Файл: Законодательные основы организации образовательной деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

3) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Основные образовательные программы и дополнительные образовательные программы могут быть адаптированы с учетом особых образовательных потребностей обучающегося (обучающихся) с ОВЗ. Образовательная программа образовательной организации может включать в себя любые варианты АООП НОО или АОП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Примерные адаптированные образовательные программы для категорий обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о размещены на электронном ресурсе: http://fgosreestr.ru

Варианты программ представлены в таблице 1.

Таблица 1

Категория детей с ОВЗ

Варианты программ ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

Глухие дети

1.11.21.31.4

Слабослышащие дети

2.12.22.3

Слепые дети

3.13.23.33.4

Слабовидящие дети

4.14.24.3

Дети с тяжелыми нарушениями речи

5.15.2, 5.3

Дети с нарушениями ОДА

6.16.26.36.4

Дети с задержкой психического развития

7.17.2, 7.3

Дети с расстройствами аутистического спектра

8.18.28.38.4

Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - варианты 12


Согласно ч. 9 ст. 108 ФЗ N 273 выданные до 1 сентября 2013 г. лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации переоформляются в целях приведения образовательной деятельности в соответствие с ФЗ N 273 до 1 июля 2016 года. Если переоформление лицензии и свидетельства о государственной аккредитации вызвано исключительно приведением образовательной деятельности в соответствие с ФЗ N 273 (без проведения лицензирования или государственной аккредитации новых образовательных программ либо новых мест осуществления образовательной деятельности), то названные процедуры осуществляются без проведения проверки соответствия образовательной организации лицензионным требованиям и аккредитационной экспертизы соответственно. В остальных случаях данные мероприятия проводятся согласно установленному порядку.

В соответствии со статьей 16 ФЗ N 273 предусмотрена возможность реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Порядок применения дистанционных образовательных технологий утвержден приказом Минобрнауки России 9 января 2014 года N 2 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ".

В данном разделе представлены документы федерального, регионального, муниципального уровней и уровня образовательной организации, знание которых является обязательным для руководителей образовательных организаций и желательным для всех членов педагогических коллективов. Это обусловлено тем, что обеспечение качественного образования детей с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о является обязанностью каждого педагога.

Введение.

Актуальность.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из наиболее дискуссионных и острых вопросов образования. По данным Специализированного учреждения Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) почти два миллиона детей Российской Федерации имеют особенности в психологическом и физическом развитии. Статистика Министерства просвещения Российской Федерации свидетельствует о ежегодном росте количества детей с ограниченными возможностями здоровья не менее чем на пять процентов. В Федеральном законе от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определены нормативно-правовые аспекты образования детей со статусом ограниченные возможности здоровья (детей инвалидов), определены формы обучения. Законодательство Российской Федерации наделяет детей с ограниченными возможностями здоровья правом на образование и гарантирует реализацию этого права. Однако, наделяя таких детей данным правом, оно не всегда может реализоваться в современных условиях. Необходимость качественного правового регулирования образования детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной правовой проблемой.



Теоретическая основа исследования. Необходимость включения каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду, является концептуальным положением педагогической науки, которое обозначено в «Конвенции ООН о правах ребенка» (Резолюция 45/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года); в Саламанкской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» (Саламанка, 7 Испания, 7-10 июня 1994 год); в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. На сегодняшний день образование детей с ограниченными возможностями здоровья на территории РФ регулируется: Конституцией РФ, Федеральным законом об образовании в РФ, Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 9 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; Постановлением Правительства РФ от 19.04.2016 № 328 «О внесении изменений в государственную программу «Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы» (с изменениями и дополнениями от 01.02.2018); Распоряжением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования», Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования оказания им при этом необходимой помощи», др.

Согласно части 3 статьи 79 ФЗ N 273 под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

В соответствии с данной статьей органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования с учетом рекомендаций ПМПК, а для инвалидов - в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида организуется обучение названной категории обучающихся, включая создание специальных условий в общеобразовательных организациях, реализующих как основные общеобразовательные программы, так и адаптированные основные общеобразовательные программы, как в отдельном коррекционном классе, так и совместно с другими обучающимися.


Объектом исследования является законодательные основы организации образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Предмет исследования – проблемы и особенности правового регулирования образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, практики применения данных норм в сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях.

Целью работы: выявление проблем правового регулирования образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях и разработка мер по усовершенствованию законодательного регулирования.

Задачи:

1. Определить понятие «ребенок с ограниченными возможностями здоровья», охарактеризовать классификацию лиц с ограниченными возможностями здоровья;

2. Определить нормативно-правовую базу, регламентирующую особенности получения образования в профессиональных образовательных организациях;

3. Выявить пробелы и коллизии в нормативно-правовом обеспечении образования детей с ограниченными возможностями здоровья на примере ГБПОУ СО «Серовский политехнический техникум;

5. Разработать предложения по внесению изменений в нормативноправовые акты, обеспечивающие образование детей с ограниченными возможностями здоровья.

При проведении исследования использовались:

- Теоретические методы: изучение литературы (психологопедагогической, учебной, методической, социологической и др.). Использовался анализ сравнения и сопоставления подходов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, исторический анализ. Анализировался зарубежный и Российский опыт инклюзивного образования.

- Эмпирические методы: изучение и анализ нормативно-правовых актов, регулирующих образование детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях. Использовалось включенное наблюдение за образовательным процессом в ГБПОУ СО «Серовский политехнический техникум». - Социологические методы: опрос, интервьюирование.

- Диагностические методы: произведен анализ наполняемости компонентов образовательной среды обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях. Источники исследования. Основными источниками исследования являются международные акты, нормативно-правовые акты Российской Федерации, а также локальные нормативные акты ГБПОУ СО «Серовский политехнический техникум».


1.Правовые основы образования детей с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях

1.1. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья: понятие, сущность, классификация. Дети с различными отклонениями в развитии (психическими, физическими) имеют свои индивидуальные особенности, которые отличают одну категорию таких детей от другой. При определении организации коррекционного образования необходимо опираться на анализ нарушенного психического развития, компенсаторных возможностей и наличие сохраненных функций ребенка. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общество обусловлена процессом и результатом предоставления такому ребенку, прав и возможностей в образовании. Реализация права на образование должна компенсировать ребенку с ограниченными возможностями здоровья отклонения в развитии и помочь ему социализироваться.

Законодательством Российской Федерации закреплено определение понятия «лицо с ограниченными возможностями здоровья», но несмотря на это, не все дети, имеющие какие-либо недостатки в физическом или психическом развитии, признаются детьми с ограниченными возможностями здоровья, соответственно, не все могут претендовать на создание для них специальных условий обучения. Наиболее подходящим определением в законодательстве Российской Федерации могло бы стать определение «лицо с особыми образовательными потребностями». С научной точки зрения понятие «лицо с особыми образовательными потребностями» способствовало бы уменьшению границ между научными познаниями о ребенке с ограниченными возможностями здоровья и о нормальном ребенке. Понятие «лицо с особыми образовательными потребностями» объединят в себе и детей с нарушениями интеллекта и детей, не имеющих таких нарушений. С социально-педагогической точки зрения, понятие «особые образовательные потребности» обязывает в первую очередь принимать педагогические решения, способствующие улучшению качества жизнедеятельности и интеграции такого ребенка в образовательную среду. Л.Ф. Фатихова, И.Д. Маркевич «особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривают, как особые условия организации обучения и воспитания, а также получение ими специальной психолого-педагогической помощи» .