Файл: Конкуренция и конкурентоспособность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 644

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
органы осуществляют комплексные мероприятия, направленные на приведение структуры промышленности в соответствие вызовам глобальной экономики, повышение конкурентоспособности национального промышленного комплекса, совершенствование индустриальной инфраструктуры, на формирование новых секторов промышленности и т. д.
В качестве инструментов проведения промышленной политики выделяют прямые и косвенные методы государственного регулирования.
Прямые методы промышленной политики связаны с распределением или перераспределением ресурсов для ведения производства, осуществляемым непосредственно государством с целью стимулирования или дестимулирования тех или иных направлений деятельности. К числу прямых методов относятся субсидирование отраслей, предприятий или регионов, прямые государственные инвестиции, создание государственных предприятий, субсидирование процентных ставок и т. д.
Косвенные методы, включающие элементы кредитно-денежной и нало- гово-бюджетной политики, направлены на создание условий для функционирования всех субъектов экономики. Они призваны изменить ожи- дания производителей и в первую очередь оценку ими рисков, связанных с теми или иными видами производственной деятельности. При помощи этих инструментов государство стремится трансформировать соотношение спроса и предложения в желаемом направлении.
К косвенным методам промышленной политики относятся:

принятие нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность отраслей либо промышленности в целом, но не предусматривающих прямой поддержки конкретных отраслей (техническое регулирование, поддержка экспортеров, стимулирование инновационной деятельности и т. д.);

таможенно-тарифное регулирование в поддержку экспортной деятель- ности национальных предприятий;

создание условий для развития финансовой инфраструктуры производственной и в особенности инновационной деятельности (регули- рование учетной ставки и т. д.);

снятие ограничений на производственную деятельность и уменьшение ее институциональных издержек (снижение административных барьеров, создание территорий с налоговыми и иными преференциями ведения производства – технопарков, зон свободной торговли);

реализация совместных проектов с негосударственными хозяйст- вующими субъектами (строительство инфраструктурных объектов и т. д.);

политика государственных закупок и др.
178


Международный опыт показывает, что в современной быстро меняю- щейся постиндустриальной экономической среде традиционные средства прямой финансовой поддержки отдельных отраслей и производственных комплексов оказываются весьма затратными и неэффективными. Основными средствами реализации поставленных целей современной промышленной политики являются косвенные методы.
Однако в целях обеспечения национальной и экономической безопасности, сохранения и развития диверсифицированной производственной системы, обеспечения стабильного функционирования социальной сферы, стимули- рования деятельности предприятий государственного сектора экономики органы государственной власти используют инструменты прямого воздействия, выделяя бюджетные средства на поддержание конкретных отраслей промышленности и реализацию крупных инвестиционных проектов.
Превалирование тех или иных наборов инструментов в комплексе ме- роприятий, направленных на развитие национальной экономики, новейших технологий и продуктов с высокой степенью обработки, а также принци- пиальная особенность современной промышленной политики, связанная с ее ориентацией на формирование инноваций как важнейшего фактора экономического роста, определяют тип проводимой государством про- мышленной политики.
В настоящее время в мире сложились следующие основные типы промышленной политики:

экспортоориентированная промышленная политика;

политика импортозамещения;

инновационная промышленная политика.
Суть экспортоориентированной промышленной политики состоит во всемерном поощрении производств, ориентированных на экспорт своей продукции. Основные поощрительные меры направлены на развитие и поддержку конкурентоспособных экспортных отраслей с целью захвата как можно большей доли мирового рынка. Реализация промышленной политики данного типа осуществляется через налоговые и таможенные льготы, кредитование предприятий-экспортеров, поддержку низкого валютного курса и создание иных благоприятных условий для функционирования экспорто- ориентированных отраслей.
Важными преимуществами этого вида промышленной политики являются включение страны в мировое хозяйство и доступ к мировым ресурсам и технологиям; развитие сильных конкурентных отраслей экономики, которые
179
обеспечивают мультипликативный эффект развития остальных, «внутренних» отраслей и выступают основным поставщиком денежных средств в бюджет; привлечение валютных средств в страну и их инвестирование в развитие производства и сферы услуг национальной экономики.
Успешными примерами в плане проведения экспортоориентированной промышленной политики могут служить такие страны, как Япония, Южная
Корея, Чили, «азиатские тигры» (Малайзия, Таиланд, Сингапур), Китай.
Негативные факторы при реализации политики данного типа связаны в основном с сырьевым экспортом, поскольку чрезмерное его присутствие в структуре экспортируемой продукции грозит привести к примитивизации структуры национальной промышленности, росту коррупции в органах власти, к оттоку кадров и финансовых ресурсов из обрабатывающей промышленности страны (Венесуэла, Россия). В долгосрочном плане это может привести к ослаблению конкурентоспособности обрабатывающей промышленности, замедлению темпов экономического роста и уменьшению уровня накапли- ваемых знаний, поскольку наиболее интенсивно процесс накопления знаний, рост человеческого капитала происходят именно в обрабатывающем секторе.
Эта ситуация в современной экономической теории получила название
«голландской болезни».
Стагнация же в обрабатывающей промышленности способна привести к ее отставанию от мирового технологического развития и необходимости импортировать новую технику, что практически обнуляет эффект от сырьевого экспорта, поскольку ставит экономическое развитие страны в зависимость от иностранных производителей.
Кроме того, существуют негативные моменты и при ориентации страны на экспорт даже промышленного оборудования высокого передела, если в про- изводстве данного оборудования высока доля импортных комплектующих, что ведет к привязке цены экспортируемых машин и станков к стоимости их импортных деталей, а также к возможности внеэкономического влияния страны-импортера на данные предприятия, отрасль и экономику страны в целом (Мексика).
Промышленная политика импортозамещения представляет собой стратегию обеспечения внутреннего рынка на основе развития национального производства за счет проведения протекционистской политики и поддержания твердого курса национальной валюты (тем самым предотвращается инфляция).
Импортозамещающая промышленная политика способствует улучшению структуры платежного баланса, нормализации внутреннего спроса, обес-
180

печению занятости, развитию машиностроительного производства, научного потенциала.
Негативными сторонами импортозамещающей модели промышленной политики являются: самоизоляция от новых тенденций в мировой экономике; возможность технологического, а следовательно, конкурентного отставания от развитых стран; опасность создания тепличных условий для национальных производителей, что приведет к неэффективному управлению и использованию ресурсов; необходимость, независимо от международного разделения труда, выстраивать полностью производственные цепочки, которые могут быть более капитало- и ресурсоемкими, чем уже существующие в других странах.
В основе инновационной промышленной политики лежит процесс экономического развития страны на внутреннем и внешнем рынках, опирающийся на новейшие тенденции технологического и общественного развития с использованием высокотехнологичного и капиталоемкого производства.
Инновационная модель способствует поддержанию научно-технического потенциала государства, а следовательно, его конкурентоспособности на международной арене; стимулирует развитие образовательных институтов и обеспечивает экономику квалифицированными кадрами; способствует созданию рабочих мест внутри страны и обеспечивает внутренний спрос; поддерживает стабильный и высокий курс национальной валюты и благо- состояние населения; ориентирует на развитие машинообрабатывающего комплекса, станко- и приборостроения с высокой добавленной стоимостью производимой продукции.
С начала 90-х гг. XX в. в России реализуются рыночные преобразования.
Применяя опыт развитых капиталистических стран, Правительство РФ взяло на вооружение либеральную модель промышленной политики, сделав ставку на эффективность и саморегулируемость рыночных механизмов.
В начале радикальных рыночных реформ концепция экономической политики базировалась на представлении о том, что общие экономические реформы институциональной среды, создание рыночных механизмов позволят решить проблемы отраслей и предприятий без вмешательства государства.
Однако либерализация процесса ценообразования при сложении государством с себя многих контрольных функций, присущих командной экономике, и при еще не развитых рыночных механизмах в полной мере выявила все структурные перекосы советского хозяйства, вылившись в высокую инфляцию, бюджетный дефицит, обнищание населения и стагнацию производства.
181


В период перехода к рыночной экономике государственное воздействие на развитие промышленности характеризовалось попытками стимулирования внутреннего спроса, обеспечения предприятий дешевым оборотным капиталом для увеличения загрузки имеющихся мощностей, развития импортозамещения за счет протекционистской внешнеэкономической политики, ускорения внутрипромышленной интеграции и построения устойчивых производственных
«цепочек».
На фоне кризиса либеральных идей государство даже в рамках различных
«мягких мер» по разным поводам взаимодействовало с бизнесом, например в рамках процедур реструктуризации задолженностей, процедур банкротства и оперирования активами государственных предприятий для реализации тех или иных проектов.
В 1996 г. была разработана и официально утверждена концепция промышленной политики, а в начале 2000-х гг. предпринимались попытки усовершенствовать существующие механизмы и инструменты промышленной политики. Так, фактически в два раза увеличилось финансирование федеральных целевых программ, были определены приоритеты в их реализации.
Во главу угла была поставлена задача удвоения ВВП к 2010 г. В качестве главных субъектов промышленной политики стали рассматриваться крупные корпорации приоритетных импортозамещающих производств и производствен- ных комплексов, включая военно-промышленный комплекс, финансово- промышленные группы.
Подход к разработке промышленной политики сместился от решения тактических задач к созданию стратегии развития промышленности на дол- госрочную перспективу.
В настоящее время формируется новый этап развития государственной промышленной политики, когда ее разработка основывается на внедрении инноваций. Основной задачей на данном этапе является создание условий и ме- ханизмов проектирования и производства конкурентоспособной наукоемкой продукции.
В перспективе промышленный комплекс должен превратиться в постоян- но «обучающееся» и «умнеющее» производство, способное преодолевать вызовы внешней среды, создавая большое разнообразие своих внутренних потенциалов и управляя им.
При разработке промышленной политики на данном этапе необходимо учитывать прогнозируемые мировые тренды, в том числе интенсивное формирование нового технологического ядра современных экономических систем, развитие цифровых технологий, распространение новых технологий
182

образования, расширение доступности новых технологий, размывание границ между фундаментальными и прикладными исследованиями.
Стратегической целью, согласно Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., является превращение России в одного из лидеров мировой экономики.
Достижение этой цели предполагает диверсификацию экономики, в структуре которой ведущая роль переходит к «отраслям знаний» и высоко- технологичным отраслям промышленности.
Ориентиры промышленного развития предполагается сфокусировать:
1) на создании высококонкурентной институциональной среды, стимули- рующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику
(развитие конкурентных рынков, последовательная демонополизация экономики, поддержка инновационного бизнеса; развитие финансового сектора, обеспечивающего трансформацию сбережений в капитал);
2) структурной диверсификации экономики на основе инновационного технологического развития (формирование национальной инновационной системы, включающей инжиниринговый бизнес, инновационную инфра- структуру, институты рынка интеллектуальной собственности; создание мощного научно-технологического комплекса; содействие повышению конкурентоспособности ведущих отраслей экономики путем использования механизмов частно-государственного партнерства, улучшения условий доступа российских компаний к источникам долгосрочных инвестиций, обеспечения отраслей экономики высокопрофессиональными кадрами);
3) на закреплении и расширении глобальных конкурентных преимуществ
России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов) – развитии на территории России крупных узлов международной энергетической инфраструктуры, использующих новые энергетические технологии; внедрении в промышленных масштабах экологи- чески чистых технологий производства энергии и др.
На сегодняшний день низкий технологический уровень производства, невостребованность инновационной продукции предприятиями других отраслей промышленности, входящими в производственные «цепочки», от- сутствие высококачественного человеческого капитала тормозят распростра- нение и внедрение инноваций, ускоряя отток новаторов за рубеж.
Для выхода на качественно новый этап инновационного развития про- мышленная политика должна быть направлена на грамотное заимствование, доработку технологий и их распространение среди предприятий всех отраслей
183