Файл: Василенко И.А. Политическая философия (Высшее образование). 2010.pdf

Добавлен: 05.02.2019

Просмотров: 8975

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

background image

УДК  32(075.8) 

ББК  66.0я73 

Bl9 

819 

Василенко 

И.А. 

Политическая  философия:  Учсб.  пособие. 

-

2-е 

из,:r., 

псрсраб. 

и  доп.-

М.:  ИНФРА-М, 

2010.-320 с.- (Высшее 

образование). 

ISBN  978-5-16-003619-9 

Во втором издании учебного пособия получ11Лit  более подробное ос­

вешение исторические вех11 фор�111рования  11  развития  ПО.111 П1ческоil 

философии, проблемы современной методолоп111  этой науки,  а  также 

онтология информаuионного  государства  и философ11я  современной 

ннфорыаuионной воl1ны.  Основная  uель  автора- дать  совре�1енную 

интерпретаuию  важнейших  проблем  философии  полнТIIК11  в  ра�1ках 

новой информаuионной парадигмы обществознания. Серьезное ВНII­

мание ПрИ ЭТОМ О ТВОДИТСЯ ВОПросам ОНТОЛОГИИ ПOЛIIТIIЧeCKOII 13.1аС П1, 

КОНфЛИКТУ Между  ПОЛIПИЧеСКИМ 11 ЭКОНО�!I!ЧеСК!!М  ЧеЛОВеКО�IИНфОр­

МаШЮННОГО  общества,  виртуальному  измерению  хронополип1ки  и 

геополитики  как  фи�lософии ПОЛIIП!ческого времени и  пространства. 

а  также  сложным  проблемам  постижения  постклассического  мира 

политики.  Программа  учебного  пособия  соответствует  аналогичному 

курсу в  вузах. 

Учебное пособие  адресовано студентам,  аспирантам и  преподавате­

лям,  а  также  всем  тем,  кто  интересуется  современными  проблемами 

политической философии. 

ББК 66.0я73 

ISBN 978-5-16-003619-9 

©Василенко 

И .А., 

2009 

ПРЕДИСЛОВИЕ 

Электронные средства массовой информации изменяют 
систему ценностей, а они в свою очередь изменят при­
роду нашего общества. 

Лестер Туроу 

НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ 
В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ 

П ол итическая философия со времен античн ости до наших 

дней поднимае.т наиболее сложные и знач им ые проблемы полити­

ческого бытия :  о природе и сущности политической власти , о роли 

и  значе н и и  государства в жизн и обшества,  о справедли вом госу­

дарствен ном устройстве  и  высшей цел и  государствен ного управ­
л е н и я .  В  п ерелом н ые  эпохи  обществен ного развития особенно 

возрастает значение кон цептуал ьного осмысления новых реали й  

политического развития, что закономерно выдви гает философию 
политики в число наиболее актуальных общественных наук.  И мен­

н о  поэтому в  современ ную эпоху  и н формацион ная  революция 
потребовала переосм ыслить все основные проблемы философии 
пол итики, в ведя  новое - виртуальное  измерение политического 
пространства и  времени, открыв политическую сцену для  нетра­

диционных п ол итических акторов,  предоставив новые информа­

ционные ресурсы пол итической власти. 

Во втором  издан и и  учебного пособия основное  в н и мание уде­

ляется  современному освещению основных проблем философии 

политики в рамках новой и нформационной парадигмы общество­

знан ия.  В то же  время более  подробн ое  рассмотрен и е  получил и 
исторические вехи форм ирования и развития политической фило­
софии,  проблемы современной методологи и  этой  науки,  а также 
философия и нформационного государства и современной и нфор­
мационной войн ы .  Важное вни мание отводится проблемам поли­

тической онтологии и праксеологии, политической антропологии 

и гносеологии, в рамках которых в начале 

XXI 

в. формируется пост­

классическая  карти на политического м ира. Основной акцент при 

рассмотрен и и  современн ых п роблем философ и и  пол итики был 

сделан  на  вопросах исследования информационных ресурсов по­

л итической власти,  конфл и кте  между пол итическим и  экономи -


background image

ческим  человеком  информационного общества,  виртуальном  из­

мере н и и  хроно- и  геоп ол итики как философии  политического 

времени и  пространства, а также на сложных проблемах постиже­
н ия постклассического м ира пол итики . 

Автор обращает особое в н и мание на  то,  что философия поли­

т и к и  в  и нформационном обществе основное  в ни мание уделяет 

духовн ы м ,  ценностны м  факторам политической жизн и ,  придает 

важное значение с и м воли ческому капиталу культуры в информа­
ционной политической борьбе. Автор надеется, что учебное посо­
бие по философ и и  п ол итики окажется и нтересн ы м  не только сту­

дентам-пол итологам ,  но и  представителя м  других специальностей ,  

которые откроют для себя новые реали и  соврем е нного и нформа­
ционного общества в политическом измерени и .  

Часть  первая 

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ 

И ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ПОЛИТИЧЕСКОЙ 

ФИЛОСОФИИ 

Глава 1 

ПРЕДМЕТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ 
ФИЛОСОФИИ 

Чел о в е к   в сегда  б ыв а е т  д о б ы ч ей  и сп оведуе м ых  им 

мыслей. 

А. Камю 

П ол итическая философия по праву зан имает центральное мес­

то в сложном комплексе современн ых  пол итических наук.  Пере­

фразируя Г. Гегел я ,  можно сказать, что п ол итическая философия 
есть постижен и е  нали ч ного и действительного в  м ире п олитиче­
ского. Сосредоточившись н а  сущем - м ире политическом как та­

ковом, - политическая философи я  п р извана постигать п рироду 
пол итических процессов в самом ш ироком и  глубинном смысле и 
значении. Тем самы м  философское осмысление проблем полити­
ки заклады вает теоретико-методологические основы для изучения 
всех дисци пл и н  политической специал изаци и  - политической 
социологии  и  кон фл и ктологии ,  политической психологии  и  госу­

дарствен ного управления, политической глобалистики и экопол и ­
тики . 

Предметом политической философии является исследование уни­

версалий мира политического,  относящихся к наиболее общим миро­
воззренческим, ценностным и методологическим основаниям полити­
ческой теории. 

В центре политической философии н аходятся проблем ы  духов­

ного  измере н и я   полити ки,  ее  в ы с ш е го  с мысла  и  н азнач е н и я .  

И мен но п ол итическая философия призвана сформировать общую 


background image

картину м и ра  п ол итического,  обозначить ее  пробл е м н ые  зон ы ,  
выделить наиболее острые проти воречия пол итики. В о  все време­
на п ол итическая философия  искала ответы на кардинал ьн ые  во­
просы современности .  П очему человек стрем ится в сфере пол ити­
ки разрешать важнейшие проблемы человеческого существования? 
Что лежит в основе  политической организации - Божестве н н ы й  
разум, рациональное начало, естествен ное право или  право сил ь­
ного?  Как укреп ить государствен ную власть - гаранти ю порядка 

и  согласия?  Как п одч и н ить власть требован и я м  обществен ного 

блага и человеческого благополучия? 

И менно политическая философия рассматривает особые иссле­

довательские установки - научные парадигмы - осознан н ые  или 

неосознанные канон ы  п ол итического м ы шления, ориентируюшие 
исследователе й  на определен ную картину м ира п ол итического и 

разл и ч н ые анал итические стратегии. 

Научная парадигма - это совокупность норм, правил и ценностей, 

которые создают установку мышления видеть явления в определен­
ном свете или исследовать 

их 

в соответствующем методологическом 

ключе. 

М. 

Фуко называл парадигмы особым и  дискурсивными форма­

циям и - исторически сложивш и м ися способами рационального 
постиже н ия действительности,  подчиняющими л юбого исследо­

вателя тирани и  априорных схем  м ы шления.  П ол итическая  пара­

дигма является м ировоззренческой с истемой, определяющей роль 

и  значен ие  человека политического в обществе, его  временные и 
пространствеи н ые  политические координаты, отношения с  госу­

дарством  и  политической властью, границы политических прав и 

обязанностей. Тем самы м  политическая парадигма призвана обес­

печить ценностны й  и  мировоззренческий  фундамент для объеди ­
нения  и и нтеграции л юдей в определенное политическое сообще­

ство. 

Разработка научн о й  парадигмы предполагает формирование 

особого понятий ного аппарата через <<переоценку всех цен ностей» 

(Ф. Н ицше). Концептуальные схемы составляют необходимые ас­
пекты восприятия и в науке, и в повседневной жизни .  Задача каж­

дой научной абстракции, каждой научной категори и  состоит в том, 

чтобы упростить реальность и выделить главное для последующего 

кон цептуального осм ы сления,  но при этом  не  исказить сущность 
этой реал ьности.  Гегель подчеркивал : << Все дело в том, чтобы в ви­

димости временного и  преходящего познать субстанцию,  которая 

и м манентна, и  веч н ое,  которое  присутствует в  настоя шем.  И бо, 

выступая  в своей действительности, разумн ое, синоним идеи, вы ­

ступает в бесконечном богатстве форм, я влен и й  и образований>> 

1• 

Смена пол итических парадигм  происходит  на  каждом  новом 

этапе политической истори и ,  что призвано отразить возни кнове­
ние новых феноменов в мире политического, которые невозможно 
описать и объяснить на языке прежне й  научной теории. Само сло­

во  <<Теория>>  первоначал ьн о   в  анти ч н о й   ф илософ и и   означал о  
<<страстное и сочувственное созерцание>>, без которого невозможно 
скон центрирован ное, углубленное постижение сути  веще й .  И  се­
годня осознание новых реалий мира политического немыслимо без 

такого <<страстного и сочувственного созерцания>>, призванного за 

эфемерны м и  и быстротечн ы м и  политическим и  событиями разгля­

деть <<смысл и  назначение историИ>>  ( К.  Ясперс). 

Современная информационная революция формирует новую ­

информационную парадигму  в  политическо й  философии,  в  центре 

которой находится идея информации как главного фактора совре­
менного политического процесса.  П од воздействием и нформаци­
онных технологий  стремител ьно меняются  политические и нсти ­

туты, формы п ол итического господства, динамика политического 

времени и  пространства. Особую роль  при  этом  и грает новое и з­
мере н и е  п ол итического п роцесса - виртуальное  п ол итическое 
поле, где  с  помощью и нформационных технологий  разворачи ва­
ются новые фор м ы  пол итической борьбы. 

П ерефразируя Дж. Тернера,  можно сказать,  что  современная 

и нформационн ая  парадигма призвана реали зовать три  главн ы е  
цели п р и  постижен и и  м ира политического: 

1 )  классифицировать и организовать происходящие в м ире со­

бытия таким образом,  чтобы  их можно было представить в  пер­
спективе ; 

2) 

объяснить причи н ы  происходящих событий и  предсказать, 

когда, где и как будут происходить события будущего ;  

3 )  предложить и нтуити вно привлекательное здравое «Поним а­

н ие>> того,  почему и  как должны происходить события2. 

Современная н аучная картина м ира политического отличается 

сложностью, динамичностью, открытостью, многовариантностью, 

виртуальностью политических процессов, что существенно отли ­
чается от прежне й  догматической узости, одновариантности и мо­
нологичности пол итических подходов прошлого. Управление и н -

Гегель 

Г.В.Ф. 

Лекции  по истории философии //  Соч. Т. 

1 .   М .-Л. ,  1 935. 

С. 54. 

Тер11ер Дж. 

Структура социологической теории. М . ,  

1 998. С. 28-29. 


background image

формацион н ы м и  потоками становится  главны м  рычагом пол ити­

ческой  власт и ,   которая  все  бол ьше  приобретает  в и ртуал ьн ы е  

формы .  Стрем ительное развитие  информационн ы х  технологи й 
приводит к разруше н и ю  старых институтов п ол итической власти, 
что с пособствует развитию новых противореч и й  и  конфли ктов в 
современном обществе. 

П ол итическая философия призвана исследовать центральные 

конфликты современной постклассической nолитической картин ы  
м ира, и  главный из них - между пол итической систе мой, которая 

только н ачинает nерестраиваться п од  воздействием и нформаци­
о н н ых технологи й ,  и  внесисте мной о ппозиц и е й ,  исnользующей 
сегодня  все  преимущества гибких сетевых структур.  От того,  на­
сколько успешно будет решен этот острый конфли кт современно­
сти ,  зависит будущее политическое развитие. 

В  рамках информационной парадигмы фил ософи и  п ол итики 

прин ц и пиал ьно по-новому решаются  м н огие проблемы хроно- и 
геопол итики в современ ном обществе. И нформационная револю­
ц и я  п р и вела  к  существен н ы м  изме н е н и я м  nол итического  про­
странства и времени, поставила целый ряд новых острых вопросов. 
Н аиболее сложной проблемой стало осмысление изменений струк­

туры и  качества политического времени и пространства. Феномен 

предельного ускорения политического времени в сетевых структу­
рах привел  к <<исчезновен и ю>>  политического времени :  на  наш их 
глазах nроисходит стирание исторических, социокультурных и сак­
ральных координат виртуального времени, которое признает толь­
ко <<вечное теперь>> - актуальное настоящее на экранах телевизоров 
и  мониторах комnьютеров, что равнозначно н ивелировке самого 
понятия времени. 

Одновременно освоение виртуального пространства nривело к 

н и велировке и логлощен и ю  реальных пространств за счет развития 

с корости  пол итического времени .   Новая и нформационная  пара­
дигма геополитики означает, что в 

XXI 

в. судьба пространствеин ых 

отношений между государствами будет определяться в nервую оче­

редь информационн ы м  превосходством в в иртуальном простран ­

стве. Тем самы м  вопрос о роли символического капитала культуры 
в и нформационном пространстве приобретает не абстрактно-тео­
ретическое, а стратегическое геополитическое значен ие. Но социо­
культурные факторы активизи руются только благодаря человечес­
кой активности,  поэтому в  центре  и нформационных технологий 
находится сам человек п ол итический  как творец и  и нтерпретатор 
современной пол итической истори и .  

И менно поэтому политическая философия  видит корень всех 

измене н и й  в современном обществе в развитии человека полити­
ческого - эволюции его  м ировоззрения, идентичности,  пол ити­

ческой социализации .  Ч еловек политически й  как созидатель, про­
рок, трибун, революционер и  могильщик политических институтов 

и идеологий  выстуnает главн ы м  предметом исследования полити­
ческой антропологии .  С точки зрения и нформационной парадиг­
м ы  централ ьная антропологическая nроблема современности  -
влияние виртуальной реальности  на  формирование м енталитета 
человека пол итического и нформационного общества. 

Философия п ол итики nризвана и сследовать разрушительные 

воздействия и нформационных технологий ,  усили вающих <<анато­
м ию человеческой деструктивности>> (Э. Фромм). Наиболее острый 

воnрос  политической антроnологии  - превращение ответстве н ­
ного граждан и н а  в  безответствен ного  потребителя, небывалое  в 

истори и  развитие культа потребления и разрушение nол итических 
качеств современного человека. 

И зучение посттрадицион н ых  пол итических акторов с  нестан­

дартными формами политического поведе н ия привели nол итичес­

кую философ и ю   на  путь п ерехода  к  <<м ягкому>>  политическому 

мышлению, гибким политическим технология м ,  рассчитанн ы м  на 
м ногомерность и пластичность объектов. Главная проблема пост­
классической м етодологии - поиск новых механ измов и сследова­

ния процесса самоорганизац и и  сложных, нел и н е й н ых, стохасти­

ческих процессов постклассического м ира п ол итики. Все это спо­
собствует утвержден и ю  двух новых п остклассических парад и гм 
философи и  политики: с ин ергетики и  герменевтики. Синергети­

ческий подход делает основной акцент на проблемах самооргани ­
зац и и   политических  п роцессов  в  и нформационном обществе , 
а nолитическая герменевтика - на вопросах и нтерпретации пол и ­
тических ценностей и традиций в глобальном диалоге современн ых 

цивилизаций. 

В целом выделяется четыре основные направления исследова­

ний в современной политической философии :  

• 

политическая  онтология  (учение  о  политическом  бытии)  -
изучает общие объективные основа ния и  преобразователь­

ные возможности  политики ,  форм ирует  картину м ира  по­

литического, рассматривает проблемы бытия политической 

власти, антином и и  политического пространства и  времен и ;  

• 

политическая  антропология  (учение  о  человеке  политичес­
ком)  - исследует творческие  возможности  человека  пол и -