Файл: Филиал в г. Тихорецке курсовая работа инвентаризация имущества организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Выводы и решения комиссии оформляют протоколом, утвержденным руководителем организации, после чего результаты инвентаризации отражают в учете и отчетности того месяца, в котором она была завершена, а результаты годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.

Таким образом, порядок проведения инвентаризации, как инструмента внутреннего контроля, должно быть строго регламентировано внутренними распоряжениями и учетной политикой организации, законодательством Российской Федерации.

2 Особенности проведения инвентаризации имущества организации

    1. Документационное оформление инвентаризации имущества организации

Инвентаризация - это проверка наличия имущества организации и состояния ее финансовых обязательств на определенную дату путем сличения фактических данных с данными бухгалтерского учета.

Рассмотрим порядок проведения инвентаризации имущества организации на примере общества с ограниченной ответственностью «Центр оказания консалтинговых услуг», действующего на основании устава (Приложение А).

Подготовительный этап инвентаризации включает в себя составление приказа о порядке и сроке проведения инвентаризации, подготовке перечня имущества и обязательств, проверяемых в ходе инвентаризации, разработку внутренних инструкций, получение расписок материально-ответственных лиц, определение остатка по данным бухгалтерского учета.

Второй этап проведения инвентаризации заключается в проведение проверке фактического наличия имущества и реальности учтенных финансовых обязательств.

Бухгалтер обязан представить инвентаризационной комиссии данные бухгалтерского учета, где зафиксированы перечень и стоимость имущества. В регистрах учета должны быть данные: дата и наименование той или иной хозяйственной операции; ее сумма; остатки по счетам бухгалтерского учета на начало и конец года.

Инвентаризационная комиссия на основании документов, определяет стоимость имущества и обязательств организации к началу инвентаризации. Данные заносят в инвентаризационные описи и акты. Инвентаризационная опись (акт) - это документ, в котором отражаются результаты инвентаризации.


Материальные запасы - это сырье, материалы, комплектующие, готовая продукция и другие материальные ценности, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления, которые в ходе проведения инвентаризации проверяются в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01).

Определение объема или веса навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.

При большом количестве весовых товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально­ответственное лицо. По окончании перевески или в конце рабочего дня данные этих ведомостей сличают, а выверенный итог вносят в опись.

Ведомости отвесов, акты обмеров, технические расчеты прилагают к описи. Опись подписывается всеми членами комиссии и работниками, ответственными за сохранность имущества организации. Опись хранится в архиве организации не менее пяти лет.

Инвентаризационные описи могут заполняться с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, и также ручным способом. При использовании ручного способа описи заполняются шариковой ручкой или чернилами четко, ясно, без помарок и подчисток.

На каждой странице описи указывают прописью порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данных страницах.

В инвентаризационных описях не допускается оставлять незаполненные строки. На последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки, подсчета итогов за подписями лиц, которые производили эту проверку [17].

В ходе инвентаризации для подтверждения фактического наличия имущества на складах сторонних организаций необходимо получить подтверждение от этих организаций в виде расписок, оформленных датой близкой к дате проведения инвентаризации.

Для документального оформления проведения инвентаризации и отражение ее результатов в учете можно использовать типовые формы первичной учетной документации:

- инвентаризационная опись основных средств,

-инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей - это акт, который отражает фактическое наличие материальных ценностей в момент процедуры проверки,



-акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, отгруженных,

-инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение,

  • акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути - это акт, содержащий сведения обо всех материалах или продукции, находящихся в пути и которых на момент проверки на складе, нет,

  • акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств,

  • акт инвентаризации расходов бедующих периодов,

  • акт инвентаризации наличных денежных средств,

  • инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности.

Инвентаризационная комиссия устанавливает:

  • имеются ли в организации лица, несущие материальную ответственность за сохранность ценностей, определяет размер этой ответственности,

  • анализирует возможные способы истребования сомнительной дебиторской задолженности путем перевода долга, бартерных операций и тому подобное,

  • составляется специальная опись для объектов, не пригодных к дальнейшей эксплуатации и не подлежащих восстановлению, с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин непригодности (порча, полный износ), а также предложений источников списания этих объектов,

  • инвентаризационная комиссия выявляет причины недостач и излишков,

  • по фактам образования излишков или недостач комиссия должна получить подробные объяснения от материально-ответственных лиц.

Необходимо списать продукцию своевременно, чтобы в учете числилось столько же продукции, сколько фактически находится на складе предприятия. Недостачи или излишки, выявленные в результате инвентаризации товаров, должны быть отражены в бухгалтерском учете организации. Недостачу и порчу ценностей в пределах норм естественной убыли относят на издержки производства и обращения на основании распоряжения (приказа) руководителя организации.

Инвентаризационная опись (акт) - это документ, в котором отражаются результаты проведенной инвентаризации. Заседание инвентаризационной комиссии оформляется протоколом, в котором фиксируются выводы, решения и предложения по результатам проведенной проверки состояния складского хозяйства и обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей [20].


По итогам инвентаризации заполняется сличительная ведомость, в которой выводятся результаты инвентаризации - излишки или недостача.

Сличительная ведомость составляется в двух экземплярах бухгалтером, один из которых хранится в бухгалтерии, второй - передается материально- ответственному лицу.

На ценности, не принадлежащие, но числящиеся в бухгалтерском учете, составляются отдельные сличительные ведомости.

Таким образом, при проведении инвентаризации документы заполняются в зависимости от вида и этапа проверки, к ним относятся: приказ о начале проведения инвентаризации, инвентаризационная опись, сличительная ведомость, акт о результатах проведения инвентаризации.

2.2 Отражение результатов инвентаризации имущества в бухгалтерском учете

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, когда была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации в годовом бухгалтерском отчете. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются в документах и в учете.

Инвентаризация основных средств - обязательная процедура, которая позволяет организации контролировать собственное имущество [21].

Излишки имущества приходуются по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовый результат у коммерческой организации. Данные об излишках основного средства заносятся в сличительную ведомость.

Выявленные при инвентаризации излишки имущества относятся:

Дебет 01 «Основные средства»

Кредит 91 «Прочие доходы и расходы».

Недостачи основного средства может быть списана или отнесена на материально-ответственное лицо, которое обязано дать письменное объяснение об их причинах. Далее недостача основного средства отражается в акте списания установленной формы, бухгалтерской справке. В документах следует указать:


  • причину выбытия основного фонда,

  • сумму амортизации, начисленной по объекту,

  • остаточную стоимость недостающего оборудования,

  • сумму до оценки (если переоценка средства проводилась).

Выявлена недостача основного средства и виновное лицо не обнаружено, то недостача списывается и относится к прочим расходам:

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы»

Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Сумма недостачи отнесена на материально-ответственное лицо:

Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»

Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Виновным лицом внесены денежные средства в кассу:

Дебет 50 «Касса»

Кредит 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».

При проведении инвентаризации может быть выявлена пересортица материально-производственных запасов.

Пересортицей называют результат инвентаризации, обнаруживший расхождение между товарами разных сортов, имеющих одно и то же наименование, причем недостача одного сорта товара перекрывается излишком другого сорта.

При оформлении пересортицы в итоге по инвентаризации требуется установить виновных сотрудников и получить от них объяснительные. Они оформляются в письменном виде и прикрепляются к протоколам инвентаризации. Если сотрудник признан виновным в возникновении путаницы товаров, сумма нанесенного ущерба возмещается им, путем удержания из заработной платы, либо вносится ответственным лицом в кассу организации.

Следующий этап - провести зачет пересортицы. Зачет может быть произведен на основании приказа руководителя компании, после которого бухгалтер организации должен отразить выявленный факт пересортицы в учете.

На заключительном этапе необходимо полученные в ходе инвентаризации результаты оформить в сличительную ведомость, а также составить акт о пересортице.

Во всех оформляемых документах датой пересортицы будет считаться день проведения инвентаризации и обнаружения ошибок. Учет выявленных излишков материально-производственных запасов в бухгалтерском учете отражается по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации. Стоимость оприходованных излишков отражается в составе прочих доходов.