Файл: Курсовая работа Тема Характеристика нарушений чтения у младших школьников.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6. Практическая деятельность:
-
классификация слов на группы; -
отделение слов от псевдослов; -
нахождение "лишнего" слова; -
складывание слов, предложений из половины карточек; -
работа по индивидуальным карточкам для самостоятельной работы; -
графический диктант; -
работа с изографами; -
моделирование по схемам, конструирование букв из пластилина, проволоки, работа с фольгой "Американские горки".
Мы рассмотрели различные приемы, задания, упражнения, способствующие развитию навыка чтения и повышению общего уровня развития учащихся, систематизированные из различных методических источников, созданные мною и учащимися класса. Трудно рассчитывать на глубокие изменения после нескольких занятий развивающей направленности, только систематическая работа поможет ребенку овладеть полноценным навыком чтения, а значит приведёт к хорошим и отличным отметкам.
2.4 Проверка эффективности системы работы по развитию навыка чтения
В четвертой четверти учебного года мы решили проверить эффективность системы работы по развитию навыка чтения при работе над повышением уровня познавательных способностей и интеллектуального развития школьника.
Задачи контрольного среза:
- выявить результаты проделанной работы;
- провести диагностику умения читать по методике А. Н. Ждановой в конце учебного года у учащихся, предрасположенных к нарушению чтения.
Мы использовали те же методики, что и на этапе констатирующего среза.
Таблица 5
Сравнительные результаты диагностики нарушения чтения
по методике А. Н. Корнева:
Название задания | Выполнение задания | |||
Констатирующий срез | Контрольный срез | |||
Кол. | % | Кол. | % | |
1. "Найди место фигуре" (матрица). | 14 | 35 | 30 | 75 |
2. "Найди время года". | 20 | 50 | 32 | 80 |
3. Группировка картинок по количественному признаку. | 22 | 55 | 30 | 75 |
4. Счет предметов | 24 | 60 | 42 | 90 |
5. "Дорисуй" | 12 | 30 | 30 | 75 |
6. Серия сюжетных картинок "Прогулка в лесу" | 20 | 50 | 32 | 80 |
7. "Продолжи ряд".Последовательность фигур | 14 | 35 | 30 | 75 |
8. Анализ слова | 22 | 55 | 30 | 75 |
9. Подбор иллюстраций к тексту "Каникулы" | 24 | 60 | 42 | 90 |
10. Дом. Дерево. Человек | 28 | 70 | 42 | 90 |
На основе полученных данных, мы можем доказать эффективность разработанного нами комплекса заданий и упражнений. Мы видим, что произошел количественный и качественный скачок в развитии детей, предрасположенных к дислексии. Если на этапе констатирующего среза было выявлено 50% первоклассников, предрасположенных к нарушению чтения, то на этапе контрольного среза, проведенного в конце учебного года, эта цифра значительно уменьшилась, до 20%. Хочется отметить, даже эти учащиеся улучшили свои качественные показатели, что подтверждают результаты диагностических методик.
Проанализировав результаты диагностики развития модальностей на начало учебного года и конец учебного года, можно сделать вывод, что уровень развития познавательной сферы и мыслительной деятельности значительно вырос. Наглядно данные показаны в сводных таблицах (см. Приложение).
Кроме данных методик была проведена диагностика умения читать первичная (в конце 1 полугодия) и вторичная (в конце 2 полугодия). Для этих целей использовали методику Р. А. Ждановой и рассматривали следующие параметры умения читать:
- темп чтения (к концу 1 класса нормативный темп чтения возрастает до 40 слов в минуту., читать по слогам, а короткие слова целым словом);
- правильность чтения и понимание смысла прочитанного текста;
- выразительное чтение текста (согласно требованиям школьной программы к концу 1 класса ученик должен уметь соблюдать паузы между предложениями и диктуемые знаками препинания).
Таблица 6
Таблица проверки умения читать учащихся, предрасположенных к дислексии:
Фамилия, Имя уч-ся | Показатели умения читать | |||||||||
| Осознанность текста | Выразитель-ное чтение | Правиль-ность (количество ошибок) | Темп (количество слов в минуту) | ||||||
1 класс | 1п/год. | 2п/год. | 1п/год. | 2п/год. | 1п/год. | 2п/год. | 1п/год. | 2п/год. | ||
Вика А. | - | + | + | + | 3 | 0 | 25 | 46 | ||
Вика Б. | - | + | - | + | 3 | 2 | 25 | 40 | ||
Сейран Г. | - | + | - | - | 6 | 3 | 19 | 30* | ||
Влад Е. | - | + | - | + | 4 | 2 | 24 | 48 | ||
Кирилл Е. | - | - | - | - | 5 | 2 | 20 | 29* | ||
Влад З. | + | + | - | - | 3 | 2 | 20 | 39 | ||
Лида Е. | + | + | - | + | 4 | 1 | 25 | 40 | ||
Анжелика Л. | + | + | - | + | 3 | 2 | 24 | 39 | ||
Александра К. | - | + | - | - | 5 | 3 | 23 | 40 | ||
Олег П. | - | - | - | + | 3 | 1 | 24 | 48 | ||
Маша К. | - | - | - | - | 5 | 3 | 20 | 30* | ||
Миша К. | + | + | - | + | 3 | 0 | 24 | 44 | ||
Михаил К. | + | + | - | + | 3 | 0 | 25 | 40 | ||
София Я. | + | + | + | + | 4 | 0 | 24 | 40 | ||
Полина Ч. | - | + | + | + | 2 | 1 | 26 | 45 | ||
Альбина С. | - | - | - | - | 6 | 3 | 21 | 30* | ||
Анастасия Я. | - | + | + | + | 4 | 1 | 22 | 39 | ||
Даниил П. | - | + | - | + | 2 | 0 | 25 | 45 | ||
Екатерина Л. | - | + | + | + | 2 | 0 | 28 | 45 | ||
Кристина Я. | - | + | - | + | 3 | 1 | 27 | 47 |
Как мы видим, к концу обучения в первом классе значительно улучшились результаты проверки навыка чтения учащихся, предрасположенных к дислексии.
Повторный мониторинг дал следующее процентное соотношение:
-
30%- хорошо читающих детей; -
50%удовлетворительно; -
20% учащихся - дислексики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современной школе большое внимание уделяется развивающей направленности образовательного процесса. Особенности развития личности младшего школьника во многом определяют успешность его обучения, специфику овладения им компонентами учебной деятельности, интенсивность формирования у него общеучебных умений и навыков, одним из которых является навык осознанного чтения.
Наша работа посвящена проблеме развития полноценного навыка чтения и повышения общего развития младшего школьника.
На основе анализа психолого-педагогической литературы нами были выделены следующие наиболее важные положения:
- отсутствие единого общепринятого подхода к проблеме нарушения чтения (дислексии);
- наиболее благоприятным для коррекции и профилактики дислексии является начальный этап обучения;
- успешная работа по данной проблеме возможна лишь при создании определенных условий, благоприятствующих формированию функционального базиса навыка чтения и коррекции несовершенного навыка чтения.
Работа Корнева А.Н. по данной проблеме оказали большое влияние на выбор темы исследования, разработку собственных приемов, заданий и упражнений, направленных на развитие навыка чтения и повышения общего развития младшего школьника.
Реализация этой задачи зависит от эффективности используемых учителем методов и приемов и того, насколько творчески он подходит к данной проблеме.
В ходе применения исследовательской работы, целью которой было разработать и апробировать программу и специальный комплекс методических приемов, мы убедились в позитивных изменения у детей с нарушениями чтения. Кроме этого, уровень развития познавательных способностей и интеллектуального развития детей стал гораздо выше, а также повысился уровень качества обучения, что свидетельствует о результативности работы учителя и учащихся по данной проблеме. Результаты работы свидетельствуют об эффективности работы учителя и учащихся по данной проблеме. Использование различных видов и форм развивающих заданий позволило достичь определенного уровня в развитии познавательных способностей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
-
Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения чтением и письмом. М., 1959. -
Бутенко Т. А. Особенности контроля и оценки результатов обучения в начальной школе. - Р. облИУУ, 2006. -
Баканова Н.С. Развитие познавательных способностей. Практический материал. М., 2003. -
Выготский Л.С. Педагогическая психология -М.:Педагогика, 1999. -
Жданова Р. А. О проверке умения читать в начальной школе. Р.облИУУ, 2000. -
Зайцев В.И. Резервы обучения чтению. М, 1991. -
Игнатьева Л. Хотеть недостаточно, надо действовать. Г. 1 Сентября, 8,1997. -
КорневА.Н. Нарушения чтения и письма у детей. Спб.,1997. -
Климанова Л.Ф. Читалочка.- Просвещенпие.2008. -
Кузьмина Т.И. Ранняя диагностика нарушения чтения.М.,2000. -
Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении. М.,2008. -
КолесниковаА.П. 500 игр для развивающего обучения. М. -
Лалаева Л.И. Нарушения чтения и пути их коррекции. Спб., 1998. -
Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности. М, 2001. -
Лайло В.В. Развитие восприятия и изучение алфавита. М, 2001. -
Мельникова И.И. Развитие речи у детей 7-10 лет. М.,2002. -
Мищенкова Л.В. 25 развивающих занятий с детьми. Спб.,2006. -
Менчинская Н.А. Проблемы обучения и умственного развития школьника. -
Никитин Б.П. Развивающие игры. М.,1996. -
Поваляева Е.Р. Педагогическая диагностика и коррекция речи. М.,1998. -
Узорова О.Е. Рабочая тетрадь заданий по интенсивному навыку чтения. -
Холодова О. Рабочая тетрадь по курсу РПС.-М., 2008.