ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Достижение указанных показателей характеризует успешность реализации стратегии компании.
Для расчета KPI формируют бюджетные показатели: объем продаж, прямые и накладные расходы по статьям, объем предстоящих налоговых платежей по уровням бюджетной системы и т. д.
Бюджетные финансовые (налоговые) показатели подразделений являются составной частью бюджетных финансовых (налоговых) показателей компании.
Выполнение бюджетных показателей должно найти свое отражение в системе мотивации, которая является связующим звеном между целями компании и целями персонала.
В процессе достижения поставленных целей возможны отклонения от заданного маршрута, поэтому на каждом «повороте» предприятию приходится просчитывать различные варианты своих дальнейших действий.
Инструментом таких расчетов и является бюджетирование.
Бюджетирование должно осуществляться по заранее утвержденным
правилам.
❑Система бюджетирования строится на единых методологии, оформлении табличных форм, финансовой структуре и т. д. Для исполнения бюджетных процедур используют административный ресурс.
❑Вторая составляющая бюджетирования — это организационные процедуры.
❑Третий ключ к успеху — автоматизация всего процесса бюджетирования.
На больших предприятиях объем информации огромен, но каким бы значительным он ни был, обработать его нужно вовремя. Вся процедура бюджетирования должна быть организована таким образом, чтобы на последнем этапе руководство получало три основные бюджетные формы:
✓бюджет доходов и расходов;
✓бюджет движения денежных средств;
✓прогнозный баланс.
Принципы эффективного бюджетирования базируются на здравом смысле и довольно просты.
✓Для сопоставления и анализа данных разных периодов процесс бюджетирования должен быть постоянным и непрерывным.
✓Сами периоды должны быть одинаковыми и утвержденными заранее: на неделю, декаду, месяц, квартал, год.
✓При формировании налогового бюджета, как правило, учитываются отчетный и налоговый период налогов, по которым у налогоплательщика имеются налоговые обязательства перед бюджетами различных уровней бюджетной системы.
Основные правила бюджетирования
Непрерывность бюджетирования выражается в «скольжении». Существует стратегический период планирования, например, пять лет. На этот период составляется бюджет развития. Кроме пятилетнего периода, стратегический период планирования включает период длиной в четыре квартала. Причем такой период планирования выдерживается всегда: по прошествии I квартала к IV прибавляется еще один и снова составляется бюджет на четыре квартала. Это и есть принцип «скольжения».
Утвержденные бюджеты должны исполняться — это одно из основных правил. В противном случае сводится на нет вся идея планирования и достижения поставленных целей.
Налоговое бюджетирование является ключевым элементом системы корпоративного налогового контроля и корректировки стратегического вектора развития компании.
Корпоративный налоговый контроль позволяет оперативно отслеживать отклонения от заданных целевых значений и выявлять тенденции развития компании.
Корпоративный
налоговый
контроль
—
это систематическая деятельность, направленная на организацию надежного налогового учета на предприятии, самоконтроль за правильностью налоговых расчетов, а также выявление и устранение налоговых ошибок до проверки со стороны налоговых органов.
В основу внутреннего налогового контроля положены общие принципы осуществления этой функции управления, но в то же время он имеет специфические организационно-экономические принципы:
• соблюдение интересов государства и экономических контрагентов;
• доступность результатов налогового контроля для анализа со стороны государственных налоговых и таможенных органов и банков;
• содержательность внутреннего контроля.
Содержательность внутреннего налогового контроля включает в себя правильное и аккуратное ведение финансовых документов, своевременное и должное заполнение всех регистров налоговой отчетности, деклараций и промежуточных расчетов налоговых платежей, обеспечение достоверности бухгалтерского и налогового учета.
Правильно организованный корпоративный налоговый контроль позволяет существенно снизить количество налоговых ошибок и тем самым свести к минимуму размеры штрафных санкций по результатам проверок налоговыми органами, а также обеспечить предприятию стабильную основу для работы.
Эффективный корпоративный налоговый контроль позволяет говорить о системе бюджетного управления.
Система бюджетного управления — это система управления по отклонениям, а не система по отслеживанию и «ликвидации» отклонений.
Крупные корпорации встраивают в свои учетные системы функцию блокировки оплаты по счету, если сумма превышает установленный лимит. В результате время прохождения счета и количество согласовательных документов значительно увеличивается.
Корпоративный налоговый контроль необходим для принятия управленческих решений; экономически обоснованное отклонение должно служить сигналом для корректировки бюджетных показателей.
Фиксированный бюджет составляется до начала планируемого периода и пересмотру не подлежит; гибкий бюджет является более предпочтительным инструментом бюджетного управления.
Гибкий бюджет служит своеобразной системой координат, по которой можно оценить фактическое развитие компании и внести коррективы, чтобы избежать возможных проблем в будущем и заблаговременно принять соответствующие меры.
Налоговое бюджетирование, в случае реализации описанного комплекса мероприятий, является эффективной технологией не только корпоративного налогового менеджмента, но и управления бизнесом в целом.
Это связано с тем, что налоговое бюджетирование является одним из базовых инструментов налогового планирования и представляет собой комбинированный способ оптимизации налоговых потоков, позволяющий минимизировать налоговую нагрузку предприятия.
Следует отметить опасности, подстерегающие налогоплательщиков при оптимизации налоговых платежей. Стремление к минимизации налогов может привести к существенному снижению уровня их правовой защищенности в отношениях с контрагентами, контрольными и правоохранительными органами.
Налоговое регулирование связано с налоговым планированием и относится к одной из наиболее мобильных функций налогового менеджмента.
Согласно теории управления, регулирование представляет собой детальную разработку способа реализации плановых заданий, а также выработку регулирующих воздействий, направленных на их исполнение.
Налоговое регулирование является связующим звеном между планированием и контролем, поскольку регулирование не только призвано детально обосновать принятый вариант плана, но и зафиксировать совокупность его параметров, которая будет достаточна для проведения эффективного контроля за исполнением принятых плановых заданий.
Налоговое регулирование – процесс корректировки параметров налогового планирования и бюджетирования, а также оптимизации налоговых потоков на уровне хозяйствующего субъекта.
Методы налогового регулирования в данном случае имеют свои отличительные особенности, связанные со спецификой исполнения плановых и бюджетных заданий по налоговым поступлениям, которые, по существу, представляют собой интегрированную составляющую разнообразных результатов хозяйственной и трудовой деятельности налогоплательщиков.
Эти методы должны в обязательном порядке содержать мотивационные элементы и опираться на законодательные нормы, определяющие все стороны налогового производства и ответственность за их нарушение.
Организация корпоративного налогового менеджмента
— это совокупность организационных форм и методов налогового планирования, налоговой оптимизации и налогового самоконтроля.
Организация корпоративного налогового менеджмента в узком смысле — это система подготовки и создания условий для оптимизации налоговых потоков хозяйствующего субъекта.
Для организации управления налоговыми потоками на предприятиях используется организационная структура финансового менеджмента.
Управлением налоговыми платежами на большинстве российских предприятий занимается либо специалист финансового отдела (службы), либо бухгалтерия. Рационально, когда на предприятии, в его финансовой службе налоговыми потоками занимаются специалисты — налоговые менеджеры, в обязанности которых входит:
✓разработка и обоснование применения эффективного налогового режима;
✓создание и поддержание информационной базы по налоговому законодательству;
✓разработка корпоративной налоговой политики и налогового бюджета;
✓осуществление корпоративного налогового планирования, прогнозирования и бюджетирования;
✓разработка корпоративного налогового регулирования;
✓осуществление внутреннего налогового контроля, анализ налогообложения компании;
✓осуществление налогового производства (своевременная постановка на учет в соответствующие органы и перерегистрация, разработка налогового календаря и регулирование платежей по отдельным налогам, взаимодействие с местными налоговыми и финансовыми органами по налоговым льготам и другим налоговым вопросам) и другие вопросы.
Переход к корпоративному налоговому менеджменту требует выделения финансовых подразделений в центры финансового учета с последующим повышением их статуса до уровня центров финансовой ответственности.
Корпоративный налоговый менеджмент играет важную роль в
системе управления предприятием.
В настоящее время данный вид управленческой деятельности все больше входит в хозяйственную практику российских предприятий, а налоговый менеджер организации становится все более значимой фигурой.