ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 204
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
параллельно существовало и университетское образование, но оно было очень отдалено от юридической практики.
В Новое время в учебных планах стал делаться акцент не на изучении римского права, а на анализе национального законодательства, истории его возникновения и развития, действующих нормах права.
В США в 1870 г. с назначением деканом школы права
Гарвардского университета нью-йоркского юриста
К.
К. Лангдела началась реформа юридического образования. С лекций и заучивания норм права акцент был перенесен на анализ наиболее значимых судебных прецедентов.
Произошло усиление практической направленности процесса обучения - разбор конкретных дел, учебные судебные процессы, работа с документами. Данная модель обучения получила название
«гарвардской». С конца XIX века высшее юридическое образование в
США является только «вторым высшим».
А теперь перейдем к российской юриспруденции. Первый период становления и развития отечественной юриспруденции именуют семейно-монастырским.
Получение юридических знаний рассматривалось тогда как частное дело индивидов и приобреталось главным образом в процессе семейного образования.
Для занятия должностей, связанных с осуществлением правосудия, юридического образования не требовалось.
Развитию юриспруденции способствовало становление системы письменного делопроизводства. Последнее, в свою очередь, приводило к появлению устойчивых канцелярских выражений, терминов, складыванию делового языка.
Для решения кадровой проблемы в первой четверти 18 в. Петр
Первый создает академию Наук, при которой были созданы университет и гимназия. В составе академии была создана кафедра правоведения, а в университете осуществлялось преподавание юриспруденции.
В 1755 г. состоялось открытие Московского университета, в составе которого имелся юридический факультет.
Первоначально в России не было собственных научных кадров в сфере юриспруденции, обучение осуществляли приехавшие в страну зарубежные ученые. Со второй половины 18 в. подготовка юридических кадров стала вестись в российских университетах российскими профессорами.
На развитие юридического образования и юриспруденции в
России в эпоху «великих реформ» существенное влияние оказали принятие в 1863 г. нового Общего устава российских императорских университетов и проведение судебной реформы, создавшей новую судебную систему с состязательным судебным процессом, мировыми судьями и судом присяжных.
В Новое время в учебных планах стал делаться акцент не на изучении римского права, а на анализе национального законодательства, истории его возникновения и развития, действующих нормах права.
В США в 1870 г. с назначением деканом школы права
Гарвардского университета нью-йоркского юриста
К.
К. Лангдела началась реформа юридического образования. С лекций и заучивания норм права акцент был перенесен на анализ наиболее значимых судебных прецедентов.
Произошло усиление практической направленности процесса обучения - разбор конкретных дел, учебные судебные процессы, работа с документами. Данная модель обучения получила название
«гарвардской». С конца XIX века высшее юридическое образование в
США является только «вторым высшим».
А теперь перейдем к российской юриспруденции. Первый период становления и развития отечественной юриспруденции именуют семейно-монастырским.
Получение юридических знаний рассматривалось тогда как частное дело индивидов и приобреталось главным образом в процессе семейного образования.
Для занятия должностей, связанных с осуществлением правосудия, юридического образования не требовалось.
Развитию юриспруденции способствовало становление системы письменного делопроизводства. Последнее, в свою очередь, приводило к появлению устойчивых канцелярских выражений, терминов, складыванию делового языка.
Для решения кадровой проблемы в первой четверти 18 в. Петр
Первый создает академию Наук, при которой были созданы университет и гимназия. В составе академии была создана кафедра правоведения, а в университете осуществлялось преподавание юриспруденции.
В 1755 г. состоялось открытие Московского университета, в составе которого имелся юридический факультет.
Первоначально в России не было собственных научных кадров в сфере юриспруденции, обучение осуществляли приехавшие в страну зарубежные ученые. Со второй половины 18 в. подготовка юридических кадров стала вестись в российских университетах российскими профессорами.
На развитие юридического образования и юриспруденции в
России в эпоху «великих реформ» существенное влияние оказали принятие в 1863 г. нового Общего устава российских императорских университетов и проведение судебной реформы, создавшей новую судебную систему с состязательным судебным процессом, мировыми судьями и судом присяжных.
Устав российских императорских университетов 1863 г. предусматривал в составе университета наличие четырех факультетов, одним из которых был юридический. Студенты изучали энциклопедию права, историю важнейших иностранных законодательств, древних и новых, историю русского права, римское право, государственное право, уголовное право, и уголовное судопроизводство и судоустройство, гражданское право, и гражданское судоустройство и судопроизводство, финансовое право, международное право и другие дисциплины.
Также были сформированы нотариат и адвокатура. В результате резко возрос престиж юридической профессии. Вторая половина 19- начало 20 в. характеризуется как «золотой век» российского правоведения. В этот период подготовка научно-педагогических кадров стала осуществляться собственными силами университетов
России, а зарубежные командировки являлись лишь дополнительным способом повышения квалификации.
После Октябрьской революции 1917 г. были ликвидированы адвокатура и прокуратура, институт судебных следователей, нотариусы фактически прекратили свою деятельность. Никаких требований к образованию для судей, а также лиц, выполняющих функции обвинителей и защитников, не устанавливалось.
Необходимость самого существования права как явления в первые годы после Октябрьской революции многими ставилась под сомнение. К началу 1920-х гг. были закрыты юридические факультеты в ряде университетов.
Но в период Новой экономической политики взгляд на право как на стремительно отмирающее явление сменился представлением о необходимости развития советского, или пролетарского, права, которое регулировало бы новые общественные отношения.
В 1922 г. были воссозданы прокуратура, адвокатура и нотариат.
Для приобретения членства в коллегии адвокатов было необходимо наличие высшего юридического образования и стажа работы по специальн ости юриста не менее двух лет. Был принят ряд кодексов. В середине
1920-х гг. создаются факультеты советского права.
Из-за отсутствия собственных педагогических кадров осуществлялось привлечение профессуры дореволюционной школы и создание различных краткосрочных курсов подготовки юридических кадров. В соответствии с этим был перестроен и учебный план, значительное место в котором отводилось обществоведческим дисциплинам. Для поднятия научного уровня преподавателей в 1925 г. вводится аспирантура, предполагавшая по ее окончании публичную защиту научной работы на совете факультета, но без присуждения ученой степени.
В середине 1930-х гг. вновь была создана система ученых степеней и ученых званий. Постановлением СНК СССР «Об ученых
степенях и званиях» от 13 января 1934 г. устанавливались две единые для науки и образования ученые степени - кандидата и доктора наук, и следующие ученые звания: ассистент (для научно-исследовательских учреждений - младший научный сотрудник), доцент (для научно- исследовательских учреждений - старший научный сотрудник), профессор
(для научно-исследовательских учреждений
- действительный член). Ученые степени определяли научную квалификацию лица, а ученые звания - должностную научную функцию – педагогическую или научно-исследовательскую.
В послевоенный период был резко увеличен набор на юридические факультеты. Господствующим типом юридического образования стало заочное образование, что позволило существенно увеличить число лиц, получивших диплом юриста. В последние годы существования СССР на его территории действовали 52 юридических вуза и факультета, где, как правило, выделялись следующие три специализации: государственно-правовая, гражданско-правовая и уголовно-правовая. Большое внимание уделялось идеологической подготовке будущих юристов. Студенты изучали историю КПСС, марксистско-ленинскую философию, научный коммунизм. Основными формами обучения являлись лекции, семинары, курсовые и дипломные работы, а также практики. По окончании обучения выпускники подлежали обязательному распределению, и были обязаны отработать по месту распределения 3 года. Серьезные изменения претерпела и организация профессиональных сообществ юристов. До конца 1980-х годов система организации адвокатуры предусматривала наличие лишь одной коллегии адвокатов в каждом регионе. В 1990-е гг. дополнительно начали создаваться и другие коллегии адвокатов, также имевшие право присваивать лицам, имеющим высшее юридическое образование, статус адвоката. Кроме того, юридические услуги стали оказывать лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, что привело к формированию группы самостоятельных консультантов, не обладающих адвокатским статусом. Постепенно из последней группы консультантов возникли юридические фирмы.
Одновременно на отечественном рынке юридических услуг появились филиалы и представительства зарубежных юридических фирм.
В 1990-е гг. существенно возросло число высших учебных заведений, осуществляющих подготовку юристов. Для обеспечения качества юридического образования в 1996 г. был утвержден государственный образовательный стандарт по специальности
«Юриспруденция». Он устанавливал требования к уровню подготовки лиц, получивших юридическое образование, обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы.
Таким образом, сегодня мы узнали, что юриспруденция, это, во- первых, наука, изучающая свойства государства и права, во-вторых, это профессия/специальность/направление подготовки, в-третьих, это практическая деятельность юристов.
(для научно-исследовательских учреждений
- действительный член). Ученые степени определяли научную квалификацию лица, а ученые звания - должностную научную функцию – педагогическую или научно-исследовательскую.
В послевоенный период был резко увеличен набор на юридические факультеты. Господствующим типом юридического образования стало заочное образование, что позволило существенно увеличить число лиц, получивших диплом юриста. В последние годы существования СССР на его территории действовали 52 юридических вуза и факультета, где, как правило, выделялись следующие три специализации: государственно-правовая, гражданско-правовая и уголовно-правовая. Большое внимание уделялось идеологической подготовке будущих юристов. Студенты изучали историю КПСС, марксистско-ленинскую философию, научный коммунизм. Основными формами обучения являлись лекции, семинары, курсовые и дипломные работы, а также практики. По окончании обучения выпускники подлежали обязательному распределению, и были обязаны отработать по месту распределения 3 года. Серьезные изменения претерпела и организация профессиональных сообществ юристов. До конца 1980-х годов система организации адвокатуры предусматривала наличие лишь одной коллегии адвокатов в каждом регионе. В 1990-е гг. дополнительно начали создаваться и другие коллегии адвокатов, также имевшие право присваивать лицам, имеющим высшее юридическое образование, статус адвоката. Кроме того, юридические услуги стали оказывать лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, что привело к формированию группы самостоятельных консультантов, не обладающих адвокатским статусом. Постепенно из последней группы консультантов возникли юридические фирмы.
Одновременно на отечественном рынке юридических услуг появились филиалы и представительства зарубежных юридических фирм.
В 1990-е гг. существенно возросло число высших учебных заведений, осуществляющих подготовку юристов. Для обеспечения качества юридического образования в 1996 г. был утвержден государственный образовательный стандарт по специальности
«Юриспруденция». Он устанавливал требования к уровню подготовки лиц, получивших юридическое образование, обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы.
Таким образом, сегодня мы узнали, что юриспруденция, это, во- первых, наука, изучающая свойства государства и права, во-вторых, это профессия/специальность/направление подготовки, в-третьих, это практическая деятельность юристов.
Контрольные вопросы:
1. Как назывались лица, выступавшие в качестве юристов в
Древнем Риме?
2. Когда была создана адвокатура в России?
3. Что предусматривал Устав российских императорских университетов, созданный в 1863 г.?