Файл: Классный час по профориентации. Время инженеров То, что сегодня наука, завтра техника.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Классный час по профориентации. Время инженеров

То, что сегодня наука, - завтра техника.

Э. Теллер

В последнее время модными стали профессии менеджеров и экономистов. Между тем кадровые агентства все чаще жалуются на нехватку инженерно-технических работников. Их требуют возрождающаяся промышленность, строительство, наука, амбиционные национальные проекты. В этих условиях очень актуальной становится популяризация инженерных профессий. Этой теме и посвящено предлагаемое мероприятие.

Форма проведения: час общения.

Цели: расширить представления об инженерных профессиях; формировать позитивную оценку умственного труда, таких нравственных качеств, как целеустремленность, трудолюбие, скромность; воспитывать уважение к труду людей, занятых в материальном производстве; формировать потребность в успешной самореализации, побуждать к самостоятельному выбору профессии, содействовать личностному и профессиональному самоопределению.

Подготовительная работа: выбрать ведущих (10 учеников).

Оформление: написать на доске тему, эпиграф, названия инженерных специальностей: геодезист, мелиоратор, машиностроитель, механик, строитель, технолог, конструктор, электрик, энергетик, инженер по кадастру, инженер по рационализации и изобретательству, инженер по телевизионному оборудованию, инженер связи.

Ход классного часа

Классный руководитель. «Время инженеров» - такова тема нашего классного часа. Лет сто назад девушки мечтали выйти замуж за инженера. Это была престижная, востребованная профессия. А как сейчас девушки относятся к этой профессии? Хотели бы они выйти замуж за инженера?

(Девушки высказываются.)

А как вы относитесь к тому, чтобы стать женой менеджера или маркетолога?

(Девушки высказываются.)

Менеджер и маркетолог - это всего лишь продавец и «рынковед». Именно таков истинный смысл этих слов. Спросим у ребят, хотели бы они всю жизнь заниматься продажей, например, утюгов? Или интереснее изобретать новые модели утюгов, других машин?

(Высказывания молодых людей.)

Конечно, каждому свое, но все же изобретать интереснее. Россия всегда была кузницей великих математиков, физиков, инженеров. Выпускники многих российских технических вузов работают в самых престижных научных лабораториях мира. А нужны ли инженерные кадры современной России?


(Выпускники высказываются.)

Классный руководитель. В одном из интернет-чатов 40-летний инженер с удовольствием отметил, что в России наконец- то наступило время инженеров. Послушайте его рассказ (читает).

...Вот, наконец, и закончилось время, когда экономисты, юристы, психологи и другие гуманитарии правили бал. Вакханалия гуманитарных специальностей закончилась, и все поняли, что нужно что-то производить. И тут из подземелий вышли мы - злые технари.

Это мы в молодые годы, стиснув зубы и пожирая дешевые макароны, поступали с упорством в технические вузы. Это мы постоянно искали заработка, жили впроголодь, но не бросали учебу. В то время, как менеджеры, коммерческие агенты и прочие психологи изображали бурную деятельность, делая деньги из воздуха. Но теперь халява закончилась, наступает время производства, а значит и наше время - время инженеров.

Только где они? Нет их. Вернее, нет молодых технарей. Нет инженеров, технологов, проектировщиков, электриков, автоматчиков. В стране осталось всего 5-6 компаний, которые могут построить плотину. И теперь эти компании диктуют условия, командуют парадом. Технари набирают силу, и это только радует. Конкурсы в технические вузы уже больше, чем в университеты. Но время сегодняшних студентов настанет лет через 10, поэтому сейчас наш звездный час, чуваков в 30-40 лет. Не зря мы сидели впроголодь, когда жировали менеджеры. Теперь мы имеем стабильное ремесло, которое передадим потомкам. Поэтому мы уважаемы, мы востребованы, и теперь так будет всегда.

Почему автор так уверенно говорит о том, что настало время инженеров? (В России возрождается производство, растет спрос на инженерно-технических работников.) Почему автор уверен, что будут востребованы 30-40-летние? (Старики вышли на пенсию, многие вузы резко сократили выпуск технических специалистов, пройдет немало времени, пока будет выпущено достаточное количество инженеров.) Разделяете ли вы оптимизм автора, что инженеры сейчас уважаемы, востребованы и так будет всегда?

Ученики высказываются.
Классный руководитель. А сейчас - небольшой информационный блок об инженерных профессиях. (Имена, фамилии) расскажут о российских корифеях инженерного дела.

Ученик 1. История техники хранит имена ученых, изобретателей, инженеров, давших небывалый толчок научно-техническому прогрессу. Среди них были и высокообразованные ученые, и гениальные самоучки. Всему миру известны имена выдающихся русских изобретателей. Талантливый механик Андрей Константинович Нартов (1698-1756). Соратник М.В. Ломоносова, он создал приспособление, которое закрепляло и направляло резец токарного станка. С этого изобретения начался переход от ручной техники к машинной. Нартов создавал всевозможные станки и подъемные механизмы (с помощью одного из них удалось поднять царь-колокол на колокольню Ивана Великого в Московском Кремле). Он изобрел новый эффективный способ отливки пушек, оптический прицел и многое другое.



Ученик 2. Выдающийся механик Иван Петрович Кулибин (1735-1818) был самоучкой. Он изобрел множество механизмов, среди которых был и семафорный телеграф, и шарнирные протезы, которые он называл «механические ноги», и речное судно с «водо- действующим» двигателем. Кулибин проектировал чудо-мосты и мастерил механические диковинки. В Эрмитаже в Санкт-Петербурге хранятся уникальные карманные часы Кулибина, сделанные в виде яйца. Внутри часов есть музыкальный автомат с подвижными фигурками, воспроизводящий несколько мелодий.

Ученик 1. Изобретатели отец и сын Черепановы - Ефим Алексеевич (1774-1842) и Мирон Ефимович (1803-1849) - построили больше 20 паровых машин различной мощности, несколько уникальных станков (токарные, сверлильные, гвоздильные, винторезные, строгальные). Но самое замечательное изобретение Черепановых - первые в России паровозы и железная дорога. С этой дороги началось развитие железнодорожного транспорта в России.

Ученик 2. Замечательные русские электротехники Александр Николаевич Лодыгин (1847-1923) и Павел Николаевич Яблочков (1847-1894) были изобретателями электричества.

А физик и электротехник Александр Степанович Попов (1859- 1906) стал изобретателем радиосвязи.

Ученик 1. Все открытия в авиации базируются на идеях выдающегося русского ученого и инженера Николая Егоровича Жуковского (1847-1921), который был создателем аэродинамики. А самый близкий соратник Н.Е. Жуковского авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев (1887-1972) стал одним из основателей отечественного самолетостроения. Под руководством Туполева разработано более 100 типов самолетов. Самолеты с маркой «АНТ» и «Ту» побили около 80 мировых рекордов.

Ученик 2. Человеком уникального дарования был выдающийся инженер и изобретатель Владимир Григорьевич Шухов (1853-1939). 60 лет жизни отдал он инженерному делу, оставил сотни изобретений. Среди них - новый способ переработки нефти и резервуары для хранения нефтепродуктов. По формулам Шухова и сейчас почти во всем мире рассчитывают нефтепроводы. Инженер Шухов оставил свой след и в строительстве: 500 мостов, сетчатых и арочных перекрытий и знаменитая гиперболоидная телебашня на Шаболовке высотой 148,3 метра.

Ученик 1. Выдающимся инженером-строителем был Николай Васильевич Никитин (1907-1977). Он участвовал в возведении Московского государственного университета на Ленинских горах, других уникальных сооружений. Но главное его творение - Останкинская радиотелевизионная башня, построенная в Москве в 1976 г. Это самое высокое свободностоящее сооружение в Европе. А еще это пример невиданных для такой высоты прочности, устойчивости и равновесия. При строительстве телебашни было использовано много уникальных инженерных идей.

Классный руководитель. Инженеры - это люди, которые умеют воплощать в жизнь замыслы фантастов, умеют делать открытия, облегчающие нашу жизнь. Каким был бы мир без инженеров?

Дети высказываются.

Классный руководитель. О том, какие бывают инженеры, рассказывают {имена, фамилии).

Ученик 3. Слово «инженер» произошло от латинского ingenium - способность, изобретательность). Инженер - это человек, которые способен к работе с техникой, к техническому творчеству. Эта профессия сформировалась к концу XIX в. До революции инженеры были богатыми, обеспеченными людьми, имели прислугу, отдыхали за границей или в Крыму. Но «золотой век» инженеров длился недолго. Техника усложнялась, и новые проекты были под силу только крупным коллективам, внутри которых было разделение труда между инженерами.

Ученик 4. Все больше становилось инженерных специальностей, внутри каждой специальности было разделение на проектировщиков, технологов и эксплуатационников. Первый самолет братья Райт создали вдвоем, а уже через 40 лет в создании самолета В-29 на фирме Боинг принимало участие более 400 только инженеров-проектировщиков. Для организации работы таких больших коллективов, создана еще одна инженерная специальность - инженер- управленец.

Мы расскажем лишь о некоторых инженерных специальностях*.

Ученик 3. Инженер-геодезист. Проводит съемку на местности и составляет планы и карты, осуществляет геодезический контроль за взаиморасположением важных промышленных, жилых сооружений; ведет научно-исследовательскую работу, связанную с разработкой новых методов измерений на местности.

Ученик 4. Инженер-мелиоратор. Организует работу по мелиорации (улучшению) земель, эксплуатации необходимой техники, осуществляет мероприятия по осушению и орошению земель, участвует в приемке земель, контролирует выполнение природоохранных мероприятий в процессе мелиорации.

Ученик 3. Инженер-машиностроитель. Разрабатывает, планирует и организует технологические процессы обработки деталей и сборки машин; выбирает оптимальные условия их проведения и управляет ими с помощью средств автоматики; проектирует технологическое оборудование, машины, станки и механизмы, производя необходимые расчеты и осуществляя надзор за реализацией проектных решений; рассчитывает экономическую эффективность решений.

Ученик 4. Инженер-механик (сельского хозяйства). Осуществляет комплексную механизацию, электрификацию и автоматизацию производственных процессов,
обеспечивает рациональное использование сельхозтехники; рассчитывает режим работы сельхозмашин в соответствии с заданными условиями; конструирует отдельные узлы и агрегаты; испытывает средства механизации; организует хранение, ремонт и обслуживание сельхозтехники; оценивает качество ремонтных работ.

Ученик 3. Инженер-механик (холодильных установок). Проектирует, конструирует и испытывает холодильные и компрессорные установки, разрабатывает проекты заводов и цехов по их производству; организует монтаж, наладку, пуск, эффективное использование и ремонт холодильной техники; рассчитывает экономическую эффективность внедряемых решений; разрабатывает техническую документацию; работает в строительных, научных, конструкторских и проектных организациях.

Ученик 4. Инженер-строитель (автомобильных дорог). Ставит и решает задачи, связанные с проектированием, строительством, реконструкцией и ремонтом автомобильных дорог, организацией их эффективной эксплуатации; разрабатывает и ведет документацию; работает в строительных и проектных организациях.

Ученик 3. Инженер-технолог пищевого производства. Планирует и организует производство продуктов питания, выбирает оптимальные режимы технологических процессов, определяет основные характеристики выпускаемой продукции, используя современные методы контроля качества, разрабатывает и ведет техническую документацию.

Ученик 4. Инженер-электрик. Проектирует системы электроснабжения промышленных предприятий и населенных пунктов, включая наружные и внутренние электроустановки всех номинальных напряжений и назначений; производит монтаж и наладку электрических подстанций, кабельных и воздушных узлов; составляет технико-экономические требования на конструирование и создание новых технических средств электроснабжения.

Ученик 3. Инженер-энергетик. Организует бесперебойную работу и правильную эксплуатацию энергетического оборудования и коммуникаций на промышленных предприятиях; составляет план производства и потребления энергоресурсов в часы максимума нагрузок энергосистемы и обеспечивает их выполнение, разрабатывает нормы расхода энергии и мероприятия по ее экономии.

Ученик 4. Инженер по обслуживанию автотранспорта. Рассчитывает схемы взаимодействия транспортных средств; исследует грузо- и пассажиропотоки, дорожные условия и режим движения транспорта в целях оптимизации перевозок; работает на автотранспортных предприятиях, в научных и проектных организациях.