ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 1320
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Юнг Карл Густав .........................................……………………………..................... 494
Глава 2. Психология в структуре современных наук • 43
Глава 5. Психологическая теория деятельности • 127
Глава 5. Психологическая теория деятельности • 135
Глава 5. Психологическая теория деятельности • 145
Cерия
УЧЕБНИК НОВОГО ВЕКА
А. Г. МАКЛАКОВ
ОБЩАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
Рекомендовано учебно-методическим Советом по базовому психологическому образованию в качестве учебного пособия для студентов вузов и слушателей курсов психологических
дисциплин
ПИТЕР
Санкт-Петербург
Москва • Харьков • Минск
2001
Маклаков Анатолий Геннадьевич
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Серия «Учебник нового века»
Главный редактор Заведующий психологической редакцией Заместитель заведующего редакциейРедактор Художник обложки Подготовка иллюстраций Корректоры Оригинал-макет подготовила | | В. Усманов А.Зайцев Н. Мигаловская С. Комаров В. Королева Т. Крутихина, В. Кучукбаев Я. Баталова, Н. Викторова Ж. Григорьева |
ББК 88.3я7 УДК 159.9(075)
Маклаков А. Г.
М15 Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»)
ISВN 5-272-00062-5
Учебник написан в соответствии с программой подготовки психологов и педагогов по учебному курсу «Общая психология». В нем с учетом современных достижений психолого-педагогической науки рассматриваются общие вопросы психологии, психические и познавательные процессы, состояния и свойства, эмоционально-волевая сфера личности, ее индивидуальные особенности. Учебник богато иллюстрирован, снабжен удобным служебным справочно-библиографическим аппаратом.
Учебник предназначен для преподавателей, аспирантов и студентов факультетов психологии и высших педагогических учебных заведений.
© А. Г. Маклаков, 2000
© Издательский дом «Питер», 2001
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
15ВМ 5-272-00062-5
ЗАО «Питер Бук». 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, 67. Лицензия ИД № 01940 от 05.06.00. Налоговая льгота - общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2;
953000 - книги и брошюры.
Подписано в печать 25.06.01. Формат 70х 100'/^. Усл. п. л. 47,73. Доп. тираж 7000 экз. Заказ № 976. Отпечатано с фотоформ в ФГУП «Печатный двор» им. А. М. Горького Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.
КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ
Часть_I._Введение_в_общую_психологию_Глава_1.'>Часть I. Введение в общую психологию Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы Глава 2. Психология в структуре современных наук Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека Глава 5. Психологическая теория деятельности Глава 6. Неосознаваемые психические процессы Часть 2. Психические процессы Глава 7. Ощущение Глава 8. Восприятие Глава 9. Представление Глава 10. Память Глава 11. Воображение Глава 12. Мышление Глава 13. Речь Глава 14. Внимание Глава 15. Воля Глава 16. Эмоции Глава 17 Психические процессы как структурные элементы управления психической деятельностью Часть 3. Психические состояния и их регуляция Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма Глава 19. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний Часть 4. Психические свойства личности Глава 20. Личность Глава 21. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности Глава 22. Направленность и мотивы деятельности личности Глава 23. Способности Глава 24. Темперамент Глава 25. Характер | | 11 12 38 70 88 122 149 163 164 200 234 247 283 298 333 354 373 392 416 437 438 456 469 470 490 511 535 553 567 |
ОГЛАВЛЕНИЕ
Часть I. Введение в общую психологию .......................………………….......…........ 11
Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы ......………………......................... 12
1.1. Методологические основы изучения человека .....……………................ 12
1.2. Науки о человеке и человечестве .........…………………........................... 16
1.3. Психология как наука .....................………………………......................... 22
1.4. Основные методы психологических исследований ........………….......... 26
Контрольные вопросы ...........................………………………….................. 36
Рекомендуемая литература ...............................………………………......... 37
Глава 2. Психология в структуре современных наук ......………………...................... 38
2.1. Представления античных и средневековых философов
о душе и сознании ............…………………………...................................... 38
2.2. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения ...........…………........ 45
2.3. Бихевиоризм как наука о поведении ....................…………………............ 49
2.4. Становление отечественной психологии ...........……………….................. 53
2.5. Взаимосвязь психологии и современных наук ..........……………............. 56
2.6. Основные отрасли психологии ......................………………………............ 62
Контрольные вопросы ..................................……………………………......... 68
Рекомендуемая литература ..........................………………………......…........ 69
Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции ...................…………………….........…........ 70
3.1. Понятие о психике ...................................……………………………..…........ 70
3.2. Развитие психики животных ..............………………………..............…........ 76
Контрольные вопросы ..................................………………………………………..…........ 86
Рекомендуемая литература .............................…………………………………….….......... 86
Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека .................…………………....... 88
4.1. Понятие о сознании ......................................……………………………......... 88
4.2. Культурно-историческая концепция развития психики человека ………..... 95
4.3. Развитие психики человека ......................................………………………….. 98
4.4. Физиологические основы психики человека ...............…………………........ 105
Контрольные вопросы ......................................……………………………....... 120
Рекомендуемая литература ................................…………………………......... 120
Глава 5. Психологическая теория деятельности .........................……………………........ 122
5.1. Общая психологическая характеристика деятельности ....……………......... 122
5.2. Основные понятия психологической теории деятельности.
Операционно-технические аспекты деятельности ……………………...... 125
5.3. Теория деятельности и предмет психологии ...........…………………............ 130
5.4. Физиология движений и физиология активности ........………………........... 135
Контрольные вопросы ...............................…………………………............... 147
Рекомендуемая литература ......................……………………….................... 147
Глава 6. Неосознаваемые психические процессы .............…………………….................. 149
6.1. Общая характеристика проблемы неосознаваемых
психических процессов ..............................…………………………................ 149
6.2. Неосознаваемые побудители
сознательных действий ..................................…………………………............ 156
6.3. «Надсознательные» процессы .......………………………............................... 159
Контрольные вопросы ...................…………………………........................... 161
Рекомендуемая литература .............…………………………......................... 162
Часть 2. Психические процессы ..........………………………….............................…...... 163
Глава 7. Ощущение ....................................…………………………………........................ 164
7.1. Общее понятие об ощущении ............................………………………........... 164
7.2. Виды ощущений ...................................……………………………….............. 169
7.3. Основные свойства и характеристики ощущений ............………………...... 173
7.4. Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений ........………………....... 180
7.5. Развитие ощущений ...................……………………………............................ 183
7.6. Характеристика основных видов ощущений ...........…………………............ 184
Контрольные вопросы ......................……………………………....................... 198
Рекомендуемая литература .............…………………………............................ 199
Глава 8. Восприятие ..........................................…………………………………................. 200
8.1. Общая характеристика восприятия ...................……………………............... 200
8.2. Физиологические основы восприятия .................……………………............ 202
8.3. Основные свойства и виды восприятия ............……………………............... 207
8.4. Индивидуальные различия в восприятии
и его развитие у детей ...................................……………………………......... 213
8.5. Предмет и фон в восприятии .....................…………………………................ 216
8.6. Взаимоотношение целого и части в восприятии ........………………............ 218
8.7. Восприятие пространства ...................................…………………………...... 222
8.8. Восприятие движения и времени ..........……………………..............….......... 229
Контрольные вопросы ........................……………………………..................... 232
Рекомендуемая литература ............................…………………………............. 233
Глава 9. Представление ..........................................……………………………….............. 234
9.1. Определение представления и его основные характеристики …………....... 234
9.2. Виды представлений ......................……………………………........................ 238
9.3. Индивидуальные особенности представления и его развитие ………...........242
9.4. Первичные образы памяти и персеверирующие образы ......…………......... 245
Контрольные вопросы .............…… ………………………................................ 246
Рекомендуемая литература ............................…………………………............. 246
Глава 10. Память .......................................…………………………………......................... 247
10.1. Определение и общая характеристика памяти ......………………............... 247
10.2. Основные виды памяти ..................................…………………………......... 255
10.3. Основные процессы и механизмы памяти ..........…………………............... 261
10.4. Индивидуальные особенности памяти и ее развитие .......……………....... 275
Контрольные вопросы ..............……………………………............................. 281
Рекомендуемая литература ...........................…………………………............ 282
Глава 11. Воображение .............................................………………………………............. 283
11.1. Общая характеристика воображения и его роль
в психической деятельности ..........................………………………............... 283
11.2. Виды воображения ...................…………………………….............…........... 286
11.3. Механизмы переработки представлений
в воображаемые образы ...............................…………………………............ 290
11.4. Индивидуальные особенности воображения и его развитие ...………….....292
11.5. Воображение и творчество ................…………………………...................... 294
Контрольные вопросы .......................………………………..................... 296
Рекомендуемая литература ...............……………………......................... 296
Глава 12. Мышление ..................................………………………………...............…....... 298
12.1. Природа и основные виды мышления ......………………..............….... 298
12.2. Основные формы мышления .........…………………................…............304
12.3. Теоретические и экспериментальные подходы
к исследованию мышления ......................................... 309
12.4. Основные виды умственных операций ...............……………….............. 316
12.5. Решение сложных мыслительных задач
и творческое мышление ............................................ 321
12.6. Развитие мышления ...............…………………………............................. 325
Контрольные вопросы ........................…………………………................... 331
Рекомендуемая литература ..............………………………......................... 331
Глава 13. Речь ........................................................……………………………………...........333
13.1. Общая характеристика речи ..........……………………..............................333
13.2. Физиологические основы речи ........…………………….......................... 336
13.3. Теоретические проблемы возникновения речи ......…………….............. 340
13.4. Основные виды речи ...................................………………………............ 344