Файл: Навуковыя публікацыіЭкономическая безопасность и устойчивое.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10
Банкaўскi веснiк
Навуковыя публікацыі
Экономическая
безопасность и устойчивое
развитие государства
в условиях санкций.
Что может помочь?
УДК 338.22.021.2
Ключевые слова:
устойчивое развитие; экономические санкции; экономическая безопасность; финансовое развитие; рыночные институты.
Наталья МИРОНЧИК
кандидат экономических наук, Республика Беларусь, г. Минск, e-mail: nmironchik@gmail.com
Евгения ЩЕРБА
экономист, Республика
Беларусь, г. Минск, e-mail: e-sh98@mail.ru
У
стойчивое развитие государства в условиях глобальной нестабильности служит надеж- ным ориентиром для прогресса и процве- тания как отдельных граждан, так и общества в целом. Республика Беларусь, несмотря на поли- тические и социально-экономические сложности, многочисленные внешние вызовы и шоки, доби- лась существенного успеха в достижении целей устойчивого развития за последние два десятиле- тия. Однако резкое ухудшение геополитической обстановки в регионе из-за военного конфликта между Россией и Украиной – основными торговы- ми партнерами Беларуси и принятые западными странами беспрецедентные новые пакеты санкций в отношении России и Беларуси кардинально ме- няют внешние условия хозяйствования Республи- ки Беларусь, создавая новые угрозы и риски для национальной экономики. В таких условиях акту- ализируются вопросы укрепления национальной безопасности Республики Беларусь и выбора пра- вильных мер экономической политики для недопу- щения обращения вспять достигнутого прогресса, обеспечения устойчивого развития страны.
«Новая нормальность» для Беларуси
Начало спецоперации России в Украине в конце февраля 2022 г. прервало восстановление глобальной экономики после пандемии COVID-19 и создало значительные риски для устойчивого развития в ряде стран, прежде всего в Украине и России. Россия и дружественная ей Беларусь столкнулись с беспрецедентным ужесточением экономических санкций со стороны США, ЕС и других западных стран. По мнению экспертов
МВФ, данный военный конфликт спровоцировал риски долговременного разделения мировой экономики на блоки с разными политическими устройствами, технологическими стандартами, платежными системами и резервными валюта- ми, поставив под угрозу существующую систему международных экономических отношений, ко- торая создавалась в течение
¾ века [26].
Перспективы развития мировой экономики значительно ухудшились. Прогнозируется усу- губление расхождений в экономическом раз- витии между странами с развитой экономи- кой и странами с формирующимся рынком и развивающимися странами. Все это услож- нило принятие политических решений в облас- ти экономики. Как следствие, ожидается за- медление мирового экономического роста.
По оценкам экспертов МВФ, рост мировой эко- номики в 2022 г. составит 3,6%, что на 0,8 п. п.


11 5/706 май 2022
Навуковыя публікацыі
ниже, чем прогнозировалось до начала военных действий в Украине. При этом в регионе Восточ- ной Европы прогнозируется снижение ВВП на
8,3% в 2022 г. главным образом за счет сниже- ния более чем на треть показателя в Украине и на 8,5% в России [26].
Эксперты считают, что негативное влияние российско-украинского конфликта уже проявля- ется и будет распространяться на страны в той или иной степени в зависимости от их экономиче- ских связей.
Во-первых, принятие множества ограничи- тельных мер влияет на внешнюю торговлю и в результате санкционной войны ведет к наруше- нию процессов торговли и цепочек поставок, что подогревает рост мировых цен, прежде всего на продовольствие. Инфляция продовольственных цен в большей степени отразится на наименее обеспеченных группах домашних хозяйств
1
. В дальнейшем снижение реальных доходов насе- ления негативно скажется на совокупном спросе.
Такие тенденции могут усилить риски для миро- вой финансовой стабильности, привести к соци- альным волнениям и обострению проблемы про- довольственной безопасности в мире, поскольку
Россия и Украина являются одними из ключевых поставщиков зерновых культур.
Во-вторых, нарушение денежных переводов, большие потоки беженцев и миграция рабочей силы могут оказывать негативное давление на доходы людей, вызывать шоковые изменения предложения рабочей силы на рынке труда, отри- цательно влиять на внешние позиции стран.
В-третьих, снижение уверенности бизнеса и усиление неопределенности инвесторов оказы- вают давление на цены активов, что, в свою оче- редь, ведет к ужесточению финансовых условий и потенциальному стимулированию оттока капитала с развивающихся рынков. В случае ограниченно- сти возможностей государства по привлечению внешнего финансирования увеличатся риски меж- дународной ликвидности [7; 10].
В-четвертых, вероятно, в перспективе прои- зойдет обострение таких структурных проблем, как энергетическая безопасность и риски для пе- рехода к зеленой экономике; фрагментация пла- тежных систем и создание независимых валютных блоков; ускорение процесса криптоизации в стра- нах с формирующимся рынком, которые окажут значительный негативный долгосрочный эффект на мировую финансовую стабильность [10]. При этом следует учитывать, что уровень устойчиво- сти финансовой системы в странах с развиваю- щимся рынком ниже, чем в странах с развитой экономикой, что связано с более ограниченным пространством для маневра макрофинансовой политики [23].
Кроме того, следует помнить, что борьба с распространением COVID-19 продолжается. Не- смотря на улучшение обстановки с пандемией, очередной всплеск заболеваемости наблюдается в некоторых странах, что может свидетельство- вать о возможном ухудшении ситуации и в других странах.
Что касается Беларуси, то в связи с под- держкой российской стороны в конфликте меж- ду Россией и Украиной Евросоюз, США и другие страны ввели и продолжают вводить ограни- чительные меры и санкции в отношении нашей страны.
Следует отметить, что экономика Республики
Беларусь функционирует в условиях западных санкций с конца 1990-х гг. При этом в течение по- следних более чем десяти лет тенденция на уже- сточение условий внешней торговли для Беларуси наблюдалась и со стороны России, стремившейся снизить размер предоставляемой энергетической субсидии. Тем не менее, благодаря комплексу фак- торов, в том числе наращиванию внешнего долга, изменению приоритетов развития отраслевой политики, принятию стабилизационных мер денеж- но-кредитной и налогово-бюджетной политики, белорусская экономика демонстрировала тем или иным образом резистентность и адаптивность ко все более непростым условиям хозяйствования, а также неуклонный прогресс в достижении целей устойчивого развития. Пандемия COVID-19, поли- тическая нестабильность 2020 г. и ужесточение западных санкций в 2020–2021 гг. еще больше мо- билизовали ресурсы органов власти к гибкому реа- гированию на быстро меняющиеся внешние обсто- ятельства. Несмотря на более сложные внешние условия и экономическую ситуацию, в Беларуси удалось сохранить уровень жизни населения, как минимум не допустив его снижения, добиться от- носительной стабильности национальной валюты.
Как результат, Республика Беларусь в 2021 г. за- няла 24-е место в мировом рейтинге стран по до- стижению целей устойчивого развития (SDG Index
Rank), немного уступив лишь первой двадцатке стран, в которую вошли преимущественно только страны ОЭСР [22].
Однако принятые западными странами в от- ношении Беларуси новые пакеты экономических санкций в 2022 г. (вставка 1) являются беспреце- дентными по своей жесткости.
Введение новых санкций и ограничений негатив- но сказалось на финансовом поведении экономиче- ских субъектов, что привело к усилению волатиль- ности обменного курса белорусского рубля в конце
1
В Беларуси, например, в структуре расходов малообеспеченных домашних хозяйств по основным группам потребительских расходов удельный вес расходов на питание составляет более 40% [28].


12
Банкaўскi веснiк
Навуковыя публікацыі
Вставка 1
Ужесточение трансграничных
экономических санкций западными странами
в отношении Республики Беларусь в 2022 г.
В связи с событиями в Украине начиная с конца февраля 2022 г. Евросоюз, США, ряд других стран и международных финансовых организаций ввели комплекс экономических санкций и ограничительных мер в отношении Республики Беларусь.
Основные из них включают:
Со стороны ЕС
• введение торговых ограничений на экспорт белорусских калийных удобрений, нефтепродуктов и ряда других товаров;
• практически полный запрет на экспорт транспортных услуг;
• запрет на поставки в страну продукции и технологий двойного назначения;
• введение ограничений для финансового сектора, в том числе:
▪ запрет на доступ ОАО «Белинвестбанк», ОАО «Белагропромбанк» и ОАО «Банк Дабрабыт»,
ОАО «АСБ Беларусбанк» к капиталу на финансовых рынках Евросоюза (запрещены любые виды предоставления средств на срок свыше 90 дней);
▪ ограничение услуг компании SWIFT для ОАО «Белинвестбанк», ОАО «Белагропромбанк» и ОАО «Банк Дабрабыт»;
▪ запрет на транзакции Национального банка Республики Беларусь;
▪ ограничение потока финансовых средств из Беларуси в ЕС;
▪ запрет на предоставление банкнот евро в Республику Беларусь;
▪ запрет на услуги по страхованию белорусских государственных фирм и учреждений.
Со стороны США
• ужесточение мер экспортного контроля в отношении Беларуси;
• расширение перечня экономических субъектов Республики Беларусь, включенных в список особо обозначенных лиц (Specially Designated Nationals, SDNs)
*
;
• отмена «режима наибольшего благоприятствования» с Беларусью, что позволяет введение заградительных пошлин на товары из Беларуси;
• эмбарго на экспорт в Беларусь предметов роскоши.
Другие страны
К новым экономическим ограничениям и санкциям в той или иной мере присоединились
Канада, Япония, Швейцария, Великобритания, Австралия, Норвегия, Южная Корея, Тайвань и ряд других стран.
Международные финансовые организации
• Европейский банк реконструкции и развития бессрочно остановил доступ Беларуси к своим финансам, объявил о закрытии офиса в Минске и понизил классификацию Беларуси до худшей, 7-й категории;
• ВТО остановила рассмотрение заявки Беларуси на вступление в организацию;
• Всемирный банк остановил свои программы с Республикой Беларусь.
* SDNs – это список юридических и физических лиц, которые принадлежат или контролируются правительствами целевых
(подсанкционных) стран, или действуют в их интересах или от их имени и с которыми гражданам США и постоянным жителям страны запрещено заниматься бизнесом. Управлением санкциями и программами эмбарго правительства США занимается Департамент по контролю над иностранными активами (The Office of Foreign Assets Control, OFAC), который является частью Министерства финансов США.
Примечание. Составлено по данным официальных источников по состоянию на 11 мая 2022 г.


13 5/706 май 2022
Навуковыя публікацыі
Рисунок 2
Средняя производительность труда
в Республике Беларусь и других
европейских странах группы EMDE
Примечание. Составлено авторами на основании базы данных
Всемирного банка World Development Indicators. февраля – начале марта 2022 г. и оттоку валютных депозитов физических лиц в марте 2022 г. (более чем 0,6 млрд. долл. США в эквиваленте). Однако сбалансированная денежно-кредитная политика
Национального банка, оперативная реакция регуля- тора в виде повышения ставки рефинансирования на 2,75 базового пункта до 12% и смягчение макро- пруденциального регулирования, а также введение банками временных мер по операциям с иностран- ной валютой способствовали достаточно быстрой нормализации ситуации на валютном рынке. Кроме того, преобладание безотзывных срочных вкладов в структуре банковских депозитов физических лиц и высокие процентные ставки по вкладам не позво- лили дестабилизировать ресурсную базу банков в феврале-марте 2022 г.
Несмотря на сохранение стабильности в бан- ковском секторе, уязвимость макрофинансовой устойчивости в Беларуси усилилась с ужесточе- нием санкций и обострением геополитической напряженности в регионе. Запас международных резервных активов Республики Беларусь оста- ется ограниченным (2,0 месяца импорта на конец апреля 2022 г.), а предстоящие в среднесрочном периоде выплаты по государственному долгу ста- новятся более напряженными в условиях сужения доступности внешнего финансирования, возрос- ших рисков валютных поступлений в бюджет из-за вероятного снижения экспорта и сохраняющихся высоких девальвационных ожиданий. На возрос- шие риски для макрофинансовой стабильности указывают и действия ведущих международных рейтинговых агентств (S&P, Fitch и Moody’s), ко- торые отреагировали внеочередным понижением суверенных кредитных рейтингов Беларуси до уровней, относящихся к категории рейтингов с вы- сокой вероятностью дефолта. В обстоятельствах серьезных ограничений по внешней торговле, рас- четам и внешнему финансированию многие экс- перты предрекают глубокую рецессию в Беларуси в 2022 г., в частности МВФ прогнозирует снижение
ВВП на 6,4% и инфляцию на уровне 12,6%.
Следует отметить, что до 2022 г. белорусская экономика уже имела серьезные структурные огра- ничения для поддержания устойчивого роста. На фоне других европейских развивающихся стран и стран с формирующимся рынком (EMDE)
2
в Ре- спублике Беларусь после экономического кризиса
2009 г. темпы роста ВВП оставались низкими (1,6% по сравнению с 2,1% в группе других европейских стран EMDE и 2,6% в среднем по мировой эконо- мике). Темпы роста ВВП на душу населения также отставали от средних темпов роста в группе дру- гих европейских стран EMDE (1,7% против 2,4%)
2
В группу других европейских развивающихся стран и стран с формирующимся рынком (Emerging Markets and Developing
Economies, EMDE) вошли: Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Венгрия, Косово, Молдова, Черногория, Северная Маке- дония, Польша, Румыния, Россия, Сербия, Турция, Украина.
(рисунок 1). Кроме того, если в первое пятилетие после кризиса 2009 г. разрыв в производительности труда между Беларусью и группой других европей- ских стран EMDE сокращался, а производитель- ность труда в Беларуси в этот период превышала среднемировой уровень, то в последние годы дан- ная тенденция пошла на спад и уровень произво- дительности в стране стабилизировался на уровне порядка 70% от значения показателя европейских стран EMDE (рисунок 2). Согласно результатам
Рисунок 1
Средние темпы роста ВВП на душу
населения в Республике Беларусь и других
европейских странах группы EMDE, %
Примечание. Составлено авторами на основании базы данных
Всемирного банка World Development Indicators.

Беларусь

Другие европейские страны группы EMDE
9 8
7 6
5 4
3 2
1 0
2000–2009 гг.
2010–2020 гг.
7,8 4,7 1,7 2,4

Беларусь

Другие европейские страны группы EMDE
60 000 50 000 40 000 30 000 20 000 10 000 0
2000–2009 гг.
ВВП на одного работника,
в
постоянных
ценах
2017
г.
по ППС, долл. США
2010–2020 гг.
25 248 40 466 36 773 50 357


14
Банкaўскi веснiк
Навуковыя публікацыі
исследований, главным драйвером роста бело- русской экономики для сокращения указанного разрыва может выступать только повышение производительности труда за счет наращивания эффективности использования факторов произ- водства [27].
Таким образом, в условиях и без того низких темпов роста ВВП в предыдущие годы новые вы- зовы усилили необходимость укрепления фунда- ментальных основ белорусской экономики с целью повышения ее гибкости, устойчивости и гарантии экономической безопасности Беларуси, что невоз- можно обеспечить без глубокого качественного изменения структурных характеристик экономики.
Перспективы скорейшей отмены или ослабле- ния западных санкций для Республики Беларусь представляются крайне неопределенными, а с установлением нового мирового порядка вряд ли стоит ждать быстрого улучшения внешнеэко- номических условий для развития национальной экономики. В этой связи в апреле 2022 г. Прави- тельство Республики Беларусь приняло первосте- пенные защитные меры и приступило к разработ- ке антикризисного плана поддержки экономики, включающего в себя меры по содействию экс- портной деятельности и переориентации поставок продукции на новые рынки сбыта, налаживанию логистики, увеличению импортозамещения, а также снижению административной нагрузки на бизнес, упрощению таможенного регулирования, расширению кредитной поддержки экспортеров и решению отраслевых проблем экономики. Пред- принимаемые Правительством меры в комплексе с углублением интеграции с Российской Феде- рацией должны позволить сгладить последствия санкций в кратко- и среднесрочном периоде.
Отдельные меры носят долгосрочный характер и призваны улучшить структуру экономики и повы- сить ее эффективность.
Вместе с тем, по мнению авторов статьи, про- странство для экономической политики в усло- виях высоких инфляционных и девальвационных ожиданий ограничено: принятие экспансиони- стских компенсационных мер политики чревато серьезными рисками макрофинансовой неста- бильности и экономической деградации страны.
Ситуация осложнена тем, что санкции и связь
Беларуси с Россией создавали неблагоприятный фон для экономической активности, обусло- вили отток рабочей силы из страны (например,
ИТ-специалистов). Ограничение доступа к импор- ту высокотехнологической продукции повышает угрозу технологического регресса страны. Чтобы минимизировать данные риски и угрозы, необ- ходим поиск дополнительных путей наращивания экономического потенциала, обеспечения нацио- нальной безопасности в экономической сфере и способности к оперативному переформатиро- ванию экономики для быстрой и своевременной реакции на меняющиеся глобальные условия ее функционирования.
В этой связи была изучена литература о фак- торах, которые помогают странам, попавшим под трансграничные экономические санкции, смягчить негативные социально-экономические послед- ствия таких ограничений.
Уровень развития финансового сектора
и рыночных институтов имеет значение
За почти столетний период использования международных санкций в качестве инструмента достижения определенных политических целей накоплен значительный объем литературы о не- гативном влиянии зарубежных экономических санкций на развитие подсанкционных стран.
Дж. Гутманн и др. [11] утверждают, что реальные эффекты экономических шоков в результате санкций схожи с последствиями войн и стихийных бедствий. Согласно исследованию [19], эконо- мические санкции ООН оказывают статистиче- ски значимое негативное влияние на экономику целевых стран, снижая рост ВВП на душу насе- ления в среднем на 2,3–3,5 п. п. в год. При этом негативные последствия таких санкций обычно длятся в течение 10 лет, за которые совокупный упущенный рост ВВП на душу населения в под- санкционной стране достигает 25–40%. Влияние санкций США слабее и снижает рост ВВП в целе- вом (подсанкционном) государстве в течение 7 лет и в среднем на 0,5–0,9 п. п.
Механизм воздействия санкций проявляется в ухудшении деловой среды, росте безработи- цы, уровня бедности и неравенства доходов [1;
20; 8]. Снижение деловой активности происхо- дит главным образом из-за сокращения объе- мов внешней торговли и приводит к уменьше- нию доходной части государственного бюджета.
В результате правительство, как правило, стал- кивается с нехваткой средств для социальной поддержки населения и вынуждено прибегать к сокращению расходов на здравоохранение [11].
В свою очередь, снижение государственных расходов на здравоохранение ограничит доступ к услугам общественного здравоохранения, что увеличит риски для продолжительности жизни граждан (вставка 2). Кроме того, существенное уменьшение доходов может обусловливать со- кращение расходов на питание, что оказывает прямое негативное влияние на здоровье людей.
Одновременно закрытие доступа к междуна- родным рынкам капитала не позволяет компа- ниям, попавшим под санкции, решать свои вре- менные финансовые трудности, а правительству заимствовать средства для финансирования де- фицита бюджета. Неблагоприятные последствия