Файл: Курсовая работа Тема Характеристика нарушений чтения у младших школьников.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тихоокеанский государственный университет»
Факультет начального, дошкольного и дефектологического образования______________
Кафедра теории и методики педагогического и дефектологического образования_____
Направление 44.03.01 «Педагогическое образование»______________________________
Профиль «Дошкольное образование»___________________________________________
курсовая работа
Тема Характеристика нарушений чтения у младших школьников
| Фамилия имя отчество | Подпись | Дата | Всего листов ТД |
Студент | Иванова Светлана Николаевна | | | |
Руководитель | Ст. преподаватель кафедры ТиМПиДО Смирнова Марина Николаевна | | | |
Завкафедрой | канд.пед.наук, доцент Луковенко Татьяна Геннадьевна | | | |
Хабаровск – 2023 г.
содержание
Введение 3
1 Психолого-педагогические основы нарушения чтения у младших
школьников 5
-
Сущность понятия "дислексия" и основные причины
трудностей при обучении чтению младших школьников 5
-
Компоненты навыка чтения 8 -
Особенности развития детей младшего школьного возраста 10
2 Система работы по профилактике дислексии и развитию
полноценного навыка чтения 12
2.1 Ранняя диагностика нарушения чтения у младших школьников 12
2.2 Направления работы по развитию навыка чтения у младших
школьников и предполагаемые результаты 14
2.3 Виды работ по развитию навыка чтения в ходе учебной
деятельности 20
2.4 Проверка эффективности системы работы по развитию
навыка чтения 22
Заключение 26
Список использованных источников 28
ВВЕДЕНИЕ
Одной из первостепенных задач модернизации российского образования является задача достижения нового, современного качества обучения, выражающегося в необходимости развития творческих, интеллектуальных способностей личности. Особого внимания требует обращение к данной проблеме в начальной школе, поскольку именно в младшем школьном возрасте закладываются основы учебной деятельности.
В современной школе наблюдается интенсификация учебного процесса, усложнение учебных программ, рассчитанных на применение логического мышления и креативных способностей учащимися начальных классов.
Но в последние годы мы отмечаем значительный рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более двухсот факторов, но существует фактор номер один, воздействие которого на успеваемость гораздо сильнее, чем воздействия остальных факторов. Этот фактор — овладение навыком чтения.
В последнее время появилось много публикаций, в которых для развития познавательных процессов разработаны упражнения на отвлеченном, т.е. оторванном от школьной программы материале. В то же время в научной и педагогической литературе остро отражается проблема нарушения чтения (дислексии).
Тем не менее, необходимо создание общих принципов педагогики, психологии и логопедического воздействия в ходе педагогической деятельности для эффективности работы над нарушениями навыка чтения.
Данная работа посвящена рассмотрению развития навыков, способствующие формированию быстрого и осмысленного чтения, устранить технические недостатки при чтении, помощи развития связной речь и расширению словарного запаса учащегося.
Объект исследования: нарушение чтения у младших школьников.
Предмет исследования: определить причину трудностей, возникающих при обучении чтению и подобрать комплекс необходимых развивающих заданий и упражнений.
Цель исследования – раскрыть сущность и механизм работы над дислексией, на основе чего разработать и апробировать комплекс методических приемов, заданий и упражнений, направленных на развитие навыка чтения у младших школьников.
Согласно цели исследования поставлены задачи:
-
изучить и проанализировать педагогическую, психологическую, логопедическую методическую литературу по исследуемой проблеме; -
составить диагностическую таблицу типичных трудностей при обучении чтению; -
провести диагностику и определить учащихся, предрасположенных к нарушению чтения; -
экспериментально проверить эффективность разработанного комплекса по развитию познавательных способностей, способствующих развитию навыка чтения; -
развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую формы работы.
Методы исследования: метод психологической диагностики учащихся, анализ психолого-педагогической литературы, беседы и наблюдение.
База исследования: 1-4 классы МБОУ СОШ №28 г. Уссурийска, Приморского края.
1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
-
Сущность понятия "дислексия" и основные причины трудностей при обучении чтению младших школьников
Итак, важнейшей задачей начального обучения — научить детей читать. Это умение необходимо прежде всего как общеучебное средство при усвоении учебных предметов, оно является также важнейшим видом речевой и умственной деятельности, средством самовоспитания.
Между тем состояние умения читать у школьников значительно отстает от необходимого уровня, что сильнейшим образом сказывается на успеваемости. Для многих неуспевающих учеников именно плохое чтение стало первопричиной отставания в учении в начальной школе. В средней школе положение с чтением не улучшается, а усугубляется. Медленное, неосознанное чтение тормозит усвоение не только гуманитарных предметов, но и естественных, физико-математических наук. Из-за трудностей в чтении складывается стойкая неприязнь к чтению вообще, что влияет на общее развитие личности в целом.
Понятно, что при таком положении обучение чтению нуждается в особом внимании и контроле.
В нашей стране работ, посвященных специально проблеме нарушения чтения (дислексии), почти нет. А. Н.Корнев впервые для понимания механизмов дислексий использовал всесторонний подход, т.е. клиническое, клинико-динамическое, психологическое, энцефалографическое исследования. В итоге был выработан методический прием, позволяющий дать раннюю диагностику дислексий [8;45].
Педагоги-практики Кузьмина Т.И. и Кобзарева Л.Г. [10;4] отмечают:
"Ежегодно всесторонне обследуя развитие детей первых классов, мы отмечаем наиболее часто встречающиеся нарушения, а именно:
1) неумение дифференцировать существенные признаки предметов и
явления от несущественных признаков;
2) низкий уровень операций отвлечения и обобщения, способностей выделять существенный признак предметов и явлений;
3) слабое словесно-логическое мышление, неумение устанавливать логические связи между понятиями;
4) незаконченность формирования фонематического восприятия;
5) низкий уровень развития кинестетической, оперативной, слуховой и зрительной памяти;
6) бедность словарного запаса, ситуативный характер речи."
Итак, несформированность отдельных психических механизмов (недостатки в развитии внимания, памяти, мышления), недостатки развития речи и навык самоконтроля может стать серьезным препятствием при обучении основным учебным умениям.
Анализ проблемы нарушения чтения основывается на понимании их причин. Виды ошибок чтения достаточно разнообразны. А если учитывать еще и индивидуальные различия в проявлении этих ошибок, то при выборе способов можно оказаться в затруднительном положении.
Согласно теории Ананьева Б.Г. [1;26], трудности данного характера чаще всего бывают вызваны недостаточным развитием тех или иных психических процессов.
Основные причины трудностей при обучении чтению:
- Первая группа причин: низкий уровень восприятия и ориентировки в пространстве;
- Вторая группа причин: недостатки в развитии внимания (недостаточная концентрация и устойчивость внимания, недостаточная избирательность внимания, недостаточный объем, распределение и произвольность внимания);
- Третья группа причин: недостатки в развитии памяти (низкий уровень развития логической памяти, оперативной, смысловой, слуховой и зрительной памяти);
- Четвертая группа причин: недостатки в развитии мышления (низкий уровень развития словесно-логического мышления);
- Пятая группа причин: недостатки развития речи (нарушения звукопроизношения и артикуляции, нарушение фонематического восприятия и звукобуквенного анализа, недостатки в развитии лексико-грамматического строя речи, низкий уровень адаптации смысловой догадки и развития лексики);
- Шестая группа причин: индивидуальные особенности учащихся (низкий уровень работоспособности, медлительность, импульсивность, неуверенность в себе);
- Седьмая группа причин: недостаточно сформированных приемов учебной деятельности (низкий уровень самоконтроля, произвольности и саморегуляции).
Основные причины трудностей при обучении чтению наглядно показаны в таблице 1.
Таблица 1
Трудности в учебе | Причина трудностей | Рекомендации |
1. Этап овладения слоговым способом чтения | ||
Затруднения в сливании букв в слоги | Звуко-буквенного анализа; | Отработать понятие "звук-буква" |
Артикуляция отдельных звуков; | Логопедические упражнения | |
Памяти; | "Прочитай, запомни, повтори" | |
Восприятия (малое поле зрения); | "Фигурное лото" | |
Устойчивости концентрации внимания | "Собираем буквы-грибы" | |
Допускает ошибки при слиянии слогов в слова и прочтении коротких слов, пропускает буквы, переставляет слоги, заменяет буквы. | Памяти | "Расскажи мне сказку" |
Устойчивости и концентрации внимания | "учимся говорить на сверхсекретном языке" | |
Контроля за темпом деятельности | "Возьми друга на буксир" | |
Пространственные представления | "Помоги пчелке собрать урожай" | |
Самоконтроля и саморегуляции | "Загляни в окошечко" | |
Не понимает значение прочитанного слова | Словарного запаса | "Мы в цирке. Жонглируем словами" |
Смысловой догадки | "Кто же вылечит слова?" | |
Слухового восприятия (неправильно ставит ударение) | Работа над постановкой ударения | |
2. Этап чтения по слогам и целым словом. | ||
Не может читать длинные слова целым словом | Словарного запаса | Работа над трудными для чтения словами |
Навыков чтения (сложные слова из 4 и более слогов) | "Замени уставшее слово" | |
Двойное чтение (сначала про себя, затем вслух слитно | Навыков чтения (сформирован устойчивый стереотип чтения) | Работа над устранением регрессии (чтение с окошечком) |
Готовности к чтению (несвоевременный переход от чтения по словам к чтению целым словом) | Возврат на этап слогового чтения | |
Трудности в сливании слов в словосочетания | Лексико-грамматического строя речи | "Дом, который построил ты" |
Смысловой догадки | "Освободи слова из темницы" | |
Поля зрения | "Помоги ёлочкам нарядиться" | |
Искажает окончания прочитанных слов | Смысловой догадки | "Кто же вылечит слова?" |
Функций словообразования и словоизменения | "Мы в цирке", "Круглый, как ..кто?" | |
Контроля за темпом чтения (импульсивность) | "Почитаем вслух рассказ не один, а много раз" | |
Потеря строчки при считывании | Пространственных представлений | "фигурное лото" |
Устойчивости и концентрации внимания | "Как превратить "О" в "А" | |
Работоспособности | Учет индивидуальных особенностей | |
Регрессия (чтение с возвратом) | Навыка чтения (сила привычки, устойчивый стереотип чтения) | Работа над устранением регрессии |
Устойчивости концентрации внимания | "Собери бусы" | |
Самоконтроля | "Как сказать слово, не произнося ни звука" | |
Не понимает смысла прочитанного | Словарного запаса | "Сделай все наоборот" |
Уровня антиципации (словесно-логического мышления, смысловой догадки) | "Части слов поссорились", "Приведи всё в порядок" | |
Пересказывает прочитанное дословно, затрудняется в пересказе применять свои слова | Лексики | "На прогулку в цифропарк" |
Приемов смысловой обработки текста | "Освободи слова" | |
Не умеет выделять главное в прочитанном | Лексико-грамматического строя речи | "Дом, который построил ты" |
Словесно-логического мышления | "Приведи всё в порядок" | |
Памяти | "Расскажи мне сказку" | |
Устойчивости концентрации внимания | "Учимся говорить на сверхсекретном языке" | |
Низкая скорость чтения | Контроля за темпом чтения (медлительности) | "Почитаем вслух рассказ, не один , а много раз" |
Смысловой догадки | "Освободи слова из темницы" | |
Навыка чтения (регрессия, двойное чтение) | Работа над устранением недостатков | |
"Угадывающее чтение" | Концентрации и устойчивости внимания | "Собираем буквы-грибы" |
Работоспособности | Учет индивидуальных особенностей | |
Контроля за темпом деятельности | "Возьми друга на буксир" | |
Читает невыразительно | Понимания смысла прочитанного (механическое чтение) | Работа над устранением недостатков в понимании текста |
Самоконтроля (не учитывает правил чтения) | "Спрячь букву от Буквоежки" | |
Техники чтения (несформированность синтетического способа чтения) | Совершенствование техники чтения | |
Отсутствие желания читать | Отсутствие мотивации | Развитие желания читать. "Таблица достижений" |
Техники чтения | Работа над темпом чтения | |
Работоспособности | Учет индивидуальных особенностей |
1.2 Компоненты навыка чтения
Автоматизация навыка чтения — это сложный процесс. У разных детей он длится от 1 года до 3 лет, а в случае возникновения трудностей- до 5-8 лет.
Для того чтобы определить характер трудностей, для начала нужно выделить компоненты навыка чтения, которые отражают его успешность или неуспешность.
Компоненты навыка чтения:
- способ чтения (слоговой, чтение по слогам и целым словом, чтение
целым словом и по слогам);
- темп чтения (согласно нормативам);
- понимание, способ, правильность чтения;
- выразительность;
Педагоги- ученые и практики Менчинская Н.А., Лалаева Л.И., Костромина С.Н., Нагаева Л. Г. [18; 13; 11] охарактеризовали компоненты навыка чтения следующим образом:
1. Способ чтения.
Учащийся в ходе освоения навыков чтения проходит несколько этапов.
• Сначала запоминает образ буквы и сопоставляет его со звуком - слоговой способ чтения.
• Учится слиянию звуков в слоги - чтение по слогам и целым словом.
• Овладевает слиянием слогов в слова – чтение целым словом и по слогам. Постепенно ребенок начинает читать целыми словами и группами слов. Дальнейшая задача – сделать это умение устойчивым, довести его до навыка, а в последствии до автоматизма.
На каждом из данных этапов нужно работать над правильностью чтения, добиваясь безошибочного произнесения окончаний, слогов, слов.
2. Темп чтения.
Темп чтения напрямую зависит от способа чтения ребенка. Чем совершеннее способ чтения, тем быстрее темп чтения. Скорость чтения показывает не только умение ребенка читать отдельные слов, но и то, насколько ребенок понимает смысл прочитанного: чем выше скорость, тем выше уровень понимания. Существуют определенные нормативы скорости чтения.
3.Понимание, способ, правильность:
Высокая скорость чтения – это отнюдь не главный показатель навыка чтения.
Гораздо важнее, чтобы ребенок понимал каждое слово текста и его смысл в целом. Для этого необходимо, чтобы учащийся обладал соответствующим словарным запасом, умел строить грамматически правильные конструкции. Таким образом, глубина понимания определяется не только способом и темпом чтения, но и общим уровнем развития речи. Чтение и речь – это две стороны медали: чем больше читает ребенок, тем лучше развита речь; чем лучше развита речь, тем серьезней и глубже понимание прочитанного текста.
4. Выразительность.
Особую роль в понимании содержания играет выразительность. Эмоционально окрашенное чтение способствует более глубокому и детальному осознанию текста. Но научиться читать выразительно – довольно сложная задача. Только когда техника чтения доведена до автоматизма, возможно полноценное выразительное чтение. Однако и на ранних этапах обучения можно и нужно обращать внимание на то, насколько эмоционально читает учащийся. На начальном этапе освоения техники чтения нужно следить за громким, внятным произношением. Постепенно задача будет усложняться: