ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 5. Налоговый менеджмент в организациях
1.Сущность корпоративного налогового менеджмента
2.Содержание корпоративного налогового менеджмента
1.Сущность корпоративного налогового менеджмента
• Корпоративный налоговый менеджмент представляется собой систему управления налоговыми потоками коммерческой организации путем использования научно обоснованных рыночных форм и методов и принятия управленческих решений в области налоговых доходов и налоговых расходов на микроуровне.
• Корпоративный налоговый менеджмент — это совокупность экономических отношений, возникающих у хозяйствующего субъекта в процессе осуществления им законных действий по изменению и поддержанию размера своих налоговых платежей с целью повышения эффективности своей финансово-хозяйственной деятельности и обеспечения интересов государства.
Важным критерием решения вопроса о необходимости организации хозяйствующим субъектом корпоративного налогового менеджмента является уровень налогового бремени.
В связи с налоговым регулированием процесса воспроизводства в целом, отдельных его сторон и сфер хозяйственно-финансовой деятельности для корпоративного налогового менеджмента всегда острым является вопрос оптимизации налоговых ставок. Только на этой основе возможно обеспечение налогового равновесия, предполагающего наиболее полную реализацию на практике всех функций налогов по отношению к доходам государства и по отношению к интересам налогоплательщиков.
Проблема оптимизации налогов непосредственно связана с вопросом о пределах налоговой нагрузки. Сумма собранных налогов тесно связана с размером налоговых ставок; повышение налоговых ставок только до определенного момента может вести к росту суммы собранных налогов.
Повышение налоговых ставок сверх определенного уровня может подорвать стимул к деятельности, в результате чего общая сумма налоговых поступлений уменьшается.
Кривая Лаффера
Кривая А. Лаффера — график, показывающий функциональную связь между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений, выявляющий такую ставку, при которой налоговые поступления достигают максимума и создаются наиболее благоприятные условия для предпринимательства.
Когда налоговая ставка достигает определенного уровня, губится предпринимательская инициатива, сокращаются стимулы к расширению производства, уменьшаются доходы, вследствие чего часть налогоплательщиков переходит из легального в теневой сектор экономики.
По теории А. Лаффера, развитие теневой экономики имеет обратную связь с налоговой системой, т. е. увеличение налогов увеличивает размеры теневой экономики, при которой большая часть дохода не декларируется.
Предельной ставкой для налогового изъятия в бюджет, при которой увеличивается сумма налоговых поступлений, А. Лаффер считает 30 % суммы доходов.
Размер теневой экономики в России в 2018 г. составил 20,7 трлн
руб., или примерно 20% ВВП.
Данные РБК со ссылкой на предварительные оценки
Росфинмониторинга. Это превышает расходы федерального бюджета на 2019 г., на которые приходится 18 трлн руб.
В связи с этим уровень именно скрытой экономики свидетельствует о степени негативного воздействия чрезмерного изъятия части вновь созданной стоимости в виде налогов.
К негативным последствиям массового уклонения от уплаты налогов относятся:
• недополучение казной средств, приводящее к сокращению доходной части и способствующее росту дефицита государственного бюджета;
• установление в результате уклонения отдельных предприятий от уплаты налогов неравенства между добросовестными налогоплательщиками и нарушителями налогового законодательства;
• нарушение принципа социальной справедливости, поскольку неплательщики налогов переносят добавочное налоговое бремя на тех, кто исправно выполняет свои налоговые обязательства.
Общественная опасность этих преступлений проявляется в нарушении баланса интересов государства, субъектов экономики и отдельных социальных групп, в деформации и снижении темпов экономического развития.
Практика показывает, что если удельный вес налогов не превышает
15 % чистой добавленной стоимости предприятия, то потребность в налоговом планировании и оптимизации минимальная; при более высоких значениях уровней налогового бремени необходима организация полноценного корпоративного налогового менеджмента.
Чем выше налоговое бремя, тем эффективнее будут затраты хозяйствующего субъекта по организации налогового менеджмента, тем выше цена принимаемых управленческих налоговых решений.
Налоги как финансовая категория обусловливают тесную связь налогового менеджмента с финансовым.
Налоговый менеджмент является составляющей частью
финансового менеджмента, у них одна цель — максимизация
ценности компании.
Концептуальная цель финансового менеджмента достигается посредством осуществления шести его стратегических направлений: управление выручкой; контроль издержек; управление ликвидностью; управление капиталом; управление
налогами; управление внебалансовой деятельностью.
Управление налогами - одно из стратегических направлений финансового менеджмента.
Налоговые платежи составляют весомую долю в финансовых потоках организаций. Зачастую от грамотного, профессионального решения, принятого с учетом налоговых последствий, зависят судьба предприятия, возможности его роста и развития.
Недоучет этой стороны финансовой деятельности организации, допущенные ошибки в расчетах по налогам с бюджетом оборачиваются тяжелыми финансовыми потерями.
Решить подобные проблемы может грамотная организация на предприятии системы налогового менеджмента.
Корпоративный налоговый менеджмент как вид управленческой деятельности на предприятии все больше входит в практику хозяйственной жизни России, а налоговый менеджер организации (эксперт, консультант по налогам) становится все более значимой фигурой. На сегодняшний день вести бизнес, не просчитав, сколько принесет прибыли та или иная сделка и сколько потребуется при этом заплатить налогов, практически невозможно.
Проблемы налогообложения, учета и управления налогами по значимости сравнимы только с проблемами, возникающими непосредственно в ходе производственной или любой другой предпринимательской деятельности. Эта значимость выражается и в конкретных суммах, которые отдаются государству.
Налоговые платежи, которые охватывают всю производственную и хозяйственную деятельность организаций, входят во все элементы, определяющие состав цены, влияют на эффективность производства, а также становятся важнейшим фактором при принятии бизнес-решения.
Организация полноценного корпоративного менеджмента создает возможность решения субъектами хозяйствования ряда проблем, которые не всегда удается решить в рамках других типов управления и видов менеджмента:
• получить дополнительный инструментарий для использования текущих и будущих благоприятных налоговых, финансовых и иных условий;
• более полно учесть изменения внешней среды;
• стимулировать участников налогового менеджмента с учетом результатов принятых управленческих решений, создать предпосылки для повышения классности и квалификации менеджеров;
• обеспечить более рациональное распределение и использование различных видов ресурсов хозяйствующего субъекта;
• повысить при минимальных затратах финансовую устойчивость и стоимость предприятия.
2.Содержание корпоративного налогового менеджмента
• организации процесса управления налоговыми потоками на предприятии;
• налогового планирования;
• налогового регулирования;
• налогового контроля.
Корпоративное налоговое планирование
- интеграционный процесс, заключающийся в упорядочивании финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с действующим законодательством и стратегией развития предприятия.
Этот процесс можно также определить как предварительное рассмотрение, оценку решений в области финансово-хозяйственной деятельности организации с учетом величины возможных налоговых платежей и выбор из них наилучших решений с позиций целевых установок организации.
Такая трактовка корпоративного налогового планирования предполагает, что любое решение, например, инвестирование средств, реорганизация предприятия, выход на новый рынок, увеличение объема производства и т. п., должно быть оценено с учетом налоговых последствий.
Налоговое планирование, как и любую управленческую деятельность, можно представить в виде системы, включающей
оперативный, тактический и стратегический элементы, в зависимости от которых видоизменяются мероприятия по планированию налогов.
В основе налогового планирования выступает оперативный
уровень, который в литературе часто именуется текущим
внутренним контролем.
Ключевую роль на этой стадии играет аналитическая работа по сбору и обработке информации, которая позволяет составлять различные варианты развития деятельности субъекта налогового менеджмента.
На тактическом уровне налоговое планирование становится частью общей системы финансового управления и контроля, производится специальная подготовка контрактных схем типовых, крупных и долгосрочных хозяйственных договоров, в частности:
✓составляются прогнозы налоговых обязательств организации и последствий планируемых схем сделок, которые учитываются при формировании прогнозов финансовых потоков предприятий, являющихся базовым критерием принятия инвестиционных решений;
✓разрабатывается график соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения финансовых ресурсов организации;
✓прогнозируются и исследуются возможные причины резких отклонений от среднестатистических показателей деятельности организации и налоговых последствий инноваций или проводимой сделки;
✓разрабатываются текущие и среднесрочные инвестиционные планы, включая экономию на налогах как один из источников финансирования.
Стратегическое налоговое планирование — это деятельность, связанная с выработкой способов оптимизации налоговых потоков, результатом которой выступает налоговый план, направленный на достижение стратегических интересов предприятия.
Основная цель стратегического налогового планирования заключается в разработке на основании прогнозов и тенденций развития налоговой системы России, эволюции финансовых рынков таких моделей и вариантов ведения хозяйственных операций хозяйствующими субъектами, которые бы в наибольшей мере отвечали поставленным стратегическим целям предприятия, с учетом возможных изменений во внешней среде.
Инструментарий налогового планирования
- методы налогового бюджетирования,
- использование налоговых льгот и
- использование других не запрещенных законом способов минимизации налоговых платежей.
Налоговое бюджетирование
- один из важнейших инструментов налогового планирования.
Оно является составной частью формирования сводного бюджета предприятия.
Бюджет — это план на определенный период в количественных
(обычно денежных) показателях, составленный с целью эффективного достижения стратегических ориентиров.
Бюджетирование — это непрерывная процедура составления и исполнения бюджетов.
Бюджетирование активно используется как технология финансового планирования.
В основе концепции стратегически ориентированного бюджетирования лежит сбалансированная система показателей (англ. balanced score card,
BSC), разработанная Р. Капланом и Д. Нортоном.
В соответствии со стратегическим планом развития компания разрабатывает стратегические карты, которые отражают ее цели в четырех проекциях:
✓финансы,
✓клиенты,
✓бизнес-процессы,
✓персонал.
Для каждой проекции определяются ключевые факторы успеха и их индикаторы — ключевые показатели эффективности (англ. key performance indicator, KPI).
Налоговые потоки, являясь составной частью финансовых потоков, отражаются в проекции «финансы».
В данной проекции стратегия компании представлена либо стратегией роста доходов, либо стратегией снижения затрат.
Ключевыми показателями эффективности выступают такие показатели, как доля рынка, рентабельность бизнеса, свободный денежный поток, налоговая нагрузка и т. д.
При этом основной акцент необходимо сделать на необходимости оптимизации налоговых потоков путем принятия эффективных управленческих решений в области налоговых доходов, налоговых расходов и использования налоговой прибыли.