Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 01 Дошкольное образование Дисциплина Теоретические основы дошкольного образования Практическое занятие 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.01 Дошкольное образование
Дисциплина:
Теоретические основы дошкольного образования
Практическое занятие 1
Выполнила:
Обучающаяся: Группа: 44.02.01
Преподаватель:
-
Практическое занятие 1
Практическое занятие №1
Цель занятия: закрепление знаний в сфере психолого-педагогических особенностей детей раннего и дошкольного возраста, формирование умения применять их для решения практических задач.
Задания по теме 1.3. Психолого-педагогические особенности детей раннего и дошкольного возраста
Задание 1. Заполните сравнительную таблицу «Развитие ребенка раннего и дошкольного возраста».
Ответ:
Параметры для сравнения | Ранний возраст | Дошкольный возраст |
Социальная ситуация развития | Ребенок –Предмет-взрослый Ситуативно-деловое общение, заключается в совместной деятельности ребенка и взрослого, через предметы. Происходит усвоение употребления предметов с помощью взрослых. Взрослые учат как пользоваться тем или иным предметом, а также объясняет для чего они нужны, как их использовать. | Ребенок- Взрослый(обобщенный , общественный) Ребенок взаимодействует с окружающими его людьми: семьей, сверстниками, другими взрослыми. Появляется собственное «Я», ребенок тянется к самостоятельности. Любит активно наблюдать за профессиональной деятельностью взрослых, развивает познавательный интерес, с помощью не только родителей, но и других окружающих его людей. Игры становятся осознанными, появляется речь, как способ общения. |
Ведущая потребность | Предметная. Ребенок учится с помощью взрослых использовать предметы , по функциональному назначению. Средством овладения предметом служит общение и игра. | Общение. У ребенка возникает потребность в общении с окружающими его людьми, через или с помощью сюжетно-ролевых игр и речи. |
Мотив общения (по Д. Б. Эльконину) | Деловой мотив потребности. Ребенок стремится к действиям с предметами с помощью взрослых, так как они зависимы от них. | Познавательный. Ребенок познает отношения, нормы поведения с помощью социально-ролевых игр. У ребенка появляется желание и потребность в обучении. |
Основная форма общения со взрослыми | Ситуативно-деловое | Внеситуативно-познавательное Внеситуативно-личностное |
Основная форма общения со сверстниками | Эмоционально-практическое | Ситуативно-деловое Внеситуативно-деловое |
Ведущая деятельность | Предметно-орудийная(овладение социальной функцией) | Сюжетно-ролевая игра-направлена на ориентацию ребенка в социальных отношениях |
Основное психологическое новообразование возраста | Формирование активной речи, развитие восприятия, овладение предметными действиями, сознание «Я сам», развиваются виды памяти(двигательная, эмоциональная, образная), общение со сверстниками. Кризис 3-х лет | Первоначальное складывание личности, развивается воображение, новые мотивы поведения, способность выражения чувств и эмоций, развитие функций речи, саморазвитие, самостоятельность. Кризис 7 лет |
Задание 2. Проведите анализ педагогических ситуаций.
Ситуация 1. Пятилетний Виталик, появляясь утром в детском саду, уже целый месяц сразу же затевает бессмысленную беготню. Его очень трудно переключить на спокойные игры вместе с другими детьми, а если это удастся, то через некоторое время возникает ссора. Воспитатель вынужден отказаться от организации таких совместных игр. В итоге мальчик сам начал вмешиваться в игры других детей...
В беседе с отцом выяснилось, что, переехав месяц назад в новую квартиру, родители вынуждены пока привозить ребенка в детский сад на метро, что занимает много времени.
— Значит, ребенок устает, — сделал предположение воспитатель.
- Да нет, нс может быть. Ведь он сидит всю дорогу! — возразил отец. — Если бы уставал, так не затевал бы возню, приходя в детский сад!
Оцените степень реализации субъект-субъектного подхода к организации взаимодействия между взрослыми и ребенком в условиях семейного воспитания и в детском саду.
Ответ:
В данной ситуации ребенок является субъектом-активно действующий человек, которому хочется: субъектности -общения, активности, со стороны взрослых, но он этого недополучает. Он выражает собственное «Я» в детском саду, так как не может всю свою активность выработать в присутствии родителей и в общении с ними. Ребенку очень тяжело усидеть на одном месте, в силу своего возраста, ему требуется: активность в чем-либо (физическая или общение). Ему хочется, чтобы с ним поиграли, поговорили, соответственно одно положения «сидя» его очень утомляет. Ту, энергию которую ребенок не выработал по дороге в детский сад, он пытается выместить в самом детском саду.
Со стороны родителей, такого ребенка, нужно уделить внимание, взаимопонимание, общение, какие-то совместные игры по пути в детский сад, тем самым он будет отвлекаться, и тем самым приходя в детский сад он будет сдержанней и спокойнее.
Воспитатель сказал правильно, о том, что ребенок устает (от одного положения: морально и физически).
Со стороны воспитателя требуется найти подход к такому ребенку, и направить его активность, переключая его внимание на какие-то игры, или, например: утреннюю зарядку. Соответственно, нужно объяснить и дать совет родителям ребенка.
Ситуация 2. Гриша (4 года) пришел в детский сад в возбужденном состоянии: громко говорил, спорил, задирался со сверстниками, отнимал у других игрушки.
Вечером, когда отец пришел за сыном, воспитатель решил выяснить у него необычность поведения ребенка. Отец рассказал: «Утром поспорили с женой. Из-за пустяка... Ссор у нас не бывает всерьез... А сын притих, все прислушивался, а потом сначала подошел ко мне и сказал: «Зачем маму обижаешь?», - а затем к маме: «Зачем папу обижаешь?» А она взяла, да и шутя шлепнула сына потихоньку. Конечно, не больно. Но он обиделся и всю дорогу капризничал. Вот и ребятам от него тоже досталось...
Подумайте, как можно решить данную проблемную ситуацию, ориентируясь на субъект-субъектный подход к взаимодействию с ребенком и детьми в группе.
Ответ:
В данном возрасте ребенок учиться подражая и копируя взрослых: их настроение, какие-то поступки. Соответственно в данной ситуации ребенок не понимая поведения родителей, и уж тем более того, за что его шлепнули, тем самым оскорбив его чувства. У ребенка понятие всего происходящего искажается, он мыслит и видит ситуацию с другой стороны, в отличие от взрослых. Естественно ребенок не осознавая поведения родителей, выплеснул злость и эмоциональную атмосферу семьи на детей в группе, копируя своих родителей.
Со стороны родителей: необходимо следить за своими поступками и поведением в присутствии ребенка и внутри семьи. Потому что дети копируют поведение своих родителей.
Со стороны воспитателя: необходимо поговорить с ребенком объяснить, что так делать нельзя, и соответственно, провести беседу с родителями о поведении внутри семьи.
Задания по теме 2.3. Психолого-педагогические основы образовательного процесса
Цель: закрепление знаний о психолого-педагогических основах организации образовательного процесса, формирование умения применять их для решения практических задач.
Задание 3. Проанализируйте примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» и заполните предложенную таблицу:
Возраст | Задачи воспитания | |||
Режимные моменты | Игра | Развитие речи | Движения | |
от 2 мес. до 1 года | Необходимо обеспечить единую и воспитательную работу, включая в процесс воспитания всех сотрудников учреждения. Создать благоприятную индивидуальную атмосферу при работе с детьми(спокойную, ласковую, доброжелательную), учитывая эмоциональное настроение каждого ребенка. Необходимо обеспечить соответствующим режимом дня, подходящим для данной возрастной категории, направленного на сохранение здоровья и правильного физического воспитания. Важно учитывать режимные моменты: режим питания, сон и бодрствование. Обеспечить должный, соответствующий возрасту гигиенический уход. | У ребенка в этом возрасте развиваются рефлексы и идет восприятие окружающего мира с окружающих его предметов. В период бодрствования необходимо создать активное общение с малышом, с помощью игрушек. | У ребенка развивается с каждым месяцем зачатки развития речи. Для развития речи, с детьми необходимо разговаривать, общаться, рассказывать потешки, читать сказки. Тон должен быть: спокойным, доброжелательным, ласковым. | Для сохранения и развития необходимы х навыков, нужно обеспечить ребенка движением: делать гимнастику, массаж, давать свободу движениям не ограничивая и не сковывая их. |
1-2 года | Необходимо обеспечить единую и воспитательную работу, включая в процесс воспитания всех сотрудников учреждения. Создать благоприятную индивидуальную атмосферу при работе с детьми(спокойную, ласковую, доброжелательную), учитывая эмоциональное настроение каждого ребенка. Необходимо обеспечить соответствующим режимом дня, подходящим для данной возрастной категории, направленного на сохранение здоровья и правильного физического воспитания. Важно учитывать режимные моменты: режим питания, сон и бодрствование. Обеспечить должный, соответствующий возрасту гигиенический уход. Прививать активность и самостоятельность. Формировать у детей культурно-гигиенические навыки. | В этом возрасте важно учитывать потребности детей, проявлять интерес к совместным играм взрослый ребенок, через предметы, объясняя и показывая их функции и предназначения, это способствует дальнейшему развитию детей, создав положительные эмоции. | Важно общаться с ребенком, стимулировать отчетливое произношение слов и предложений. Знакомить с окружающими предметами и их функциями, свойствами. Можно использовать наглядный материал. Прививать процессы деятельности: лепка, рисование, конструирование, что будет способствовать развитию речи и психо-эмоциональному настрою ребенка. | В этом возрасте дети активно усваивают двигательную активность своего тела и функционирования. Важно прививать двигательные навыки и умения. Приучить ребенка к физическим упражнениям, что важно для здоровья, и физического воспитания ребенка. |
Задание 4. Решите задачу.
Одной из форм организации образовательного процесса выступает совместная деятельность детей и взрослых. Познакомьтесь с вариантами ее организации:
Форма организации | Позиция взрослого | ||
Передача ребенку средств и способов деятельности | Через наблюдение за старшими (взрослыми), являющимися носителями культурных образцов | Неформальное партнерство взрослого и детей | Он может ставить цель сам для себя («Я буду...») и начинать действовать, предоставляя детям возможность свободного выбора — подключиться к выполнению такой же работы или нет. В этом случае не получает оценки ни факт включения ребенка в процесс деятельности, и ее результат. Такую позицию взрослого мы условно обозначаем как «партнер — модель». |
| Через непосредственное включение в их деятельность | | Взрослый может осуществлять свою партнерскую позицию и иначе: предлагать детям цели работы, исследования без модуса обязательности («Давайте будем...»), и в ходе достижения этих целей проявлять заинтересованность в результатах, включаясь в обсуждение, а в зависимости от характера цели — и во взаимодействие с другими участниками. Мы называем эту позицию «партнер — сотрудник» |
Через специальное обучение отдельным элементам искусственно расчлененной деятельности | Прямое обучение | Учительская позиция взрослого |
Вопросы:
-
На ваш взгляд, какая из позиций педагогов более способствует развитию личности, интересов и способностей детей, формированию системы представлений о мире и компетенций?
Ответ:
На мой взгляд более соответствует организация, через непосредственное включение в их деятельность, таким образом более эффективно проходит усвоение и развитие личности, через контакт партнер-сотрудник. Дети охотнее включаются в процесс познавания, потому что обе стороны заинтересованы, поэтому более эффективно усваивают навыки и знания. Проявляют заинтересованность путем взаимодействия.
-
Может ли изменяться и усложняться эта позиция с возрастом ребенка? Почему вы так думаете?
Ответ:
По мере взросления у детей меняется специфика деятельности и познания. Если в дошкольном возрасте, можно сказать, что деятельность в форме игры, имеет особое значение для развития ребенка, то в школьном возрасте, по мере взросления меняется сама деятельность и ее форма познания.
Задание 5. Решите задачу
Н.В. Кузьмина определяет пять функциональных компонентов в педагогической деятельности:
1) гностический;
2) проектировочный;
3) конструктивный;
4) организаторский и
5) коммуникативный.
1. Опишите данные компоненты через систему соответствующих умений воспитателя в процессе осуществления воспитательной работы.
Ответ:
1)Гностический, является ведущим компонентом, в воспитании и обучении детей, который направлен на изучение поведения ребенка: развитие; умение анализировать состояние ребенка; умение дать оценку; умение исследовать. Это позволяет воспитателю диагностировать уровень развития детей, методы воспитания и способы обучения, оценить весь педагогический процесс, для того, чтобы сделать вывод и внести коррекционные меры по усовершенствованию воспитательного процесса. Так же воспитателю необходимы данные умения для собственного самоанализа и самосовершенствования.
2) Проектировочный, направлен на умение проектировать, примерно знать(предвидеть) результат своих и чужих действий. Воспитателю, необходимо тщательно изучать и отбирать необходимый материал для воспитания; ставить цель воспитательного процесса и уметь анализировать результат; учитывать потребности и возможности воспитанников при отборе материала; уметь оценивать способы образовательно-воспитательного процесса; уметь планировать весь образовательно-воспитательный процесс.
3)Конструктивный компонент включает в себя: умение строить, коспектировать воспитательно-образовательный процесс, тщательно подбирая материал, способы и технологии; перерабатывать материал, самообразовываться и уметь планировать последовательность действий в учебно-воспитательном процессе.