Файл: Курсовая работа Тема Характеристика нарушений чтения у младших школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Первый блок – это начальный этап формирования функционального навыка чтения. Цель данного блока состоит в формировании и развитии у младших школьников необходимого уровня познавательных процессов и мыслительной деятельности, которые "отвечают" за навык чтения:развитие познавательных процессов и мыслительных операций:

  1. развитие восприятия, ориентировки в пространстве и расширения поля зрения;

  1. развитие словесно-логического мышления и навыка смысловой догадки, вербально-логического мышления, конструктивного мышления;

  1. развитие внимания (произвольность, распределение, концентрация, переключение);

  1. развитие памяти (оперативной, слуховой, зрительной, образной );

Чтобы активизировать познавательную активность младших школьников, используем различные задания, упражнения, оформленные в игровом "ключе": языковые игры, ребусы, игр, занимательные и веселые задания.

Внимание и запоминание у семилетних детей в основном слабо развито, тем более, если не создается определенная мотивационная обстановка. Вводим в урок игровые ситуации: всегда легче усвоить и запомнить то, что интересно.

Кроме работы в данном направлении необходимо уделять внимание на уроке развитию связной речи, расширению словарного запаса учащихся и развитию артикуляционной моторики.

Как известно уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Практика работы с детьми показала, тренировка движений пальцев рук стимулирует речевое и умственное развитие ребенка. Поэтому уделяем внимание и развитию ручного праксиса. В ходе физминуток на занятиях дети могут "конструировать" с помощью учителя, различные предметы и объекты, проводить элементы самомассажа, пальчиковую гимнастику. Много внимания актуальности данного вопроса уделила в своей работе Поваляева Е.Г. [21].

На основе изученного опыта автора нами была составлена таблица, которая наглядно показывает направления работы по развитию ручного праксиса и примерное содержание заданий .

Второй блок- это совершенствование навыка чтения. Работать необходимо в двух направлениях: совершенствуя способ чтения и устраняя различные трудности и недостатки.


Устранение технических недостатков в чтении:

  1. работа над постановкой ударения в словах;

  1. работа над устранением регрессии;

  1. работа над трудными для чтения словами.

-Работа над совершенствованием навыка чтения:

  1. работа на этапе послогового чтения;

  1. работа на этапе чтения слогами и целым словом;

  1. увеличение скорости чтения.

На каждом занятии полезно проверять чтение на время. Материалом будут выступать слоговая таблица. Количество слогов будет неизменным, но структура предлагаемых для прочтения слогов от занятия к занятию усложняется. Такая ежедневная проверка доводит до автоматизма чтение слогов и даст ребенку возможность наглядно следить за динамикой своих успехов .

Развитие самоконтроля и саморегуляции:

  1. формирование осознанного восприятия эмоций и умение адекватно выражать эмоциональное состояние;

  2. формирование и развитие произвольной регуляции деятельности и поведения;

Чтобы учебная деятельность была результативной, ребенок должен научиться самостоятельно ставить перед собой цель, понимать, что и для чего он делает. Это непростая задача. Путь к результативности начинается с формирования осознанного отношения к учебе, умения понимать учебное задание. Поэтому начинать выполнение любого задания с его чтения и последующего вопроса: "Скажи, что нужно сделать (узнать) в этом задании?"

Не менее важным является умение спланировать свои действия. " Ты знаешь, что нужно делать. А теперь скажи, как будешь это делать?" Обучение поэтапному планированию нужно использовать при подготовке любых заданий. Овладевать приемами учебной деятельности необходимо на каждом этапе развития навыка чтения. Постепенно ребенок научиться планировать последовательность своих действий самостоятельно. Успешность овладения названными приемами требует от учителя формирования мотивации, при которой ребенок будет испытывать желание постоянно совершенствоваться в чтении.


2.3 Виды работ по развитию навыка чтения в ходе учебной деятельности

Так как в каждом классе есть учащиеся, которые не овладевают навыками чтения на уровне стандарта в установленные сроки, считаю целесообразно и необходимо включать в процесс учебной деятельности задания, упражнения, игры развивающей направленности.



Виды работ на уроках обучения грамоте:

1. Организационный момент. Психологический настрой на продуктивную работу:

  1. "Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре,

смело, четко говорим и тихонечко сидим";

  1. "Прежде чем работать сесть, посмотрите, все ли есть?"

  1. Игра на внимание: "Отстучи ритм", "Что изменилось?", "Зеркало".

2. Эмоциональные разминки:

  1. Пантомимы: показ предметов и действий жестами: " Изобразим хитрую лису, трусливого зайца без помощи карандаша".

  1. Элементы "Вальдорфской педагогики": медленное прорисовывание петли, клубка, полета пчелы с целью сконцентрировать внимание, урегулировать процессы возбуждения и торможения;

  1. "Пиктограммы": найти изображенное на рисунке то выражение лица, которое

соответствует настроению, "улучшим свое настроение";

  1. Психотренинг "Дыхание цветов": медленно вдыхаем "ароматы цветов, радости, разума", а выдыхаем "печаль, зло".

3. Речевая разминка.

Таблица 3

Комплекс заданий на развитие речи, обогащение словарного запаса, артикуляционной моторики, развитие фонематического слуха и представлений, слогового анализа и синтеза для учащихся 1-2 классов:

Упражнения

Методика проведения

Языковые игры.

"Наборщик"

Составление слов из букв заданного слова. Например: контрабас- бас, кон, раб, тон, рост, работа, кора, бант.

"Лесенки" (букварный период)

Подбор слов на определенную букву. В каждом последующем слове должно быть на одну букву больше.

"Шифровщик"

Кодирование слова, используя номер буквы в алфавите.

"Бесконечное предложение"

Распространить предложение. Например: Облако. Облако мечтает. Прекрасное облако мечтает. За окном мечтает прекрасное облако.

"Доскажи словечко"

Рисовать умеет наш

Деревянный (карандаш)

"Перевертыши"

Буквы перепутаны местами (маиз- зима), Читай справа- налево и слева- направо.

"Поймай звук"

"Бросаю рукой" звуки, а дети произносят, какое слово получилось.

"Объяснял-ки"

Дать описание любому предмету, для чего служит, сравнение предмета с другим.

"Наоборот"

Придумать слова- антонимы.

"Из слогов – слова"

Составь: ро- (га), (жи), ( са).

"Меткое слово"

Объясни пословицу.

Работа над дикцией.

Скороговорки.

"Произнеси слово быстро и наоборот"




4. Развитие познавательных процессов и мыслительной деятельности
Таблица 4

Комплекс заданий по развитию познавательных процессов и мыслительной деятельности для учащихся 1-2 классов:

Задания

Методика проведения

"Слева, справа, ниже, выше – нарисуешь, как услышишь"

Цель - научиться ориентироваться в пространстве. Упражнение выполняется по словесной инструкции.

"Найди друзей для одинокого слова"

Цель: формирование умения находить внутренний смысл абстрактных понятий

"Собираем буквы- грибы"

Цель- развитие способности анализировать письменный текст. Задание заключается в вычеркивании, выделении особым образом определенной буквы в тексте.

"Кто же вылечит слова?"

Цель: развитие навыка смысловой догадки. Догадайся, какие буквы пропущены в тексте?

"Как слова дружили"

Цель: развитие словесно- логического мышления. Подумай и скажи, чем похожи между собой слова в каждой из строчек. Что их объединяет в пары, тройки? Например: 1. Яблоко и арбуз. 2. Сахар и снег. 3. Книга, крыша, коробка. 4. Труд и река.

"Найди лишнее слово"

Цель: развитие словесно - логического мышления. Определить " лишнее" слово по определенному признаку. Например: арбуз, вишня, яблоко, груша.


5. Развитие навыка чтения:

  • Чтение текста "вверх ногами", с прикрытой половиной страницы, табличных слов "наоборот";

  • "Спортивное чтение" (чтение бессмысленных слогов из 3-4 букв на скорость и договаривание их до целых слов по методике Лысенковой);

  • Чтение слоговых таблиц-тренажеров (О.Узорова, Е.Нефедова);

  • "Жужжащие чтение" (чтение вслух одновременно в полголоса 5 минут по методике Зайцева И.);

  • Зрительные диктанты по методике Федоренко И. (развитие оперативной памяти);

  • Упражнения в многократном чтении с самозамером по методике Пальченко И., Федоренко И. (повышение скорости чтения);

  • "Чтение с вторением" по методике Зайцева (работа над выразительным чтением текста).