Файл: Анализ конкурентов на рынке и исследование собственной конкурентоспособности на примере Пиццерии «Оки-Доки».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 261

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы курсовой работы в настоящее время сомнения не вызывает.

Сегодня значение стратегического развития фирм и конкурентоспособности предприятий для российского бизнеса трудно переоценить. Рост конкуренции, снижение информационных барьеров, глобализация - все это требует от руководителей поиска профессиональных подходов к принятию и реализации стратегических решений, повышающих конкурентоспособность предприятий.

Общественное питание играет все возрастающую роль в жизни современного общества. Это обеспечивается, прежде всего, изменением технологий переработки продуктов питания, развитием коммуникаций, средств доставки продукции и сырья, интенсификацией многих производственных процессов.

Для того чтобы выжить и успешно развиваться в условиях конкуренции, предприятия общественного питания должны следить за всеми изменениями на рынке: требованиями потребителей, соотношением цен, конкуренцией, а также за созданием новых изделий, введением новых элементов в дистрибьюторскую сеть.

Обращение к изучению именно этого вопроса обусловлено тем, что вопросы конкурентоспособности товаров, услуг, производителей и предприятий стали наиболее актуальными в последние годы в период перехода к рыночной экономике. Рост конкуренции, снижение информационных барьеров, глобализация - все это требует от руководителей поиска профессиональных подходов к принятию и реализации стратегических решений, повышающих конкурентоспособность своих предприятий.

Целью курсовой работы является рассмотреть сущность конкурентоспособности предприятий и методику оценки конкурентоспособности предприятий.

Задачи курсовой работы:

  • раскрыть понятие конкурентоспособности предприятий,
  • исследовать факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятий,
  • на примере Пиццерии «Оки Доки» рассмотреть конкурентоспособность предприятия общественного питания,
  • дать оценку конкурентоспособности Пиццерии «Оки-Доки»,
  • разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности пиццерии.

Объект исследования - Пиццерия «Оки-Доки», компания, основным видом деятельности которой является общественное питание.

Пиццерия «Оки-Доки» - это сеть пиццерий и доставки еды на дом и в офис, специализирующаяся на приготовлении классической американской пиццы - пышное тесто с большим количеством начинки, а также много других блюд, в том числе и японской кухни.


Предмет исследования – показатели конкурентоспособности.

Методологической основой в изучении данного вопроса являются учебная и специальная литература, периодическая печать, отчетность и документы Пиццерии «Оки-Доки».

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические основы исследования конкурентоспособности предприятия

1.1 Понятие конкурентоспособности предприятий

В течение многих десятков лет в нашей стране, в условиях высокой монополизации производителей, регулятором производства продукции являлся не реальный спрос, а - с точностью до наоборот - производство и административно-командный механизм распределения, которые регулировали потребление, формировали потребности и выпуск показателей. В этих условиях проблема конкурентоспособности товара, у производителей практически не вставала, а если и возникала, то решалась лишь в отношении той продукции, которая подлежала реализации на внешнем рыке. С развитием рыночного механизма эта проблема в нашей стране, естественно, резко обострилась, и ее решение требовало от всех субъектов рынка активного поиска путей и методов повышения конкурентоспособности производимых и потребляемых товаров [5, С.12]. В связи с этим в современной экономике главным направлением финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегии каждого производителя становится повышение конкурентоспособности производимого им товара для закрепления его позиций на рынке в целях получения максимальной прибыли.

Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке [6, С.9] .

Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку, либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность характеризует степень развития общества [13, С.21]. Чем выше конкурентоспособность страны, тем выше жизненный уровень в этой стране.


Только выход на рынок с конкурентоспособным товаром дает возможность предприятию выжить в условиях рынка. Предприятия, вкладывающие силы в неконкурентоспособный товар обречены на гибель. Строгое значение понятия конкуренция, очевидно, заключается в том, что один человек состязается с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо [10, С.121].

Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких факторов, как:

  • конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках;
  • вид производимого товара;
  • ёмкость рынка (количество ежегодных продаж);
  • лёгкость доступа на рынок;
  • однородность рынка;
  • конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке;
  • конкурентоспособность отрасли;
  • возможность технических новшеств в отрасли;
  • конкурентоспособность региона и страны.

Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия–производителя продукции соотносятся между собой как часть и целое. Возможность компании конкурировать на определённом товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности экономических методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.

Таким образом, конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.

1.2 Факторы и принципы конкурентоспособности предприятий

Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия соотносятся между собой как часть и целое. Возможность компании конкурировать на определённом товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара или услуги и совокупности экономических методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы [8, С.39].

Конкурентоспособность товара или услуги - решающий фактор коммерческого успеха предприятия на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того важной составной частью конкурентоспособности товара или услуги является уровень затрат потребителя за время его эксплуатации.


Поскольку конкуренция предприятий на рынке принимает вид конкуренции самой продукции, возрастает значение свойств, сообщаемых продукции предприятия, изготовившего и продающего её на мировом рынке.

Проблема качества и конкурентоспособности продукции и услуг носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя.

Конкурентоспособность и качество - концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать выпускать и сбывать товары и услуги.

Качество выпускаемой продукции или услуги является важнейшим критерием деятельности любого предприятия. Повышение качества определяет степень выживаемости фирмы в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии, общий рост эффективности производства [12, С.19].

Предприятия, добившиеся значительных успехов в повышении качества выпускаемой продукции или услуги, имеют реальную возможность:

  • увеличить долю занимаемого рынка сбыта,
  • повысить отпускную цену на продукцию и, соответственно, прибыль предприятия;
  • проводить более эффективную рекламную компанию продукции и фирмы в целом;
  • укрепить доверие хозяйственных партнеров при осуществлении взаимных поставок;
  • повысить уровень конкурентоспособности продукции и укрепить деловой имидж предприятия [14, С.112].

Таким образом, взаимосвязь конкурентоспособность товара и качества проявляется в:

  • соответствие по всем параметрам требованиям рынка, покупателей, потребителей,
  • сравнительная характеристика потребительских и стоимостных параметров данного товара по отношению к товару-конкуренту. Определяемая в качестве показателя конкурентоспособность товара выражается отношением полезного эффекта к цене потребления (цена товара и цена его эксплуатации),
  • совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, которые отражают отличия его от товара-аналога и обеспечивают этому товару преимущества на конкретном рынке в заданный промежуток времени,
  • способность товаров и услуг отвечать требованиям рынка [9, С.42].

Главными причинами повышения качества продукции являются:

  • обеспечение выпуска продукции с максимальным соответствия ее свойств существующим и перспективным потребностям рынка;
  • повышение технического уровня качества продукции до уровня лучших отечественных и зарубежных образцов;
  • установление экономически оптимальных заданий по повышению качества продукции с точки зрения их ресурсного обеспечения и запросов потребителей;
  • совершенствование структуры выпускаемой продукции путем оптимизации ее типоразмерного ряда;
  • увеличение выпуска сертифицированной продукции;
  • улучшение отдельных потребительских свойств уже выпускаемой продукции (надежность, долговечность, безопасность, экономичность и др.);
  • современное сокращение выпуска или снятие с производства морально устаревших и неконкурентоспособной продукции;
  • обеспечение строгого соблюдения требований стандартов, технических условий и другой нормативно-технической документации, своевременное внедрение вновь разработанных и пересмотр устаревших стандартов;
  • разработка и реализация конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение заданного уровня качества;
  • увеличение экономической эффективности производства и использования продукции улучшенного качества [7, С.78].

Повышение и обеспечение качества должно осуществляться на разных уровнях управления и этапах жизненного цикла изделий, включая проектирование, производство и эксплуатацию. Планы повышения качества должны быть обеспечены необходимыми материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, а планируемые показатели и мероприятия по повышению качества необходимо тщательно обосновать расчетами экономической эффективности.

Таким образом, конкурентоспособность - это важная рыночная категория, отражающая одно из важнейших свойств рынка - его конкурентность. При неизменных качественных характеристиках изделия его конкурентоспособность может изменяться в достаточно широких пределах, реагируя на различные факторы, определяемые конкурентной средой предприятия.

Глава 2. Состояние и оценка конкурентоспособности Пиццерии «Оки-Доки» в современных условиях

2.1 Краткая характеристика предприятия общественного питания

Пиццерия «Оки-Доки» - это кафе быстрого обслуживания, специализирующееся на приготовлении классической американской пиццы – пышное тесто с большим количеством начинки.

История «Оки-Доки» берёт своё начало в 2008 году, когда открывается первая пиццерия «Оки-Доки» (на Луговой, 18). На тот момент конкуренция на рынке недорогого общественного питания была уже достаточно высока, но при этом престижность кафе fast-food среди населения Новосибирска была низкой.

И тогда «Оки-Доки» ставит перед собой задачу – создать кафе Fast Food нового уровня - и ставит во главу угла следующие принципы:

- вкусная, свежая еда высокого качества;

- низкие цены, доступность для любой категории посетителей;

- уютная расслабляющая атмосфера, внимательный персонал.

Точное следование этим принципам позволяет занять прочное место на рынке и заслужить любовь посетителей и уважение коллег из отрасли. Вместе с тем растёт престиж кафе fast-food’а. Оно становится не просто местом, где можно быстро перекусить, но и тем местом, куда люди приходят, чтобы приятно провести время в уютной и позитивной обстановке. Кафе всё чаще выбирают для детских праздников, свиданий и даже деловых встреч.