Файл: Филиал в г. Тихорецке курсовая работа инвентаризация имущества организации.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задачи позволяют понять экономическую сущность инвентаризации, которая состоит не только в составлении описи, но и в подтверждении бухгалтерских данных [7].
Инвентаризация в бухгалтерском учете является не только средством контроля, но и способом регистрации факта хозяйственной жизни, которые нельзя зафиксировать путем документации, так как последствие такого факта хозяйственной жизни предприятия, как хищение, естественная убыль, пересортица, могут быть установлены только при проведении инвентаризации.
Количество инвентаризаций, сроки, порядок проведения, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ [1].
Проведение инвентаризации обязательно в следующих случаях:
-
при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия, -
перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, -
при смене материально-ответственных лиц, -
при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества, -
в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстренными условиями, -
при реорганизации или ликвидации предприятия, -
в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В процессе инвентаризации проверяются производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные от переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам [8].
В практике бухгалтерского учета применяются следующие виды инвентаризации.
Полная инвентаризация - это проверка всего имущества организации и ее обязательств на определенную дату. Полная инвентаризация проводится перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, при реорганизации экономического субъекта и распространяется на все без исключения материальные ценности и денежные средства, расчеты и другие статьи баланса.
Частичной инвентаризацией является каждая отдельная проверка объектов определенных видов и охватывает какой-либо один вид имущества предприятия, например, только денежные средства в кассе или только материалы на определенном складе [8].
При выборочной инвентаризации проверяется только часть определенного вида имущества предприятия. Она может проводиться по переоценивающимся материальным ценностям. Выборочные инвентаризации снижают трудоемкость контрольных проверок и позволяют сократить время их проведения.
Сплошная инвентаризация проводится одновременно во всех структурных подразделениях предприятия.
В зависимости от назначения и характера различают два вида инвентаризаций: плановые (периодические) и внеплановые.
Плановые инвентаризации проводятся в соответствии с планом контрольно-ревизионных работ органа внутрихозяйственного контроля и в соответствии с учетной политикой организации, а также тогда, когда проведение инвентаризации обязательно.
К плановым относится ежегодные инвентаризации, проводимые перед составлением годового отчета.
Внезапные (внеплановые) инвентаризации (проведение которых не предусмотрено в учетной политике и плане контрольно-ревизионных работ, а также их проведение не носит обязательный характер) проводятся внешними аудиторами при проведении аудита (обязательного или инициативного) в организации, внутренними ревизорами ревизионной комиссии, аудиторами аудиторской службы, инвентаризационной комиссией организации при выявлении фактов нарушений законности, при обнаружении сомнительных хозяйственных операций.
Таким образом, инвентаризации является действенным средством внутреннего контроля, представляет собой неотъемлемый элемент метода бухгалтерского учета, важная контрольно-измерительная процедура, которая позволяет уточнить и установить оценку факта хозяйственной жизни.
-
1 2 3
. Порядок проведения инвентаризации в организации
Порядок и сроки проведения инвентаризаций в организации устанавливает руководитель. Он определяет, сколько раз в отчетном году и когда должна проводиться инвентаризация, утверждает перечень инвентаризуемых имущества и обязательств, а также решает вопрос о проведении выборочной проверки. Установленный руководителем порядок проведения инвентаризации должен быть закреплен в учетной политике организации.
Основным документом, регламентирующим правила проведения инвентаризации имущества и обязательств, а также отражение ее результатов в учете является Приказ Министерства Финансов «Об утверждении методических указаний об инвентаризации имущества финансовых обязательств» № 49 [5].
Для проведения инвентаризации в коммерческой организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии. При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии, проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее.
В состав комиссии должны включаться опытные работники организации, хорошо знающие инвентаризуемое имущество, а также порядок формирования цен и первичный бухгалтерский учет.
Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Приказ о составе комиссии регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации.
В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие
специалисты, так же в состав комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
Перед началом проведения инвентаризации членам рабочих инвентаризационных комиссий вручается приказ, а председателям - контрольный пломбир. В приказе устанавливаются сроки начала и окончания работы по проведению инвентаризации.
До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств [9].
Материально-ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества. Складские операции в период инвентаризации не производятся.
При внезапных инвентаризациях все товарно-материальные ценности подготавливаются к инвентаризации в присутствии инвентаризационной комиссии, в остальных случаях - заблаговременно.
Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах [10].
Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.
Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера непосредственно в местах хранения имущества коммерческой организации. Проверка фактических остатков производится при обязательном участии материальноответственных лиц (кассиров, заведующих хозяйствами, кладовых, секций).
Руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки: обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов; технически исправным весовым хозяйством; измерительными и контрольными приборами; мерной тарой.
По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке (на выборку) части этих ценностей.
Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов [10].
При инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально-ответственное лицо. В конце рабочего дня данные этих ведомостей сличают, и выверенный итог вносят в опись. Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагают к описи.
Инвентаризация проводится по каждому материально-ответственному лицу и месту хранения. Комиссия должна проверить весовое измерительное оборудование и соблюдение установленных сроков его клеймения [12].
Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в инвентаризационных описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения эти ценности показаны.
В инвентаризационных описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.
Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально-ответственные лица. В конце описи материально-ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.
При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально-ответственных лиц, принявший имущество, расписывается в описи в получении, а сдавший - в сдаче этого имущества.
По окончании инвентаризации, оформленные инвентаризационные описи сдают в бухгалтерию, где их проверяют, затем сравнивают фактическое наличие средств с данными бухгалтерского учета. Результаты сравнения записывают в сличительную ведомость. В ней указывают фактическое наличие средств по данным инвентаризации, наличие средств по данным учета и результаты сравнения - излишек или недостача.
В сличительную ведомость записываю только те ценности, по которым выявлены излишки и недостачи. Суммы излишков и недостач товарноматериальных ценностей в сличительных ведомостях указывают в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете [15].