Файл: Курсовая работа Тема Характеристика нарушений чтения у младших школьников.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Нужно помочь ребенку найти нужные интонации, правильно использовать паузы, расставлять логические ударения.
Ни один ребенок не может научиться сразу, абсолютно правильно читать и писать.
Дети проходят стадию первоначального обучения, на которой у них бывает большее или меньшее количество ошибок. Вот именно в это время и необходима помощь ребенку.
1.3 Особенности развития детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст характеризуется формированием нового вида деятельности – учебной, которая требует умственного напряжения, активности, физической выносливости. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы необходимые предпосылки в дошкольном возрасте.
Л.С. Кобзарева и Т.И. Кузьмина [10;4-5] считают, что к таким предпосылкам относится:
• общее развитие ребенка, мелкой моторики, состояние нервной системы;
• овладение достаточным объемом знаний и представлений об окружающем мире, о пространстве, времени, владение элементарными счетными операциями;
• владение четкой, связной грамматически и фонетически правильной речью, умение осуществлять звукобуквенный анализ;
• развитие произвольного внимания, опосредованного запоминания, умения слушать речь, объяснения учителя, смотреть и видеть, сосредотачиваться на работе, вспоминать то, что нужно для понимания нового, умение объяснять;
• познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям;
• коммуникативная деятельность, т.е. готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству и подчинению требованиям взрослых.
На базе этих предпосылок начинают формироваться новые, очень важные новообразования: произвольность деятельности, способность планировать свою деятельность, овладение навыками самоконтроля. Наиболее яркое выражение психические новообразования находят в развитии познавательных процессов. Расширяется объем внимания, развивается восприятие, способность к его концентрации, распределению, переключению. Важное новообразование в развитии памяти – переход к опосредованному запоминанию, овладению приемами запоминания и воспроизведения, начинает осуществлять анализ и синтез на основе представлений, мысленного сопоставления, идет развитие словесно – логического мышления.
Итак, недостаточно сформированные отдельные психические механизмы, недостатки самоконтроля и развития речи, могут стать основными причинами трудностей при обучении чтению.
2 СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСЛЕКСИИ И РАЗВИТИЮ ПОЛНОЦЕННОГО НАВЫКА ЧТЕНИЯ
2.1 Ранняя диагностика нарушения чтения у младших школьников
Исследование проводилось на базе МОУ СОШ 15 г. Азова в 1-а и 1-б классах.
Ранняя диагностика нарушения чтения по методике А.Н. Корнева проводилась в начале учебного года, количество обследуемых составляло 40 человек, возраст детей: 6,5-7,5 лет. Данная методика позволяет выявить детей, предрасположенных к дислексии до 15 сентября, т.е. в период всестороннего обследования учащихся первых классов, и принять необходимые меры по профилактике нарушения чтения.
Данная методика помогает выявить недостаточно сформированные многие функции, недоразвитие которых может способствовать появлению нарушения чтения, а именно:
• недоразвитие сенсомоторных функций, которые осуществляют процесс чтения в норме (зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений), вызывают трудности в овладении зрительными образами букв, узнавании и различии букв (оптические дислексии);
• нарушение высших символических функций, недоразвитием языковых обобщений: фонематических, грамматических, лексических.
Результаты психолого-педагогического обследования
Проанализировав результаты обследования, можно сказать, что различия между обследуемыми детьми состоят в основном в характере познавательной деятельности. В соответствии с этим обследуемых детей можно распределить на группы.
1 группа: учащиеся самостоятельно не могут выполнить задание, с трудом вступают в контакт со взрослыми, отмечается стремление достигнуть определенного искомого результата, могут выполнить задание по подражанию, но безразличны к результату своей деятельности.
2 группа: дети, которые заинтересованно сотрудничают со взрослыми, сразу принимают задания, понимают условия задания и стремятся к их выполнению, однако часто самостоятельно не могут найти адекватный способ выполнения и обращаются за помощью к взрослому. После отказа в помощи, многие могут самостоятельно справиться с заданием. В этой группе могут оказаться дети с нарушениями слуха, зрения, речевыми нарушениями.
3 группа: данную группу составляют учащиеся, которые с интересом принимают все задания, выполняют самостоятельно, действуя на уровне практической и зрительной ориентировки. Эти дети достигают, как правило, хорошего уровня психического развития.
Наглядно итоги исследования представлены в следующей таблице:
Таблица 1
Сводная таблица результатов диагностики нарушения чтения по методике А. Н. Корнева:
Название задания | Выполнение задания | |
кол-во детей | % | |
1. "Найди место фигуре" (Матрица фигур) | 14 | 35 |
2. "Найди время года" | 20 | 50 |
3. Группировка картинок по количественному признаку | 22 | 55 |
4. Счет предметов | 24 | 60 |
5. Дорисуй" (окончание рисунка по заданной фигуре) | 12 | 30 |
6. Серия сюжетных картинок. ("Игра с кубиками") | 20 | 50 |
7. "Продолжи ряд" | 14 | 35 |
8. Подбор иллюстраций к тексту " День рождения" | 22 | 55 |
9. Анализ слова | 24 | 60 |
10. Рисование на тему: " Дерево. Дом. Человек" | 28 | 70 |
Проведенное тестирование дало следующие результаты в процентном соотношении: 40 % учащихся первых классов предрасположено к нарушению чтения (дислексии).
Такие цифры не смогли не встревожить учителей, родителей, школьного психолога. Были проведены методические объединения учителей с повесткой дня "Механизмы нарушения навыка чтения и профилактика дислексий", а также родительские собрания на тему: "Нарушения навыка чтения - одна из ведущих причин неуспеваемости младших школьников". В ходе обсуждении проблемы были определены направления работы учителей, даны рекомендации родителям школьников по профилактике дислексии и развития полноценного навыка чтения.
Вывод: анализ данных позволил нам предположить основные направления дальнейшей работы. Сложность нашего опыта заключается в том, что развивать и совершенствовать навык чтения мы будем, во-первых, непосредственно в ходе учебной деятельности, а во-вторых, развивать познавательную сферу и мыслительную деятельность учащихся, тем самым повышая уровень качества обучения.
Хочется отметить, что работа А.Н. Корнева [8], Л.Г.Нагаевой и С. Н. Костроминой [11] по проблеме нарушения чтения у младших школьников оказала на мое учительское мировоззрение огромное влияние, поэтому наш опыт будет связан с данным направлением.
2.2 Направления работы по развитию навыка чтения у младших школьников и предполагаемые результаты
В повседневной работе с детьми учитель прилагает максимум усилий для того, чтобы у учащихся не было затруднений в процессе обучения. Учитель старается подобрать к каждому ребенку индивидуальный подход, основанный на знании физиологических и возрастных особенностей, а также личности в целом.
Однако одного педагогического подхода недостаточно. Формированию учебных знаний, умений и навыков часто препятствуют несформированность отдельных психологических механизмов.
Процесс развития навыка чтения можно представить в виде модели, состоящей из следующих блоков: формирование функционального базиса навыка чтения и совершенствование навыка чтения. Для каждого из блоков определены конкретные задачи.
Рассмотрим модель в данной таблице:
Таблица 2
Модель развития и совершенствования навыка чтения | |||
1 блок Формирование функционального базиса навыка чтения | |||
1. | Развитие восприятия | -развивать дифференцирован-ность восприятия; | -заучивание букв; - классификация букв алфавита по количеству элементов, по разным основаниям; -классификация алфавита, направленная на поиск общего и различного в "построении" букв; |
| | -развивать аналитичность восприятия; | -развивать умение анализировать предмет в системе; -выделять в предмете существенное и несущественное; -развивать наблюдательность и умение устанавливать закономерность явления на основе анализа исходных данных; - работа по развитию конкретности восприятия; |
-развитие конкретности восприятия: развивать умение видеть изменения, происходящие с предметом в результате добавления, убавления, перестановки деталей | -развитие умения видеть изменения в предмете , букве, слове, в результате добавления, убавления , перестановки деталей; -развивать речь учащихся; | ||
2. | Развитие внимания | -Развитие отдельных свойств внимания: -объем внимания, -концентрация внимания; -устойчивость; -распределение; научиться анализировать содержание картины; выделять в ней объекты; устанавливать закономерности на зрительно воспринимаемом материале; | -развитие способности анализировать письменный текст, различать отдельные буквы, составляющие слово, умение сосредоточиться на определенной задаче; -научить воспринимать общее содержание текста с учетом более мелких составляющих его элементов; -определение по картинам недостающих деталей с помощью учителя и самостоятельно; -выделение замаскированных деталей (работа с изографами) самостоятельно; -определение лишних объектов со словесным объяснением; -нахождение различий и сходств со словесным отчетом; -проведение линий через лабиринты различной степени сложности . |
3 | Развитие памяти | -развитие зрительной, слуховой памяти; -увеличение объема памяти; -развитие оперативной памяти; | -запоминание и воспроизведение словесного и наглядного материала; -запоминание объектов (10 и более) с последующим называнием; -воспроизведение названий предметов, изображений, слов, предъявленных для запоминания; -зарисовка картинок, символов к предъявленным словам с последующим воспроизведением этих слов; -называние предметов и объектов по показанной картине , а далее по скрытой картинке; -работа со зрительными диктантами с целью развития оперативной памяти; |
4 | Развитие мышления | -развитие словесно-логического мышления; -развитие навыка смысловой догадки; -формировать умение проводить анализ и синтез ; -развитие вербально-логического мышления; -научиться оперировать образами предметов; -конструировать из частей целое и выделять из целого части; -развивать умение обобщать предметы по существенным и несущественным признакам; | -выявление логических связей при рассматривании сюжетных картинок, -Выделение "четвертого лишнего" в предъявленных словах, предметах; -упражнения в формировании умения находить закономерности на вербальном и невербальном материале; -задания на умение оперировать образами предметов; -конструировать из частей целое и выделять из целого части; -развивать умение обобщать предметы по существенным и несущественным признакам; -составление рассказа по серии сюжетных картинок, по началу и концу рассказа, составлять предложения с заданным количеством слов; |
5 | Развитие речи | -развитие артикуляции; -развитие грамматических навыков; -развитие навыков понимания текста; -расширение словарного запаса; | -, развития артикуляции, развития словаря, лексико-грамматического строя речи; -речевые разминки, чтение и заучивание скороговорок; -логопедические минутки; -развитие фонематического анализа и синтеза, слогового анализа и синтеза; |
2 блок Совершенствование навыка чтения | |||
1 | | -устранение технических недостатков в чтении; | -диагностика способа, темпа, понимания и выразительности чтения; -работа над устранением регрессий (возвратное чтение прочитанного текста); -работа над постановкой ударения; -работа над трудными для чтения словами; -работа над орфоэпическим чтением; |
2 | | -совершенствование способа чтения на разных этапах чтения; | -работа на этапе послогового чтения (составление слогов, чтение на время, закрепление умения различать твердые и мягкие согласные звуки; -составление и чтение по заданному правилу, группировка слогов по заданному правилу); -работа на этапе чтения слогами и целым словом (нахождение "лишнего", группировка слов по слоговому составу, составление слов, дописывание окончаний, рабата с ребусами и загадками); -работа на этапе чтения целым словом и по слогам (чтение словесной лесенки, чтение и восстановление пословиц, стихотворного текста.). |