Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 01 Дошкольное образование Дисциплина Теоретические основы дошкольного образования Практическое занятие 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4) Организаторский компонент включает в себя: умение организовывать режимные моменты воспитанников; умение организовывать свое время; уметь проводить индивидуальную работу с воспитанниками, родителями и коллегами; умение включать воспитанников в разные виды деятельности.

5) Коммуникативный компонент включает в себя: для воспитателя важно уметь устанавливать и поддерживать контакт с детьми, родителями и коллегами; уметь правильно доверительно общаться; уметь находить индивидуальный подход к каждому ребенку не зависимо от ситуации.

2.     Подберите диагностические задания, позволяющие определить особенности реализации каждого компонента в процессе общения педагога с детьми.

Задания по теме 3.1.  Современные подходы к физическому развитию детей дошкольного возраста

 Цель: закрепление знаний об особенностях организации физического воспитания детей дошкольного возраста, формирование умения применять их для решения практических задач. 

Задание 6.  Проведите анализ педагогической ситуации.

В конце физкультурного занятия в средней группе воспитатель объявил: «В подвижную игру сегодня играть не будем, потому что не успеваем. Около физкультурного зала уже ждут дети, которые должны заниматься после нас. Наше время закончилось. Стройтесь в колонну, пойдем в группу». Дети расстроились и ушли с занятия вялые и неудовлетворенные.

Вопросы:




  1. Является ли подвижная игра обязательным компонентом физкультурного занятия?


Ответ: Да, подвижная игра является обязательным компонентом физкультурного занятия. Именно физкультурные занятия должны удовлетворять потребность ребенка в движении, так как именно движения помогают сохранять мышечную активность и способствуют работоспособности всех функций организма, что помогает укреплять и сохранять здоровье. Все занятия физкультурой основываются именно на движении. Движение является обязательным компонентом физкультурного занятия.




  1. Что нарушил воспитатель? Дайте оценку его действиям.


Ответ:




  1. Воспитатель, не рассчитал время: проведения занятия и длительности, заранее не спланировав режимный момент, поэтому произошла накладка между группами.


  2. Нарушил технику проведения занятия, так как движение является главным элементом. Заранее не спланировал этапы проведения занятия.


  3. Не побеспокоившись и не подумав о детских чувствах, резко сказав детям. Можно было поговорить с детьми и объяснить, найти альтернативу(например, «извините, к сожалению занятие подошло к концу, мне очень жаль, на следующем занятии, мы с вами будем больше играть и т.д), таким образом деткам не было бы так обидно и они бы не были расстроены, а наоборот мысленно ждали бы следующего занятия.



Задание 7.  Опираясь на предложенный алгоритм, разработайте одну образовательную ситуацию по физическому развитию детей дошкольного возраста.

Образовательная ситуация - это такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения в различных видах детской деятельности.

Особенность образовательной ситуации - появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки, так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций.

Образовательные ситуации используются в процессе организованной образовательной деятельности. Главными задачами таких образовательных ситуаций являются формирование у детей новых умений в разных видах деятельности.

Алгоритм проведения образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию. Педагогом создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность.

2. Актуализация знаний и умений. Организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые им для «открытия» нового знания.

3. Затруднение в ситуации. При помощи педагога анализируется возникшая проблемная ситуация: фиксация затруднения, выявление его причины (недостаточности знаний, знакомых способов действий).

4. «Открытие» нового знания. Выбирается способ преодоления затруднения, выдвижение и обоснование гипотез, а также определяется порядок действий. Поиск и «открытие» новых знаний (способов действий) происходит посредством использования различных форм организации детских видов деятельности. Именно они обеспечивают, с одной стороны, преодоление затруднения (достижение детской цели), а с другой, -- решение программных задач («взрослую» цель). Фиксируется новое знание или способ действия.

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений. Использование нового знания (способа действия) совместно с освоенными ранее способами с проговариванием вслух алгоритма (способа). Самопроверка по образцу и (или) взаимопроверка. Использование новых знаний (способов действия) в совместной деятельности: работа в парах, подгруппах.



6. Осмысление. Фиксирование детьми достижения «детской» цели. Проговаривание воспитателем (в младшей и средней группе) или детьми (в старшей или подготовительной к школе группе) условий, которые позволили достигнуть этой цели. Акцентирование на успешном опыте преодоления трудностей через выявление и устранение их причин.

Ответ:

Образовательная ситуация по физическому развитию для детей подготовительной группы

Тема: «Королевская осанка»

Цель: профилактика нарушений осанки, создание гармоничного отношения к физическому развитию и всесторонней физической подготовленности

Задачи:

-Введение. Роль правильной осанки в жизни детей

-Воспитание правильной осанки с помощью упражнений в положении лежа

-Проведение подвижных игр, для закрепления навыков правильной осанки и повышение интереса детей к занятиям

-Закрепление навыков правильной осанки, развивая силу и выносливость мышц туловища, оказывая общетонизирующее действие на организм.

Оборудование: коврики

ПРОВЕДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ:




  1. Введение в ситуацию


Цель: создать условия для желания у детей потребности включиться в деятельность

Воспитатель: Здравствуйте дети! Сегодня мы поговорим с вами о правильной осанке. Что такое осанка? Это ровная, стройная, красивая спинка. Наверное, вы все смотрите мультики, и видели в них королев, а какая у них красивая изящная спинка, как она держит свою спинку: ровненько, голова высоко приподнята, а у принцев? Тоже ровненькая спинка. А давайте вспомним волка из какого-нибудь мультфильма. У волка спина изогнута, не красива. Медведь вообще неуклюжий. Спинки у них как колесо.

Правильная осанка-это не только красиво, но и полезно для вашего здоровья. Поэтому необходимо, даже важно следить за своими спинками: как правильно сидите, как правильно стоите, как ходите и обязательно делать зарядку для профилактики.

-А какую спинку вы хотите? Как у королевы? Или как у верблюда?

2. Актуализация воспитания правильной осанки в положении лежа.

Цель: воспитать у детей навык правильной осанки с помощью упражнений проводимых лежа на полу(коврик)

Упражнение 1:


Исходное положение: ложимся на спину, ноги ровно вместе, ручки ровненько вдоль тела, головка прямо

-Понимаем свои головки и смотрим на свои носочки(3 раза)

Упражнение 2:

Исходное положение: ложимся на спину, ноги ровно вместе, ручки ровненько вдоль тела, головка прямо

-Поднимаем ручки вверх перед собой и опускаем в низ за голову.

Упражнение 3:

Исходное положение: ложимся на спину, ноги ровно вместе, ручки ровненько вдоль тела, головка прямо

-Сгибаем ножки и прижимаем к груди охватывая их руками. Покачаемся на своих спинках вправо и влево.(3 раза)

3. Актуализация воспитание и закрепление навыков правильной осанки

Цель: улучшить функции вестибулярного аппарата, укрепление навыков правильной осанки

Воспитатель: ребята давайте мы немного с вами поиграем

Цапля:

Когда цапля ночью спит,

На одной ноге стоит

Не хотите ли узнать?

Трудно ль цапле так стоять?

А для этого нам дружно

Сделать позу эту нужно. (стоя на правой ноге, согнуть левую ногу в колене, ручки в стороны и постоять немножко, затем поменять на левую)

Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не спускать

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

«Слушаем внимательно»

Дети ходят по залу:

На слове «пень»-встать на одно колено, опустить голову и руки

На слове «елка»-остановиться и оставить опушенные руки от туловища, принять правильную осанку

На слове «Сноп»-остановиться и поднять руки вверх, соединив над головой, контролируя правильность осанки.

4.Актуализация развиваем силу и выносливость мышц

Цель: укрепить мышечный корсет, развить силу и выносливость

Упражнение 1:

Исходное положение: стоя ноги врозь, руки вниз

-Руки перед грудью ладонями вниз; руки к плечам, локти в сторону; руки за голову, локти в сторону (3раза)

Упражнение 2:

Ветер дует нам в лицо(наклоны туловища, то в одну сторону, то в другую)

Закачалось деревце

Ветер тише, тише, тише(присесть руками обхватив колени)

Деревце все выше-выше(выпрямляемся встать на носки, руки вверх)

Осмысление:


Давайте поговорим какая спинка должна быть?

Что необходимо и важно делать, чтобы ваши спинки были здоровыми и красивыми?

Что необходимо выполнять каждый день, для профилактики и укрепления спины и правильной ее осанки?

Задания по теме 3.2. Современные походы к социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста

Цель: закрепление знаний об особенностях социально-коммуникативного развития дошкольников, формирование умения применять их для решения практических задач.

 

Задание 8. Составьте таблицу «Содержание и особенности трудового воспитания дошкольников» (по видам труда).

Ответ:


Виды труда


Содержание и особенности детского труда


Воспитательные задачи


Младшая группа


Средняя группа


Старшая группа


Подготовительная группа


Самообслуживание


Формирование навыков самообслуживания себя: поддержание в чистоте и опрятности тела, одежды, умения одеваться и раздеваться, умения пользоваться носовым платком и столовыми приборами


Совершенствование навыков самообслуживания(умывание, мытье рук, одевание и раздевание, завязывание шарфов, шнурков) , прививание новых навыков(причесывание, складывание вещей, выворачивание вещей)


Самостоятельно выполняют навыки самообслуживания(умываются, моют руки с мылом, насухо вытирают, умеют пользоваться столовыми приборами, одеваются раздеваются, складывают одежду и обувь на место, застегивают пуговицы, зашнуровывают шнурки, следят за опрятностью, следят за игрушками складывают их на место)


Самостоятельно(быстро и правильно умываются, правильно чистят зубы, поласкают рот, пользуются расческой и носовым платком, благодарят, быстро одеваются и раздеваются, аккуратно складывают обувь и одежду, следят за чистотой одежды и обуви, убирают постель после сна, своевременно готовят и убирают материал к занятиям


Сформировать навыки самообслуживания: умываться, мыть руки тщательно с мылом, вытирать насухо индивидуальным полотенцем, аккуратно кушать, следить за чистотой, уметь пользоваться столовыми приборами, уметь их сервировать и убирать за собой, правильно сидеть за столом, самостоятельно одеваться и раздеваться, выворачивать и складывать на место свою одежду и обувь, следить за опрятностью своих вещей, бережно относиться к игрушкам и т.д)


Хозяйственно-бытовой


Интерес к труду взрослых, желание помочь в соблюдении чистоты и порядка(поставить игрушки, сложить одежду и т.д)


Совершенствование навыков выполнения поручений и оказания помощи (собрать игрушки, вытереть пыль, дежурство в столовой)


Дежурные самостоятельно(сервируют стол, раскладывают материал и пособия для занятий, а затем складывают, моют баночки, помогают в уборке группы, делая несложные дела, помогают поливать песок)


Сохраняют бережное отношение к материалам и инструментам, оценивают результат своей работы, помогают друг другу, поддерживают порядок в группе , сервируют и убирают со стола, протирают пыль, очищают игрушки, складывают и х на место.


Сформировать навыки помощи взрослым и развить качество самостоятельности в быту(протирание пыли, содержание в чистоте комнат, расстановке игрушек, сервировке стола и т.д.)


Труд в природе


Помощь воспитателю и формирование навыков в уходе за растениями и животными(полив, кормление)


Помощь воспитателю в сборе урожая, кормление птиц, полив растений.


Сажают луковицы, семена, собирают урожай, поливают, рыхлят почву.


Ухаживают за животными и растениями(поливают, сажаю, пересаживают в грунт, рыхлят почву, собирают урожай, кормят животных и птиц, собирают семена)


Развить навыки помощи, труда, воспитать нравственное чувство к бережному обращению к природе( животным и растениям), развить познавательные способности, привить чувство ответственности.


Ручной труд


Помощь воспитателю в изготовлении поделок(наблюдение, держании каких-то деталей и т.д)


Клеят из бумаги, учатся пользоваться ножницами и линейкой, учатся бережно относиться к вещам.


Изготовление предметов и поделок из различных материалов: картон, бумага, природные материалы и т.д.. Проявление себя в творчестве.


Самостоятельное изготовление предметов и поделок из любых материалов(бумага, картон, пластилин и т.д.). Уверенное пользование(карандашом, ручкой, ножницами и т.д.)

Умение планировать, оценивать результат и помогать другим.


С помощью ручного труда привить навыки творческой деятельности, удовлетворить эстетические потребности, развить мелкую моторику, развить качество мыслить, доводить до конца, оценивать полученный результат, развивать чувство взаимопомощи.