Файл: Бухгалтерский учет выполняет следующие функции.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 2014

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Сумма налога определяется по среднегодовой стоимости имущества организаций за отчетный период, исчисляемой путем деления на 4 суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на 1 января отчетного года и на 1-е число следующего за отчетным периодом месяца, а также суммы стоимости имущества на каждое 1-е число всех остальных кварталов отчетного периода.

Для определения налогооблагаемой базы налога на имущество принимаются отражаемые в активе баланса остатки по следующим счетам бухгалтерского учета: 01 «Основные средства» и 03 «Доходные вложения в материальные ценности» (за минусом суммы амортизации, учитываемой на счете 02 «Амортизация основных средств»); 04 «Нематериальные активы (за минусом суммы амортизации, учитываемой на счете 05 «Амортизация нематериальных активов»); 08 «Вложения во внеоборотные активы» (за исключением субсчетов 08-1 «Приобретение земельных участков», 08-2 «Приобретение объектов природопользования», 08-6 «Перевод молодняка животных в основное стадо», 08-7 «Приобретение взрослых животных»); 10 «Материалы»; 11 «Животные на выращивании и откорме»; 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»; 20 «Основное производство»; 21 «Полуфабрикаты собственного производства»; 23 «Вспомогательные производства»; 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»; 30 «Некапитальные работы»; 97 «Расходы будущих периодов»; 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам»; 43 «Готовая продукция»; 41 «Товары» (покупная цена) (организации розничной торговли и общественного питания стоимость товаров, поступивших от поставщиков, учитывают в расчетах налогооблагаемой базы без налога на добавленную стоимость); 44 «Расходы на продажу»; 45 «Товары отгруженные».

В налогооблагаемой базе учитывают также остаток по счету 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» и прочие запасы и затраты, отражаемые по статье «Прочие запасы и затраты» раздела II актива баланса.

Налогоплательщики, которым в соответствии с приказом Минфина РФ «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга» от 17.02.97 г. № 15 разрешено использовать счет «Долгосрочно арендуемые основные средства», при определении налоговой базы учитывают остатки по данному счету.

Организации, учитывающие по счету 41 «Товары» и 45 «Товары отгруженные» стоимость товаров с учетом НДС, при определении налоговой базы остатки на указанных счетах уменьшают на сумму НДС, учитываемую в стоимости товаров.

Налогом на имущество не облагается значительное число организаций (по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, общественных организаций инвалидов и др.).


Кроме того, для целей налогообложения стоимость имущества организаций, облагаемых налогом, уменьшается на стоимость имущества жилищно-коммунальной и социально-культурной сфер (за вычетом суммы амортизации по соответствующим объектам), полностью или частично находящегося на балансе налогоплательщика, объектов, используемых исключительно для охраны природы, пожарной безопасности, гражданской обороны и т.п.

В предприятии начисленная сумма налога отражается по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы». Перечисление суммы налога на имущество в бюджет отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и кредиту счета 51 «Расчетный счет».

Уплата налога производится по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета (расчета) за квартал, а по годовым расчетам — в десятидневный срок со дня, установленного для бухгалтерского отчета за год.

В соответствии со ст.18 НК специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов. Специальный налоговый режим применяется только в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом.

К специальным налоговым режимам относятся:

-система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог – ЕСХН) – Глава 26.1 НК;

-упрощенная система налогообложения (УСН) – Глава 26.2 НК;

-система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) – Глава 26.3 НК;

-система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции – Глава 26.4 НК.

Первый специальный налоговый режим могут добровольно выбрать организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии со ст. 346.2 НК.

Второй режим также добровольно применяют организации и индивидуальные предприниматели, имеющие на это право в соответствии со ст. 346.12 НК.

Третий режим применяется налогоплательщиками, осуществляющими на территории субъекта Российской Федерации отдельные виды предпринимательской деятельности, предусмотренные ст. 346.28 НК и облагаемые ЕНВД в соответствии с актами представительных органов местного самоуправления по месту осуществления деятельности.



Четвертый режим применяется организациями, являющимися инвесторами соглашений в соответствии с Федеральным законом от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».

Сущность основных специальных режимов (ЕСХН, УСН, ЕНВД) состоит в замене уплаты 3 налогов (из которых два – федеральные и один – региональный или местный), уплатой одного «единого» налога.

Обязательные отчисления, которые производят работодатели из начисленной заработной платы работника, идут в социальные страховые фонды. Именно такие организации относят к внебюджетным. В России работает три таких внебюджетных фонда социальной направленности, такие как:

- ПФР – Пенсионный фонд России, который формируется благодаря:

страховым взносам (от работодателей, физических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных категорий работающих россиян);

отчислениям из Госфонда занятости (в виде возмещения назначения досрочных пенсий, предназначенных для безработных россиян);

взносам на добровольной основе от юридических и физических лиц и другим денежным поступлениям. Эти деньги, накапливающиеся в этом финансовом резерве, предназначаются для выплат, в первую очередь государственных пенсий;

-ФСС – Фонд социального страхования, регулярно пополняется за счет отчисления, предусмотренного законодательством нашего государства:

страховых взносов (от работодателей, простых граждан, индивидуальных предпринимателей и т. д.);

доходов от инвестиций некоторой части финансов фондовых средств (например, вложение их в ценные бумаги, вклады);

ассигнований из государственного бюджета федерального уровня для покрытия льготных расходов (для пострадавших россиян в результате аварий или катастроф, типа чернобыльской);

- ФОМС – Фонд обязательного медицинского страхования, специально создан для денежного обеспечения всех проблем, касающихся медицинского обслуживания населения. Благодаря федеральным законам и нормативным актам, любой россиянин имеет возможность получить не только медицинскую помощь, но и медикаментозную. Источниками поступления денежных средств в ФОМС являются:

налоговые отчисления;

средства из федерального бюджета (закон «О федеральном бюджете»);

различные выплаты в виде штрафных санкций, пеней, недоимок и т. д.

В текущем 2019 году действуют такие тарифные ставки для работающих граждан:


Для ПФР – 22% (при зарплате больше 800 тысяч рублей – 10%), выплачивается в виде одного платежа, который не разбивается на какие-либо структурные части (как было раньше – страховую и накопительную). Предусмотрен срок оплаты – до 15 числа каждого месяца.

Для соцстраха – 2,9% (при заработной плате до 723 тысяч рублей свыше этой суммы отчисления в этот фонд не производятся), также является одной из ежемесячных выплат, со сроком до 15 числа каждого месяца.

Для медицинского страхования – 5,1% (здесь федеральное законодательство ограничений не предусматривает), хотя некоторые работодатели могут воспользоваться пониженными тарифами, которые устанавливает Федеральный закон в определенных случаях.

1.5. Составление и использование бухгалтерской отчетности

На каждом предприятии для осуществления бухгалтерского учета и контроля его хозяйственной деятельности организована бухгалтерия. Бухгалтерия является самостоятельным отделом заводоуправления. Она возглавляется главным бухгалтером. Главный бухгалтер в административном отношении подчиняется непосредственно директору предприятия.

На предприятии бухгалтерия подразделяется на группы:

- учета заработной платы и расчетов с рабочими и служащими;

- учета материалов и основных средств;

- учета производства и калькулирования себестоимости продукции;

- финансовая группа;

- общая группа.

Бухгалтерская отчетность - это система показателей, объективно отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за конкретный период. Таким образом, бухгалтерская отчетность является завершением всей учетной работы. Она необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит базой для последующего планирования.

С 1 января 2013 года в силу вступил Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ, который по новому диктует порядок предоставления бухгалтерской отчетности. Теперь по новому закону все предприятия, за исключением освобожденных, обязаны вести бухгалтерский учет и предоставлять один раз в год бухгалтерскую отчетность в налоговую инспекцию и в орган государственной статистики. То есть предприятия на упрощенной системе налогообложения будут вести бухгалтерский учет наряду с остальными. Стоит отметить также то, что в отчетности, которую упрощенцы будут сдавать впервые, понадобится привести сопоставимые данные за предыдущие два года, а значит придется восстановить учет за несколько лет. Но как это сделать, законодательство не уточняет!. Рассмотрим состав годовой бухгалтерской отчетности. С 2013 года он изменился. Согласно приказу «О формах бухгалтерской отчетности организаций» № 66н от 2 июля 2010 г. у коммерческих организаций бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, а также приложений к ним, в состав
которых входят отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. Но отметим, что малые предприятия могут не составлять обычную отчетность. Для них в Министерстве финансов РФ разработали упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Упрощенные формы бухгалтерской отчетности содержат меньше показателей в отличие от традиционных бланков. Приложения к упрощенной отчетности можно не составлять, но только при условии, если пользователи отчетности могут достоверно ее понять. В противном случае малые предприятия должны будут составить приложения, причем на обычных бланках, так как упрощенных форм приложений нет[ФЗ № 402].

Таким образом, нововведения уменьшают количество работы для бухгалтеров предприятий, находящихся на основной системе налогообложения, так как бухгалтерская отчетность теперь составляется один раз в год, и в то же время добавляют работы бухгалтерам малых предприятий, так как ранее они были освобождены от составления отчетности и ведения полноценного бухгалтерского учета.

Основные требования, предъявляемые к отчетности:

1. Достоверность - информация должна отражать реальные хозяйственные операции, которые легко можно проверить.

2. Полнота - информация должна содержать все необходимые данные для заинтересованных лиц и включать все необходимые комментарии. Отчетность должна включать показатели деятельности всех филиалов представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельный баланс).

3. Нейтральность - отчетность не должна отражать интересы каких-либо лиц.

4. Преемственность - последовательность применения форм отчетности и их содержания от одного отчетного периода к другому.

5. Существенность - все существенные показатели должны приводиться обособленно.

Перед составлением бухгалтерской отчетности осуществляется комплекс процедур, выполнение которых позволяет получить наиболее точные данные бухгалтерской отчетности. К процедурам, предшествующим заполнению форм бухгалтерской отчетности, относятся:

-исправление ошибок, выявленных до даты представления бухгалтерской отчетности;

-уточнение оценки активов и пассивов, отраженных в бухгалтерском учете;

-проведении инвентаризации, перед составлением бухгалтерской отчётности и отражение её результатов в бухгалтерском учёте;