Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 186
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5.Идеалы и нормы научного исследования классической, неклассической и постнеклассической науки
Рассмотрим реконструкцию гносеологических компонентов (идеалов и норм научного исследования) метанаучного знания в классических, неклассических и постклассических науках как науках культурно-исторического типа [2].
Общенаучные идеалы и нормы классической науки: источником и основой научного познания являются эмпирические исследования объектов (наблюдений и экспериментальных данных), наука может дать объективную истину, и для этого необходимо прилагать усилия;
- критерием существования объекта является его основная наблюдаемость;
- критерий объективной истинности научного знания состоит в том, соответствует ли оно результатам наблюдений и экспериментов;
- научные законы и теории являются обобщениями фактов, отличаясь от фактов лишь большей степенью общности; научное знание может и должно стремиться к количественному описанию познаваемой действительности для создания количественных моделей объектов;
- Язык науки – это язык математики;
- задача выбора среди конкурирующих гипотез решается с помощью экспериментов;
- в идеале законы науки должны быть динамичными, четко определенными законами;
- вероятностное описание объекта является неполным, и необходимо стремиться к его однозначному описанию, развитие научного знания есть кумулятивный и поступательный процесс накопления новых истин и обобщения старых истин;
- объект однозначно определяет содержание научных знаний о нем;
- не имеет альтернативы, но в то же время является истинной моделью объекта; альтернативная модель либо неверна, либо уступает другой; наука должна формулировать законы науки в виде уравнений; эти уравнения должны быть линейными;
- наука должна стремиться найти логическое знание, основанное на фактах, и создать логическую систему знаний, основанных на фактах, наука должна стремиться не только к объективному знанию, но и к практическому знанию;
- само научное знание ценностно нейтрально, только его использование может зависеть от определенных социальных намерений и предпочтений;
- научное знание должно быть не только достоверным, оно должно стремиться к максимальной достоверности (т.е. точной и однозначной);
- опыт (эмпирическое исследование и познание) не зависит от теории, а только от содержания предмета изучения, поэтому его можно использовать как критерий истинности теории; действительно хорошая научная теория, а не только точно описывать и объяснять интерпретировать объекты, но и предсказывать поведение объектов;
- научные теории должны создаваться как системы дедуктивных аксиом;
- среди различных научных гипотез и теорий, одинаково хорошо соответствующих фактам, следует выбирать самую простую.
В постнеклассическом понимании идеалов и норм научного исследования научное познание подчеркивает креативность научного исследования, с одной стороны, и познавательную ответственность ученых за конструирование научного знания, с другой. и впоследствии применять его для решения множества теоретических и практических задач. «Ахиллесова пята» постнеклассической научной эпистемологии — неизбежная легитимация возможности бесконечного плюрализма в науке и научных построениях, стирание границ между научным знанием и другим знанием, хотя и интуитивно необходимым — знанием научных типов.
Таким образом, общенаучное знание является необходимым и важнейшим элементом метатеоретической иерархии научного знания. Его основная функция состоит в том, чтобы анализировать, отражать и подтверждать содержание научных теорий, особенно основополагающих теорий (парадигмальных метатеорий). Средством построения общенаучного знания является построение общенаучной картины мира, общенаучных идеалов и норм научного исследования. Обоснование научных теорий посредством общенаучных знаний, онтологических и гносеологических, достигается путем установления соответствия и гармонии между содержанием теории и того слоя общенаучного знания, который управляет наукой, «приведением» первого принципа второй в принципе. Общенаучное знание как более общее и априорное знание, относящееся к вновь создаваемым научным теориям и метатеориям.
6. Метатеория хозяйственного порядка
Содержание метатеории хозяйственного порядка определяет состав специфических функций, присущих ей, реализация которых раскрывает роль и подчёркивает ее значение для развития теории и методологии предпринимательской деятельности. Выделим пять основополагающих функций теории хозяйственного порядка (мировоззренческую, транслирующую, терминологическую, методологическую, практическую), понимание которых в целом не вызывает особых дискуссий и не отходит от их «классической» интерпретации.
Реализация функций подтверждает высказанную ранее мысль о междисциплинарном характере метатеории, ее многоплановости и многоаспектности, которая должна приводить к гибкости положений. При формализации структуры метатеории хозяйственного порядка, а именно выделений предметных составляющих, мы исходили из общей структуры научных теорий. Не вдаваясь в критические размышления по поводу универсальной структуры научной теории (так как этому следует посвящать отдельное исследование, границы которого выходят за пределы экономической науки), выделим следующие ее элементы применительно к проблематике представленного исследования: теоретический базис (идеализированный объект, предмет, принципы, постулаты и т. д.); эмпирический базис (факты, фактографические данные и т. д.); логический базис (логические правила вывода следствий из теоретического и эмпирического базиса).
Сказанное заставляет полагать, что большинство современных экономических теорий и концепций по своей сути являются интертеориями (в метатеории хозяйственного порядка), так как дают объяснение сущности явлений и процессов с разных позиций (экономика и психология; экономика и социология и т. д.). Так, можно привести следующую цепочку теорий: интертеория (теория управления) - содержательные теории (теория мотивации; теория хозяйственного контроля; теория бухгалтерского учета и т. д.). Такой тезис объясняет наличие различных метатеорий в экономической науке (например, указанных в работах [4]), однако все они, по нашему мнению, являются единой метатеорией хозяйственного порядка, так как в конечном счете базируются на положениях политической экономии.
Очевидно, что в современных условиях достижение порядка в хозяйственной деятельности происходит под влиянием стремительного развития процессов глобализации и цифровизации экономики, что приводит к возникновению совершенно новых проблем в предпринимательской деятельности. Разработка действенных стратегий и механизмов решения современных проблем напрямую связана с обеспечением защиты предпринимательской деятельности, которая становится возможным лишь при условии обеспечения и поддержания высокого уровня ее безопасности.
В то же время отсутствие общепринятой дефиниции понятия «экономическая безопасность» (несмотря на значительное количество исследований как отечественных, так и зарубежных ученых) и, в целом, подхода к пониманию ее сути вполне логично, что является следствием обращения внимания ученых на разные уровни экономической системы. Несмотря на то что предпринимательская деятельность выступает связующим звеном между всеми уровнями экономики, исследования в большей степени уделяются мезо- и макроуровню, что, безусловно, приводит к развитию теории и обогащению практики, но и увеличивает разрыв между ними как на уровне отдельного предприятия, так и отдельных отраслей.
Весь спектр дефиниций определения «экономическая безопасность предпринимательской деятельности» (из значительного количества исследований, результаты которых опубликованы в современной специальной экономической литературе) можно свести: к гармонизации экономических интересов предприятий; состоянию защищенности от влияния факторов внутренней и внешней среды; эффективному использованию ресурсов; наличию и реализации совокупности методов для формирования конкурентных преимуществ; сохранности имущества и неразглашения коммерческой тайны; устойчивому развитию деятельности и укреплению потенциала предприятия.
Большинство ученых придерживается защитного и ресурсного подходов, что является, по нашему мнению, наиболее целесообразным, так как не возникает сомнений в том, что:
1) обеспеченность предприятия и отдельных его структурных подразделений ресурсами является крайне важным для стабильной и эффективной деятельности как в кратко-, так и долгосрочной перспективе;
2) защищенность предприятия от негативного влияния факторов внешней и внутренней среды лежит в основе состояния экономической безопасности;
3) защищенность ресурсов способствует наиболее эффективному их использованию во всех сферах и направлениях деятельности предприятия, открывает возможность планирования и прогнозирования собственных управленских решений и шагов конкурентов.
Другими словами, экономическая безопасность на уровне предпринимательской деятельности предполагает большую системность, чем на уровне отдельного предприятия. Речь идет о том, что большее количество субъектов (помимо предприятий, это и государственные органы, общественные организации, средства массовой информации и т. д.) обусловливает возникновение новых объектов и составляющих экономической безопасности, расширение и усложнение самого процесса ее обеспечения.
Понимание экономической безопасности в современных условиях имеет важное значение для развития предпринимательской деятельности, ее оценки с разных сторон, объяснения возникающих противоречий между субъектами, разработки направлений ее совершенствования. Однако экономическая безопасность не может обеспечиваться только благодаря собственной системе знаний (теории). Четкий, прослеживающийся междисциплинарный характер теории экономической безопасности на каждом уровне (микро-, мезо-, макро-) предопределяет взаимосвязь и взаимообусловленность ее положений с другими содержательными теориями метатеории хозяйственного порядка.
При этом, согласно идее представителей ордолиберализма [20-24], современная рыночная экономика требует активной экономической политики, которая бы постоянно защищала интересы членов общества. Для поддержания хозяйственного порядка (прежде всего, государству) необходимо действовать в двух направлениях:
- первое - предусматривает проведение экономической политики, направленной на установление порядка для долгосрочной деятельности экономических субъектов;
- второе - предполагает постоянный мониторинг и анализ социально-политической обстановки. При этом социальная политика как отражение экономической должна сознательно использовать достижения эффективной рыночной системы для перераспределения доходов государства, в том числе направлять их на развитие экономических субъектов.
Интерпретация указанных направлений в контекст представленного исследования позволяет утверждать, что экономическая система на любом уровне (предприятия, отрасли, региона, государства) стремится к достижению порядка в своем функционировании и эволюции. Здесь уместно провести параллель между хозяйственным порядком и экономической безопасностью в целом (в том числе и предпринимательской деятельности), так как одно может быть следствием другого и наоборот по причине пребывания их в постоянной динамике и научном переосмыслении. Правомерно полагать, что установление хозяйственных порядков и их смена происходит государством под влиянием тех или иных теорий и учений.
Учитывая вышесказанное, отметим, что модель метатеории хозяйственного порядка, в основу которой положена экономическая безопасность предпринимательской деятельности, предстает как совокупность элементов, направленных на соблюдение взаимосвязи и взаимообусловленности концептуальных положений; следование общей логике возможности рассмотрения содержательных теорий как объектов учебных дисциплин, практической деятельности и, собственно, научных теорий.
Заключение
Итак, все многообразие методов научного исследования группируется в три относительно самостоятельных, но взаимосвязанных блока (кластера): эмпирические методы исследования, теоретические методы исследования и метатеоретические методы познания.
При этом, если методы первых двух блоков (кластеров) «организуют» предметное знание, то методы третьего блока организуют и контролируют диалектическое единство предметного знания и рефлексивного знания на современном этапе научно-культурного развития.