Файл: Конкуренция и конкурентоспособность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 641

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
индустриального сектора. При этом уровень приобретаемых технологий должен соответствовать степени технического и технологического развития страны.
Необходимость наличия значительных финансовых ресурсов для приобретения технологий, а также развитой научно-технологической базы для адаптации достижений определяет высокую долю инноваторов среди крупных предприятий, интегрированных в холдинги, а также компаний, входящих в сос- тав государственных корпораций. Малый бизнес не в силах нести такие издержки. В данной ситуации задача государства – путем формирования институтов развития (венчурных фондов, технопарков, инновационно-техноло- гических центров, центров трансфера технологий и т. д.) способствовать покупке лицензий отечественным компаниям, а также обеспечивать диффузию иннова- ций среди предприятий смежных отраслей.
Помимо данного канала заимствование может осуществляться посред- ством прямых иностранных инвестиций (покупка предприятий за рубежом),
внешней торговли (наличие конкуренции при осуществлении экспортных и им- портных операций), обновления образования (изучение передовых технологий, зарубежного опыта), сотрудничества с западными специалистами (обмен опытом, зарубежные стажировки).
Современный мировой кризис обнажил основные дисбалансы в мировой экономике, выявил противоречия глобального экономического развития.
Отчетливо проявился разрыв между финансовой сферой и реальным сектором. Перегрев финансовых рынков, и прежде всего ипотечного, стал одним из факторов банкротства ряда мировых банков.
По сути произошла «суверенизация частных долгов»: государства вынуждены были брать на себя значительную часть долгов банков и корпораций.
Дорогостоящие антикризисные программы, а зачастую и несбалансированный докризисный рост социальных обязательств привели к рекордным дефицитам бюджетов.
Кризис привел к росту дифференциации между центрами экономической мощи на мировой арене. Относительно укрепились позиции США, которые начали кризисную волну, но затем стали среди развитых стран основным локомотивом посткризисного роста. Усиливаются различия в еврозоне, где обозначились как лидеры оживления – Германия, Франция, так и «зоны риска» – Греция, Италия, Испания, Португалия, Ирландия. Важным фактором этого размежевания становится уровень бюджетной дисциплины стран.
Кризис усилил роль развивающихся рынков. Вследствие этого наблюдается формирование более многополярной, разноуровневой мировой экономической картины. В числе динамичных центров роста, которые к тому же
184

избежали спада, оказался не только Китай, но еще Индия и Бразилия. Если до кризиса рост их экономик обеспечивал почти половину прироста мирового ВВП, то в условиях кризиса мировой экономический спад без этих трех стран составил бы не 0,6, а более 2 %.
В ближайшие годы доля в мировой экономике Индо-Азиатского экономи- ческого центра может значительно возрасти. Его доля в мировом ВВП уже вы- росла с 24 % в 2007 г. до 26 % в 2009 г. и в 2013 г. может достичь 30 %. Именно в этот регион увеличивают свой экспорт и США, и Германия. В итоге Китай поднял свою долю в мировом импорте с 8,2 % в 2005 г. до 10,5 % в 2009 г.
Значительными темпами растет спрос на иностранные товары со стороны стран Латинской Америки, в то время как развитые страны: США, страны ЕС и Япония ежегодно снижают свой вес на рынках импорта. А рынки импорта – это по сути возможности экспорта.
Для России происходящее перераспределение центров сил преставляет серьезный вызов, так как основная часть отечественного экспорта ориентирована на медленно растущий еврорынок. Возникает угроза, что российская экономика может оказаться вне центров мощного подъема. Поэтому в ближайшие годы нам необходимо фактически создать конкурентоспособный экспортный потенциал и закрепиться на новых растущих рынках. Это касается как традиционной для России сырьевой, так и инновационной продукции, а также интеллектуальных услуг. Новый глобальный спрос дает российской экономике шанс перестроить свою структуру – ведь национальные рынки
«новых лидеров» вовсе не так закрыты и сложны для проникновения, как рынки ЕС и Северной Америки
68F
1
Мировой кризис стал своеобразным стресс-тестом для всех национальных экономик, обострив структурные проблемы, вновь показал уязвимость российской экспортно-сырьевой модели развития.
Вместе с тем кризис необходимо рассматривать не просто как испытание национальной экономики, но и как окно возможностей повышения ее конкурентоспособности, в том числе на основе реализации эффективной про- мышленной политики.
Российским правительством в настоящее время выделено семь основных стратегических приоритетов развития экономики:

улучшение инвестиционного климата;

стимулирование инноваций;

энергоэффективность;
1
Набиуллина Э. О. О приоритетах экономической политики в 2010 г. // Экономист.
2010. № 6.
185



малый и средний бизнес;

повышение эффективности внешнеэкономической политики, интеграция в рамках Единого экономического пространства и Таможенного союза;

управление госсобственностью и приватизация;

повышение эффективности государственного управления.
Все эти приоритеты связаны между собой идеологией создания среды для реализации потенциала модернизации и создания новых конкурентоспособных производств
69F
1
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

Вопросы и задания для самоконтроля
1. Охарактеризуйте существующие модели государственного регулиро- вания конкуренции на рынке.
2. Каковы основные направления и методы антимонопольной политики в России?
3. Какие существуют формы недобросовестной конкуренции и каковы методы ее государственного регулирования?
4. Охарактеризуйте методы государственного регулирования процессов экономической концентрации.
5. Каковы роль и содержание методов государственного регулирования естественных монополий?
6. Сформулируйте понятие и раскройте экономическое содержание государственной промышленной политики.
7. В чем отличие дирижистской модели промышленной политики от либеральной?
8. Охарактеризуйте приоритетные направления стратегии инновацион- ного развития экономики и механизм их реализации.
9. В чем заключается структурный аспект государственной промыш- ленной политики?
1
Набиуллина Э. О. Указ. соч.
186

Заключение
Закономерности функционирования рыночной экономики невозможно понять без четких представлений о природе конкуренции, механизме формирования и реализации конкурентных преимуществ субъектов и объектов рыночных отношений.
Конкурентная среда становится все более сложной по степени взаимного влияния всех сил и интенсивности конкуренции. На данном этапе развитие экономики характеризуется изменением отношений между экономическими агентами: от жесткой конкуренции к сочетанию кооперации и конкуренции в различных сферах. Сформировалось новое понимание конкуренции с точки зрения ценностно-сетевого подхода, суть которого возможно рассматривать в двух основных аспектах: во-первых, это соперничество по вхождению в наи- более эффективные и надежные цепи создания ценностей, где технологические правила и управленческие законы устанавливаются теми, кто ее возглавляет; во-вторых, это борьба за место в цепи, так как от этого зависит размер доли получаемой прибыли.
Современный этап развития конкуренции связан с инновациями.
Появляется конкуренция «цепей» и конкурентных отношений внутри самих цепочек создания ценностей.
Предприятия являются скорее потенциальными партнерами в создании конечного инновационного продукта, нежели конкурентами. Приобретая товар, потребитель ставит оценку не только конечному продавцу, но и всей отраслевой цепочке, все участники которой участвуют в создании потребительной стоимости и ценности, поэтому любое предприятие, включенное в цепь, несет ответственность не только за результаты в пределах своей зоны деятельности, но и за качественное обеспечение связей между звеньями.
Конкурентоспособность предприятия необходимо исследовать с учетом многообразия конкурентных отношений, возникающих на микро-, мезо- и макроуровне экономики, внешних и внутренних факторов формирования конкурентных преимуществ.
Оценка конкурентоспособности предполагает также учет таких свойств этой экономической категории, как многоаспектность, относительность, конкретность, динамичность проявления.
187


К важнейшим особенностям конкурентоспособности следует отнести возможность оказывать на нее влияние, т. е. управлять ею как одним из важнейших параметров стратегического развития.
Источниками конкурентоспособности предприятия являются операци- онная эффективность и стратегическое позиционирование, характеризующее адаптивность этого предприятия в условиях внешней среды, а также инно- вационность во всех сферах деятельности.
188

Библиографический список
Авдашева С. Б. Экономические основы антимонопольной политики: российская практика в контексте мирового опыта / С. Б. Авдашева, А. Е. Шаститко,
Е. Н. Калмычкова // Экономический журнал ВШЭ. 2007. Т. 11, № 1. С. 89–123.
Ахматова М. Теоретические модели конкурентоспособности / М. Ахматова,
Е. Попов // Маркетинг. 2003. № 4. С. 25.
Басовский Л. Е. Экономика отрасли: учебное пособие / Л. Е. Басовский. М.:
ИНФРА-М, 2009. 145 с. (Высшее образование).
Бланк И. А. Инвестиционный менеджмент: учебный курс / И. А. Бланк. Киев:
Эльга-Н: Ника-Центр, 2001. 448 с.
Бланк И. А. Основы финансового менеджмента: В 2 т. / И. А. Бланк. Киев:
Ника-Центр, 1999. Т. 2. 512 с. (Библиотека финансового менеджмента; Вып. 7).
Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе: учебник / М. Блауг. М.:
Дело Лтд, 1994. 720 с.
Гаврилова С. Н. Секторально-отраслевая структура региона как фактор повышения его конкурентоспособности / С. Н. Гаврилова, Е. А. Орлова.
Екатеринбург: Изд-во Ин-та экономики УрО РАН, 2007. 233 с.
Гвозденко А. Н. SWOT-анализ: методики проведения и возможности применения на российских предприятиях / А. Н. Гвозденко // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2006. № 2. С. 144–156.
Гельвановский М.Н. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макро- уровневом измерениях / М. Гельвановский, В. Жуковская, И. Трофимова //
Российский экономический журнал. 1998. № 3.
Говорова Н. Конкурентоспособность – основной фактор развития сов- ременной экономики / Н. Говорова // Проблемы теории и практики управления.
2006. № 4. С. 25–37.
Городничая Е. И. Зарубежный опыт государственного стимулирования формирования кластеров / Е. И. Городничая // Вестник Московского универ- ситета. 2010. № 1. С. 15–26.
Градов А. П. Отраслевая дифференциация и специализация производства в машиностроении / А. П. Градов. Л.: Машиностроение, 1976. 206 с.
Грант Р. М. Современный стратегический анализ / Р. М. Грант; пер. с англ. под ред. В. Н. Фунтова. 5-е изд. Санкт-Петербург: Питер, 2008. 560 с.: ил. (Классика
МВА).
Завьялов П. С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах / П. С. Завьялов. М.:
ИНФРА-М, 2007. 228 с.
189