Файл: Программа Цифровая экономика Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Национальная программа
«Цифровая экономика Российской Федерации»
Цифровая экономика
Цели изучения темы:
- сформировать понимание понятийного аппарата информационных технологий в Национальной программе «Цифровая экономика Российской
Федерации»;
- изучить эволюцию и классификацию информационных технологий в России.
Задачи изучения темы:
 освоение основных понятий информационных технологий;
 изучение информационного пространства современного предприятия в РФ;
 изучение преимуществ использования ИТ;
 возможности и перспективы российской цифровой экономики и автоматизации управления.
В результате изучения данной темы вы будете
Знать:
 понятие цифровой грамотности;
 понятие цифровой культуры;
 понятие цифровых компетенций;
 понятие цифрового потребления;
 понятие инфографики;
 понятие интеллект-карты.
Уметь:
 графически представлять данные;
 работать с сервисами Web 2.0 для хранения и обработки данных;
 использовать технологии обнаружения текстовых заимствований.
Владеть:
 умением работы с системой «Антиплагиат».
Учебные вопросы темы:
1. Цифровая грамотность. Цифровая культура. Цифровые компетенции.
Цифровое потребление: социальные сети, цифровое правительство,
образовательные услуги, сетевые профессиональные сообщества, облачные технологии.
2. Цифровые компетенции хранения и обработки данных. Цифровой офис, мобильный офис, облачный офис: возможности, функции и особенности использования.
3. Графическое представление данных.
Методы обработки и представления данных. Сервисы Web 2.0 для хранения и обработки данных.
Производство мультимедийного контента. Инфографика. Интеллект-карты.
4. Цифровые компетенции эффективного пользования технологиями.
Цифровые технологии поиска и сбора информации. QR-коды и их использование в цифровом мире. Интеллектуальный Web.
5. Технологии обнаружения текстовых заимствований.
Система
«Антиплагиат».
6. Технологии виртуальной, дополненной и смешанной реальности.
Интернет вещей. Цифровые устройства, умный дом. Искусственный интеллект.
BIM-технологии и цифровые двойники. Технологии блокчейн. Криптовалюта.
7. Возможности и перспективы российской цифровой экономики и автоматизации управления.
Вопрос 1. Цифровая грамотность. Цифровая культура.
Цифровые компетенции. Цифровое потребление: социальные сети,
цифровое правительство, образовательные услуги,
сетевые профессиональные сообщества, облачные технологии
Цифровые технологии быстро и уверенно входят в нашу жизнь, развиваются и захватывают все новые и новые сферы. От мультиварки с Wi-Fi, умных домов и интернет-магазинов до систем управления бизнес-процессами и огромными предприятиями – все это продукты новой цифровой реальности.
Для комфортной жизни в таком мире просто необходимо понимать, что такое эти современные технологии, где найти необходимую информацию и как ее использовать. Четыре пятых населения (81%) в возрасте от 15 до 72 лет когда-либо пользовались персональным компьютером, столько же – интернетом.
Способность пользоваться контентом на основе цифровых технологий, включая поиск и обмен информацией, ответы на вопросы, взаимодействие с другими людьми и компьютерное программирование, и создавать его – все это входит в понятие цифровой грамотности. Для искусствоведа – использование цифровых технологий является основой профессиональной деятельности.
Как оценить свой уровень цифровой грамотности?
Если вы:
 понимаете, как найти, оценить и обработать информацию в цифровой среде;
 умеете обмениваться информацией;
 разбираетесь в создании контента и способах его передачи;
 обладаете минимальными знаниями в области программирования – значит вы обладаете высоким уровнем цифровой грамотности.
Можно отметить, что под контентом понимается любая информация, которую мы создаем и передаем при помощи цифровых технологий.
Почему необходимо срочно оцифровываться и изучать современные
технологии, что это даст профессионально?
Развитие цифровой экономики оказывает влияние и на рынок труда:
 меняется структура занятости, появляется множество новых профессий;


 возникают новые требования к профессиональным компетенциям;
 растет спрос на специалистов в области информационных технологий.
80% вакансий, требующих от соискателей высокого уровня профессиональных компетенций, содержат требования уверенного владения ПК.
Условия пандемии 2020 года сделали цифровые навыки жизненно необходимыми для абсолютно каждого человека. За последние пять лет требования к уровню владения ПК существенно повысились. В настоящий момент только в 10% случаев требуется просто навык владения компьютером, во всех остальных ситуациях необходимо владеть определенными программами, знать профильные языки программирования и т. д. Помимо навыков работы с ПК каждый соискатель должен обладать ещё и навыками работы с информацией с применением современных технологий и программных продуктов. Требования к цифровой грамотности соискателей постоянно растут.
В зависимости от целей использования выделяют две категории цифровых навыков:
профессиональные: навыки подготовки спецификаций, дизайна, разработки, установки, эксплуатации, поддержки, обслуживания, управления, оценки, исследований и разработок в области информационных технологий;
пользовательские: навыки, необходимые для эффективного использования современных технологий для работы, учебы, в личных целях.
Какие навыки и знания ищут работодатели уже сейчас и почему?
Согласно исследованию HeadHunter, самыми востребованными навыками молодых специалистов в 2020 году стали:
 грамотная речь (это требование упоминается в 16% вакансий для начинающих специалистов);
 работа в команде (15%);
умение пользоваться компьютером (14%);
 умение активно продавать (8%);
 навыки делового общения (6%).
Такое активное развитие требует от специалиста постоянного повышения и актуализации уже имеющихся знаний и получения новых.
Практические советы повышения цифровой грамотности
С чего начать?
1. Для начала оцените знания, которые уже есть. Проанализируйте, что уже умеете. Умеете пользоваться Word? Знаете, что такое браузер? Отличаете
Python от C++? Полученная информация будет вашей стартовой точкой.
2. Затем посмотрите вокруг и выберите несколько цифровых сфер, которые могут быть интересны. Может быть, хотите делать шикарные презентации? Или интересуетесь искусственным интеллектом? Отлично, теперь знаете в каком направлении двигаться дальше.
3. Как и любые навыки, цифровые невозможно получить без практики.
А значит, настало время углубиться в выбранную сферу и сделать первые шаги в ней.
4. И последний, но не менее важный пункт – общение. Общайтесь с людьми из интересующей вас сферы. Завязывайте знакомства. Так не только приобретете необходимые знания, но и создадите связи, которые могут помочь в будущей карьере и профессиональной жизни.


Почему важно развивать soft skills, и как эти навыки используются
в работе?
Помимо строго профессиональных навыков (hard skills), все больше внимания уделяется «гибким» навыкам, которые не относятся напрямую к сфере конкретной деятельности.
По мнению ученых Гарварда и Стэнфорда, 75-85% профессионального успеха зависит от наличия у специалиста soft skills и только 15-25% – от hard skills.
Согласно исследованиям рекрутингового агентства HeadHunter, в каждой пятой вакансии за последний год в числе требований была обозначена устная и письменная грамотность. В 12% предложений о работе встречаются требования владения иностранными языками. Как отмечают специалисты, этот показатель растет.
Многие работодатели (11%) ценят навыки продаж, даже если работа не связана с торговлей. Это объясняется тем, что от сотрудника ждут умения эффектно представить собственные идеи, в том числе коллегам и руководству.
К наиболее популярным soft skills относятся:
1. Умение выгодно и в нескольких словах подать себя, ярко и доступно презентовать продукт для разных аудиторий, разъяснить партнерам идею нового проекта – за все это отвечают коммуникативные навыки. Они включают в себя хорошо структурированную грамотную речь, умение активно слушать и слышать собеседника, а также вести деловую переписку.
2. Критическое мышление – навык, который способен уберечь компании от убытков и принятия неверных решений. В любой команде нужен человек, который способен конструктивно критиковать и задавать неудобные вопросы, чтобы тем самым вывести проект на новую ступень развития.
3. Слаженная командная работа зависит от открытости всех её членов.
Способность работать в команде включает высокую степень ответственности за проделанную работу, качество ее выполнения и соответствие всем дедлайнам. Есть силы, которые неподвластны людям, поэтому сроки могут гореть, а работа – стопориться. Важно, чтобы даже в этом случае вся команда была осведомлена и смогла принять необходимые меры, поэтому навык командного игрока тесно связан с коммуникативными способностями.
4. Специалисты, которые занимают руководящие должности должны понимать насколько создание или крах тех или иныхтехнологийспособны повлиять на бизнес. Например, использование облачных CRM-систем делает менеджеров по продажам в разы мобильнее, а использование дополнительных систем для ведения бухгалтерии помогает оптимизировать процесс и минимизировать ошибки.
5. Многозадачность – востребованный и одновременно сомнительный навык. Тот, кто делает все, рискует не сделать ничего, поэтому важно уметь четко расставлять приоритеты по задачам и следовать разработанному плану. Умение грамотно распределять время на его воплощение – ценный навык, который иногда способен творить чудеса.
Вопрос 2. Цифровые компетенции хранения и обработки данных.
Цифровой офис, мобильный офис, облачный офис: возможности,
функции и особенности использования
В рамках всероссийского исследования «Индекс цифровой грамотности граждан Российской Федерации» ежегодно проводится измерение уровня знаний и умений населения, необходимых для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета. Знания и умения распределены

по трем основным группам, которые в совокупности составляют цифровые базовые компетенции.
Цифровое потребление
Применение цифровых компетенций в рамках определенных жизненных ситуаций приводит к использованию (потреблению) различных цифровых ресурсов (интернет, социальные сети, госуслуги, телемедицина и прочие).
Цифровые компетенции
Способность пользователя уверенно, эффективно и безопасно выбирать, и применять инфокоммуникационные технологии в разных сферах жизни основана на непрерывном овладении знаниями, умениями, мотивацией, ответственностью
(поиск информации, использование цифровых устройств, использование функционала социальных сетей, финансовые операции, онлайн-покупки, критическое восприятие информации, производство мультимедийного контента, синхронизация устройств и прочее).
Цифровая безопасность
Сочетание инструментов, мер предосторожности и привычек, которые необходимы пользователям для гарантирования их безопасности в цифровом мире
(защита персональных данных, надежный пароль, легальный контент, культура поведения, репутация, этика, хранение информации, создание резервных копий).
Стоит отметить, что в Российской Федерации к претендентам на замещение должностей государственной гражданской службы и государственным гражданским служащим существуют базовые квалификационные требования к знаниям и навыкам в области ИКТ. К ним относятся общие навыки работы на персональном компьютере, навыки работы с электронными документами, в интернете, знание основных офисных программ. Это тот минимальный уровень знаний и умений использовать ИКТ, который необходим любому служащему в повседневной и профессиональной деятельности.
Безусловно, для эффективной реализации стратегии цифровой трансформации, проектов цифрового развития недостаточно цифровых базовых компетенций. Требуются определенные личностные характеристики, важные для достижения амбициозных, сложных, масштабных целей и решения задач, поставленных руководством страны в сфере цифрового развития в государственном секторе. В связи с этим в Модели компетенций выделен блок личностных компетенций.
Перечень ключевых компетенций цифровой экономики:
1. Коммуникация и кооперация в цифровой среде. Компетенция предполагает способность человека в цифровой среде использовать различные цифровые средства, позволяющие во взаимодействии с другими людьми достигать поставленных целей.
2. Саморазвитие в условиях неопределенности.
Компетенция предполагает способность человека ставить себе образовательные цели под возникающие жизненные задачи, подбирать способы решения и средства развития
(в том числе с использованием цифровых средств) других необходимых компетенций.
3. Креативное мышление. Компетенция предполагает способность человека генерировать новые идеи для решения задач цифровой экономики, абстрагироваться от стандартных моделей: перестраивать сложившиеся способы решения задач, выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов.
4. Управление информацией и данными. Компетенция предполагает

способность человека искать нужные источники информации и данные, воспринимать, анализировать, запоминать и передавать информацию с использованием цифровых средств, а также с помощью алгоритмов при работе с полученными из различных источников данными с целью эффективного использования полученной информации для решения задач.
5. Критическое мышление в цифровой среде. Компетенция предполагает способность человека проводить оценку информации, ее достоверность, строить логические умозаключения на основании поступающих информации и данных.
Уровни владения информационными технологиями:
 начальный;
 работник может решать самые простые задачи, например, запустить систему, работать с интерфейсом системы, открыть и/или создать простой документ, просмотреть его и внести изменения, вывести на печать и т.п.;
 основной;
 работник использует соответствующую систему для решения основных задач своей профессиональной деятельности;
 продвинутый;
 работник способен с использованием автоматизированных систем решать сложные задачи профессиональной деятельности, а также настраивать такие системы для оптимизации своей работы.
Вопрос 3. Графическое представление данных.
Методы обработки и представления данных.
Сервисы Web 2.0 для хранения и обработки данных.
Производство мультимедийного контента. Инфографика. Интеллект-карты
Значение графического метода в анализе и обобщении данных велико, особенно для искусствоведа. Графическое изображение, прежде всего, позволяет осуществить контроль достоверности статистических показателей, так как, представленные на графике, они более ярко показывают имеющиеся неточности, связанные либо с наличием ошибок наблюдения, либо с сущностью изучаемого явления. С помощью графического изображения возможны изучение закономерностей развития явления, установление существующих взаимосвязей.
Простое сопоставление данных не всегда дает возможность уловить наличие причинных зависимостей, в то же время их графическое изображение способствует выявлению причинных связей, в особенности в случае установления первоначальных гипотез, подлежащих затем дальнейшей разработке.
Статистический график – это чертеж, на котором статистические совокупности, характеризуемые определенными показателями, описываются с помощью условных геометрических образов или знаков. Графический образ – это совокупность точек, линий и фигур, с помощью которых изображаются статистические данные.
Статистические графики классифицируют по назначению (содержанию), способу построения и характеру графического образа. В настоящее время разработаны различные пакеты прикладных программ компьютерной графики, например, Excel, Statgraf, Statistica.
Распространенной формой представления результатов сводки и группировки являются таблицы. Статистической называется таблица, которая содержит числовую характеристику всей совокупности по одному или нескольким признакам единиц совокупности.