Файл: Курсовая работа Тема Характеристика нарушений чтения у младших школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6. Практическая деятельность:

  • классификация слов на группы;

  • отделение слов от псевдослов;

  • нахождение "лишнего" слова;

  • складывание слов, предложений из половины карточек;

  • работа по индивидуальным карточкам для самостоятельной работы;

  • графический диктант;

  • работа с изографами;

  • моделирование по схемам, конструирование букв из пластилина, проволоки, работа с фольгой "Американские горки".

Мы рассмотрели различные приемы, задания, упражнения, способствующие развитию навыка чтения и повышению общего уровня развития учащихся, систематизированные из различных методических источников, созданные мною и учащимися класса. Трудно рассчитывать на глубокие изменения после нескольких занятий развивающей направленности, только систематическая работа поможет ребенку овладеть полноценным навыком чтения, а значит приведёт к хорошим и отличным отметкам.
2.4 Проверка эффективности системы работы по развитию навыка чтения
В четвертой четверти учебного года мы решили проверить эффективность системы работы по развитию навыка чтения при работе над повышением уровня познавательных способностей и интеллектуального развития школьника.

Задачи контрольного среза:

- выявить результаты проделанной работы;

- провести диагностику умения читать по методике А. Н. Ждановой в конце учебного года у учащихся, предрасположенных к нарушению чтения.

Мы использовали те же методики, что и на этапе констатирующего среза.
Таблица 5

Сравнительные результаты диагностики нарушения чтения

по методике А. Н. Корнева:

Название задания

Выполнение задания

Констатирующий срез

Контрольный срез

Кол.

%

Кол.

%

1. "Найди место фигуре" (матрица).

14

35

30

75

2. "Найди время года".

20

50

32

80

3. Группировка картинок по количественному признаку.

22

55

30

75

4. Счет предметов

24

60

42

90

5. "Дорисуй"

12

30

30

75

6. Серия сюжетных картинок "Прогулка в лесу"

20

50

32

80

7. "Продолжи ряд".Последовательность фигур

14

35

30

75

8. Анализ слова

22

55

30

75

9. Подбор иллюстраций к тексту "Каникулы"

24

60

42

90

10. Дом. Дерево. Человек

28

70

42

90



На основе полученных данных, мы можем доказать эффективность разработанного нами комплекса заданий и упражнений. Мы видим, что произошел количественный и качественный скачок в развитии детей, предрасположенных к дислексии. Если на этапе констатирующего среза было выявлено 50% первоклассников, предрасположенных к нарушению чтения, то на этапе контрольного среза, проведенного в конце учебного года, эта цифра значительно уменьшилась, до 20%. Хочется отметить, даже эти учащиеся улучшили свои качественные показатели, что подтверждают результаты диагностических методик.

Проанализировав результаты диагностики развития модальностей на начало учебного года и конец учебного года, можно сделать вывод, что уровень развития познавательной сферы и мыслительной деятельности значительно вырос. Наглядно данные показаны в сводных таблицах (см. Приложение).

Кроме данных методик была проведена диагностика умения читать первичная (в конце 1 полугодия) и вторичная (в конце 2 полугодия). Для этих целей использовали методику Р. А. Ждановой и рассматривали следующие параметры умения читать:

- темп чтения (к концу 1 класса нормативный темп чтения возрастает до 40 слов в минуту., читать по слогам, а короткие слова целым словом);

- правильность чтения и понимание смысла прочитанного текста;

- выразительное чтение текста (согласно требованиям школьной программы к концу 1 класса ученик должен уметь соблюдать паузы между предложениями и диктуемые знаками препинания).

Таблица 6

Таблица проверки умения читать учащихся, предрасположенных к дислексии:

Фамилия, Имя уч-ся

Показатели умения читать




Осознанность текста

Выразитель-ное чтение

Правиль-ность (количество ошибок)

Темп (количество слов в минуту)

1 класс

1п/год.

2п/год.

1п/год.

2п/год.

1п/год.

2п/год.

1п/год.

2п/год.

Вика А.

-

+

+

+

3

0

25

46

Вика Б.

-

+

-

+

3

2

25

40

Сейран Г.

-

+

-

-

6

3

19

30*

Влад Е.

-

+

-

+

4

2

24

48

Кирилл Е.

-

-

-

-

5

2

20

29*

Влад З.

+

+

-

-

3

2

20

39

Лида Е.

+

+

-

+

4

1

25

40

Анжелика Л.

+

+

-

+

3

2

24

39

Александра К.

-

+

-

-

5

3

23

40

Олег П.

-

-

-

+

3

1

24

48

Маша К.

-

-

-

-

5

3

20

30*

Миша К.

+

+

-

+

3

0

24

44

Михаил К.

+

+

-

+

3

0

25

40

София Я.

+

+

+

+

4

0

24

40

Полина Ч.

-

+

+

+

2

1

26

45

Альбина С.

-

-

-

-

6

3

21

30*

Анастасия Я.

-

+

+

+

4

1

22

39

Даниил П.

-

+

-

+

2

0

25

45

Екатерина Л.

-

+

+

+

2

0

28

45

Кристина Я.

-

+

-

+

3

1

27

47



Как мы видим, к концу обучения в первом классе значительно улучшились результаты проверки навыка чтения учащихся, предрасположенных к дислексии.

Повторный мониторинг дал следующее процентное соотношение:

  • 30%- хорошо читающих детей;

  • 50%удовлетворительно;

  • 20% учащихся - дислексики.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современной школе большое внимание уделяется развивающей направленности образовательного процесса. Особенности развития личности младшего школьника во многом определяют успешность его обучения, специфику овладения им компонентами учебной деятельности, интенсивность формирования у него общеучебных умений и навыков, одним из которых является навык осознанного чтения.

Наша работа посвящена проблеме развития полноценного навыка чтения и повышения общего развития младшего школьника.

На основе анализа психолого-педагогической литературы нами были выделены следующие наиболее важные положения:

- отсутствие единого общепринятого подхода к проблеме нарушения чтения (дислексии);

- наиболее благоприятным для коррекции и профилактики дислексии является начальный этап обучения;

- успешная работа по данной проблеме возможна лишь при создании определенных условий, благоприятствующих формированию функционального базиса навыка чтения и коррекции несовершенного навыка чтения.

Работа Корнева А.Н. по данной проблеме оказали большое влияние на выбор темы исследования, разработку собственных приемов, заданий и упражнений, направленных на развитие навыка чтения и повышения общего развития младшего школьника.

Реализация этой задачи зависит от эффективности используемых учителем методов и приемов и того, насколько творчески он подходит к данной проблеме.

В ходе применения исследовательской работы, целью которой было разработать и апробировать программу и специальный комплекс методических приемов, мы убедились в позитивных изменения у детей с нарушениями чтения. Кроме этого, уровень развития познавательных способностей и интеллектуального развития детей стал гораздо выше, а также повысился уровень качества обучения, что свидетельствует о результативности работы учителя и учащихся по данной проблеме. Результаты работы свидетельствуют об эффективности работы учителя и учащихся по данной проблеме. Использование различных видов и форм развивающих заданий позволило достичь определенного уровня в развитии познавательных способностей.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения чтением и письмом. М., 1959.

  2. Бутенко Т. А. Особенности контроля и оценки результатов обучения в начальной школе. - Р. облИУУ, 2006.

  3. Баканова Н.С. Развитие познавательных способностей. Практический материал. М., 2003.

  4. Выготский Л.С. Педагогическая психология -М.:Педагогика, 1999.

  5. Жданова Р. А. О проверке умения читать в начальной школе. Р.облИУУ, 2000.

  6. Зайцев В.И. Резервы обучения чтению. М, 1991.

  7. Игнатьева Л. Хотеть недостаточно, надо действовать. Г. 1 Сентября, 8,1997.

  8. КорневА.Н. Нарушения чтения и письма у детей. Спб.,1997.

  9. Климанова Л.Ф. Читалочка.- Просвещенпие.2008.

  10. Кузьмина Т.И. Ранняя диагностика нарушения чтения.М.,2000.

  11. Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении. М.,2008.

  12. КолесниковаА.П. 500 игр для развивающего обучения. М.

  13. Лалаева Л.И. Нарушения чтения и пути их коррекции. Спб., 1998.

  14. Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности. М, 2001.

  15. Лайло В.В. Развитие восприятия и изучение алфавита. М, 2001.

  16. Мельникова И.И. Развитие речи у детей 7-10 лет. М.,2002.

  17. Мищенкова Л.В. 25 развивающих занятий с детьми. Спб.,2006.

  18. Менчинская Н.А. Проблемы обучения и умственного развития школьника.

  19. Никитин Б.П. Развивающие игры. М.,1996.

  20. Поваляева Е.Р. Педагогическая диагностика и коррекция речи. М.,1998.

  21. Узорова О.Е. Рабочая тетрадь заданий по интенсивному навыку чтения.

  22. Холодова О. Рабочая тетрадь по курсу РПС.-М., 2008.