Файл: Тема рынок и механизм его функционирования.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 6. РЫНОК И МЕХАНИЗМ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

  • Рынок : понятие, функции, преимущества и недостатки
  • Классификация рынков. Рыночная инфраструктура
  • Роль государства в рыночной экономике и методы ее регулирования

ВОПРОСЫ
  • РЫНОК : ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ, ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

«экономисты подразумевают под термином “рынок” не какую либо конкретную рыночную площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сношения покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться».

«рынок – способ координации действий участников, обеспечивающий им свободу выбора»

«рынок - естественный процесс, порожденный действиями индивида, каждый из которых преследует свои цели, из хаоса их действий складывается экономический порядок»

А. Маршалл

Ф. фон Хайек

М. Фридмен

.

В узком смысле слова рынок – место, где совершаются сделки купли-продажи.

В широком смысле слова под рынком понимается определенная экономическая система.

РЫНОК - это система экономических отношений между продавцами и покупателями по поводу купли-продажи товаров и услуг; это обмен, организованный по законам товарного и денежного обращения

РЫНОК — это форма координации связей между производителями и потребителями «по горизонтали», на основе свободного ценообразования (без государственного регулирования).

УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЫНКА

ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА

приводит к специализации производства и необходимости обмена продуктами труда. Рынок появляется когда появляется товарное хозяйство; он создается развитием этого товарного хозяйства, и степень дробности общественного разделения труда определяет высоту его развития.

УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЫНКА

ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ на факторы и результаты производства

УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЫНКА

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА, который подчиняется только закону и ограничен лишь общими правовыми нормами, в равной степени относящимися ко всем.


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОБОСОБЛЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ, основанная на частной собственности, позволяющая самостоятельно делать выбор, отдавать предпочтения определенным благам, вести конкурентную борьбу за ресурсы, покупателей и т.д.

УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЫНКА

большое многообразие экономических благ, в результате чего ПРОЦЕСС КУПЛИ-ПРОДАЖИ СТАНОВИТСЯ РЕГУЛЯРНЫМ и позволяющим, тем самым, устанавливать цены

УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЫНКА

ЧЕРТЫ РЫНКА

СВОБОДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЫНОЧНЫХ АГЕНТОВ

все домашние хозяйства и фирмы действуют относительно независимо друг от друга, принимают самостоятельные решения в рамках существующих норм, законов и правил, стремятся к достижению собственных целей

ЧЕРТЫ РЫНКА

РАВНОПРАВИЕ РЫНОЧНЫХ СУБЪЕКТОВ

ЧЕРТЫ РЫНКА

ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

свобода деятельности и экономическая ответственность за неё, независимость субъектов, добровольность обмена, конкуренция могут в полной мере реализовываться лишь в случае, когда индивиды обладают правами частной собственности на производственные ресурсы, объекты сделок и т.д.

ЧЕРТЫ РЫНКА

ДОБРОВОЛЬНЫЙ ОБМЕН МЕЖДУ РЫНОЧНЫМИ АГЕНТАМИ

поскольку ни один рыночный агент не может принудить другого к нежелательной для него сделке, стороны вынуждены договариваться, приходить к взаимоприемлемым компромиссам.

ЧЕРТЫ РЫНКА

СВОБОДНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

поскольку стороны независимы в принятии решений и вынуждены договариваться об условиях сделки, цены на рынке устанавливаются свободно под воздействием рыночных сил

ЧЕРТЫ РЫНКА

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧАСТНИКОВ РЫНКА

тот, кто стремится к достижению собственных интересов и принимает независимые решения, должен нести и всю полноту ответственности за результаты своей деятельности.

ЧЕРТЫ РЫНКА

КОНКУРЕНЦИЯ

участники рынка конкурируют между собой: производители — чтобы продать товар, потребители — чтобы купить его. Конкуренция является основой эффективности экономики —побеждает в ней тот, кто эффективнее.

ЧЕРТЫ РЫНКА

ВЕДУЩАЯ РОЛЬ ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Денежное обращение определяет количество денег и объем производства. От его функционирования зависят хозяйственная активность, экономический рост, благополучие общества. Кредит во многом является условием и предпосылкой развития современной экономики, неотъемлемым элементом экономического роста. Им пользуются как государства и правительства, так и отдельные граждане. Прибыль - важнейшая категория рыночной экономики, ее максимизация выступает в качестве непосредственной цели и движущего мотива производства.



ЧЕРТЫ РЫНКА

ВСЕОБЩНОСТЬ РЫНКА

рынок охватывает абсолютно все аспекты хозяйственной жизни, определяет поведение всех хозяйствующих субъектов

ЧЕРТЫ РЫНКА

ОТКРЫТОСТЬ РЫНКА

свободное перемещение товаров и капиталов через границу

ФУНКЦИИ РЫНКА

САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ

оперативно реагирует на изменения, способствует согласованию производства и потребностей общества, поддержанию баланса спроса и предложения.

.

ФУНКЦИИ РЫНКА

ИНФОРМАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ

для того чтобы принимать эффективные решения, экономическим агентам необходима полная и достоверная информация о состоянии внешней среды. Важнейшим источником информации на рынке являются цены. Если они формируются свободно, то точно отражают предпочтения потребителей и возможности производителей

ФУНКЦИИ РЫНКА

СТИМУЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ

Рынок дает стимулы в виде прибылей и убытков для осуществления экономической деятельности, наиболее целесообразной и полезной с точки зрения общества. Рынок стимулирует создание товаров с наименьшими затратами.

ФУНКЦИИ РЫНКА

САНИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ

Очищает экономику от слабых, нежизнеспособных субъектов, поощряя развитие эффективных производств.

ФУНКЦИИ РЫНКА

ФУНКЦИЯ КОММУНИКАЦИИ (СВЯЗИ) ОБОСОБЛЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

ценовой механизм заставляет производителей и потребителей согласованно действовать даже в том случае, когда они не задумываются о существовании друг друга.

ФУНКЦИИ РЫНКА

РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ

Получаемые индивидами доходы представляют собой выплаты за принадлежащие им производственные ресурсы — труд, капитал, землю, предпринимательскую способность. Доходы людей зависят как от количества и качества этих ресурсов, так и от цен, которые устанавливаются на рынках факторов производства

ПРЕИМУЩЕСТВА РЫНКА

  • эффективное распределение ресурсов;
  • гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся условиям;
  • свобода выбора и действий производителей и потребителей;
  • максимальное использование достижений НТР;
  • способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг.

НЕДОСТАТКИ РЫНКА

  • не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;
  • не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования;
  • не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен;
  • может приводить к монополизации рынков;
  • не создает условия для развития науки, образования, культуры.
  • порождает расслоение общества на богатых и бедных.


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ТЕМ ПРОГРЕССИВНЕЕ, чем

а) больше создает стимулов для предприимчивой деятельности человека;

б) больше открывает простора для реализации творческого потенциала личности;

в) лучше обеспечивает координацию деятельности людей.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ РЫНКОВ. РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

2.1 КЛАССИФИКАЦИЯ РЫНКОВ

СТРУКТУРА РЫНКА (от лат. structura) – взаиморасположение и взаимосвязь составляющих рынок частей, устройство рынка.

СТРУКТУРА РЫНКА

объектная

субъектная

географическая

СУБЪЕКТЫ РЫНКА

домашние хозяйства (индивиды) как владельцы производственных ресурсов

фирмы (предприятия) как производители экономических благ

государство.

 ДОМАШНИЕ ХОЗЯЙСТВА –

это экономические единицы, семьи, состоящие из одного или нескольких лиц.

Собственники факторов производства

Стремятся к максимальному удовлетворению своих потребностей

Принимают решения самостоятельно

ФИРМЫ –

это экономические единицы, которые производят товары и услуги на основе осуществления предпринимательской деятельности (соединения всех факторов производства) с целью получения прибыли.

Самостоятельно принимают решения

Используют ресурсы для производства

Стремятся получить прибыль

Удовлетворяют потребности

ГОСУДАРСТВО

- правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления контроля над участниками экономической деятельности для достижения общественных целей.

Государство (правительство)

получает доход в виде налогов на доходы домашних хозяйств и фирм и предоставляет государственные услуги, обеспечение которыми за счёт рынка затруднено.

ОБЪЕКТНАЯ СТРУКТУРА РЫНКА

рынок потребительских благ (товаров и услуг);

рынок ресурсов (факторов)

Товарные рынки структурируются по видам товаров, которые бывают товарами длительного пользования, широкого потребления, продовольственными и т.д.

Среди ресурсных выделяют рынки труда, капитала, земли, которые в свою очередь подразделяются на рынки квалифицированного и неквалифицированного труда, фондовые и валютные, рынки различных природных ресурсов и т.д.

КЛАССИФИКАЦИЯ РЫНКОВ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА РЫНКА

Местные (локальные) рынки

Региональные

Национальные

Международный

КЛАССИФИКАЦИЯ РЫНКОВ


Критерии

Типы рынков

По степени регулирования

Свободный

Регулируемый

По объемам продаж

Оптовый

Розничный

По соответствию требованиям законодательства

Легальный

Теневой

По форме конкуренции

Совершенная конкуренция;

Монополия (монопсония)

Монополистическая конкуренция

Олигополия

КЛАССИФИКАЦИЯ РЫНКОВ

ВИДЫ РЫНКОВ

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК включает

рынок продовольственных и непродовольственных товаров;

рынок бытовых, коммуналь­ных, транспортных услуг;

рынок услуг культуры и образования;

рынок жилья;

рынок зданий, сооружений непроизводственного назначения.

ВИДЫ РЫНКОВ

.

РЫНОК СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА (капитальных активов) состоит из рынка производст­венных зданий и сооружений;

рынка орудий труда;

рынка сырья, материалов, энергии и других видов продукции производственного назначения;

рынка полезных ископаемых

ВИДЫ РЫНКОВ

РЫНОК ИНФОРМАЦИИ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК.

Его составляющие:
  • рынок инноваций, изобретений;
  • рынок инфор­мационных услуг;
  • рынок продуктов творческого труда (книги, музыка, ки­нофильмы и др.).

ВИДЫ РЫНКОВ

.

КРЕДИТНЫЙ РЫНОК (рынок ссудного капитала).

Если предприятию для приобретения не­обходимых ресурсов не хватает собственных денежных средств, оно обращается на рынок ссудных капиталов, где предлагаются различные платежные средства (деньги, ценные бумаги). Пре­доставление кредита осуществляется за определенную плату в виде процента за кредит и на определенный срок

ВИДЫ РЫНКОВ

РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ.

Ценные бумаги — это свидетельство о праве собственности на часть имущества (акции) или долговые обязательства продавца бумаг перед покупа­телями (облигации). Они представлены акциями, облигациями, векселями, опционами, варрантами, фьючерсными контрактами и др.

Ос­новной вид ценных бумаг — акции и облигации, все остальные являются производными от них.

ВИДЫ РЫНКОВ

РЫНОК ТРУДА — общественно-экономическая форма движе­ния трудовых ресурсов, при которой рабочая сила обращается как товар, то есть продается и покупается в соответствии с зако­нами рыночной экономики.

2.2 ПОНЯТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ

К ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ