Файл: Практические задания по дисциплине Философия Работа с философскими источниками.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра юриспруденции

Форма обучения: заочная

ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Философия

Группа 20П173


Студент




К.В. Федорова







МОСКВА 2021

Практические задания по дисциплине «Философия»

Работа с философскими источниками

«Платон. Федон»

1. По мнению великого античного мудреца-философа Сократа, когда душа «туго-натуго связана в теле и прилеплена к нему», то «сущее само по себе» человек познать не может. Почему?

Ответ: По мнению Сократа, тело мешает способности мышления. Тело являет собой подобие клетки, ограничивающей свободу познания души, является причиной ее невежества: «Тем, кто стремится к познанию, хорошо известно вот что: когда философия принимает под опеку их душу, душа туго-натуго связана в теле и прилеплена к нему, она вынуждена рассматривать и постигать сущее не сама по себе, но через тело, словно бы через решетки тюрьмы, и погрязает в глубочайшем невежестве».


2. Почему «душа истинного философа» бежит от «радостей, желаний, печалей и страхов»?

Ответ: «Душа истинного философа» бежит от «радостей, желаний, печалей и страхов» чтобы получить освобождение, к которому она стремится.

 «Бежит от радостей, желаний, печалей и страхов, насколько это в ее силах, понимая, что, если кто сильно обрадован, или опечален, или испуган, или охвачен сильным желанием, он терпит не только обычное зло, какого и мог бы ожидать, — например, заболевает или проматывается, потакая своим страстям, — но и самое великое, самое крайнее из всех зол и даже не отдает себе в этом отчета». Так под самым крайним из всех зол понимается заточение себя в клетку невежества, потакание собственному телу, но не душе, боязнь смерти как разрушения плотской оболочки, а не радостное ожидание ее как перехода на более высокий уровень сознания.

3. Сократ говорит своим ученикам, что человек, подверженный страстям бывает «сильно обрадован, или опечален, или испуган, или охвачен сильным желанием» и в итоге терпит не только «обычное зло, какого и мог бы ожидать» (например, заболевает или проматывается), но и «самое великое, самое крайнее из всех зол». О каком великом зле говорит Сократ?

Ответ:  Согласно Платону, не только негативные, но и позитивные эмоции (бурный восторг или радость) привязывают нашу душу к телу. Так же, как печаль или гнев, острая захватывающая радость выводит нас из равновесия, затрудняет мышление, провоцирует на необдуманные поступки и вызывает страдания. Сильные эмоции и чувства, которые захватывают человека и формируют у него ложное представление о действительности. Чувственные данные могут дать начало лишь «мнению».

4. По какой причине «воздержаны и мужественны» те, кто «достойным образом стремится к познанию»?

Ответ: Душа лучше всего мыслит, когда ей ничто не препятствует, будь то зрение, слух или боль. Таким образом, душа, отделенная от тела, одна устремляется к подлинному бытию, неотягощенная телесными чувствами. Для истинного понимания природы вещей тело не необходимо, прекрасное и доброе постигается с помощью какого-то иного чувства, отличного от связанных с телесной оболочкой зрением или осязанием. Стало быть, умирание, то есть процесс отделения души от тела, и есть идеальное условие для понимания истины, осознания природы вещей, для философии в ее чистом виде. А истинный философ обнаруживает себя, прежде всего в том, что «освобождает душу от общения с телом в несравненно большей мере, чем любой другой из людей». Другие же люди, далекие от философии, испытываю страх перед смертью, как перед явлением, неизвестным и пугающим. Мысль об отделении души от тела рождает страх в умах простых людей, заботящихся о теле больше, нежели о душе: «А если ты увидишь человека, которого близкая смерть огорчает, не свидетельствует ли это с достаточной убедительностью, что он любит не мудрость, а тело? А может, он окажется и любителем богатства, или любителем почестей, или того и другого разом». Философы, таким образом, названы самыми мужественными и свободными от страха людьми. Упражняясь в искусстве умирания, они с радостью принимают смерть как прозрение, как высшее благо для философа, стремящегося к этому всю жизнь.

5. В этом отрывке описана сцена беседы Сократа с учениками пред казнью Сократа. Сократ спокоен и успокаивает своих учеников. Как вы думаете (на основе прочитанного), почему Сократ не боится смерти?

Ответ: Философия трактуется таким образом, что верным шагом к постижению истины является процесс умирания. Только так душа, свободная от бренного тела, способна в полной мере постичь тайны мироздания. Смерть воспринимается как освобождение, которому не считает нужным противиться душа истинного философа. Сократ считал, что философ после смерти станет идеальным духом, то есть намного лучше, чем при жизни. После смерти душа направится туда, где ей будет сродни и навсегда избавиться от человеческих бедствий, что бытие как природа есть, прежде всего, идея. В смерти Сократа обнаружилось особенно явным образом, что привычный порядок вещей, воспринимаемый в чувственном опыте, несовместим с пониманием бытия как блага. Вот почему жизнь подлинного философа есть непрерывное умирание для чувственного мира, для всех житейских интересов ради возрождения в истине через постоянное стремление к мудрости, которая венчается идеей высшего блага.