ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Тольяттинский государственный университет
(наименование института полностью) |
Архитектурно-строительный институт |
(Наименование учебного структурного подразделения) |
270800 Строительство |
(код и наименование направления подготовки / специальности) |
Промышленное и гражданское строительство |
(направленность (профиль) / специализация) |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №1
по дисциплине (учебному курсу) «Философия»
(наименование учебного курса)
Обучающегося | Ермолаева Тимура Артуровича | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | СТРбвд-2003а | |
| | |
Преподаватель | Рамм Денис Антонович | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2022
Эссе «Проблемы творчества в истории философии»
-
Почему для философии актуальны проблемы творчества?
В настоящее время меняются и представления о месте и значении творчества. Ведь именно в этом феномене человеческого существования сливаются и интегрируются в неразрывной связи как противоположные проявления единого целого иррациональное и рациональное начала. Поэтому философское осмысление и изучение различных сторон и форм творчества не только обогащает эмпирические знания о природе и человеке, но и может послужить основой для создания комплексных методов анализа сложных философских и психологических категорий.
-
В чем особенности постановки проблемы творчества в античной философии? В качестве примера рекомендуем рассматривать творчество какого-либо античного философа: Пифагора, Сократа, Платона, Аристотеля и т. д.
В сфере человеческой античная философия не отводит творчеству главенствующего значения. В период античности мыслители делали первые предположения о роли обмена идеями в познании и творчестве. Так, еще Сократ указывал на важность диалогического способа рождения нового знания — майевтики. Поиск истины осуществлялся посредством преодоления противоречий. С помощью специально сформулированных вопросов собеседники имели возможность выделить ложные представления и отказаться от них, а также продвинуться на пути поиска истины. Сократ неоднократно указывал на важность влияния мыслителей друг на друга в процессе общения, когда создаются благоприятные возможности для обмена идеями, мыслями, соображениями.
-
Какое влияние на рассмотрение проблем творчества оказали религиозные ценности в период средневековья?
В христианской философии проблема творчества нашла свое отражение в сочинениях таких ярких представителей этого исторического периода, как Августин Блаженный и Фома Аквинский. В их трудах вновь декларировалась божественная природа творчества.
Августин описывает творчество как акт божественной личности по «вызыванию бытия из небытия». При этом он выделяет волю как функцию личности, имеющую дело с тем, чего нет, и создающую нечто, в отличие от разума, который имеет дело с тем, что уже есть. Августин делает акцент не только на «управлении» творческой деятельностью человека со стороны Бога, но и на влиянии на нее религиозных институтов. По его мнению, в открытии созидательной силы человека решающую роль будет играть христианство.
-
Как изменилась трактовка проблем творчества под влиянием гуманизма в период Возрождения?
Возрождение понимает творчество, прежде всего, как художественное творчество, как искусство в широком смысле слова, которое в своей глубинной сущности рассматривается как творческое созерцание. Отсюда характерный для Возрождения культ гения как носителя творческого начала. Именно в эпоху Возрождения возникает та рефлексия по поводу творческого процесса, которая незнакома ни древности, ни Средневековью, но столь характерна для Нового времени.
5. В чем состоял вклад немецкой классической философии в развитие представлений о сущности творчества?
Завершенная концепция творчества в XVIII веке создается И. Кантом, который специально анализирует творческую деятельность под названием продуктивной способности воображения. Кант наследует протестантскую идею о творчестве как предметно-преобразовательной деятельности, изменяющей облик мира, создающей новый, ранее не существовавший, «очеловеченный» мир и философски осмысливает эту идею. Кант анализирует структуру творческого процесса как один из важнейших моментов структуры сознания. Творческая способность воображения, по Канту, оказывается соединительным звеном между чувственными впечатлениями и рассудком в силу того, что она обладает одновременно наглядность впечатлений и объединяющей силой понятия. «Трансцендентальное воображение, таким образом, есть как бы тождество созерцания и деятельности, общий корень того и другого. Творчество поэтому лежит в самой основе познания» - таков вывод Канта.
6. Каковы особенности русской философии в рассмотрении проблем творчества?
В рамках другого направления, являющегося одним из наиболее популярных в исторический период, — экзистенциализма — подчеркивается первостепенная значимость личностной и духовной сущности творчества, которое возможно в философской, художественной и нравственной сферах жизни человека. Яркий след в осознании его смысла оставил Н.А. Бердяев. Сквозная тема всех его исканий и увлечений — Homo creatus, человек творческий. «Для философии творчества основным является сознание, что человек не находится в законченной и стабилизированной системе бытия, и только потому возможен и понятен творческий акт человека.
-
Краткий вывод. Сформулируйте собственную точку зрения на проблемы творчества.
Необходимо отметить, что проблема творчества актуальна и на сегодняшний день. Творческие способности есть у каждого. Обновление интерьера квартиры, оформление елки, эксперименты на кухне – это все в какой-то степени относится к творчеству. Мы творим. Творчество не уходит, оно лишь прячется. Творчество нужно подпитывать поддержкой и одобрением, прежде всего это должно происходить от семьи. Например, семья не разрешила сыну заниматься музыкой, считая, что на этом не заработаешь себе на жизнь. А ведь мальчик мог стать великим музыкантом. Сомнения, отсутствие поддержки и не решимость главные враги творчества.