Файл: Курсовая работа по дисциплине Конституционное право.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ РОССИИ ДО 1936 Г.
1.1 Возникновение конституционного процесса в России и его развитие до 1917 г.
1.2 Анализ первых конституций России
2. ОСОБЕННОСТИ ЭТАПОВ КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ С 1936 Г.
2.1 Сравнительный анализ конституций 1936 и 1977 годов
2.2 Особенности Конституции РФ 1993 г. и поправки в Конституции Российской Федерации в 2020 году
2.2 Особенности Конституции РФ 1993 г. и поправки в Конституции Российской Федерации в 2020 году
Конституция Российской Федерации, одобренная всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, действующая Конституция отличается от всех российских конституций советской эпохи прежде всего тем, что она является основным законом независимого и по-настоящему суверенного государства. Как отмечается в преамбуле Конституции, ее принятие связано с возрождением суверенного государства Россия и утверждением незыблемости его демократических основ.[8,с.1]
Конечно, Конституция 1993 года не носит конституционного характера, она не создает новое государство. Это государство существовало в разных границах и при разных формах правления на протяжении многих веков. Идея сохранения исторически сложившегося государственного единства подчеркнута в самой Конституции. В то же время Конституция Российской Федерации 1993 года выделяется среди актов такого ранга тем, что с ней связана новая эпоха в истории России. Простого разделения конституций на советскую и постсоветскую недостаточно, чтобы раскрыть суть произошедших изменений.
"Как вы знаете, старая российская конституция относится к другому времени. Она была принята в 1978 году и стала копией Конституции СССР 1977 года. Тогда в Конституции была закреплена руководящая роль КПСС, полная национализация экономики и недопустимость частной собственности. Федерализм был провозглашен как принцип, но по-настоящему он так и не получил развития. Управление государственными делами осуществлялось через командно-административную систему, закон был заменен приказом, инструкцией, "телефонным законом", РСФСР, как одна из союзных республик, входила в состав Советского Союза.[7,с.1]
Даже в Декларации" О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики", принятой Первым Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г., было заявлено, что государственный суверенитет РСФСР провозглашается во имя высших целей обеспечения всем народам республики независимости. людям-неотъемлемое право на достойную жизнь, свободное развитие и использование своего родного языка, а всем народам-на самоопределение в избранных национально-государственных и национально-культурных формах.
Принятие Декларации о государственном суверенитете стало отправной точкой для подготовки новой Конституции России. На первом съезде народных депутатов РСФСР была создана конституционная комиссия во главе с Б.Н. Ельциным, тогдашним председателем Верховного Совета РСФСР. На пятом съезде народных депутатов РСФСР был рассмотрен проект новой Конституции, подготовленный Конституционной комиссией, и Комиссии было поручено доработать его с учетом замечаний и предложений народных депутатов и внести на рассмотрение следующего съезда народных депутатов".[14,с.145]
"Тем временем страна продолжала жить по старой Конституции, статьи которой все больше расходились с продолжающимися реформами. Чтобы устранить возникшие прямо противоречия и противоречия, в Конституцию постепенно вносились поправки и дополнения, которые существенно повлияли на ее содержание. Были признаны право частной собственности и множественность форм собственности, введен институт президента, закреплен принцип разделения властей, изменен облик федерализма, приняты положения российской декларации прав человека и граждан и свобод, принятой в 1991 году. Общее количество поправок к Конституции превысило триста. Однако решить задачи конституционной реформы таким образом не удалось."[14,с.146]
Трудности возникали, прежде всего, из-за того, что массовые и поспешные поправки к конституционному тексту породили несоответствия содержащихся в нем противоречивых статей и идей. Двусмысленности часто приобретали критические свойства. Как могло быть возможно, например, определить форму правления в России, если, с одной стороны, принцип разделения властей был вписан в Конституцию, но, с другой стороны, в ней оставалась норма, согласно которой Съезд народных депутатов был уполномочен взять на себя и решить любые вопросы, относящиеся к юрисдикции РСФСР, а Верховный Совет по-прежнему назывался не только представительным и законодательным органом, но и руководящим органом. Дублирование функций и неизбежные столкновения были порождены тем фактом, что введение института президента не отменило статью о функциях Президиума Верховного Совета. Подобные примеры можно было бы продолжить
, но вывод уже очевиден: у государства и общества в целом была очень шаткая конституционная основа для дальнейших реформ.
Шестой съезд народных депутатов, однако, не принял новую Конституцию, а ограничился утверждением общей концепции конституционных реформ в Российской Федерации, которая легла в основу проекта, а также его важнейших положений, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации. Съезд также принял решение завершить ряд глав с учетом предложений и комментариев президента РФ."
Россия всегда нуждалась в новой Конституции, которая отвечала бы целям и задачам ее возрождения, закрепляя кардинальные реформы, проводимые в стране. Следующий этап подготовительной работы был связан с конституционным совещанием, созванным в 1993 году Президентом Российской Федерации. Работа совещания в основном велась в пяти группах, сформированных:[8,с.1]
1. Представителей федеральных органов государственной власти;
2. Представителей органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, Москвы и Санкт-Петербурга;
3. Представителей местного самоуправления;
4. Представителей политических партий, профсоюзных, молодежных, и иных общественных организаций, массовых движений и религиозных конфессий;
5. Представителей товаропроизводителей и предпринимателей.
"В июне-июле 1993 года Конституционное собрание подготовило свой проект. Он был создан в основном на основе президентских предложений и с учетом проекта, рассмотренного на шестом съезде народных депутатов. Следует сказать, что в обоих разработках можно было отметить идентичность или, по крайней мере, сходство большинства положений. Эти события также говорили о том, что уже было зафиксировано в действующей редакции Конституции 1978 года. Проекты предусматривали республиканскую форму правления, приоритет прав человека, разделение властей, частную собственность, федерализм. Однако президентским предложениям сильного президента противостояли идеи парламентского режима. Другое отличие заключалось в том, что президентский проект был более юридическим документом, чем другие проекты, и более соответствовал характеру и цели Конституции как основного закона государства. Нельзя не сказать, что многие коллективы, группы, политические партии и отдельные авторы выдвигают свои проекты и предложения.[7,с.1]
В октябре-ноябре 1993 года конституционный проект был уточнен с учетом как предложений, так и комментариев, направленных в основном субъектами Российской Федерации, так и уроков событий октября 1993 года. Обзор был проведен представительной комиссией, созданной президентом с участием ученых и практиков. Над проектом также работали государственные и общественные палаты конституционной конференции, которые объединили предыдущие пять групп. 12 декабря 1993 года окончательный проект был представлен на всероссийский референдум, по результатам которого вступила в силу действующая Конституция.[8,с.1]
Жизнедеятельность общества и государства обусловливает постоянное конституционное развитие. При определенных обстоятельствах он принимает форму конституционной реформы. Конституционная реформа представляет собой последовательность политических и правовых решений и действий государственной власти, направленных на приведение письменных норм высшего правового права страны в соответствие с реальной ситуацией, продиктованной потребностями социального развития и правосознания. В российских условиях задачей реформы является разработка и развитие основ, норм и практики конституционализма, нового конституционного строя и отрасли конституционного права".
Особенности конституционной реформы заключаются в следующем:
1.его содержание предполагает создание или изменение основных институтов конституционного строя, реорганизацию государственных органов и развитие конституционного законодательства.
2. инновации, которые консолидируются и внедряются, направлены на обеспечение развития общества. Конституционная реформа является проявлением общей тенденции к прогрессу в общественной жизни.[9,с.189]
3.конституционная реформа должна носить характер постепенного процесса, направленного против революционного и радикального разрушения институтов и норм преобразованной системы. Он не разрушает позитивные ценности существующей социальной системы, но серьезно преобразует и совершенствует как структуру, так и отдельные институты.[9,с.189]
4. масштаб действий отличает комплексные реформы от частичных реформ. В первом случае речь идет не о простом совершенствовании законодательства, а о качественном развитии правовых органов.
Среди объективных причин конституционных реформ можно выделить следующие:
1.основание внутренней политики. Изменение формы правления или политического режима влечет за собой необходимость реформирования основ системы и отдельных правовых институтов, ограничения неадекватной власти конкретного органа или партии, установления разделения властей с необходимыми издержками и противовесами.
2.переход к новому государственно-территориальному устройству, то есть переходу от РСФСР, раннему переходу на автономию национально-государственные и национально-территориальные организации, к новой федерации республик, краев и областей.
3.массовое изменение» политической карты " общества, приход к власти оппозиционной силы. Победившая партия стремится укрепить свои представления о социальном и экономическом порядке путем пересмотра Конституции.
4. предварительное частичное пересматривание контрольных точек проявляется в переформатировании правой системы, вызывающим желающим снять напряжение Конституция его собственной фактической силы.,
5. только причина произведен в германии о политике ситуации, получила то, в стране, успехи в не знали.
"После августа 1991 года в стране сложилась новая внутриполитическая ситуация. Распался Союз, рухнул тоталитарный режим, КПСС канула в лету, началось разложение старой экономической системы общества.[Error: Reference source not found,с.153]
Однако сразу разрушить прежнюю правовую систему общества было невозможно. Произошли только фундаментальные изменения. Наглядным доказательством этого являются изменения и дополнения, которые были внесены в Конституцию РСФСР 1978 года, в частности, в связи с новыми тенденциями в статье.12 Конституции добавляется к продаже или иному отчуждению земли, то есть признается частная собственность на землю, но не пахотная. Такая участь постигла многие статьи Конституции, которые уже не соответствовали новым реалиям Российской Федерации.[7,с.1]
Однако в Конституцию вводятся новые статьи. Таким образом, появляется статья 11, которая несколько иначе регулирует состояние государственной собственности Российской Федерации; статья 67, которая закрепляет за гражданами право на государственную компенсацию за любой ущерб, причиненный незаконными действиями государственных органов и должностных лиц".