Файл: Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РоссийскаяФедерация
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Прудковская средняя общеобразовательная школа
Адрес: 215541 Смоленская область , Сафоновский район, д. Прудки, ул. Центральная
Телефон: 8-48142-74184
Обобщение педагогического опыта по теме:
«Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания»
Автор опыта:
Векшина Светлана Викторовна,
учитель истории
высшей квалификационной категории
Д. Прудки
2023г.
Содержание
№ | Раздел |
| Введение |
1 | Информация об опыте |
1.1 | Сведения об авторе |
1.2 | Название темы опыта |
1.3 | Условия возникновения, становления опыта |
1.4 | Актуальность опыта |
1.5 | Цель опыта |
1.6 | Задачи опыта |
1.7 | Длительность работы над опытом |
2. | Технология опыта |
2.1 | Ведущая идея опыта |
2.2 | Описание сути опыта |
3. | Результативность опыта |
4. | Заключение |
5 | Список использованной литературы |
Введение
Социально-экономические преобразования в России, ставят перед
системой образования новую задачу подготовить компетентных, высокообразованных профессионалов, которые будут конкурентоспособными на международной арене. Президент РФ 17.05.2018г. подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года»1, в котором обозначил Правительству РФ направления в разработке национального проекта в сфере образования.
В настоящее время одной из задач, стоящих перед современной школой, является формирование функциональной грамотности.
Под функциональной грамотностью понимают результат овладения учащимися системой предметных ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации, способность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от простого понятия грамотности как способности личности к чтению, составлению простых коротких текстов и осуществлению элементарных арифметических действий, функциональная грамотность представляет собой базовый уровень знаний, умений и навыков, определяющий нормальную жизнедеятельность личности при взаимодействии с четырьмя основополагающими сферами общества (экономической, социальной, политической и духовной). Развитие функциональной грамотности учащихся в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной школе.
Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся поставлено Главой Государства, Президентом РФ В.В. Путиным приоритетной задачей. В будущем функциональная грамотность станет показателем развитости цивилизации, государства, нации, социальной группы, отдельной личности. Поэтому перед школой и учителем стоит
цель: подготовить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным. Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.
Моя основная задача как учителя школьного образования сегодня — подготовить учащихся к адаптации в современном мире.
1 Указ Президента «О национальных и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» //http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027/page/1
-
Информация об опыте-
Сведения об авторе
-
Векшина Светлана Викторовна, учитель истории МБОУ «Прудковской средней общеобразовательной школы, высшая квалификационная категория, педагогический стаж - 39 лет.
-
Название темы опыта
«Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания»
-
3. Условия возникновения, становления опыта
Опыт возник и формировался в МБОУ « Прудковская СОШ»
На формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы: изучение методической литературы;
изучение опыта коллег;
курсы повышения квалификации;
-
Актуальность опыта
Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. В связи с этим, приоритетной целью образования становится формирование функциональной грамотности в системе общего образования.
Однако, проблема в том, что на данный момент педагоги испытывают профессиональные затруднения при организации работы по формированию функциональной грамотности , так как, во-первых, нет никаких чётких указаний, как педагогам обеспечить реализацию этой цели. Во-вторых, ни содержание учебников, ни их методический аппарат в том виде, в каком он есть, не позволяют осуществлять эффективную работу по формированию ФГ. Институтом стратегии развития образования разработан Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
Данные работы непривычны для российских школьников. В них проверяется не столько выученное содержание предмета, сколько умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях. К сожалению, задания такого типа практически отсутствуют в действующих учебниках. Таким образом, налицо противоречие между необходимостью работать над формированием функциональной грамотности и недостаточностью у педагогов необходимых компетенций, а также недостаточностью учебных и методических материалов. Следовательно, возникает необходимость в создании системы методического сопровождения деятельности педагогов по формированию функциональной грамотности .
-
Цель опыта
Создание условий формирования функциональной грамотности учащихся на уроках истории и обществознания с применением действующего на данный момент программно- методического обеспечения.
-
Задачи опыта-
Поделиться опытом работы применения методов и приёмов на уроках истории и обществознания, которые способствуют формированию и развитию функциональной грамотности у обучающихся -
Показать практическую значимость использования данных приёмов работы и целесообразность их использования на уроках. -
Сформировать методическую копилку учителя истории и обществознания по формированию функциональной грамотности.
-
-
Длительность работы над опытом
Работая учителем истории в школе, я пришла к выводу о том, что современный учитель- это человек, постоянно ищущий что-то новое, совмещающий в своей работе общепринятые методики с новыми образовательными технологиями и инновационными подходами.
Таким образом, работа над данным опытом проходила в три этапа:
-
этап. Подготовительный этап - изучение теоретического материала и методики работы, прохождение курсовой подготовки по формированию функциональной грамотности на уроках истории и обществознания; прогнозирование результатов; корректировка дальнейшей работы.
-
этап. Практическая реализация - разработка системы использования заданий различных типов по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление направленных на формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания.
-
этап. Обобщающий этап - оценка деятельности, внедрение в практику преподавания, развитие профессиональной компетентности, распространение опыта по формированию функциональной грамотности обучающихся.
-
Технология опыта-
Ведущая идея опыта
-
Ведущая идея опыта состоит в изучении развития современного образования по формированию функциональной грамотности обучающихся. Согласно новым стандартам, процесс обучения должен стать практико-ориентированным, чтобы результаты обучения могли применяться за пределами системы образования, т.е. в повседневной жизни, в процессе социальных отношений,