Файл: Василенко И.А. Политическая философия (Высшее образование). 2010.pdf
ВУЗ: Московская государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафина
Категория: Книга
Дисциплина: Философия
Добавлен: 05.02.2019
Просмотров: 9669
Скачиваний: 18
УДК 32(075.8)
ББК 66.0я73
Bl9
819
Василенко
И.А.
Политическая философия: Учсб. пособие.
-
2-е
из,:r.,
псрсраб.
и доп.-
М.: ИНФРА-М,
2010.-320 с.- (Высшее
образование).
ISBN 978-5-16-003619-9
Во втором издании учебного пособия получ11Лit более подробное ос
вешение исторические вех11 фор�111рования 11 развития ПО.111 П1ческоil
философии, проблемы современной методолоп111 этой науки, а также
онтология информаuионного государства и философ11я современной
ннфорыаuионной воl1ны. Основная uель автора- дать совре�1енную
интерпретаuию важнейших проблем философии полнТIIК11 в ра�1ках
новой информаuионной парадигмы обществознания. Серьезное ВНII
мание ПрИ ЭТОМ О ТВОДИТСЯ ВОПросам ОНТОЛОГИИ ПOЛIIТIIЧeCKOII 13.1аС П1,
КОНфЛИКТУ Между ПОЛIПИЧеСКИМ 11 ЭКОНО�!I!ЧеСК!!М ЧеЛОВеКО�IИНфОр
МаШЮННОГО общества, виртуальному измерению хронополип1ки и
геополитики как фи�lософии ПОЛIIП!ческого времени и пространства.
а также сложным проблемам постижения постклассического мира
политики. Программа учебного пособия соответствует аналогичному
курсу в вузах.
Учебное пособие адресовано студентам, аспирантам и преподавате
лям, а также всем тем, кто интересуется современными проблемами
политической философии.
ББК 66.0я73
ISBN 978-5-16-003619-9
©Василенко
И .А.,
2009
ПРЕДИСЛОВИЕ
Электронные средства массовой информации изменяют
систему ценностей, а они в свою очередь изменят при
роду нашего общества.
Лестер Туроу
НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
П ол итическая философия со времен античн ости до наших
дней поднимае.т наиболее сложные и знач им ые проблемы полити
ческого бытия : о природе и сущности политической власти , о роли
и значе н и и государства в жизн и обшества, о справедли вом госу
дарствен ном устройстве и высшей цел и государствен ного управ
л е н и я . В п ерелом н ые эпохи обществен ного развития особенно
возрастает значение кон цептуал ьного осмысления новых реали й
политического развития, что закономерно выдви гает философию
политики в число наиболее актуальных общественных наук. И мен
н о поэтому в современ ную эпоху и н формацион ная революция
потребовала переосм ыслить все основные проблемы философии
пол итики, в ведя новое - виртуальное измерение политического
пространства и времени, открыв политическую сцену для нетра
диционных п ол итических акторов, предоставив новые информа
ционные ресурсы пол итической власти.
Во втором издан и и учебного пособия основное в н и мание уде
ляется современному освещению основных проблем философии
политики в рамках новой и нформационной парадигмы общество
знан ия. В то же время более подробн ое рассмотрен и е получил и
исторические вехи форм ирования и развития политической фило
софии, проблемы современной методологи и этой науки, а также
философия и нформационного государства и современной и нфор
мационной войн ы . Важное вни мание отводится проблемам поли
тической онтологии и праксеологии, политической антропологии
и гносеологии, в рамках которых в начале
XXI
в. формируется пост
классическая карти на политического м ира. Основной акцент при
рассмотрен и и современн ых п роблем философ и и пол итики был
сделан на вопросах исследования информационных ресурсов по
л итической власти, конфл и кте между пол итическим и экономи -
3
ческим человеком информационного общества, виртуальном из
мере н и и хроно- и геоп ол итики как философии политического
времени и пространства, а также на сложных проблемах постиже
н ия постклассического м ира пол итики .
Автор обращает особое в н и мание на то, что философия поли
т и к и в и нформационном обществе основное в ни мание уделяет
духовн ы м , ценностны м факторам политической жизн и , придает
важное значение с и м воли ческому капиталу культуры в информа
ционной политической борьбе. Автор надеется, что учебное посо
бие по философ и и п ол итики окажется и нтересн ы м не только сту
дентам-пол итологам , но и представителя м других специальностей ,
которые откроют для себя новые реали и соврем е нного и нформа
ционного общества в политическом измерени и .
Часть первая
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
И ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ
ФИЛОСОФИИ
Глава 1
ПРЕДМЕТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ
ФИЛОСОФИИ
Чел о в е к в сегда б ыв а е т д о б ы ч ей и сп оведуе м ых им
мыслей.
А. Камю
П ол итическая философия по праву зан имает центральное мес
то в сложном комплексе современн ых пол итических наук. Пере
фразируя Г. Гегел я , можно сказать, что п ол итическая философия
есть постижен и е нали ч ного и действительного в м ире п олитиче
ского. Сосредоточившись н а сущем - м ире политическом как та
ковом, - политическая философи я п р извана постигать п рироду
пол итических процессов в самом ш ироком и глубинном смысле и
значении. Тем самы м философское осмысление проблем полити
ки заклады вает теоретико-методологические основы для изучения
всех дисци пл и н политической специал изаци и - политической
социологии и кон фл и ктологии , политической психологии и госу
дарствен ного управления, политической глобалистики и экопол и
тики .
Предметом политической философии является исследование уни
версалий мира политического, относящихся к наиболее общим миро
воззренческим, ценностным и методологическим основаниям полити
ческой теории.
В центре политической философии н аходятся проблем ы духов
ного измере н и я полити ки, ее в ы с ш е го с мысла и н азнач е н и я .
И мен но п ол итическая философия призвана сформировать общую
5
картину м и ра п ол итического, обозначить ее пробл е м н ые зон ы ,
выделить наиболее острые проти воречия пол итики. В о все време
на п ол итическая философия искала ответы на кардинал ьн ые во
просы современности . П очему человек стрем ится в сфере пол ити
ки разрешать важнейшие проблемы человеческого существования?
Что лежит в основе политической организации - Божестве н н ы й
разум, рациональное начало, естествен ное право или право сил ь
ного? Как укреп ить государствен ную власть - гаранти ю порядка
и согласия? Как п одч и н ить власть требован и я м обществен ного
блага и человеческого благополучия?
И менно политическая философия рассматривает особые иссле
довательские установки - научные парадигмы - осознан н ые или
неосознанные канон ы п ол итического м ы шления, ориентируюшие
исследователе й на определен ную картину м ира п ол итического и
разл и ч н ые анал итические стратегии.
Научная парадигма - это совокупность норм, правил и ценностей,
которые создают установку мышления видеть явления в определен
ном свете или исследовать
их
в соответствующем методологическом
ключе.
М.
Фуко называл парадигмы особым и дискурсивными форма
циям и - исторически сложивш и м ися способами рационального
постиже н ия действительности, подчиняющими л юбого исследо
вателя тирани и априорных схем м ы шления. П ол итическая пара
дигма является м ировоззренческой с истемой, определяющей роль
и значен ие человека политического в обществе, его временные и
пространствеи н ые политические координаты, отношения с госу
дарством и политической властью, границы политических прав и
обязанностей. Тем самы м политическая парадигма призвана обес
печить ценностны й и мировоззренческий фундамент для объеди
нения и и нтеграции л юдей в определенное политическое сообще
ство.
Разработка научн о й парадигмы предполагает формирование
особого понятий ного аппарата через <<переоценку всех цен ностей»
(Ф. Н ицше). Концептуальные схемы составляют необходимые ас
пекты восприятия и в науке, и в повседневной жизни . Задача каж
дой научной абстракции, каждой научной категори и состоит в том,
чтобы упростить реальность и выделить главное для последующего
кон цептуального осм ы сления, но при этом не исказить сущность
этой реал ьности. Гегель подчеркивал : << Все дело в том, чтобы в ви
димости временного и преходящего познать субстанцию, которая
и м манентна, и веч н ое, которое присутствует в настоя шем. И бо,
6
выступая в своей действительности, разумн ое, синоним идеи, вы
ступает в бесконечном богатстве форм, я влен и й и образований>>
1•
Смена пол итических парадигм происходит на каждом новом
этапе политической истори и , что призвано отразить возни кнове
ние новых феноменов в мире политического, которые невозможно
описать и объяснить на языке прежне й научной теории. Само сло
во <<Теория>> первоначал ьн о в анти ч н о й ф илософ и и означал о
<<страстное и сочувственное созерцание>>, без которого невозможно
скон центрирован ное, углубленное постижение сути веще й . И се
годня осознание новых реалий мира политического немыслимо без
такого <<страстного и сочувственного созерцания>>, призванного за
эфемерны м и и быстротечн ы м и политическим и событиями разгля
деть <<смысл и назначение историИ>> ( К. Ясперс).
Современная информационная революция формирует новую
информационную парадигму в политическо й философии, в центре
которой находится идея информации как главного фактора совре
менного политического процесса. П од воздействием и нформаци
онных технологий стремител ьно меняются политические и нсти
туты, формы п ол итического господства, динамика политического
времени и пространства. Особую роль при этом и грает новое и з
мере н и е п ол итического п роцесса - виртуальное п ол итическое
поле, где с помощью и нформационных технологий разворачи ва
ются новые фор м ы пол итической борьбы.
П ерефразируя Дж. Тернера, можно сказать, что современная
и нформационн ая парадигма призвана реали зовать три главн ы е
цели п р и постижен и и м ира политического:
1 ) классифицировать и организовать происходящие в м ире со
бытия таким образом, чтобы их можно было представить в пер
спективе ;
2)
объяснить причи н ы происходящих событий и предсказать,
когда, где и как будут происходить события будущего ;
3 ) предложить и нтуити вно привлекательное здравое «Поним а
н ие>> того, почему и как должны происходить события2.
Современная н аучная картина м ира политического отличается
сложностью, динамичностью, открытостью, многовариантностью,
виртуальностью политических процессов, что существенно отли
чается от прежне й догматической узости, одновариантности и мо
нологичности пол итических подходов прошлого. Управление и н -
Гегель
Г.В.Ф.
Лекции по истории философии // Соч. Т.
1 . М .-Л. , 1 935.
С. 54.
Тер11ер Дж.
Структура социологической теории. М . ,
1 998. С. 28-29.
7
формацион н ы м и потоками становится главны м рычагом пол ити
ческой власт и , которая все бол ьше приобретает в и ртуал ьн ы е
формы . Стрем ительное развитие информационн ы х технологи й
приводит к разруше н и ю старых институтов п ол итической власти,
что с пособствует развитию новых противореч и й и конфли ктов в
современном обществе.
П ол итическая философия призвана исследовать центральные
конфликты современной постклассической nолитической картин ы
м ира, и главный из них - между пол итической систе мой, которая
только н ачинает nерестраиваться п од воздействием и нформаци
о н н ых технологи й , и внесисте мной о ппозиц и е й , исnользующей
сегодня все преимущества гибких сетевых структур. От того, на
сколько успешно будет решен этот острый конфли кт современно
сти , зависит будущее политическое развитие.
В рамках информационной парадигмы фил ософи и п ол итики
прин ц и пиал ьно по-новому решаются м н огие проблемы хроно- и
геопол итики в современ ном обществе. И нформационная револю
ц и я п р и вела к существен н ы м изме н е н и я м nол итического про
странства и времени, поставила целый ряд новых острых вопросов.
Н аиболее сложной проблемой стало осмысление изменений струк
туры и качества политического времени и пространства. Феномен
предельного ускорения политического времени в сетевых структу
рах привел к <<исчезновен и ю>> политического времени : на наш их
глазах nроисходит стирание исторических, социокультурных и сак
ральных координат виртуального времени, которое признает толь
ко <<вечное теперь>> - актуальное настоящее на экранах телевизоров
и мониторах комnьютеров, что равнозначно н ивелировке самого
понятия времени.
Одновременно освоение виртуального пространства nривело к
н и велировке и логлощен и ю реальных пространств за счет развития
с корости пол итического времени . Новая и нформационная пара
дигма геополитики означает, что в
XXI
в. судьба пространствеин ых
отношений между государствами будет определяться в nервую оче
редь информационн ы м превосходством в в иртуальном простран
стве. Тем самы м вопрос о роли символического капитала культуры
в и нформационном пространстве приобретает не абстрактно-тео
ретическое, а стратегическое геополитическое значен ие. Но социо
культурные факторы активизи руются только благодаря человечес
кой активности, поэтому в центре и нформационных технологий
находится сам человек п ол итический как творец и и нтерпретатор
современной пол итической истори и .
8
И менно поэтому политическая философия видит корень всех
измене н и й в современном обществе в развитии человека полити
ческого - эволюции его м ировоззрения, идентичности, пол ити
ческой социализации . Ч еловек политически й как созидатель, про
рок, трибун, революционер и могильщик политических институтов
и идеологий выстуnает главн ы м предметом исследования полити
ческой антропологии . С точки зрения и нформационной парадиг
м ы централ ьная антропологическая nроблема современности -
влияние виртуальной реальности на формирование м енталитета
человека пол итического и нформационного общества.
Философия п ол итики nризвана и сследовать разрушительные
воздействия и нформационных технологий , усили вающих <<анато
м ию человеческой деструктивности>> (Э. Фромм). Наиболее острый
воnрос политической антроnологии - превращение ответстве н
ного граждан и н а в безответствен ного потребителя, небывалое в
истори и развитие культа потребления и разрушение nол итических
качеств современного человека.
И зучение посттрадицион н ых пол итических акторов с нестан
дартными формами политического поведе н ия привели nол итичес
кую философ и ю на путь п ерехода к <<м ягкому>> политическому
мышлению, гибким политическим технология м , рассчитанн ы м на
м ногомерность и пластичность объектов. Главная проблема пост
классической м етодологии - поиск новых механ измов и сследова
ния процесса самоорганизац и и сложных, нел и н е й н ых, стохасти
ческих процессов постклассического м ира п ол итики. Все это спо
собствует утвержден и ю двух новых п остклассических парад и гм
философи и политики: с ин ергетики и герменевтики. Синергети
ческий подход делает основной акцент на проблемах самооргани
зац и и политических п роцессов в и нформационном обществе ,
а nолитическая герменевтика - на вопросах и нтерпретации пол и
тических ценностей и традиций в глобальном диалоге современн ых
цивилизаций.
В целом выделяется четыре основные направления исследова
ний в современной политической философии :
•
политическая онтология (учение о политическом бытии) -
изучает общие объективные основа ния и преобразователь
ные возможности политики , форм ирует картину м ира по
литического, рассматривает проблемы бытия политической
власти, антином и и политического пространства и времен и ;
•
политическая антропология (учение о человеке политичес
ком) - исследует творческие возможности человека пол и -
9