Файл: Законодательные основы организации образовательной деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Нормативно-правовые акты Российской Федерации так же гарантируют и закрепляют право лиц с ограниченными возможностями здоровья на образование, в том числе на профессиональное. Все граждане Российской Федерации обеспечиваются равными правами по отношению к сфере образования. Государством гарантируется и обеспечивается общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. К основным нормативно-правовым актам, регулирующим особенности образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, относятся: - Федеральный закон об образовании в РФ; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2013 № 292 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»; - Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение (утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 02.07.2013 № 513); - Методические рекомендации по организации приемной кампании лиц в ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на обучение по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.05.2017 № 06- 517 "О дополнительных мерах»); - Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 11.02.2019 № 05-108 «О профессиональном обучении лиц с различными формами умственной отсталости»; - Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 20.02.2019 № ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся 27 с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью» (вместе с «Разъяснениями о сопровождении образования обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью» и другие.1Особенности образования детей с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях определяются Министерством просвещения Российской Федерации и федеральным органом исполнительной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. Федеральный закон об образовании в РФ дает базовые определения: -«инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей
; - адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» 2 . Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано: - совместно с другими обучающимися; - в отдельных классах, группах; 1 Сборник вопросов и ответов в области деятельности профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и профессионального обучения для инвалидов и обучающихся с ОВЗ в 2018 году. Москва: «Национальный институт инноваций». 2018. 48 с. 2 Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ // Российская газета. 2012. 31 декабря. Ст. 79
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.
1.2. Особенности правового регулирования образования детей с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях
Право на образование в Российской Федерации регулируется существенным количеством международных и федеральных нормативноправовых актов. Одним из основополагающих международных актов по вопросам соблюдения прав личности и прав на образование является "Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948). В данном международном нормативно-правовом акте содержится основа для реализации прав личности, которая послужила фундаментом развития других международных актов в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. В статье 26 "Всеобщей декларации прав человека" содержится историческое положение – «каждый человек имеет право на образование». 25 Цель образования – всестороннее развитие человеческой личности, помощь в осознании ее достоинства, укрепление уважения к правам человека и его основным свободам.
Особенности образования детей с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях определяются Министерством просвещения Российской Федерации и федеральным органом исполнительной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. Федеральный закон об образовании в РФ дает базовые определения: -«инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; - адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» ( 2 Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ // Российская газета. 2012. 31 декабря. Ст. 79.)
Повышение интереса детей с ограниченными возможностями здоровья к профессиональному обучению связано с общей тенденцией увеличения выпускников коррекционных школ с нарушениями психофизического развития. Однако, изученные нормативно-правовые акты, обеспечивающие образование детей с ограниченными возможностями здоровья, свидетельствуют о том, что до сих пор не разработаны: 1. Медицинские нормативные документы, позволяющие классифицировать детей с ограниченными возможностями здоровья; 2. Нормативно-правовые акты, регламентирующие процесс профессионального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. 33 Для эффективности правового регулирования образования детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо: 1. Утвердить перечень заболеваний, в связи с которым наступают ограничения возможностей здоровья; 2. Разработать Федеральный государственный образовательный стандарт профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости); 3. Разработать нормативно-правовую базу по медицинскому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости) в процессе освоения ими программы профессионального обучения.
Анализ и обобщение нормативно-правовых актов, регулирующих образование детей с ограниченными возможностями здоровья выявили следующие особенности: 1. образование детей с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организация требует создания специальных условий обучения для таких детей; 2. образовательный процесс осуществляется по адаптированной образовательной программе, разработанной на основе рекомендаций ПМПК; 3. для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями интеллекта) имеется возможность освоить профессию, при отсутствии аттестата основного общего образования; 4. отсутствует ФГОС профессионального образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.