Файл: Курсовая работа по дисциплине Конституционное право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая образовательная организация

высшего образования

Центросоюза Российской Федерации

СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

Кафедра конституционного и административного права

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Конституционное право»

на тему: Этапы конституционного развития в РФ
Студента (ки) 2 курса

ФИО Кленина Татьяна Александровна

Шифр ЮБ-З-10-21-004

Руководитель

Должность, ученое звание, степень

______________________________

ФИО Степанова Вера Владимировна

Оценка после защиты ___________

Подпись ФИО __________________

Дата защиты ___________________

Новосибирск

2023

ОГЛАВЛЕНИЕ




ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ РОССИИ ДО 1936 Г. 4

1.1 Возникновение конституционного процесса в России и его развитие до 1917 г. 4

1.2 Анализ первых конституций России 10

2. ОСОБЕННОСТИ ЭТАПОВ КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ С 1936 Г. 15

2.1 Сравнительный анализ конституций 1936 и 1977 годов 15

2.2 Особенности Конституции РФ 1993 г. и поправки в Конституции Российской Федерации в 2020 году 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 34



ВВЕДЕНИЕ



Актуальность данной работы состоит в том, что до сих пор не достигнуто полного соглашения по поводу конституционного развития Российской Федерации и её современных проблем.

Конституционное право - это ведущая отрасль российского права, представляющая собой совокупность юридических норм принимаемых непосредственно народом, органами местного самоуправления, а так же установленных государством, исполнение которых обеспечивает государство.

Объектом рассмотрения в курсовой работе является конституционализм - как учение о конституции.

Предметом являются основные этапы конституционной реформы Российской Федерации и современные проблемы, вытекающие из данного конституционного развития.

Целью работы является проанализировать основные этапы конституционной реформы и на основе анализа выявить проблемы правового развития современной России.

Задачами исследования являются:

1. как происходило возникновение конституционного процесса в России и его развитие до 1917 г.

2. Дать анализ первым конституциям России


3. Дать сравнительный анализ конституций 1936 и 1977 годов

4. Рассмотреть Особенности Конституции РФ 1993 г. и поправки в конституции российской федерации в 2020 году.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, каждая глава содержит по два параграфа, заключения, списка литературы и одного приложения.

1. ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ РОССИИ ДО 1936 Г.

1.1 Возникновение конституционного процесса в России и его развитие до 1917 г.


Развитие и становление современной Конституции неразрывно связано с историческими предпосылками, существовавшими задолго до её принятия, причем не столько с законодательной практикой, сколько с развитием идей и представлений о системе государственной власти, механизмах ее функционирования и взаимодействия с обществом.

В конце XIX - начале XX века в России сохранялась самодержавная форма правления. Образовалась пропасть между идеологическими устремлениями различных слоев общества и внешними формами их жизни. Россия переросла форму существующей системы. Народ, точнее, его мыслящая часть, стремился к правовой системе, основанной на гражданской свободе." [2,с.1]

Из истории России мы знаем кризис общества, проигранную войну, волнения рабочих и крестьян. Назревавшая революционная ситуация соответствовала формуле "верхи не могут, низы не хотят". Выход был один - конституционная реформа системы, которую правительство начало проводить в жизнь.

"Истоки Конституции в России восходят к началу XIX века. Либеральные конституционные идеи пробили себе дорогу в борьбе с доктриной самодержавия. Российское либерально-правовое мышление исходило из того, что Конституция - это учредительный закон, устанавливающий основные принципы государственного устройства страны. В лекциях и публикациях либеральных профессоров государственного права Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов конца 50-х - начала 60-х годов XIX века (А. С. Алексеева, М. М. Ковалевского, Ф. Ф. Кокошкина, С. А. Котляровского, Н.И. Лазаревского и других) начала воплощаться идея конституционной монархии. быть реализованным.[Error: Reference source not found,с.156]

Сторонниками конституционного правления были представители наиболее прогрессивной дворянской аристократии. Они предлагали посредством конституционных реформ осуществить переход к конституционной монархии

, обосновывали целесообразность ограничения власти монарха народным представительством, ратовали за установление демократической формы правления и режим законности, избавление России орт произвола чиновников и полиции. К числу первых конституционных проектов в России можно отнести «План государственного преобразования» графа М.М. Сперанского (1809) и «Государственную уставную грамоту Российской империи» Н.Н. Новосильцева (1818). Сперанский в своем проекте выдвигал идею конституционной монархии, ограниченной парламентом, и постепенной отмены крепостного права. Под конституцией он понимал государственный закон «определяющий первоначальные права и отношения всех классов между собой».[1,с.1]

Интерес представляют конституционные воззрения декабристов, выраженные в «Русской правде» П. И. Пестель и. конституционный проект Н.М. Муравьева, а также "манифест русскому народу" Северного общества. В Конституционном проекте Н.М. Муравьева конституционная монархия была признана формой государства. Законодательная власть была передана Народному Собранию, исполнительная-наследному монарху; судебная-Верховному суду. Россия стала федерацией, было закреплено равенство всех перед законом, свобода слова, прессы, собраний, профсоюзов, религии и отмена классовых различий.[Error: Reference source not found,с.158]

Однако прогрессивные идеи конституционных преобразований в России того времени остались нереализованными, так как не имели ни социально-экономических, ни политических предпосылок. Законы Российской империи выражали идею самодержавия, а конституция повлекла бы ограничение царской власти.

Конституции, которую подготовил царь-реформатор Александр II, даровавший в 1861 году крестьянам волю, не суждено было появиться на свет из-за его убийства.

"После великой Октябрьской социалистической революции перед большевиками стояла задача внедрить соответствующую идеологию в массовое сознание. Дело в том, что в России (до революции), в отличие от западных стран, было очень необычное государственное устройство - крупные города. Это была концентрация политической, экономической, культурной жизни страны и огромные пространства неструктурированной сельской местности (полное отсутствие дорог и другой инфраструктуры) с крайне низким уровнем культуры, образования, материального обеспечения".[9,с133]


"Подъем промышленности в России в начале XX века требовал привлечения огромного количества рабочей силы с низким уровнем квалификации (или уровнем квалификации, не требующим образования как базовой системы понятий). Такого ресурса в городах не было. Действительно, началась миграция сельского населения в город. Для отрасли создана система профессиональной подготовки персонала, которая отвечает необходимым темпам роста. В результате за 10-15 лет сформировался (фактически с нуля) класс людей с профессией, но без образования. Расслоение города, в основном на финансовой основе, достигло огромных масштабов. В результате этого расслоения первая попытка перераспределить собственность произошла в 1905 году. На самом деле эти события были стихийным крестьянским восстанием. Идеологии не было. Кроме того, официальная идеология государства была дискредитирована. Отречение Николая II осложнило и без того непростую ситуацию. Лозунг «За веру, Царя и отечество» перестал быть актуальным. Параллельно в России появились мысли о возможности устройства демократического общества».[10,с.134]

С восстания декабристов слово «конституция» ни в какой форме правительством не принималось, но в ходе реформ, проводимых правительством в царствование Александра II (т.е. в 60-70-е гг. XIX в.) идея представительства неоднократно выдвигалась не только либеральными кругами, но и консервативными. Генерал-губернатор, а затем министр внутренних дел России с августа 1880 по май 1881 года граф М.Т. Лорис-Меликов выдвинул в конце 70-х гг. идею привлечения "наиболее надежных элементов" из подвергавшейся цензуре земской аудитории к участию в обсуждении ряда государственных дел; император одобрил эту идею, но не успел подписать "первую российскую конституцию". Он был убит 1 марта 1881 года. Наступившая реакция на долгие годы «похоронила» идею конституции в России.[Error: Reference source not found,с.168]

Время, однако, не стояло на месте, и назревшая в начале XX века революционная ситуация в стране переломила сопротивление правительства, 6 августа 1905 г. Манифестом Николая II была учреждена Госдума.

«17 октября 1905 г. был издан новый Манифест. В нем указывалось:

1) Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2) Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь уже к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив установленному законодательному порядку.


3) Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей.

Мы просим всех верных детей России помнить о своем долге перед Родиной, помогать положить конец неслыханным потрясениям и приложить все свои силы для восстановления тишины и мира на родной земле." В соответствии с этим манифестом Государственная Дума получила законодательные права. Однако преобразование государственного совета в высшую законодательную палату 20 февраля 1906 года, публикация 8 марта 1906 года правил о порядке пересмотра государственной регистрации доходов и расходов и основных законов от 23 апреля 1906 года сократили круг вопросов, которые находились под юрисдикцией Государственной Думы. В промежутках между заседаниями Государственной Думы законодательные функции были переданы императору, так что действие принятой им меры прекратилось с началом заседаний Государственной Думы. [1,с.1]

"Государственная дума избиралась сроком на 5 лет, после чего она могла быть распущена императором, который одновременно назначил новые выборы и сроки созыва. Члены Государственной думы пользуются свободой суждений и не несут ответственности перед избирателями. Они могут быть подвергнуты лишению или ограничению свободы только по постановлению судебных органов и не подлежат административной ответственности.

Тематика Государственной Думы включает законодательные предположения, которые требовали публикации законов и постановлений, их изменения, дополнения, приостановления или отмены; рассмотрение государственной росписи доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и основными уравнениями, случаи отчуждения части государственных доходов или активов, строительство железных дорог и т.д.

Государственная дума может направлять министрам запросы о действиях, которые она считает незаконными, и обращаться за разъяснениями.[10,с.169]

Общее руководство деятельностью Государственной Думы осуществляли председатель и его товарищи. Они были избраны из числа членов Государственной Думы путем закрытого голосования сроком на 1 год, после чего могли быть переизбраны. Председатель Государственной думы имел право представлять императору все доклады "о профессиях Государственной думы".