Файл: Методическое пособие по выполнению практических заданий тетрадь длявыполненияпрактического задания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Занятие1.Анализ современных проблем образования
Цели работы:
-воспитывать понимание сущности и социальной значимости будущей профессии, устойчивый интерес к ней.
-осуществлять поиск, оценку и анализ информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального или частного развития.
-выявлять знание правовых норм, регулирующих профессиональную деятельность.
- формировать умение ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направления реформирования
Рекомендуемыеинформационныематериалы:
-
Закон«Об образовании в Российской Федерации»(глава1, ст.3,глава2,ст.10,11,12,17,
глава3,ст.23,24,глава 4,ст.33,34,43,44,45,глава5,ст.46,47,48).
-
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации напериод до2020 года. -
Приоритетный национальный проект«Образование». -
Доклад рабочей группы при президенте РФ «Школа 2020. Какой мы ее видим?».
Оборудование: методическое пособие по выполнению практических заданий; тетрадь длявыполненияпрактического задания.
Указания к работе:
Проанализируйте содержание практического задания.
Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.
На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.Выполните задания практической работы с использованием бланка-отчёта в бумажном варианте.
Задание №1. Проанализировав Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, приоритетный национальный проект «Образование», доклад рабочей группы при президенте РФ «Школа 2020. Какой мы ее видим?», заполнить таблицу:
Современные проблемы образования | Тенденции развития образования и направления реформирования |
- несоответствие условиям современного информационного общества (Необходимо отойти от устаревших форм теоретической подготовки учеников, которая заключалась в заучивании или зазубривании учебного материала. Важно, чтобы информация которую получает ученик была доступна пониманию и умело использовалась. ) - пробел в законодательной области ("размытость" социальных обязательств со стороны государства, нет четкого обозначения принципов лицензирования учебных заведений) - коррупция - недостаточное финансирование (Отсутствие средств на техническую модернизацию приводит к тому, что оканчивают вузы в большинстве своем теоретики, но не практики + недостаточная оплата учительского труда, а так же на низкая их квалификация) - отсутствие связей образовательных этапов (Сегодняшнее школьное образование не может подготовить ученика к сдаче ОГЭ и ЕГЭ) - массовая ориентация выпускников на высшее образование - недоверие к учителю и к его авторитету - раздробление педагогических коллективов - тратиться коллосальное количество времени на бумаготворчество ( бесконечные отчеты, справки, требования) | - гуманизация образования (признание человека главной социальной ценностью) - демократизация ( в т.ч. повышение открытости образовательных систем, реализацию права потребителя образовательных услуг на свободный выбор учебного заведения и права педагога на свободу творчества) - ориентация на непрерывность и доступность обучения - интеграция образования (внешняя и внутренняя) - индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и технологизация - Стандартизация образования (В России на сегодняшний момент сложилась единая система федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для всех уровней образования, выполнение которых является обязательным для образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию) - переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы обучающихся - перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на познавательную деятельность ученика - переход от жестко регламентированных контролирующих, алгоритмизированных способов организации учебно-познавательного процесса и управления этим процессом к развивающим, активизирующим, интенсифицирующим - воспитание гражданственности, самостоятельности, личной ответственности, понимания ценности служения обществу, солидарности при решении проблем построения демократического общества ориентация на развивающие и гражданские функции образования. В проекте развития российской школы подчеркивается, что отдельный и особо важный вопрос. . |
Критерии оценки: ответ полный, перечислены и раскрыты все позиции – 4 балла, есть неточности в формулировках, перечислены все позиции, даны характеристики - 3 балла, естьнеточности в формулировках, перечислены не все позиции, даны не все характеристики - 2балла, есть ошибки в формулировках, перечислен минимум позиций или не даны характеристики -1 балл, нет ответа– 0 баллов.
Максимальноеколичествобаллов–4.
Задание №2. Проанализировав Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, заполните таблицу:
Задачи государственной политики в области образования | Пути реализации задач |
1. Обеспечение инновационного характера базового образования, в том числе: - обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития, в том числе формирование федеральных университетов, национальных исследовательских университетов; - обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений; - увеличение объема средств, направляемых на финансирование научных исследований в вузах; - развитие вариативности образовательных программ, в том числе создание системы прикладного бакалавриата; - обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития; - обеспечение увеличения оплаты труда работникам образовательных учреждений в зависимости от качества и результатов их труда до уровня, сопоставимого с уровнем оплаты труда в сфере экономики и выше его 2. Модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития, в том числе: - создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения; - создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья; - создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи; - создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся; - развитие финансовых инструментов социальной мобильности, включая образовательные кредиты. 3. Создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, в том числе: - создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций; - создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования, поддержка корпоративных программ подготовки и переподготовки профессиональных кадров; - создание системы поддержки организаций, предоставляющих качественные услуги непрерывного профессионального образования; - формирование системы непрерывного образования военнослужащих, включая переподготовку при завершении военной службы. 4. Формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях путем создания: - прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации; условий для привлечения иностранных студентов в российские образовательные учреждения; - прозрачной, объективной системы оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования; - механизмов участия потребителей и общественных институтов в осуществлении контроля и проведении оценки качества образования. | к 2012 году: - формирование сети научно-образовательных центров мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов; - развитие интегрированных инновационных программ, решающих кадровые и исследовательские задачи развития инновационной экономики на основе интеграции образовательной, научной и производственной деятельности; - введение новой системы оплаты труда на всех уровнях образования как основы для заключения эффективных контрактов; - повышение доли (не менее чем на 25 процентов) внебюджетных средств в общем объеме инвестиций в сферу профессионального образования; - повышение доли (не менее чем на 70 процентов) учащихся образовательных учреждений, которые обучаются в соответствии с требованиями современных стандартов, включая условия организации образовательного процесса; - ужесточение лицензионных и аккредитационных требований к учреждениям и программам высшего профессионального образования; - создание программ прикладного бакалавриата (не менее чем по 15 процентам направлений подготовки), обеспечивающих современную квалификацию специалистов массовых профессий, наиболее востребованных в сфере инновационной экономики; - обновление типологии образовательных программ и учреждений, структуры системы образования с учетом результатов конкурсной поддержки инновационных образовательных программ и программ развития образовательных учреждений и соответствующим нормативным закреплением (в том числе обеспечение правовой основы функционирования социокультурных образовательных комплексов, центров квалификаций, федеральных университетов, национальных исследовательских университетов, ресурсных центров); - развитие форм финансирования образовательных учреждений, позволяющих сконцентрировать частные и государственные финансовые средства на цели опережающего развития и структурных изменений в системе образования, перевод всех учреждений общего образования и не менее 50 процентов учреждений профессионального образования на нормативное подушевое финансирование (включая разработку нормативов финансирования по всем направлениям подготовки); - становление системы привлечения работодателей к созданию образовательных стандартов и аккредитации образовательных программ; - формирование национальной квалификационной структуры с учетом перспективных требований опережающего развития инновационной экономики и профессиональной мобильности граждан, обновление государственных образовательных стандартов и модернизация программ обучения всех уровней на базе квалификационных требований национальной квалификационной структуры; - переход на уровневые программы подготовки специалистов с учетом кредитно-модульных принципов построения образовательных программ, внедрение общеевропейского приложения к диплому о высшем образовании; - переход учреждений профессионального образования на систему адресных стипендий, предоставление стипендий, обеспечивающих возможность нуждающимся студентам самостоятельно прожить в регионе обучения; - создание в образовательных организациях органов самоуправления (попечительских, наблюдательных и управляющих советов); - введение систем оплаты труда педагогического и административно-управленческого персонала образовательных учреждений, учитывающих качество и результативность их деятельности; - разработка стандартизированной программы повышения квалификации "Современный образовательный менеджмент" на базе современных квалификационных требований к руководителям образовательных учреждений и проведение сертификации всех руководителей образовательных учреждений; - создание системы независимой общественно-профессиональной аккредитации программ обучения, распространение практики общественно-профессиональной сертификации выпускников образовательных программ, вхождение в международные ассоциации по аккредитации образовательных программ и учреждений; - создание системы общественных рейтингов образовательных учреждений, программ непрерывного профессионального образования; к 2020 году: - формирование около 20 научно-образовательных центров мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов; - формирование инфраструктуры и институциональных условий академической мобильности студентов и преподавателей; - увеличение доли средств в структуре доходов российских университетов, получаемых за счет выполнения научно-исследовательских разработок и научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (не менее 25 процентов); - создание условий для обеспечения участия в непрерывном образовании не менее 50 процентов граждан трудоспособного возраста ежегодно; - введение в действие единого механизма государственной (итоговой) аттестации выпускников на всех уровнях системы образования, обеспечивающего прохождение выпускниками итоговой аттестации во внешних независимых аттестационных центрах; - внедрение системы ежегодной поддержки до 100 организаций, реализующих лучшие инновационные программы непрерывного профессионального образования; - внедрение новых организационно-правовых форм учреждений образования, обеспечивающих сочетание академической автономии и государственно-общественного контроля за их деятельностью; - наличие квалификационных сертификатов не менее чем у 50 процентов мигрантов трудоспособного возраста; - обеспечение возможности каждому ребенку до поступления в первый класс освоить программы дошкольного образования и полноценно общаться на языке обучения; - расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях; - институциональное обеспечение поддержки семейного воспитания детей во всех муниципальных образованиях; - усиление позиций российского образования на мировом рынке образовательных услуг (доход от обучения иностранных студентов в российских вузах - не менее 10 процентов объема финансирования системы образования); - обеспечение условий, при которых показатели качества образования в российских образовательных учреждениях будут находиться в начале рейтинг-листа результатов международных сопоставительных исследований; - наличие не менее 10 - 12 современных студенческих городков и центров сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи при ведущих научно-образовательных центрах; - увеличение доли средств, предоставляемых на научные исследования, проводимые в вузах, в общем объеме средств, направляемых на научные исследования, до 30 процентов; - обеспечение значения показателей среднего возраста профессорско-преподавательского состава вузов на уровне средних показателей стран Организации экономического сотрудничества и развития; - предоставление возможностей всем обучающимся старших классов осваивать индивидуальные образовательные программы, в том числе профильное обучение и профессиональную подготовку; - создание не менее 500 центров сертификации и присвоения профессиональных квалификаций; - создание программ развития персонала, включающих в себя финансирование программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников не менее чем 60 процентов предприятий и организаций; - аккредитация не менее 15 процентов программ профессионального образования в международных ассоциациях, действующих в Российской Федерации; - получение бесплатных услуг дополнительного образования не менее чем 60 процентами детей в возрасте от 5 до 18 лет; - использование образовательных кредитов не менее чем 12 процентами студентов; - обеспечение возможности каждому учащемуся получать образование в современных условиях; - увеличение доли иностранных студентов, обучающихся в России, до 5 процентов общего числа студентов, создание условий для подготовки в образовательных учреждениях обучающихся из государств - участников СНГ. |
Критерии оценки: ответ полный, перечислены и раскрыты все позиции – 4 балла, есть неточности в формулировках, перечислены все позиции, даны характеристики - 3 балла, естьнеточности в формулировках, перечислены не все позиции, даны не все характеристики - 2балла, есть ошибки в формулировках, перечислен минимум позиций или не даны характеристики -1 балл, нет ответа– 0 баллов.
Максимальноеколичествобаллов–4.
Задание № 3. Оцените возможность достижения в 2020 году следующих целевых ориентиров:
а) расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья вне специализированных образовательных учреждениях,
Особую важность для нас имеет реализация конституционного права на образование для детей с ограниченными возможностями здоровья. Успехи общества в обучении и социализации этих детей свидетельствуют о его гуманности, о высоком уровне социально-экономического развития, эффективности использования человеческого капитала в стране.
Законом об образовании регламентировано создание необходимых специальных условий для получения без дискриминации качественного доступного образования обучающимися с инвалидностью, с ОВЗ на протяжении всей жизни, начиная с раннего возраста (оказание ранней коррекционной помощи), коррекции нарушений развития и социальной адаптации, до профессиональной самореализации как в рамках отдельных образовательных организаций, так и в инклюзивном формате.
Может быть достигнут, т.к. весь спектр информационных и коммуникационных технологий может использоваться в домашнем обучении детей, которые не могут регулярно посещать школу. Но наряду с художественными фестивалями и конкурсами для таких детей, хорошо было бы проводить все больше мероприятий, где дети не делятся по состоянию здоровья. И, наконец, совершенно необходимо формирование адекватной правовой и нормативной базы, в частности, определяющей систему финансирования инклюзивного обучения ребенка-инвалида в общеобразовательной школе. Нужна норма, разрешающая ребенку с ограниченными возможностями здоровья посещать выборочные уроки в школе, а остальное образование осуществлять в дистанционном режиме.
б) обеспечение условий, при которых показатели качества образования в российских образовательных учреждениях будут находиться в начале рейтинг-листа результатов международных сопоставительных исследований;
Одним из целевых ориентиров в развитии образования является усиление позиций российского образования на мировом рынке образовательных услуг, а также обеспечение условий, при которых показатели качества образования в российских образовательных учреждениях будут находиться в начале рейтинг - листа результатов международных исследований (перспективный план – войти в десятку лидеров).
В настоящее время Российские школьники участвуют в нескольких международных исследованиях качества образования и успехов школьников по отдельным предметам. Три основных исследования: PIRLS, TIMSS, PISA.
Анализируя итоговые результаты исследований можно прийти к выводу, что имея неплохие, а зачастую даже отличные теоретические знания, учащиеся не могут применить их на практике. То есть теория далека от практики. Учащиеся сталкиваются с нестандартной формулировкой заданий, теряются в нестандартных ситуациях (при решении заданий с избыточным или недостаточным условием), им не хватает практического опыта применения полученных знаний. Также сказывается отсутствие критического мышления, обучающиеся редко проявляют инициативу и креативность мышления. Для обучающихся привычнее типичные, четко сформулированные задания единой направленности.
Цель будет достигнута:
Программа «Учебное оборудование» впервые за десятилетия принципиально меняет уровень оснащения тысяч российских школ, открывает дорогу к новому стандарту на условия обучения.
Созданы и функционируют 232 детских технопарка «Кванториум», в том числе 97 технопарков на базе общеобразовательных организаций.
Более 37% общеобразовательных организаций обеспечены материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды.
в) предоставление возможностей всем обучающимся старших классов осваивать индивидуальные образовательные программы, в том числе профильное обучение и профессиональную подготовку.
Первое направление - развитие человеческого потенциала России. С одной стороны, это предполагает создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни российских граждан и качества социальной среды, с другой - повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики.
Согласно Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 1, ст. 216), система образования на всех этапах, начиная с дошкольного в части содержания и в части методов и технологий обучения (преподавания) должна быть ориентирована на формирование и развитие навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности. Будет поддержано развитие инфраструктуры индивидуальных образовательных программ, углубленного и профильного обучения по программам общего и дополнительного образования, в том числе системы многопрофильных и разнопрофильных школ старшей ступени.
Одним из целевых ориентиров развития системы образования, установленных к 2020 году, является предоставление возможностей всем обучающимся старших классов осваивать индивидуальные образовательные программы, в том числе профильное обучение и профессиональную подготовку. (Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р-«Собрание законодательства Российской Федерации, 2008», № 47, ст. 5489).
Цель достигнута : Созданы и функционируют 14 000 центров образования «Точка роста», в которых обучающиеся общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, осваивают образовательные программы общего и дополнительного образования с использованием современного оборудования.
- Закон«Об образовании в Российской Федерации»(глава1, ст.3,глава2,ст.10,11,12,17,
глава3,ст.23,24,глава 4,ст.33,34,43,44,45,глава5,ст.46,47,48).
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации напериод до2020 года.
- Приоритетный национальный проект«Образование».
- Доклад рабочей группы при президенте РФ «Школа 2020. Какой мы ее видим?».
Критерии оценки: ответ полный, перечислены и раскрыты все позиции, дана аргументированная оценка, предложены доказательства – 8-10 баллов, есть неточности в формулировках,перечислены все позиции, даны характеристики, дана аргументированная оценка, предложены доказательства - 5-7 баллов, есть неточности в формулировках, перечислены не все позиции, даны не все характеристики, предложены слабые аргументы и доказательства - 3-4 бал-ла, есть ошибки в формулировках, перечислен минимум позиций или не даны характеристики, отсутствуют аргументы и доказательства-1-2балла, нет ответа–0баллов.
Максимальное количество баллов–10.
Задание №4. Проанализировав гл. 1 ст. 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дайте характеристику принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. Заполните таблицу:
Принципы | Характеристика принципов |
1) признание приоритетности образования; 2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; 3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования; 4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства; 5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе; 6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания; 8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека; 9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций; 10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями; 11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования; 12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования. | 1) Провозглашение приоритетности образования непосредственно вытекает из конституционной нормы, в соответствии с которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина составляют обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Исходя из принципа приоритетности образования правительство определяет основные цели и задачи образования. 2) Комментируемый принцип распадается на два принципа: 2.1. принцип, гарантирующий каждому право на образование. Данный принцип, закрепленный в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», воспроизводит конституционную норму, в соответствии с которой право на образование принадлежит каждому (ст. 43 Конституции РФ), а также аналогичные международно-правовые нормы, закрепленные в источниках международного права ― Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте об экономических, культурных и социальных правах, Конвенции о правах ребенка и др. 2.2. Принцип, гарантирующий всем право на образование, сочетается с запретом на дискриминацию в сфере образования. Нормы образовательного права не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. 3) Данный принцип устанавливает рамки, в которых определяется содержание образования, формируются методы образования, важнейшие установки образовательной политики. Он полностью соответствуют положениям Конституции РФ, устанавливающим правовой статус личности. 4) Принцип, вытекающий из конституционного определения Российской Федерации как федеративного и многонационального государства, нашел свое развитие как в самом Законе РФ "Об образовании" (статьи 6, 28, 29, 31 и др.), так и в иных законодательных актах (например, в Федеральном законе от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", Федеральном законе от 17 июня 1996 года № 74-ФЗ "О национально-культурной автономии" и др.) Единое образовательное пространство Российской Федерации представляет собой сложносоставное пространство, образованное в соответствии с едиными законодательными принципами и правилами и включающее в себя образовательные системы, формируемые на региональном и муниципальном уровнях. Принцип единства образовательного пространства на территории Российской Федерации дополняется важной гарантией — законодательным предписанием о защите и развитии этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства. 5) Данный принцип находит отражение в курсе Российского государства на интеграцию отечественного образования в мировую систему высшего образования, выразившемся в присоединении Российской Федерации к Болонскому процессу. При этом интеграционные процессы в сфере образования должны проходить «при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования» (такое положение на протяжении ряда лет было закреплено в ст. 2 (п. 1 подп. 3) Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»). 6) Этот принцип вытекает из конституционной нормы о светском характере российской государственности. В соответствии с ним образование в государственных образовательных организациях строится на светской основе. Также данный принцип учитывает конституционную норму о свободе совести и свободе вероисповедания. 7) Свобода образования в пределах, предусмотренных законодательством, ― один из важнейших принципов современного образовательного права. Этот принцип производен от базовых положений конституции Российской Федерации, и, в первую очередь, от конституционных норм, закрепляющих, что: - человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина —обязанность государства (ст. 2); - Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Свободное развитие человека, предусмотренное Конституцией РФ, в современном мире невозможно без гарантированных свобод в сфере образования. Следуя упомянутым конституционным принципам, законодательство об образовании исходит из того, что процесс образования должен быть организован с созданием условий для полного и свободного развития способностей каждого человека, его самореализации с учетом имеющихся у него склонностей и потребностей. 8) Данный принцип развивает конституционную норму о праве на образование как одном из важнейших прав человека и гражданина. Право на образование определяется потребностями самой личности, ее запросами и интересами, а система образования должна быть гибкой и адаптивной, чтобы в максимальной степени соответствовать этим потребностям. Государственная политика в сфере образования должна исходить не только из потребностей личности, что следует из содержания действующей Конституции и вполне оправданно, но также из потребностей общества и его развития. 9) Принцип автономии является одним из основных принципов деятельности образовательной организации. Использование понятия автономии образовательных организаций необходимо для более точного разграничения компетенции государственных органов управления образованием и органов управления образовательными организациями. 10) Демократизм управления образованием предполагает выборность органов управления (например, избрание ректора, деканов факультетов, заведующих кафедрами в высших учебных заведениях), коллегиальный характер управления (педагогический совет, ученый совет и т. д.), представительство в органах управления образованием обучающихся, представителей общественных организаций и т.д., публичность и гласность при принятии управленческих решений, создание системы эффективного контроля и т. д. 11) Данный принцип вытекает из общего положения о том, что отсутствие конкуренции практически в любой сфере приводит к снижению качества образования. В то же время необходимо учитывать, что система образования не может полностью функционировать по законам рыночной экономики. Образовательная деятельность — это не просто набор услуг, предоставляемых образовательными организациями. Системообразующая роль образования в государстве и обществе определяет необходимость ограниченного использования механизмов конкуренции, повышает значимость государственного регулирования. 12) Данный принцип ориентирован на расширение возможностей получения образования. Он предусматривает оказание образовательных услуг на договорной основе, развитие негосударственных образовательных организаций. Вариативность возможностей получения образования в данном случае способствует более полной реализации конституционного права на образование. |