Файл: Страховые пенсии по старости проблемы правового регулирования.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 17316
Скачиваний: 134
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие и условия назначения страховой пенсии по старости.
1.2. Нормативно-правовые акты, регулирующие назначение и исчисление страховой пенсии по старости
Глава 2. Досрочные страховые пенсии по старости
2.1 Досрочные страховые пенсии по старости в связи с особыми условиями труда
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления»
Технологический колледж
«ДОПУЩЕН К ЗАЩИТЕ»
______________________
Заведующий кафедрой ТПиПРУП
д.э.н., профессор О.А. Каурова
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему: СТРАХОВЫЕ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Исполнитель: студент группы К-410/2
БЕЛЬСКАЯ ЕЛИЗАВЕТА АНДРЕЕВНА/подпись, дата/
Руководитель работы /подпись, дата/ д.э.н., профессор О.А. Каурова
Нормоконтролер /подпись, дата/ к.э.н., доцент Д.С. Митюхин
Рецензент /подпись, дата/ специалист клиентской службы
ОПФР по РБ Петрова П.П.
Улан-Удэ
2023
Содержание
Введение 2
Глава 1. Общие положения правового регулирования страховой пенсии по старости в Российской Федерации. 7
1.1. Понятие и условия назначения страховой пенсии по старости. 7
1.2. Нормативно-правовые акты, регулирующие назначение и исчисление страховой пенсии по старости 13
Глава 2. Досрочные страховые пенсии по старости 30
2.1 Досрочные страховые пенсии по старости в связи с особыми условиями труда 30
2.2. Удержание из страховой пенсии по старости. 47
Заключение 50
Список используемой литературы. 53
Введение
Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года1, провозглашает Российскую Федерацию социальным государством. Одним из основных проявлений социального государства выступает пенсионная система. Именно институт социального обеспечения гарантирует гражданину и человеку пенсии и пособия, в том числе, по достижении определенного возраста. В основе пенсионной системы современной России заложено пенсионное страхование, в котором, в том числе, одной из основных выступает страховая пенсия по старости. Ввиду регулярных изменений системы пенсионного обеспечения изучение страховой пенсии по старости и её правового регулирования на современном этапе развития нашего общества вызывает определенный интерес.
Следует отметить, что уровень пенсионного обеспечения оказывает влияние на продолжительность жизни, образ жизни пожилых людей, их участие в различных сферах жизнедеятельности общества. Одновременно повышается и социальная ответственность государства за принимаемые в пенсионной сфере решения.
Социальная политика государства является наиболее важной частью внутренней политики в целом. От того, как складывается ситуация в социальном секторе, зависят уровень развития общества и эффективность проводимой социальной и демографической политики государства.
В основу современной системы государственного пенсионного обеспечения России положен так называемый договор поколений: когда сегодняшние работающие обеспечивают сегодняшних пенсионеров за счет отчислений в государственный пенсионный фонд, осуществляемых из фонда заработной платы предприятий, а также сумм, получаемых гражданами. Причин для создания российской пенсионной системы с собственной независимой финансовой основой было несколько. Первая − возродить и реализовать на практике обязательное пенсионное страхование, вторая − повысить уровень реальных доходов пенсионеров, третья − не допустить утечки средств, предназначенных для пенсионного обеспечения граждан, работавших и живших в России, на выплату пенсий тем, кто жил и работал за ее пределами, в других союзных республиках.
Таким образом, основополагающая идея российского пенсионного закона состояла в том, чтобы в стране заработала эффективная система обязательного пенсионного страхования, обеспечивающая достойный уровень жизни людей, выбывающих из общественного сектора производства в силу наступления старости. Суть такой системы заключается в следующем:
− каждый гражданин, работающий по найму (по трудовому договору), подлежит обязательному социальному пенсионному страхованию независимо от его желания и желания работодателя;
− все условия и нормы уплаты соответствующих страховых взносов, так же как условия и нормы пенсионного обеспечения, определяются государством. Они не могут быть изменены по соглашению сторон трудового договора, по решению Президента или Правительства.
Таким образом, анализируя статьи Конституции РФ с положениями о пенсионном обеспечении, мы можем увидеть следующее:
1) пенсионеры из числа застрахованных не иждивенцы общества, а люди, заработавшие пенсию;
2) пенсионные взносы должны взиматься в размерах
, обеспечивающих возможность предоставлению человеку такой пенсии, которая обеспечивала бы ему достойную жизнь в пенсионном периоде;
3) уровень пенсий должен находиться в неразрывной связи со страховым стажем и заработком, из расчета которого уплачивались взносы;
4) страховые фонды ни при каких обстоятельствах и ни кем не могут расходоваться на иные цели, кроме пенсионного обеспечения застрахованных и их семей, и тем более изыматься из данного фонда, в том числе и временно;
5) деятельность всей системы обязательного пенсионного страхования должна находиться под контролем и наблюдением застрахованных и страхователей, а так же государства;
6) государство призвано гарантировать осуществление установленной им системы обязательного пенсионного страхования.
На сегодняшний день в нашей стране более 43 млн. пенсионеров и большинство из них получают пенсию по данному закону. Пенсия (от латинского pensio − «платеж») − регулярная и, как правило, пожизненная денежная выплата гражданам со стороны государства или иных субъектов в установленном законом случаях (при достижении определенного возраста, наступлении инвалидности, в случае потери кормильца, а также за выслугу лет и особые заслуги перед государством).
Как мы видим, пенсионное обеспечение является формой материального обеспечения граждан со стороны государства. Основаниями для пенсионного обеспечения по российскому законодательству являются: достижение соответствующего пенсионного возраста, наступление инвалидности, а для нетрудоспособных членов семьи − потеря кормильца, для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся − длительное выполнение определенной профессиональной деятельности.
Таким образом, пенсионное обеспечение в России – это совокупность действующих в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материальной поддержки в виде пенсии.
Действующее российское пенсионное законодательство включает в себя несколько Федеральных законов (о страховых пенсиях, о государственном пенсионном обеспечении, о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу и др.), постановлений Правительства РФ и ведомственных нормативных актов.
Актуальность исследования, проведенного в данной работе, обусловлена необходимостью заботы о незащищенных слоях населения, которая в свою очередь является неотъемлемым элементом государственной политики, а также одной из важнейших задач и принципов, закрепленных в Конституции РФ. Забота государства проявляется, прежде всего, в выплате пенсий и социальных пособий. От того, насколько качественно будет решена данная задача, будет зависеть решение комплекса проблем макроэкономического плана. В ряде мировых стран система построения пенсионной системы существенно влияет на такой показатель как уровень сбережений, а, следовательно, и на масштабы инвестиционного процесса.
Объектом исследования настоящей дипломной работы является изучение общественных отношений, связанных с правовым регулированием страховых пенсий по старости.
Предмет исследования включает в себя:
− нормы права, регулирующие социальное обеспечение;
− научные публикации по исследуемым вопросам.
Целью работы является осмысление нововведений в пенсионной реформе, касающихся страховой пенсии по старости, выявлении проблем функционирования существующей пенсионной системы и путей их решения.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать понятие и развитие страхового обеспечения в современном обществе;
1) дать общую характеристику страховой пенсии по старости и рассмотреть правовые нормы, её регулирующие.
При выполнении данной дипломной работы использовались следующие методы исследования:
- сравнительный анализ нескольких источников информации и выявление схожих и противоположных мнений об исследуемом объекте;
- анализ нормативно-правовой базы;
- анализ монографий и статей.
Структура работы состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы.
Глава 1. Общие положения правового регулирования страховой пенсии по старости в Российской Федерации.
1.1. Понятие и условия назначения страховой пенсии по старости.
На сегодняшний день в российском законодательстве можно выделить два вида пенсий – это государственные и негосударственные пенсии. В соответствии с частью 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации право на государственную пенсию и условия ее назначения устанавливаются законом. Негосударственные пенсии – это денежные средства, которые выплачиваются гражданину, которые были установлены требованиями пенсионного договора2. Пенсия – это обязательная помесячная денежная выплата. Основная цель пенсий – это обеспечение граждан денежными средствами в старости в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с достижением установленного стажа работы.
По мнению некоторых специалистов, страховая пенсия – это ежемесячная денежная выплата, которая возмещает гражданину доход, который он получал в период своей трудовой деятельности, а также восполняет доход, который утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованного лица в связи с его смертью3. Граждане, претендующие на назначение страховой пенсии, должны соответствовать следующим условиям:
1. Должны достичь определенного возраста – мужчины от 60 лет до 65 лет, женщины 55 лет до 60 лет4;
2. Должен быть определенный страховой стаж – не менее 15 лет;
3. Должны быть 30 индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов)5.
Одним из условий для назначения страховой пенсии является наличие страхового стажа. Если к 1 январю 2020 года у гражданина минимальный стаж трудовой деятельности составляет 11 лет, то можно говорить о формировании страховой части6. В последующие годы предполагается повышение минимальных требований к ней:
Таблица 1- Минимальный страховой стаж.
Год выхода на пенсию | Минимальный страховой стаж (в годах) |
2020 | 11 |
2021 | 12 |
2022 | 13 |
2023 | 14 |
2024 | и далее 15 |