Файл: Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

РоссийскаяФедерация
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Прудковская средняя общеобразовательная школа






Адрес: 215541 Смоленская область , Сафоновский район, д. Прудки, ул. Центральная

Телефон: 8-48142-74184
Обобщение педагогического опыта по теме:

«Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания»
Автор опыта:
Векшина Светлана Викторовна,

учитель истории

высшей квалификационной категории

Д. Прудки

2023г.

Содержание







Раздел




Введение

1

Информация об опыте

1.1

Сведения об авторе

1.2

Название темы опыта

1.3

Условия возникновения, становления опыта

1.4

Актуальность опыта

1.5

Цель опыта

1.6

Задачи опыта

1.7

Длительность работы над опытом

2.

Технология опыта

2.1

Ведущая идея опыта

2.2

Описание сути опыта

3.

Результативность опыта

4.

Заключение

5

Список использованной литературы

Введение

Социально-экономические преобразования в России, ставят перед
системой образования новую задачу подготовить компетентных, высокообразованных профессионалов, которые будут конкурентоспособными на международной арене. Президент РФ 17.05.2018г. подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года»1, в котором обозначил Правительству РФ направления в разработке национального проекта в сфере образования.

В настоящее время одной из задач, стоящих перед современной школой, является формирование функциональной грамотности.

Под функциональной грамотностью понимают результат овладения учащимися системой предметных ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации, способность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от простого понятия грамотности как способности личности к чтению, составлению простых коротких текстов и осуществлению элементарных арифметических действий, функциональная грамотность представляет собой базовый уровень знаний, умений и навыков, определяющий нормальную жизнедеятельность личности при взаимодействии с четырьмя основополагающими сферами общества (экономической, социальной, политической и духовной). Развитие функциональной грамотности учащихся в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной школе.

Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся поставлено Главой Государства, Президентом РФ В.В. Путиным приоритетной задачей. В будущем функциональная грамотность станет показателем развитости цивилизации, государства, нации, социальной группы, отдельной личности. Поэтому перед школой и учителем стоит

цель: подготовить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным. Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.

Моя основная задача как учителя школьного образования сегодня — подготовить учащихся к адаптации в современном мире.





1 Указ Президента «О национальных и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» //http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027/page/1

  1. Информация об опыте

    1. Сведения об авторе

Векшина Светлана Викторовна, учитель истории МБОУ «Прудковской средней общеобразовательной школы, высшая квалификационная категория, педагогический стаж - 39 лет.

    1. Название темы опыта

«Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания»

  1. 3. Условия возникновения, становления опыта

Опыт возник и формировался в МБОУ « Прудковская СОШ»

На формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы: изучение методической литературы;

изучение опыта коллег;

курсы повышения квалификации;

    1. Актуальность опыта

Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. В связи с этим, приоритетной целью образования становится формирование функциональной грамотности в системе общего образования.
Однако, проблема в том, что на данный момент педагоги испытывают профессиональные затруднения при организации работы по формированию функциональной грамотности , так как, во-первых, нет никаких чётких указаний, как педагогам обеспечить реализацию этой цели. Во-вторых, ни содержание учебников, ни их методический аппарат в том виде, в каком он есть, не позволяют осуществлять эффективную работу по формированию ФГ. Институтом стратегии развития образования разработан Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
Данные работы непривычны для российских школьников. В них проверяется не столько выученное содержание предмета, сколько умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях. К сожалению, задания такого типа практически отсутствуют в действующих учебниках. Таким образом, налицо противоречие между необходимостью работать над формированием функциональной грамотности и недостаточностью у педагогов необходимых компетенций, а также недостаточностью учебных и методических материалов. Следовательно, возникает необходимость в создании системы методического сопровождения деятельности педагогов по формированию функциональной грамотности .

    1. Цель опыта

Создание условий формирования функциональной грамотности учащихся на уроках истории и обществознания с применением действующего на данный момент программно- методического обеспечения.


    1. Задачи опыта

      1. Поделиться опытом работы применения методов и приёмов на уроках истории и обществознания, которые способствуют формированию и развитию функциональной грамотности у обучающихся

      2. Показать практическую значимость использования данных приёмов работы и целесообразность их использования на уроках.

      3. Сформировать методическую копилку учителя истории и обществознания по формированию функциональной грамотности.





    1. Длительность работы над опытом

Работая учителем истории в школе, я пришла к выводу о том, что современный учитель- это человек, постоянно ищущий что-то новое, совмещающий в своей работе общепринятые методики с новыми образовательными технологиями и инновационными подходами.
Таким образом, работа над данным опытом проходила в три этапа:


  1. этап. Подготовительный этап - изучение теоретического материала и методики работы, прохождение курсовой подготовки по формированию функциональной грамотности на уроках истории и обществознания; прогнозирование результатов; корректировка дальнейшей работы.




  1. этап. Практическая реализация - разработка системы использования заданий различных типов по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление направленных на формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания.




  1. этап. Обобщающий этап - оценка деятельности, внедрение в практику преподавания, развитие профессиональной компетентности, распространение опыта по формированию функциональной грамотности обучающихся.




  1. Технология опыта

    1. Ведущая идея опыта

Ведущая идея опыта состоит в изучении развития современного образования по формированию функциональной грамотности обучающихся. Согласно новым стандартам, процесс обучения должен стать практико-ориентированным, чтобы результаты обучения могли применяться за пределами системы образования, т.е. в повседневной жизни, в процессе социальных отношений,