая на проблемные вопросы, анализируя предложенные ситуации, ребёнок включается в диалог, учится нестандартно мыслить, устанавливать причинно- следственные связи.
В педагогической литературе этот прием рассматривается едва ли не как самый главный и универсальный в интерактивном обучении. Проблемная ситуация, созданная на уроке, рождает у учащихся вопросы. А в появлении вопросов выражен тот внутренний импульс (потребность в познании данного явления), который так ценен для укрепления познавательного интереса.
Трудность в использовании технологии проблемного обучения состоит в том, что с проблемными заданиями справляются, как правило, несколько наиболее сильных учащихся. Остальные в лучшем случае запоминают ответ и то, как было найдено решение.
5. Использование на уроке разнообразных форм учебной работы учащихся.
Формы учебной работы учащихся: коллективные, групповые, индивидуальные, фронтальные, парные. Групповая форма общения соответствует структуре (один человек → группа людей). Организация групповой формы общения предусматривает два варианта: а) общеклассная (учитель → учащиеся класса), б) бригадная (учитель → группа учащихся). Для этого класс делится на рабочие группы по несколько человек в каждой. Задание получает группа в целом.
Возглавляет группу доверенное лицо учителя – консультант. Работа в
10 группах может строиться по-разному; иногда задание может делиться на части, а затем вся группа делает общий вывод. Иногда группа фронтально проговаривает и обсуждает трудные вопросы. Консультанту члены его группы могут задавать любой вопрос. Если же группа не получает от него ответ, то ребята просят помощь у учителя. Деятельность учащихся на уроке также может быть реализована в парном варианте, которая соответствует структуре (учитель → ученик, ученик → ученик) или в парах сменного состава, когда каждый ученик по очереди и в индивидуальном порядке работает с другими учениками класса или учебной группы под общим руководством учителя. В этом случае учащийся работает попеременно то, как учитель, то, как ученик.
Коллективный способ организации обучения предполагает такую организацию учебной работы, которая является коллективной по существу, так как в этом случае все обучают каждого, а каждый всех; знания каждого зависят от знаний других членов группы и являются общей ценностью.
6. Применение новых информационных технологий.
Мультимедиа-уроки положительно влияют на познавательную активность учеников, повышает мотивацию к изучению предмета. На таком уроке легче удерживать внимание и активность учащихся, а значит достичь главной цели обучения: развитие личности ребенка.
Мультимедийное оборудование позволяет демонстрировать на уроках: тематические презентации,
- теоретический материал в доступной, яркой, наглядной форме,
- видеофрагменты и видеосюжеты,
- карты,
- картосхемы,
- таблицы и многое другое.
Это позволяет акцентировать внимание учащихся только на том, о чем в данный момент рассказывает учитель.
7. Систематическое использование различных средств контроля.
11
Совершенствование проверки знаний, умений, навыков учащихся непременное условие повышения эффективности урока. Это и зачеты, и диктанты, и мини-экзамены, и тесты, и лабиринты, и дидактические карточки; терминологические кроссворды и т.д. Одно из интересных форм организации коллективной, познавательной деятельности учащихся – общественный смотр знаний, который является зачетом для учащихся. Он развивает активное сотрудничество школьников в их главном труде - учении, способствует созданию в детском коллективе атмосферы доброжелательности, воспитанию взаимопомощи, формированию ответственного отношения не только к своей учебе, но и к успехам своих одноклассников. Кроме того, смотры знаний углубляют знания ребят по предмету, служат закреплением больших тем или наиболее сложных разделов курса географии.
8.Вовлечение учащихся в создание творческих работ.
Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процесс её выполнения, и её результат – всё требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий учащиеся выполняют такие, как составление кроссвордов, викторин, сообщения и доклады учащихся, которые иллюстрируются презентациями. Доклады и рефераты, которые сдают учащиеся, как правило, не звучат на уроке из-за отсутствия времени. Презентации же можно или включить в урок (в объяснение учителя), представить в виде визуального ряда при проверке домашнего задания, что займет мало времени. Зная, что работа учащихся будет востребована, они более серьезно относятся к такому домашнему заданию. Любую творческую задачу, какой бы привлекательной внешне она ни казалась ученикам, нельзя вводить в обучение до той поры, пока у них нет необходимых умений для её выполнения. Требуется и подготовка восприятия самого задания, и учения тому, как его выполнить. Только при этих условиях