Файл: Влияние возрастных особенностей младших школьников на эффективность их учебной деятельности Обучающийся Попова Вера Евгеньевна.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 184

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИНЕРГИЯ Направление
44.03.01 Кафедра
(код)
(аббревиатура)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА – БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА на тему Влияние возрастных особенностей младших школьников на эффективность их учебной деятельности Обучающийся Попова Вера Евгеньевна
_____________
(Ф.И.О. полностью) подпись Руководитель
Уварова Наталья Николаевна
_____________
(Ф.И.О. полностью) подпись МОСКВА 2022 г.

2 ЗАДАНИЕ на ВКР обучающегося Поповой Веры Евгеньевны
(Ф.И.О. обучающегося полностью)
1. Тема ВКР: Влияние возрастных особенностей младших школьников на эффективность их учебной деятельности
1. Структура ВКР: Введение Глава 1. Теоретические основы изучения возрастных особенностей младших школьников и их влияния на эффективность их учебной деятельности
1.1 Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
1.2 Особенности учебной деятельности детей младшего школьного возраста
1.3 Факторы, влияющие на эффективность учебной деятельности младших школьников Выводы по 1 главе Глава 2. Исследование эффективности учебной деятельности и возрастных особенностей младших школьников
2.1 Программа эмпирического исследования
2.2 Диагностика учебной деятельности младших школьников
2.3 Определение возрастных особенностей младших школьников Выводы по 2 главе Глава 3. Взаимосвязь возрастных особенностей младших школьников и эффективности их учебной деятельности
3.1 Выявление особенностей влияние возрастных особенностей младших школьников на эффективность их учебной деятельности корреляционный анализ эмпирических данных
3.2 Рекомендации педагогам по развитию учебной деятельности младших школьников для повышения успешности обучения Выводы по 3 главе Заключение Список используемых источников Приложения
2. Основные вопросы, подлежащие разработке Во введении должно содержать общие характеристики работы обоснование темы исследования, её актуальность, новизну, объект, предмет исследования, цель исследования, гипотезу, задачи исследования, теоретическую и практическую значимость. Объектом исследования в работе является то, что исследуется, предметом служит то, что в объекте получает научное объяснение. Именно предмет исследования определяет его тему. Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, требующего теоретического или экспериментального обоснования. Гипотеза должна быть


3 сформулирована чётко в соответствии с предметом исследования, поскольку наука о физической культуре является комплексной, взаимодействующей с медициной, биохимией, социологией, физиологией, и встречаются попытки формулирования гипотезы на языке других наук. Научная новизна исследования не является обязательным требованием в дипломной работе, однако некоторые выпускные квалификационные работы содержат новую научную информацию. Основная часть ВКР должна включать не менее двух глав (разделов) (но, как правило, не более четырех, она может быть представлена теоретическими и практическими разделами. В основной части ВКР приводятся данные, отражающие сущность, методику и основные результаты исследования. Для написания главы 1 рекомендуется изучить основную и дополнительную литературу по выбранной теме (психолого- педагогическая литература, монографии, научные публикации, методические разработки по проблеме исследования, материалы с преддипломной практики)
Глава 2 раскрывает особенность реализации данной темы и раскрытия ее особенностей Глава 3 должна носить расчетно-аналитический характерна основании выводов, сделанных в результате проведенного анализа необходимо выработать и сформулировать предложения, направленные на улучшение состава, структуры и динамики работы с детьми младшего школьного возраста. В заключении целесообразно отразить основные выводы и заключения, сделанные автором по результатам исследования проблемы. Указать общие результаты ВКР, сформулировать обобщенные выводы и предложения, возможные перспективы применения результатов на практике и дальнейшего исследования проблемы.
 список использованной литературы (должен включать изученную и использованную в ВКР литературу. Он свидетельствует о степени изученности проблемы, наличии у обучающегося навыков самостоятельной работы с информационной составляющей ВКР и должен оформляться в соответствие с ГОСТ
 приложения (включаются связанные с выполнением ВКР материалы, которые по каким-либо причинам не могут быть вынесены в основную часть справочные материалы, таблицы, схемы, нормативные документы, образцы документов, инструкции, методики (иные материалы, разработанные в процессе выполнения работы, иллюстрации вспомогательного характера, образцы анкет, протоколы измерений, таблицы, фрагменты
 последний лист. В приложение выносятся расчетные таблицы и копии отчетности объекта исследования за выбранные для анализа периоды.
3. Исходные данные по ВКР: Основная литература
1. Алисов, Е. А. История развития образовательных моделей и технологий : учебник :
[12+] / Е. А. Алисов, Л. С. Подымова. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2021. – 353 сил, табл. – Режим доступа по подписке. – URL:


4 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=599623
– Библиогр.: с. 347. – ISBN 978-5-
4499-1341-8. – DOI 10.23681/599623. – Текст : электронный.
2. Кухтерина, Г. В. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников : учебное пособие : [16+] / Г. В. Кухтерина, Е. А. Кукуев ; Тюменский государственный университет. – Тюмень : Тюменский государственный университет, 2014. – 180 с. – Режим доступа по подписке. –
URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573515
(дата обращения
16.07.2021). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-400-00945-7. – Текст : электронный.
3. Немов, Р. С. Психология : учебник : в 3 книгах / Р. С. Немов. – е изд. – Москва :
Владос, 2016. – Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 641 сил, схем, табл. – Режим доступа по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455593 (дата обращения 16.07.2021). –
ISBN 978-5-691-00552-7. - ISBN 978-5-691-01134-4 (Кн. 3). – Текст : электронный.
4. Сластенин В.А. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А.
Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М. : Издательский центр "Академия, 2002. – 576 с.
5. И др. Дополнительная литература
1. Ковина Мария Владиславовна Психологические особенности детей младшего школьного возраста и факторы их успешного обучения // Материалы Всероссийской научно- практической конференции Наука и социум. 2020. №VI. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta- i-faktory-ih-uspeshnogo-obucheniya
2. Маклаков Анатолий Геннадьевич, Яхудина Елена Николаевна Динамика развития психических познавательных процессов и личностных характеристик детей младшего школьного возраста // Вестник ЛГУ им. АС. Пушкина. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-razvitiya-psihicheskih-poznavatelnyh-protsessov-i- lichnostnyh-harakteristik-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta
3. Муталимова Аида Магомедбеговна Анализ психологических факторов успешности учебной деятельности // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2012. №3 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-psihologicheskih-faktorov-uspeshnosti-uchebnoy-deyatelnosti
4. Ошнякова Т.И., Ускова Е.С. Мотивация обучения у младших школьников // Инновационная наука. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-obucheniya-u-mladshih- shkolnikov
5. Шевырдяева Ксения Сергеевна Психолого-педагогические особенности мотивации младших школьников // Вестник ПензГУ. 2013. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo- pedagogicheskie-osobennosti-motivatsii-mladshih-shkolnikov
6. Яшкова Л.А. Активизация познавательной деятельности младших школьников на основе использования проблемных ситуаций // Инновационная наука. 2016. №2-4 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktivizatsiya-poznavatelnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov-na- osnove-ispolzovaniya-problemnyh-situatsiy
7. И др.
Интернет-ссылки
:


5
№ Наименование портала издания, курса, документа) Ссылка
1. Электронная библиотека https://biblioclub.ru
2. Специализированный образовательный портал Инновации в образовании http://sinncom.ru/content/reforma/index1.ht m
3. Сайт Министерства образования РФ www.edu.ru
4.
Научно-теоретический журнал Педагогика www.pedagogika-rao.ru
5. Справочно информационный портал
«Грамота.ру» http://www.gramota.ru
6. Электронная гуманитарная библиотека www.gumfak.ru
7. Журнал Педагогическая наука и образование www.infosport.ru/minsport/
8.
Научно-педагогический журнал Человек и образование www.iovrao.ru
9. Российская педагогическая энциклопедия (электронная версия) www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/ru Педагогическая библиотека Руководитель ______________ Н.Н. Уварова подпись расшифровка Обучающийся задание получил «_12_» ___09______ 2022 г. Обучающийся
______________ В.Е. Попова подпись расшифровка

6
Содержание
Введение ....................................................................................................................... Глава 1. Теоретические основы влияния возрастных особенностей младших школьников на эффективность их учебной деятельности .................................... 15 Возрастные особенности детей младшего школьного возраста. ................ 15 1.2. Особенности учебной деятельности у детей младшего школьного возраста ................................................................................................................... Глава 2. Эмпирическое изучение эффективности учебной деятельности у младших школьников ............................................................................................... 52 2.1. Программа эмпирического исследования .................................................... 52 2.2. Диагностика учебной деятельности младших школьников ....................... 55 2.3 Определение возрастных особенностей младших школьников ................. Выводы по второй главе ........................................................................................ Глава 3. Взаимосвязь возрастных особенностей младших школьников и эффективности их учебной деятельности. ............................................................. 74 3.1 Выявление особенностей влияния возрастных особенностей младших школьников на эффективность их учебной деятельности корреляционный анализ эмпирических данных. .............................................................................. 74 3.2 Рекомендации педагогам по развитию учебной деятельности младших школьников для повышения успешности обучения .......................................... Выводы по третьей главе. ..................................................................................... Заключение ................................................................................................................ Список используемой литературы .......................................................................... 92

7 Введение Общие характеристики работы Обоснование темы исследования.Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Очень сложным для первоклассников является период адаптации в школе. Обычно он составляет от 1 до 2 месяцев. В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями дерзить, капризничать. Другие очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризны, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей. Увеличивается количество заболеваний, которые называют функциональными отклонениями, они вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, в связи со значительным увеличением тех требований, которым ребенок должен отвечать. Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается. У некоторых полноценной адаптации к школе на первом году обучения таки не происходит это может протекать и на фоне хорошей успеваемости. Такие дети часто и подолгу болеют, причем болезни носят психосоматический характер, эти дети составляют группу риска сточки зрения возникновения школьного невроза Некоторые дети к середине дня оказываются уже переутомленными, т.к. школа для них является стрессогенным фактором, уже дорога в школу для многих требует повышенного внимания, напряжения. На протяжении дня у них не бывает возможности полного расслабления, как физического, таки умственного, эмоционального. Некоторые дети невеселы уже по утрам, выглядят переутомленными, у них появляются головные боли и боли в области

8 живота страх, тревога перед предстоящей работой в классе, из-за расставания с домом, родителями столь велик, что ребенок в некоторые дни не может идти в школу. У некоторых детей по утрам развивается рвота. Все эти физиологические индикаторы свидетельствуют о чрезвычайной важности периода адаптации к школе. Именно успешность прохождения этого этапа отражается на всем последующем процессе обучения в школе. В перспективе школьная дезадаптация приводит к отрицательному отношению к образованию вообще, что отрицательно сказывается на социализации ребенка, ограничивает его возможности по самореализации. Актуальность темы.
Социальное поручение общества требует с образовательных учреждений повышения качества обучения и воспитания, развития и формирования конкурентоспособности выпускника. Следственно, в
ХХI веке приоритетной задачей в трансформации образовательного пространства является активизация субъектной позиции учащихся в учебном процессе и выдача высокой результативности их учебной деятельности. В отношения с этим растет заинтересованность исследователей к психологическим факторам успешной учебной деятельности школьника. Новизна В настоящее время на первый план выдвигается развивающая функция обучения, способствующая становлению личности младшего школьника и обеспечивающая раскрытие его индивидуальных способностей. В младшем школьном возрасте формирование основных качеств личности и психических процессов происходит в рамках учебной деятельности как деятельности по самоизменению ребенка. Поэтому закономерно стремление учителя начальных классов к развитию у детей способности к самостоятельной организации и регуляции учебной деятельности. Психологи указывают, что самоорганизация и саморегуляция учения обеспечиваются контрольной частью учебной деятельности и именно сформирования самоконтроля рационально начинать процесс постепенной

9 передачи учащимся элементов деятельности для самостоятельного осуществления. Младший школьник - это начало социального существования человека как субъекта деятельности, в данном случае образовательной. В этом качестве младший школьник характеризуется прежде всего готовностью к нему. Она определяется уровнем физиологического (анатомо-морфологического) и психического, в первую очередь интеллектуального развития, обеспечивающего возможность обучения. Основные показатели готовности ребенка к школе формирование его внутренней позиции, произвольность, умение ориентироваться в системе правили т.д. Готовность к школьному обучению означает формирование отношения к школе, обучению, познанию как радости открытий, вхождения в новый мир, мир взрослых. Возрастные особенности школьников проявляются в процессе развития физического, физиологического, психического, социального и духовного. Развитие - это объективный процесс внутреннего последовательного количественного изменения физических и духовных сил человека. Физическое развитие ученика подразумевает под собой изменения роста, веса, силы, пропорций тела. Физиологическое развитие - изменение функций организма в области сердечнососудистой, нервной систем, пищеварения, деторождения, гормонального фона и т.д. Психическое развитие характерно усложнением процессов отражения человеком (учеником, в том числе) действительности ощущения, восприятия, памяти, мышления, чувств, воображения, а также более сложных психических образований потребностей, мотивов деятельности, способностей, интересов, ценностных ориентаций. Социальное развитие состоит в постепенном вхождении ученика в общество - в общественные, Зимняя И.А. Педагогическая психология учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическими психологическим направлениями специальностям / И. А. Зимняя. - Изд. е, доп, испр. и перераб. - Москва : Университетская книга Логос, 2008. - 382, [1] сил, табл 22 см. - (Новая университетская библиотека ISBN 978-5-98704-069-8

10 идеологические, экономические, производственные, правовые и другие отношения. Духовное развитие человека означает осмысление им своего высокого предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию. Несомненно, что все области развития играют немалую роль в педагогическом процессе, и что они не могут существовать один без другого, потому как "психическое развитие - это целостное развитие всей личности"
(Л.С.Выготский). Однако, в данной работе преимущественное внимание будет уделяться возрастным особенностям психического развития современного школьника. Возрастные новообразования - это новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период. Кроме существующих возрастных кризисов в развитии психики ребенка выделяют также линии познавательной сферы (становление интеллекта, развитие механизмов познания психологической структуры и содержания деятельности (становление целей, мотивов и развитие их соотношения, освоение способов и средств деятельности личности (направленности, ценностных ориентаций, самосознания, самооценки, взаимодействия с социальной средой и т.д.). В настоящее время на первый план выдвигается развивающая функция обучения, способствующая становлению личности младшего школьника и обеспечивающая раскрытие его индивидуальных способностей. В младшем школьном возрасте формирование основных качеств личности и психических процессов происходит в рамках учебной деятельности


11 как деятельности по самоизменению ребенка. Поэтому закономерно стремление учителя начальных классов к развитию у детей способности к самостоятельной организации и регуляции учебной деятельности. Психологи указывают, что самоорганизация и саморегуляция учения обеспечиваются контрольной частью учебной деятельности и именно сформирования самоконтроля рационально начинать процесс постепенной передачи учащимся элементов деятельности для самостоятельного осуществления. Разработанность в науке. Изучение роли самоконтроля в учебной деятельности посвящено много психологических исследований. Действие самоконтроля рассматривается как необходимое условие успешности обучения
(Т.В.Апухтина,
Н.И.Гуткина,
Л.Ф.Федорова). Занимаясь разработкой технологических приемов развития самоконтроля у детей на уроках в начальной школе, исследователи пришли к выводу, что ученик владеет самоконтролем, если умеет сознательно подчинять свои действия заданному комплексу требований (правилу, изменять или сохранять состав действий в изменившихся условиях действительности планировать состав действий, определять состав трудностей сличать действия с образцом. Готовность к обучению является основным вопросом, которым занимаются учителя, психологи, ученые, родители. В связи с большим количеством учеников, неготовых к обучению в школе, актуальной проблемой является проблема разработки новых программ, способствующих развитию личности. Младший школьный возраст обещает ребенку новые достижения в новой для него сфере деятельности – учении. Новая ситуация вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованности, произвольности, ответственности. В этой новой ситуации ребенка настигает масса трудностей. Первая трудность заключается в несоответствии мотива, с которым ребенок приходит в школу, и содержания учебной деятельности.

12 Другая проблема – проблема выявления наиболее значимых для учебной деятельности индивидуальных особенностей личности, способствующих успешному вхождению в процесс обучения. В связи с большим количеством учеников, неготовых к обучению в школе, актуальной проблемой, на наш взгляд, является проблема разработки специальных развивающих коррекционных программ для детей, особенно младшего возраста. Исходя из этого, можно выдвинуть гипотезу о том, что изучение особенностей личности ребенка поможет учителям справиться с трудностями, возникающими у детей и тем самым повлиять на качество успеваемости. Проблема, предмет, объект исследования определили гипотезу исследования особенности формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте зависят от мотивов, побуждающих ребенка к учению, отношения детей к учению на протяжении младшего школьного возраста, вовлечение ребенка в учебные ситуации, которые решаются совместно с учителем. Цель исследования – изучение влияния возрастных особенностей младших школьников на эффективность их учебной деятельности. Задачи, которые следует решить для достижения поставленной цели, заключаются в следующем
- провести литературный обзор по вопросу обучения младших школьников и особенностей их психического и физического развития
- изучить эффективность учебной деятельности у младших школьников
- провести экспериментальную работу по развитию учебной деятельности у младших школьников. Объект исследования – возрастные психологические особенности младших.