Файл: Методические указания для изучения курса философии для студентов заочной формы обучения всех специальностей.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра философии
И.В.Назаров
Н.К.Антропова
ФИЛОСОФИЯ В КРАТКОМ ИЗЛОЖЕНИИ
Методические указания для изучения курса философии для студентов заочной формы обучения всех специальностей
Екатеринбург
2008
Ответственный за выпуск д-р философских наук, профессор Назаров И.В. Печатается по рекомендации совета гуманитарного факультета УГЛТУ, протокол № 1 от 6 сентября 2007 г.
Рецензент: проф. Л.Л.Рыбцова
Редактор:
Подписано в печать Формат
Плоская печать Печ.л. 2.56 Тираж
Заказ № Цена
Редакционно-издательский отдел УГЛТУ
Отдел оперативной полиграфии УГЛТУ
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ
Тема 1. Место и роль философии в культуре
Мировоззрение и его структура. Исторические типы мировоззрения. Способы философствования. Функции философии. Основной вопрос философии и две его стороны.
У каждого человека имеется определенное воззрение на мир. Миро-воззрение есть совокупность наиболее общих взглядов и представлений о сущности окружающего нас мира и месте человека в нем.
В мировоззрении выделяют три компонента: миро-понимание, миро-ощущение, миро-восприятие. Миропонимание составляет интеллектуальную сторону мировоззрения, мироощущение – эмоционально-психологическую, мировосприятие формирует познавательные образы мира с использованием наглядных образов.
В структуре мировоззрения выделяют ряд элементов: знания (повседневные, профессиональные, научные); система ценностей (представления о добре и зле, прекрасном и безобразном и т.д.) и идеалов; жизненная позиция, цель и смысл жизни, мотивы и программы поведения людей.
В мировоззрении в обобщенном виде представлены познавательная, ценностная и поведенческая подсистемы в их взаимосвязи.
Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. Мифы являются древними сказаниями разных народов о богах и героях. В мифах отражены важнейшие мировоззренческие вопросы о происхождении мира, человека, о жизни и смерти, добре и зле. Миф объединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства, философии и выступал как универсальная форма сознания. В мифе мысль выражается в эмоциональных, поэтических образах, метафорах, символах. С помощью мифа объяснялись явления действительности, закреплялась система ценностей и форм поведения человека.
Основные типы мифов у разных народов повторяются. Это вопросы происхождения, устройства и гибели мира, рождения и жизни людей, их достижений, обрядов, обычаев. Сегодня мифы продолжают существовать в обыденном сознании, в проектах переустройства мира, в искусстве, в политике.
Религия - форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется путем разделения его на естественный, земной, воспринимаемый органами чувств и небесный, сверхъестественный. Главный признак религии - вера в сверхъестественное (в Абсолют). Религия представляет собой совокупность идей, настроений, действий и организаций, связанных с верой в сверхъестественное. В структуре религии выделяются три основных элемента: – религиозное сознание, включающее в себя религиозную идеологию и религиозную психологию), религиозный культ (система символических действий верующих: молитвы, посты, праздники; религиозные организации (объединения последователей той или иной религии). Мировыми религиями являются: буддизм, христианство (католичество, протестантизм, православие), ислам.
Философия - теоретически сформулированное мировоззрение – система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Фило-софия в переводе с древнегреческого языка означает «любовь к мудрости». Зародилась в VII - VI вв. до н.э. в Индии, Китае, Древней Греции. Слово «философ» впервые употребил Пифагор по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни. Истолкование термина связано с именем Платона Философия в отличие от мифологии и религии опиралась на разум, интеллект, стремилась не просто накопить массу сведений, а понять мир как целостный и единый в в своей основе. Философия включала и познание природы человека, его судьбы, смысла и цели жизни.
В зависимости от понимания сущности человека выделяется ряд способов философствования: натурализм, социоцентризм, теоцентризм, антропологизм. Натурализм рассматривает человека как природное существо, как продукт природы (Коперник впервые доказал, что человек – житель рядовой планеты Солнечной системы, Дарвин высказал мнение о животном происхождении человека. Фрейд показал, что огромную роль в поведении человека имеет бессознательное начало). Социоцентризм рассматривает человека как продукт общества, как социальное существо. Маркс указывал, что сущность человека определяется общественными отношениями. Теоцентризм характеризует человека как творение Бога, все в человеке от Бога и живет он для своего творца. Так считают религиозные философы.
Антропологизм рассматривает человека как продукт самостроительства, человек сам себя создает, сам выбирает свою сущность. Такой точки зрения придерживались экзистенциалисты Камю, Сартр, Ясперс.
Функции философии многообразны. Наиболее важной является мировоззренческая - формирование, выработка обобщенного, рационально-теоретического взгляда на мир. Методологическая функция философии состоит в том, что она выступает наиболее общим методом познания, определяет ориентиры практического и духовного освоения мира и человека. В философии выделяются два противоположных метода: диалектический и метафизический. Диалектика – метод, требующий изучать явления в их противоположности, изменчивости и взаимосвязи. Метафизика – метод, частично отрицающий всеобщую связь, изменение и развитие в мире. Критическая функция заключается в критике разного рода заблуждений, догм, предрассудков, ошибок, встающих на пути к истинному знанию. Прогностическая функция состоит в предсказании общих тенденций развития, в правильной постановке проблем.
Поскольку философское мышление направлено на осмысление отношения человека к миру, то основной вопрос философии есть вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе. Материализм утверждает первичность бытия материи и вторичность сознания, идеализм признает первичность сознания и вторичность бытия, дуализм признает, что сознание и бытие существуют независимо друг от друга. Субъективный идеализм признает первичным человеческое сознание, объективный идеализм говорит о первичности сверхчеловеческого сознания, мирового разума (Платон, Гегель). Исторически сменялись такие формы материализма, как наивный (Фалес, Демокрит), метафизический (Д.Дидро, Дж.Локк), диалектический (К.Маркс, Ф.Энгельс), антропологический (Л.Фейербах, Н.Чернышевский).
Вторая сторона основного вопроса философии состоит в проблеме познаваемости мира. Подавляющее число философов отвечает на этот вопрос утвердительно. Противоположное направление – агностицизм - отрицает познаваемость мира (И.Кант), скептицизм сомневается в познаваемости мира (Пиррон).
Тема 2. История философии
Философия древнего Востока. Античная философия. Средневековая философия. Философия эпохи Возрождения. Европейская философия
XVII-XVIII вв. Философия эпохи Просвещения. Немецкая классическая философия. Философия К.Маркса и Ф. Энгельса. Современная зарубежная философия XIX-XX вв. Русская философия.
Восточная философия включает в себя философию Индии и философию Китая.
Упанишады (философская часть Вед) утверждают, что истинно только опытное знание, которое в полной мере будет получено, когда человек достигнет просветления, освобождения от всех ограничений. Просветление – это осознание тождества истинного вечного Я человека (Атмана) и абсолютного бытия, единого и бесконечного (Брахмана). Мир, пространство, время, причинность – проявление Брахмана и существуют в нем. Брахман – единственное подлинное бытие, всеобъемлющее сознание и высшее блаженство. Чтобы осознать свою тождественность с ним, человеку следует преодолеть иллюзию множественности (майю). Это и есть освобождение. К этой цели ведут человека космический закон и его социальный и нравственный долг (дхарма). Тело человека рассматривается как временная оболочка, которая периодически сбрасывается и обновляется, человек рождается многократно (реинкарнация), пока не достигнет освобождения. При рождении человек уже имеет карму – совокупность своих деяний, последствия которых ему предстоит пережить в данном воплощении.
В противовес брахманизму в Индии зародился в VI веке до н.э. буддизм, где наличие индивидуальной души (атмана) отрицается. Основные тезисы буддизма – четыре «благородных истины»: вся жизнь есть страдание, причина страданий – желания, есть состояние отсутствия страданий (нирвана), к нирване ведет «восьмеричный путь» (истинные взгляды, решимость, речь, поведение, образ жизни, усердие, внимание, сосредоточение).
В философии Китая выделяются два направления: даосизм (Лао-цзы) и конфуцианство (Кун-цзы). Даосизм провозглашает гармонию противоположностей, таких как женское–мужское, добро-зло, свет-тьма, любовь-ненависть, используя понятия инь (женское начало) и ян (мужское начало). Дао – чередование инь и ян. Дао – путь, оно управляет жизнью Вселенной, вмещая все и пребывая во всем. Принцип мудрецов - недеяние: дать верную жизненную ориентацию.
Конфуцианство – и религия, и политика, и административная система, верховный регулятор экономических и социальных процессов. В центре внимания – взаимоотношения между людьми, проблемы воспитания. Моральные качества составляют 5 взаимосвязанных начал:
жэнь – гуманность, человеколюбие; синь – искренность, прямота, доверие; и – долг, справедливость; ли – ритуал, этикет; чжи – ум, знание.
В античной философии выделяются следующие этапы: досократический (Фалес. Анаксимандр, Гераклит, Демокрит), классический (софисты, Сократ, Платон, Аристотель) эллинистический (кинизм, стоицизм, скептицизм, эпикуреизм).
На первом этапе главный вопрос ставился философами о первоосновах всего существующего – о субстанции. Основатель милетской школы Фалес основой мира считал воду, Анаксимандр – апейрон, Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь, Демокрит – атомы. Гераклит является одним из основоположников диалектики, он учил, что все течет, все изменяется.
Сократ основной философский интерес сосредоточил на вопросе о том, что такое человек, что такое добро, справедливость, истина.
Ученик Сократа Платон важнейшими предметами философии считал человека, общество и государство. Будучи объективным идеалистом, Платон рассматривал реальный мир как порождение космического разума.
Ученик Платона Аристотель считал, что идеи не предшествуют вещам, а присутствуют в них. Аристотель признавал материю, состоящую из таких элементов, как земля, воздух, огонь, вода и небесный эфир. Но только идея (форма) из материи создает отдельные вещи. Аристотель разработал теорию четырех видов причин: материальная, или материя; формальная, или форма; производящая; конечная, или цель.
Кинизм – это философия, которая отвергала обычаи и культурные нормы, провозглашая идею безграничной духовной свободы индивида. Представитель киников Диоген отвергал общественные нормы, жил в глиняной бочке, кормился подаянием.
Скептицизм – впервые был основан Пирроном из Элиды, который отрицал истинность любого познания. Он учил, что в действительности ничто не является ни прекрасным,, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым. Поэтому лучше воздерживаться от суждений, так как вещи недоступны для нашего познания. Воздержание от суждений ведет к покою и невозмутимости, а значит, к счастью.
Эпикуреизм – был основан Эпикуром (341-270 до н.э.). он считал, что счастье человека заключается в удовольствии. Нужно освободится от страха перед смертью, перед богами и спокойно, невозмутимо, держась подальше от общественной жизни, избегая непричастных эмоций наслаждаться жизнью.
Стоицизм – пытался научить людей быть счастливым. Путь стоиков- принятие всего, что был ни случилось, как божественной воли. Счастье человека находится внутри него и не зависит от внешних событий. Чтобы стать свободным, нужно освободиться от мирских желаний, искоренить в себе страсти. Представителями стоиков были Сенека, Цицерон, раб Эпиктет, император Марк Аврелий.