Файл: Василенко И.А. Политическая философия (Высшее образование). 2010.pdf
ВУЗ: Московская государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафина
Категория: Книга
Дисциплина: Философия
Добавлен: 05.02.2019
Просмотров: 9632
Скачиваний: 18
тического, проблем ы пол итической социал изац и и , цен ност
ные мотивации и вопросы политической и социокультур
ной иде нтичности ;
•
политическая праксеология (теория политического дей
ствия)
-
выявляет структуру и функци и пол итического
действия, возможности и границы п ол итических преобра
зовани й , д инами ку и мотивац и и политических действий в
традиционном и м одерн изированном обществах;
•
политическая эпистемология (постижение мира полити
ки) - изучает особенности познания политической реаль
ности, специфи ку объяснения и пониман и я , рационально
го и иррационал ьного в политике, формирование новых
постклассических методов исследования п олитических
процессов.
Таким образом , политическая философия призвана дать целост
ное видение современного пол итического процесса в четырех кон
цептуальных и змере н иях: онтологическом, антроп ологическо м ,
праксеологическом и гносеологическом.
П ерефразируя И. Канта, можно сказать, что пол итическая фи
лософия - это неповтор и м ы й целокупный синтез всех пол итиче
ских я вле н и й современности и регулятивная идея пол итики как
его результат. П ри этом качество политического процесса зависит
от человеческих качеств пол итических акторов, действующих на
п ол итическо й сцене. За л юб ы м и политически м и технологиям и
всегда стоит человек, и ответственность за последствия примене
ния этих технологий ложится на его плечи . П оэтому необходимо
подчеркнуть гуманитарный статус пол итической философии, во
оружен ной человеческими критериями , вместо того, чтобы уповать
на политические технологии , якобы с н и мающие вопрос о наших
морал ьн ых качествах и нашей ответствен ности.
Характер любой п ол итической эпох и таков, какой ее делают
люди . И чем более сложн ы м и являются политические обстоятель
ства, тем выше требован ия к качеству человеческого поступка. Гу
манитаризация пол итического сознания я вляется актуальной за
дачей нашей эпохи : необходимо вернуть человеку политическому
статус ответствен ного п ол итического деятеля - творца политичес
кой истории, а не марионетки пол итических технологий .
10
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1.
Почему политической философии принадлежит центральное
место в сложном ком плексе политических наук?
2.
Как и м сегодня предстает предметное поле политической фило
софии?
3.
Что такое научная парадигма?
4.
Какие направления исследовани й являются наиболее знач и м ы
м и в современной политической философии?
5. В
чем сущность современной и нформационной парадигмы по
литической философии ?
Глава 2
ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ
ФИЛОСОФИИ
2.1 . ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ АНТИЧНОСТИ
Большинство современных исследователей называют первым
античным политическим философом
Сократа Афинскоrо (469-
399 до н.э.)1•
Дело в том, что до Сократа философы рассуждали
преимущественно <<О природе» или «О богах>>, именно это было ос
новной темой философских сочинений. Сократ, напротив, подоб
ной тематики избегал. Известно, что Сократ не написал ни одной
книги, его взгляды дошли до нас благодаря трудам его многочис
ленных учеников, самым известным из которых был Платон. От
казавшись от исследования божественных или природных предме
тов, Сократ обратил свой взор на человека - пытаясь постичь
сушиость человеческой природы. При этом он утверждал, что
нельзя понять природу человека, не поняв природу ч еловеческого
общества. В своих <<Воспоминаниях о Сократе>> Ксенофонт писал,
что Сократ вел беседы о том <<что благочестиво, что неблагочести
во, что благородно, а что подло, что справедливо, что несправед
ливо ... что такое город и что значит быть государственным мужем,
что такое править людьми и кто для этого годен». Именно поэтому
Сократу отдают пальму первенства в исследовании проблем поли
тической философии.
В центре внимания Сократа и его последователей были осново
полагающие проблемы философии политической власти и госу
дарственного управления.
Кризис античного полиса заставил известных античных фило
софов обратиться к проблеме укрепления государственной влас
ти - гарантии согласия и порядка в обществе.
Платон (427-
327 до н.э.)
делает особый акцент на высшей цели государственного
управления - достижении целостности общества через обеспече
ние согласия всех общественных сословий. Он подчеркивает: <<Мы
Штраус Л.
В ведение в политическую философию. М . , 2000.
С. 1 98.
12
еще вначале, когда основывали государство, установили, что делать
это надо непременно во имя целого. Так вот это целое и есть спра
ведливость ... >>
1
•
Самой опасной тенденцией, разрушающей государство, Платон
считал стремление некоторых общественных групп отходить от слу
жения общему благу, узурпируя общественные функции для извле
чения личной выгоды. В идеальном государстве Платона стражи,
ведающие безопасностью, не должны были пользоваться золотом
и серебром, не могли даже прикасаться к ним, украшаться ими или
пить из золотых и серебряных сосудов. Платон предупреждал: « ...
чуть заведется у них собственная земля, дома, деньги, как сейчас же
из стражи станут они хозяевами и землевладельцами; из союзников
остальных граждан сделаются враждебными или владыками; нена
видя сами и вызывая к себе ненависть, питая злые умыслы и их
опасаясь, будут они все время жить в большем страхе перед внут
ренними врагами, чем перед внешними, а в таком случае и сами
они и все государство устремятся к своей скорейшей гибели>>2.
Но самым большим злом для государственного управления Пла
тон считал олигархию. Он определял олигархию как государствен
ный строй, основывающийся на имущественном цензе: у власти
там богатые, а бедняки не участвуют в управлении общественными
делами. Установление имущественного ценза становится законом
и нормой олигархического строя; чем более строй олигархичен,
тем выше ценз. Такого рода государственный порядок держится
применением вооруженной силы. Платон с возмущением писал о
том, что в олигархиях возведены на трон алчность и корыстолюбие
и кроме богатства и богачей ничто не вызывает восторга и почита
ния, а честолюбие направлено лишь на стяжательство и на все что
к этому ведет3.
'
Таким образом, в период античности были поставлены наибо
лее важные проблемы политической философии -о природе и
сущности политической власти, о роли и значении государства в
жизни общества, о справедливом государственном устройстве и
высшей цели государственного управления.
Античные философы были убеждены, что эти политические
проблемы наиболее важные в человеческой жизни.
Крупнейший мыслитель античности - ученик Платона-
Арнс
тотель (384-322 rr. до н.э.)
-всесторонне обосновал идею о том
'
Платон.
Собр. соч . : В 4
т.
М . ,
1 994.
Т.
3. С. 204.
Там же.
С. 339.
Там же.
С. 3 35-339.
13
что человек политичен по своей природе и органично включен в
политический процесс. Он подчеркивал: << ... человек по природе
своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы,
а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства,
либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверх
человек; его и Гомер поносит, говоря "без роду без племени, вне
закона, без очага"; такой человек по природе своей только и жаж
дет войны; сравнить его можно с изолированной пешкой на иг
ральной доске•>
1 •
Аристотель обосновал ведущую роль государства в политичес
кой жизни общества: вся общественная жизнь, по его мнению,
укладывалась в рамки политической жизни и ставилась на службу
государству. Он писал:
<<
... поскольку наука о государстве пользует
ся остальными науками как средствами и, кроме того, законода
тельно определяет, какие поступки следует совершать и от каких
воздерживаться, то ее цель включает, видимо, цели других наук,
следовательно, эта цель и будет высшим благом для людей>/.
И менно античные философы разработали патриархальную кон
цепцию возникновения государства. Аристотель одним из первых
предложил такую гипотезу: вначале люди объединились в семьи,
затем несколько семей образовали селение, а на завершающей ста
дии этого процесса возникло государство как форма общежития
граждан, использующих политическое устройство и подчиняю
щихся власти закона. По мнению Аристотеля, природа вселила во
всех людей стремление к государственному общению, и первый,
кто. это общение организовал, оказал человечеству величайшее
благо. В рамках патриархальной теории государство рассматрива
лось как большая семья, где отношения правителя и его подданных
отождествлялись с отношениями патриарха- главы рода и членов
его семьи.
И нтересно, что свои философские обобщения о природе госу
дарства Аристотель сделал на основе обработки солидных эмпири
ческих данных. В своей фундаментальной работе <<Политика>> он
подверг сравнительному анализу собранный с помощью учеников
эмпирический материал об устройстве
1 58
государств эллинской
ойкумены от Марселя в западном Средиземноморье до Крита, Ро
доса и Кипра на востоке. Аристотель оставил меткую стратегиче
скую оценку многих политических центров античного мира, впол-
14
Аристотель.
Политика 11 Соч. Т. 4. С. 37.
Там же. С. 32 1 .
не логично объясняя их политическое возвышение или, напротив,
угасание по сравнению с другими городами-государствами.
Знаменитая аристотелевская концепция правильных и непра
вильных форм правления органично вытекает из его понимания
философии государственной власти. Аристотель был убежден: <<Го
сударство создается не ради только того, чтобы жить, но преиму
щественно для того, чтобы жить счастливо>>1• Государственное
устройство для него - это порядок в области организации государ
ственных должностей вообще и в первую очередь верховной влас
ти, которой они все подчинены. В основу типологии форм госу
дарственного устройства он кладет разработанное философами
сократической школы понятие взаимосвязи между политическим
успехом и участием в отправлении властных полномочий и распре
делением благ. При этом политический успех находится во взаи
мосвязи с целью политического целого или государства.
Соответственно, правильными формами правления он считал
те, которые ориентированы на всеобщее благо: монархию (власть
монарха, направленная на всеобщую пользу); аристократию (власть
лучших, имеющих в виду высшее благо государства) и политию
(республиканское правление в интересах всеобщего блага). К чис
лу неправильных относил государства, ориентированные на благо
господствующих: тиранию (монархическая власть, имеющая в виду
выгоды одного правителя); олигархию (власть богатых в интересах
состоятельных граждан); демократию (власть бедноты в интересах
неимущих).
Аристотель и философы аристотелевской школы оказали огром
ное влияние на развитие политической мысли античного мира,
а в дальнейшем - на формирование всей европейской политической
традиции. Однако нельзя не заметить, что политический формализм
Аристотеля, в особенности его отождествление государства с формой
государственного устройства, о
казал
ся существенным препятствием
для
реалистических исследований природы государства, о чем не раз
v
2
упоминали крупнеишие мыслители последующих эпох .
Важно подчеркнуть также роль и значение географического де
терминизма в политической философии античности. Античные
философы остро чувствовали значение почвы - среды обитания
пространства для формирования социокультурной и политической
человека в разных обществах. Географический де-
Аристотель.
Политика. М . , 1 997. С. 1 08.
См.:
Дильтей
В.
Введение в науки о духе. Опыт полаrания основ для изу
чения общества и истории 11 Собр. соч .: В 6 т. М . , 2000. Т. 1 . С. 526.
1 5
терминизм лежал в основе многих философских изысканий антич
ных авторов. Впервые теорию влияния среды излагает известная
школа Гиппократа в
У
в. до н.э. в трактате «0 воздухах, водах и
местностях». Древнегреческий философ Парменид обосновал кон
цепцию пяти температурных зон или поясов Земли с точки зрения
их роли в историческом развитии народов: двух холодных, двух
умеренных и одного жаркого (в центре), каждый из которых обла
дал своими политическими особенностями.
Все древние государства располагались на границах между
20
и
45
градусами северной широты, и античные философы обосновали
следующую гипотезу: политическая энергия генерируется в уме
ренных климатических зонах, и исторические центры притяжения
сдвигаются в направлении с юга на север (в пределах этой зоны).
Жители южных стран получают от самой природы пищу и одежду
почти в готовом виде, удовлетворяя насущные потребности легко
и свободно, поэтому они не имеют внутреннего стремления к раз
витию своих государств; жители севера, напротив, слишком много
энергии должны затрачивать на поддержание жизни на своих тер
риториях, поэтому у них не хватает сил для развития; и только в
умеренном климате можно найти идеальный природный баланс,
способствующий расцвету государств. Эту точку зрения разделял
и Аристотель, писавший о политическом превосходстве промежу
точной зоны, населенной греками.
И нтересно, что в наши дни теория климатических поясов вновь
достаточно популярна. Широкое распространение получила точка
зрения, что история создавалась в пространстве между
20
и
60
гра
дусами северной широты, где расположены сегодня основные по
литические центры Европы, России, С ША, Японии 1•
Платон, Гиппократ, Полибий, Цицерон также сравнивали в сво
их сочинениях влияние географической среды на политическую
деятельность людей, свойства их политического темперамента,
обычаи, нравы и даже общественный строй. Распространено было
убеждение в том, что жаркий климат расслабляет характеры и люди
легко попадают в рабство, а северный, напротив, закаляет, что спо
собствует развитию демократических форм правления. Несмотря
на наивность и определенный примитивизм географического де
терминизма античной политической философии, гораздо важнее
увидеть здесь поиск социокультурных оснований политики -вза
имосвязь природы, политической культуры и особенностей наuио-
Тихонравов
Ю.В.
Геополитика. М ., 1 998. С. 59.
16
нальных характеров разных народов,-чему впоследствии придавал
огромное значение известный немецкий политолог Макс Вебер.
Помимо этого в античной политической философии было раз
работано уже весьма развернутое представление о цикличности
политической истории. Полибий в своей <<Всеобщей историИ>> рас
сматривает шесть форм государственного устройства, циклически
сменяющих друг друга в ходе политического процесса. Каждой
форме правления суждено нести в себе собственную погибель -
свою извращенную форму вырождения.
Монархия, или единовластное правление, возникает первой.
Это происходит, как правило, после очередного стихийного бед
ствия, когда уцелевшие люди собираются вместе и покоряются
наиболее сильным и смелым среди них- вождям. Власть вож
дей -это власть силы. Монархию сменяет царское правление. Оно
наступает, когда власть силы слабеет и между людьми устанавли
ваются дружеские отношения: разум побеждает силу.
Царское правление в свою очередь переходит в тиранию- из
вращенную форму правления. Тиранию сменяет аристократия,
которая затем <<П О законам природЫ>> переходит в олигархию.
И наконец, восстание против олигархии приводит к установлению
демократии, которая с течением времени <<Из-за необузданности
народа>> деградирует в охлократию. Здесь исторический круг замы
кается, но только для того, чтобы вернуться вновь к монархии.
Пауль Тиллих подчеркивал, что античная циклическая парадиг
ма политического процесса носит трагический характер: существо
вание человека во времени и пространстве в качестве обособлен
ного индивида порождает у человека ощущение <<трагической
вины>>, которая с необходимостью ведет к саморазрушению1• Но
трагедия одновременно предполагает величие, и античные авторы
особо подчеркивали величие как духовную приподнятость над по
вседневностью. Древнегреческие философы и историки прослав
ляли великолепие жизни в природе и государстве, сожалели о том,
что она коротка и трагична. Единственный достойный выход из
трагической ситуации-это мужество мудреца или героя, возвы
шающее его над превратностями исторического существования.
Все основополагающие проблемы политической философии,
поднятые в период античности, нашли свое развитие и продолже
ние на последующих этапах истории политической философии.
Тиллих П.
История и Uарство Божие // Философия истории: Антология.
М . , 1 994. С. 237-238.
17
2.2. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
В Средние века проблемы политической философии стали
рассматривать в рамках религиозного мировоззрения, видя
�
по
литике учреждение института земной власти, установленном Бо
гом. После принятия императором Константином христианства
оно постепенно превращается в государственную религию. Папа
Григорий
VII
провозгласил, что светская власть политиков пред
ставляет собой лишь отражение духовной власти, подобно свету
Луны, который являет лишь отражение солнечного света.
Одним из наиболее влиятельных богословов и философов Сред
невековья был
Августин (354-430).
В своей <<Исповеди>> он отстаи
вает идею
0
том, что <<Бог стоит над всем; и в человеческом обще
стве большая власть поставляется над меньшей, и эта последняя
ей повинуется>> 1• Августин полагал, что человек лишь субъективно
действует свободно, но все, что он делает, творит через него Бог.
Душа человека полна противоречивых страстей: <<Великая бездна
сам человек ... волосы его легче счесть, чем его чувства и движения
2
его сердца» .
Именно Августин начал разрабатывать концепцию «двух гра-
дов>> пытаясь объяснить существование двух царств - Града Зем
ного' и Града Божьего. Земное царство он рисовал как разбойничий
стан который живет войной, насилием и завоеванием. Сообщество
пра
�
едных, согласно Августину, есть незримый Град Бо
�
ий, не
зримая истинная церковь, которая не тождественна земнои церкви.
в
концепции Августина земная церковь - лишь приготовление к
небесной. Бог не отвечает за мировое зло, источником зла являет
ся злая воля человека, но высшая справедливость воздает каждому
по заслутам. На базе этих идей Августин создает рационалистичес
кую этику долга, согласно которой для человека главная опасность
заключена в собственном эгоизме, желании жить <<ПО самому себе>>,
а не <<ПО Богу>>. Вера - единственный источник истины и спасения
для
человека на земле.
Таким образом, Августин создал достаточно универсальную
картину христианской политической философии, определив мес�
то политической власти и человека политического в религиозном
картине мира.
Несколько позже, в
XIII
в., в рамках католицизма политические
идеи продолжает разрабатывать
Фома Аквинский (1225-1274).
Цер-
18
Августин А .
Исповедь. М ., 1 99 1 . С. 97.
Там же. С. 1 1 7.
ковь к этому времени завоевала полную монополию в духовной
жизни, что позволило теологам интерпретировать политический
процесс как полностью зависимый от религиозной жизни. Фома
Аквинский выдвигает свои доказательства существования Бога,
опираясь на принцип детерминизма или причинно-следственных
связей: в его теологической концепции верховной причиной всех
явлений и процессов, в том числе и политических, предстает Бог.
Земная власть исходит от Бога, форма же правления в каждом от
дельном случае зависит от обстоятельств.
Фома призывал людей к повиновению государственной власти,
связанной божественными законами. Он продолжает развивать
концепцию <<двух градов>>, которая в духе христианского учения
попыталась развести авторитет государства и авторитет церкви:
<<отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу».
Известный русский политический философ С. Н. Булгаков, оце
нивая этот период в политической истории, справедливо подчер
кивал: раскол общественной жизни на светскую и церковную внес
серьезный разлад и двойную бухгалтерию даже в души тех, кто
вполне сознавал всю историческую относительность и внутреннюю
ненормальность этого раздвоения. За свою консервативную <<ОХ
ранительную>> позицию невмешательства в государственную поли
тику и общественную жизнь с нравственными критериями сред
невековая церковь поплатилась, с одной стороны, гуманистичес
ким отторжением от нее наиболее деятельной ее части, с
другой- своим собственным оскудением, угасанием творческого
духа1•
2.3.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
И НОВОГО ВРЕМЕНИ
Новым пониманием роли политической власти и управления
отмечена эпоха позднего Возрождения. Итальянский мыслитель
Николо Макиавелли (1469-1527)
впервые рассматривает проблемы
политической философии в технологическом ключе - как техно
логии политической власти. Технологический подход в политичес
кой философии предполагает, что критерий эффективности ста
вится выше моральных норм и правил.
Для
Макиавелли политик -
это эксперт, ищущий полезные технологические рецепты для
Булгаков
С.Н.
Два града. СПб., 1 997. С. 348.
19