Файл: Курсовая работа по дисциплине Конституционное право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для предварительного рассмотрения законодательных проектов и вопросов текущей деятельности избирались постоянные комиссии: бюджетная, финансовая, по рассмотрению государственной росписи доходов и расходов, редакционная и т.д. Избирались также временные комиссии для подготовки конкретных законопроектов. Законопроекты рассматривались общим собранием Госдумы, принятый законопроект получал силу закона после одобрения его Госсоветом и утверждения императором. Если законопроект отвергался одной из палат, для его доработки создавалась согласительная комиссия из членов Государственной думы и Госсовета.

Выборы в первую Государственную думу проходили в феврале - марте 1906 г.; наибольшего успеха достигла Конституционно-демократическая партия (кадеты).

Таким образом, страна медленно, но верно превращалась в конституционную монархию западного типа, учитывая, конечно, особенности национального характера. Постепенно понимание парламентаризма проистекало из самодержавного понимания развития России, идеи независимого правосудия и верховенства закона в целом внедрялись в практику и правосознание".

Во время февральской революции 1917 года монархия была свергнута. Император Николай II отрекся от престола, а Государственная Дума сформировала временное правительство, которое провело политическую амнистию, взяло под защиту гражданские права и свободы. Правительство проводило политику предотвращения диктатуры в стране и созыва Учредительного собрания.[1,с.1]

1 сентября 1917 г. Россия провозглашается Республикой. Государственная дума сложила свои полномочия.

Временное правительство готовило конституционную реформу. Созывались конституционные совещания. Большую работу проводили в этом направлении известные русские ученые Б.Н. Чичерин, Н.М. Крикунов, А.С. Алексеев, М.И. Светников, С.А. Котляревский и др. Но они не успели создать теорию Российского республиканизма, а Временное правительство не смогло провести все это в жизнь, так как слишком малым оказался этот период, затем сменившийся большевистской тоталитарной диктатурой.[10,с.179]

1.2 Анализ первых конституций России



В истории молодой Российской Федерации до 1925 года было 2 Конституции: 1918 и 1925 годов соответственно. Их сроки действия составляли последовательно 7 и 12 лет, что свидетельствует об относительной стабильности конституций в целом. Кроме того, Конституция СССР была принята в 1924 году.[2,с.1]

Принятие каждого из них знаменовало значительные изменения в жизни общества, подводило итог предыдущему развитию, определяло, как правило, качественно новый этап в истории развития государства, отражало утверждение новых концепций или углубление и развитие предыдущих. Изучение процедуры разработки и принятия каждой из этих конституций, ее общего содержания относится к предмету науки истории государства и права. Наука конституционного права исследует особенности каждой Конституции с точки зрения ее роли как основного источника одноименной отрасли, формирования и развития в ней конституционно-правовых институтов, сущности отраженных в ней понятий.

"Первые конституции СССР и РСФСР были своего рода советскими социалистическими конституциями. Несмотря на существенные черты, присущие каждому из них, они развивались в соответствии с принципом преемственности, отражая сохранение социалистических ценностей, установление советской власти, носили классовый характер, выступая воплощением диктатуры рабочего класса, то его руководящая роль.[9,с.171]

Все конституции советского типа носили в значительной степени фиктивный характер. Они провозглашали принципы, которые на самом деле не применялись в жизни. Это касалось принципов принадлежности власти трудящимся, суверенитета Советов, федеративного устройства России, возможностей граждан пользоваться правами и свободами, закрепленными в конституциях.

Общие черты первых советских конституций не исключают существенных особенностей в содержании каждой из них, юридической специфики отражения государственно-правовых институтов».

Конституция РСФСР 1918 года, первая Конституция

, принятая вскоре после Октябрьской революции, роспуска Учредительного собрания, имела следующие особенности:[1,с.1]

1. По сравнению со всеми последующими советскими конституциями, она, как и первая Конституция, не была основана на принципе непрерывности конституционного развития, она впервые определила основы организации общества на конституционном уровне, руководствуясь при этом лозунгами, под которыми большевики во главе с Ленин пришел к власти и основывался на первых декретах советской власти, принятых до середины 1918 года.

Эта Конституция полностью перечеркнула весь предшествующий государственно-правовой опыт древней Руси, не оставила камня на камне от государственных институтов и структур второй.

2. Из всех советских конституций она была наиболее идеологизированной, носила откровенно классовый характер. Это полностью отрицало общедемократич1ескую концепцию народа как носителя и источника государственного суверенитета. Он требовал власти от Советов, от трудового населения страны, объединенного в городские и сельские Советы. Конституция прямо предусматривала установление диктатуры пролетариата. Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, Конституция лишила отдельных лиц и группы лиц прав, которыми эти лица или группы лиц пользовались в ущерб интересам социалистической революции. [10,с.172]

«По словам Маркса и Энгельса, «пролетариат основывает свое господство посредством насильственного ниспровержения буржуазии, и первым шагом в рабочей революции является превращение пролетариата в господствующий класс».

3. Конституция 1918 года также отличается от более поздних значительным количеством программных положений, определяющих во многих своих статьях цели, которых Конституция намеревается достичь в будущем. Это относится к положениям о федеративном устройстве России, установленным при фактическом отсутствии субъектов, к закреплению определенных прав граждан, предназначенных для возможности их реализации в будущем. В Конституции есть множество "специфических" статей.

4. Одной из отличительных особенностей Конституции 1918 года является то, что ее правила и положения выходят за рамки национального регулирования. Он включает в себя положения чисто политического характера, адресованные всему мировому сообществу. Это. в статье 3. "Ставя в качестве основной задачи ликвидацию всякой эксплуатации человека человеком, полную ликвидацию разделения общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах..." Статья 4 выражает твердая решимость вырвать человечество из лап финансового капитала и империализма.[10,с.172]


5. Необходимо также отметить такую особенность Конституции 1918 года, как открытое признание использования насилия для утверждения принципов новой социалистической системы. Эта черта нехарактерна для более поздних советских конституций. Поэтому статья 3 Конституции говорит об уничтожении паразитических слоев общества, о беспощадном подавлении эксплуататоров. Конституция закрепила принудительное уничтожение частной собственности, разрешила ее обязательное и бесплатное изъятие.[10,с.172]

6. С точки зрения юридической техники, касающейся юридического оформления государственно-правовых институтов, обычно четко определенных в конституциях, Конституция 1918 года была в значительной степени несовершенной, что также объясняется объективными факторами. Отсутствие субъектов Федерации не позволило выделить соответствующий раздел в Конституции. Раздел об основах социального режима еще не мог быть обобщен, он только создавался.

"Основанием для замены Конституции 1918 года Конституцией 1924 года стало объединение РСФСР с другими независимыми республиками в составе СССР и принятие первой Конституции СССР 1924 года . Последний установил, что "союзные республики в соответствии с настоящей Конституцией вносят поправки в свои конституции".[3,с.1]

« Конституция 1924 г. в значительной мере сохранила некоторые отмеченные выше черты, свойственные Конституции 1918 г.

1. В ней отражен факт вхождения республик в Союз ССР. Он зафиксирован в ст. 3, записавшей, что согласно воле народов, принявших решение на Х Всероссийском Съезде Советов об образовании Союза ССР, республики, входя в состав Союза ССР, передают Союзу полномочия, отнесенные в соответствии со ст. 1 Конституции СССР к ведению органов Союза ССР.

В ст. 19 было определено, что в пределах, указанных в Конституции СССР, и по вопросам, отнесенным к компетенции Союза, постановления высших органов СССР являются обязательными для исполнения на территории республик. За этим исключением ни один орган, кроме Съезда Республики Советов, Центрального исполнительного комитета, его Президиума и Совета Министров, не имеет права издавать законодательные акты общегосударственного значения на территории республик СССР. Это косвенно подтверждало суверенные права республик за пределами прав Союза, но их Конституции не содержали прямой ссылки на суверенитет республик. Вопрос о сохранении права республик на выход из состава Советского Союза также не был разработан в этой Конституции (хотя такая норма была в Конституции СССР 1924 года).[3,с.1]


Компетенция республик как государств - членов Союза, в отличие от последующих конституций, определялась не напрямую, а только через объекты ведения высших органов РСФСР.

2. В связи с возникновением субъектов СССР их Конституция уже включила положения, определяющие их статус и полномочия федерации в отношении них. В структуре Конституции была выделена глава "О Советских Социалистических Республиках", в которой были определены принципы формирования их государственных органов, порядок принятия Основных законов (Конституций) ССР и Положений об Автономных областях . Республиканский Съезд Советов отвечал за окончательное принятие Конституций АССР. В совместную компетенцию Съезда и Центрального исполнительного комитета входило установление границ республик, АССР и автономных областей, принятие Конституций Союзных республик, АССР, разрешение споров между республиками, АССР и другими частями федерации, отмена постановлений Союзных Республик. съезды Советов Республик, АССР и автономных областей, нарушающих настоящую Конституцию или постановления верховных органов СССР.

Последующее конституционное развитие СССР также было напрямую связано с принятием новых союзных конституций. Более того, этот процесс шел по линии все большего совпадения структуры и содержания конституций республик с Конституцией СССР и установления практически единого текста конституций всех республик Союза."

Последующее конституционное развитие СССР также было напрямую связано с принятием новых союзных конституций. Более того, этот процесс шел по пути все большего совпадения структуры и содержания конституций республик с Конституцией СССР и установления почти единообразного текста конституций всех Союзных республик".