Файл: Василенко И.А. Политическая философия (Высшее образование). 2010.pdf

Добавлен: 05.02.2019

Просмотров: 9081

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

тического, проблем ы  пол итической социал изац и и ,  цен ност­

ные  мотивации  и  вопросы  политической  и  социокультур­
ной иде нтичности ; 

• 

политическая  праксеология  (теория  политического  дей­
ствия) 

-

выявляет  структуру  и  функци и  пол итического 

действия,  возможности  и  границы  п ол итических  преобра­

зовани й ,  д инами ку  и  мотивац и и  политических действий  в 
традиционном и  м одерн изированном обществах; 

• 

политическая  эпистемология  (постижение  мира  полити­
ки)  - изучает  особенности  познания  политической реаль­

ности,  специфи ку объяснения и  пониман и я ,  рационально­
го  и  иррационал ьного  в  политике,  формирование  новых 
постклассических  методов  исследования  п олитических 
процессов. 

Таким образом ,  политическая философия призвана дать целост­

ное видение современного пол итического процесса в четырех кон ­

цептуальных и змере н иях: онтологическом, антроп ологическо м ,  
праксеологическом и гносеологическом. 

П ерефразируя  И.  Канта, можно сказать, что пол итическая фи­

лософия - это неповтор и м ы й  целокупный синтез всех пол итиче­
ских я вле н и й  современности  и  регулятивная идея пол итики как 

его результат.  П ри  этом качество политического процесса зависит 
от человеческих качеств пол итических акторов, действующих на 
п ол итическо й  сцене.  За л юб ы м и  политически м и  технологиям и  

всегда стоит человек, и ответственность за последствия примене­
ния этих технологий ложится  на его  плечи .  П оэтому необходимо 
подчеркнуть гуманитарный статус пол итической философии, во­

оружен ной человеческими критериями ,  вместо того, чтобы уповать 

на  политические технологии ,  якобы с н и мающие вопрос о  наших 

морал ьн ых качествах и  нашей ответствен ности. 

Характер любой п ол итической эпох и  таков,  какой ее делают 

люди .  И  чем более сложн ы м и  являются  политические обстоятель­
ства, тем выше требован ия к качеству человеческого поступка.  Гу­

манитаризация  пол итического сознания я вляется актуальной за­

дачей  нашей эпохи :  необходимо вернуть человеку политическому 
статус ответствен ного п ол итического деятеля - творца политичес­

кой истории, а не марионетки пол итических технологий .  

10 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 

1. 

Почему  политической  философии  принадлежит  центральное 
место в сложном ком плексе политических наук? 

2. 

Как и м  сегодня предстает предметное поле политической фило­

софии? 

3. 

Что такое научная парадигма? 

4. 

Какие направления исследовани й  являются наиболее знач и м ы­
м и  в современной политической философии? 

5.  В 

чем сущность современной и нформационной парадигмы по­

литической философии ?  


background image

Глава 2 

ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ 
ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ 
ФИЛОСОФИИ 

2.1 .   ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ АНТИЧНОСТИ 

Большинство современных исследователей называют первым 

античным  политическим философом 

Сократа Афинскоrо  (469-

399 до н.э.)1• 

Дело  в  том,  что  до  Сократа  философы рассуждали 

преимущественно <<О природе» или «О богах>>, именно это было ос­

новной темой философских сочинений. Сократ, напротив, подоб­

ной тематики избегал.  Известно,  что Сократ не написал ни одной 

книги,  его взгляды дошли до  нас благодаря трудам его многочис­
ленных учеников,  самым известным из которых был  Платон. От­

казавшись от исследования божественных или природных предме­

тов,  Сократ  обратил свой взор  на  человека  - пытаясь  постичь 

сушиость человеческой  природы.  При  этом  он утверждал,  что 

нельзя понять природу человека, не поняв природу ч еловеческого 
общества. В своих <<Воспоминаниях о Сократе>>  Ксенофонт писал, 
что Сократ вел беседы о том <<что благочестиво,  что неблагочести­

во,  что благородно,  а  что  подло,  что справедливо,  что несправед­
ливо ... что такое город и что значит быть государственным мужем, 
что такое править людьми и кто для этого годен». Именно поэтому 
Сократу отдают пальму первенства в исследовании проблем поли­

тической философии. 

В центре внимания Сократа и его последователей были осново­

полагающие  проблемы  философии  политической власти  и госу­
дарственного управления. 

Кризис античного полиса заставил известных античных фило­

софов  обратиться к  проблеме  укрепления  государственной  влас­

ти - гарантии  согласия  и  порядка  в  обществе. 

Платон  (427-

327 до н.э.) 

делает особый акцент на высшей цели государственного 

управления - достижении целостности общества  через обеспече­

ние согласия всех общественных сословий.  Он подчеркивает:  <<Мы 

Штраус Л. 

В ведение в политическую философию.  М . ,  2000. 

С.  1 98. 

12 

еще вначале, когда основывали государство, установили, что делать 

это надо непременно во имя целого. Так вот это целое и есть спра­
ведливость ... >> 

• 

Самой опасной тенденцией, разрушающей государство, Платон 

считал стремление некоторых общественных групп отходить от слу­

жения общему благу, узурпируя общественные функции для извле­

чения  личной выгоды. В идеальном государстве  Платона стражи, 
ведающие безопасностью,  не должны были пользоваться золотом 

и серебром, не могли даже прикасаться к ним, украшаться ими или 
пить из золотых и  серебряных сосудов. Платон предупреждал:  « ... 

чуть заведется у них собственная земля, дома, деньги, как сейчас же 
из стражи станут они хозяевами и землевладельцами; из союзников 

остальных граждан сделаются враждебными или владыками; нена­
видя  сами  и  вызывая к  себе  ненависть,  питая  злые  умыслы и  их 

опасаясь,  будут они все время жить в  большем  страхе перед внут­

ренними  врагами,  чем  перед  внешними,  а  в  таком  случае и сами 
они и все государство устремятся к своей скорейшей гибели>>2. 

Но самым большим злом для государственного управления Пла­

тон считал олигархию. Он определял олигархию как государствен­
ный строй,  основывающийся на имущественном цензе: у  власти 

там богатые, а бедняки не участвуют в управлении общественными 
делами. Установление имущественного ценза становится законом 
и  нормой олигархического  строя;  чем  более строй олигархичен, 

тем  выше ценз. Такого  рода государственный порядок держится 
применением вооруженной силы.  Платон с возмущением писал о 
том,  что в олигархиях возведены на трон алчность и корыстолюбие 
и кроме богатства и богачей ничто не вызывает восторга и почита­
ния, а честолюбие направлено лишь на стяжательство и на все  что 

к этому ведет3. 

Таким образом, в период античности были поставлены наибо­

лее  важные  проблемы  политической  философии -о  природе  и 
сущности политической власти,  о  роли и  значении государства  в 
жизни общества,  о  справедливом государственном устройстве  и 
высшей цели государственного управления. 

Античные  философы  были  убеждены,  что  эти политические 

проблемы наиболее важные в человеческой жизни. 

Крупнейший мыслитель античности - ученик  Платона-

Арнс­

тотель (384-322 rr. до н.э.) 

-всесторонне обосновал идею о том 

Платон. 

Собр. соч . :  В 4 

т. 

М . , 

1 994. 

Т. 

3.  С.  204. 

Там же. 

С. 339. 

Там же. 

С. 3 35-339. 

13 


background image

что человек  политичен  по своей природе и  органично  включен  в 

политический  процесс.  Он подчеркивал:  << ... человек  по природе 

своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, 

а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, ­
либо недоразвитое в нравственном смысле существо,  либо сверх­
человек;  его и  Гомер поносит,  говоря  "без роду без  племени,  вне 
закона,  без очага";  такой человек по природе своей только и жаж­
дет войны;  сравнить  его  можно  с изолированной  пешкой  на иг­

ральной доске•> 

1 • 

Аристотель обосновал ведущую роль государства в политичес­

кой  жизни  общества:  вся  общественная  жизнь,  по  его  мнению, 

укладывалась в рамки  политической жизни и ставилась на службу 

государству. Он писал: 

<< 

... поскольку наука о государстве пользует­

ся остальными науками  как  средствами  и,  кроме  того,  законода­
тельно определяет,  какие  поступки следует совершать и от каких 
воздерживаться,  то  ее цель включает,  видимо,  цели других наук, 

следовательно,  эта цель и будет высшим благом для людей>/. 

И менно античные философы разработали патриархальную кон­

цепцию возникновения государства.  Аристотель одним из первых 
предложил такую гипотезу:  вначале  люди объединились в  семьи, 

затем несколько семей образовали селение, а на завершающей ста­
дии этого  процесса  возникло  государство как  форма общежития 

граждан,  использующих  политическое  устройство  и  подчиняю­

щихся власти закона.  По мнению Аристотеля, природа вселила во 

всех людей стремление к  государственному  общению, и  первый, 
кто. это  общение  организовал,  оказал  человечеству величайшее 
благо. В рамках патриархальной теории государство рассматрива­

лось как большая семья, где отношения правителя и его подданных 

отождествлялись с отношениями патриарха- главы рода и членов 

его семьи. 

И нтересно,  что свои философские обобщения о природе госу­

дарства Аристотель сделал на основе обработки солидных эмпири­

ческих  данных. В  своей  фундаментальной работе  <<Политика>> он 
подверг сравнительному анализу собранный с помощью учеников 
эмпирический материал об устройстве 

1 58 

государств эллинской 

ойкумены от Марселя в западном Средиземноморье до Крита,  Ро­
доса и  Кипра на востоке.  Аристотель  оставил  меткую стратегиче­
скую оценку многих политических центров античного мира, впол-

14 

Аристотель. 

Политика 11 Соч. Т. 4. С. 37. 

Там же. С. 32 1 .  

не логично объясняя их политическое возвышение или, напротив, 
угасание по сравнению с другими городами-государствами. 

Знаменитая  аристотелевская  концепция  правильных и  непра­

вильных форм  правления  органично  вытекает  из его понимания 
философии государственной власти. Аристотель был убежден: <<Го­
сударство создается не ради только того,  чтобы жить, но преиму­
щественно  для того,  чтобы  жить  счастливо>>1•  Государственное 
устройство для него - это порядок в области организации государ­
ственных должностей вообще и в первую очередь верховной влас­
ти,  которой они все подчинены.  В  основу типологии форм госу­
дарственного  устройства  он кладет  разработанное  философами 
сократической школы понятие взаимосвязи между политическим 
успехом и участием в отправлении властных полномочий и распре­
делением благ.  При этом политический  успех  находится во  взаи­
мосвязи с целью политического целого или государства. 

Соответственно,  правильными формами правления он считал 

те, которые ориентированы на всеобщее благо: монархию (власть 
монарха, направленная на всеобщую пользу); аристократию (власть 
лучших,  имеющих в  виду  высшее  благо  государства)  и  политию 

(республиканское правление в интересах всеобщего блага). К чис­

лу неправильных относил государства, ориентированные на благо 
господствующих: тиранию (монархическая власть, имеющая в виду 
выгоды одного правителя);  олигархию (власть богатых в интересах 
состоятельных граждан);  демократию (власть бедноты в интересах 
неимущих). 

Аристотель и философы аристотелевской школы оказали огром­

ное  влияние  на развитие  политической мысли  античного  мира, 
а в дальнейшем - на формирование всей европейской политической 
традиции. Однако нельзя не заметить,  что политический формализм 
Аристотеля, в особенности его отождествление государства с формой 
государственного устройства, о

казал

ся существенным препятствием 

для 

реалистических исследований природы государства, о чем не раз 

упоминали крупнеишие мыслители последующих эпох  . 

Важно подчеркнуть также роль и значение географического де­

терминизма  в политической философии  античности.  Античные 
философы остро чувствовали значение почвы - среды обитания­
пространства для формирования социокультурной и политической 

человека в разных обществах.  Географический де-

Аристотель. 

Политика.  М . ,  1 997. С.  1 08. 

См.: 

Дильтей 

В. 

Введение в науки о духе. Опыт полаrания основ для изу­

чения общества и  истории 11 Собр. соч .: В 6 т. М . ,  2000. Т.  1 .  С. 526. 

1 5  


background image

терминизм лежал в основе многих философских изысканий антич­

ных авторов.  Впервые  теорию влияния среды излагает  известная 

школа  Гиппократа  в 

У 

в. до  н.э.  в  трактате  «0  воздухах,  водах  и 

местностях». Древнегреческий философ Парменид обосновал кон­

цепцию пяти температурных зон или поясов Земли с точки зрения 
их  роли  в историческом развитии народов:  двух  холодных,  двух 

умеренных и одного жаркого (в центре), каждый из которых обла­

дал своими политическими особенностями. 

Все древние государства располагались на границах между 

20 

и 

45 

градусами северной широты, и античные философы обосновали 

следующую гипотезу:  политическая энергия генерируется в уме­

ренных климатических зонах, и исторические центры притяжения 

сдвигаются в  направлении с юга на север  (в пределах  этой  зоны). 

Жители южных стран получают от самой природы пищу и одежду 

почти в готовом виде,  удовлетворяя насущные потребности легко 

и свободно, поэтому они не имеют внутреннего стремления к раз­

витию своих государств; жители севера,  напротив,  слишком много 

энергии должны затрачивать на поддержание жизни на своих тер­
риториях, поэтому у них не  хватает  сил  для развития;  и  только  в 
умеренном  климате можно найти идеальный  природный  баланс, 
способствующий расцвету государств.  Эту  точку  зрения разделял 
и Аристотель, писавший о политическом превосходстве промежу­

точной зоны,  населенной греками. 

И нтересно,  что в наши дни теория климатических поясов вновь 

достаточно популярна. Широкое распространение получила точка 
зрения,  что история создавалась в пространстве между 

20 

и 

60 

гра­

дусами северной широты, где расположены сегодня основные по­
литические центры  Европы,  России,  С ША,  Японии 1• 

Платон,  Гиппократ, Полибий,  Цицерон также сравнивали в сво­

их сочинениях влияние географической среды на  политическую 
деятельность  людей,  свойства  их  политического  темперамента, 
обычаи, нравы и даже общественный строй.  Распространено было 
убеждение в том, что жаркий климат расслабляет характеры и люди 
легко попадают в рабство, а северный,  напротив, закаляет, что спо­

собствует  развитию  демократических форм  правления.  Несмотря 
на наивность и  определенный примитивизм географического де­

терминизма античной политической философии,  гораздо  важнее 
увидеть здесь поиск социокультурных оснований политики -вза­

имосвязь природы, политической культуры и особенностей наuио-

Тихонравов 

Ю.В. 

Геополитика.  М .,  1 998. С.  59. 

16 

нальных характеров разных народов,-чему впоследствии придавал 
огромное значение известный немецкий политолог  Макс Вебер. 

Помимо этого в  античной политической философии было раз­

работано уже весьма развернутое представление о цикличности 

политической истории.  Полибий в своей <<Всеобщей историИ>> рас­
сматривает шесть форм государственного устройства, циклически 
сменяющих  друг  друга  в  ходе  политического  процесса.  Каждой 
форме правления суждено нести в себе собственную погибель -
свою извращенную форму вырождения. 

Монархия,  или единовластное правление,  возникает первой. 

Это происходит,  как правило,  после очередного стихийного бед­

ствия,  когда  уцелевшие  люди  собираются вместе и покоряются 
наиболее сильным и  смелым среди  них- вождям. Власть вож­

дей -это власть силы.  Монархию сменяет царское правление.  Оно 

наступает,  когда власть  силы слабеет и  между  людьми устанавли­

ваются дружеские отношения: разум побеждает силу. 

Царское правление в свою очередь переходит в тиранию- из­

вращенную  форму  правления.  Тиранию  сменяет аристократия, 
которая  затем  <<П О   законам  природЫ>>  переходит  в  олигархию. 

И наконец, восстание против олигархии приводит к установлению 

демократии, которая с течением времени  <<Из-за необузданности 
народа>> деградирует в охлократию. Здесь исторический круг замы­
кается, но только для того,  чтобы  вернуться вновь к монархии. 

Пауль Тиллих подчеркивал, что античная циклическая парадиг­

ма политического процесса носит трагический характер:  существо­

вание  человека во  времени  и пространстве в качестве обособлен­
ного  индивида  порождает  у  человека  ощущение  <<трагической 

вины>>, которая  с  необходимостью ведет к  саморазрушению1•  Но 
трагедия одновременно предполагает величие, и античные авторы 
особо подчеркивали величие как духовную приподнятость над по­
вседневностью. Древнегреческие философы и историки прослав­
ляли великолепие жизни в природе и государстве, сожалели о том, 

что она  коротка  и  трагична.  Единственный  достойный выход из 
трагической ситуации-это мужество мудреца или героя,  возвы­

шающее его над превратностями исторического существования. 

Все основополагающие  проблемы  политической философии, 

поднятые в период античности, нашли свое развитие и продолже­
ние на последующих этапах истории политической философии. 

Тиллих П. 

История  и  Uарство  Божие // Философия  истории: Антология. 

М . ,   1 994. С. 237-238. 

17 


background image

2.2.  СРЕДНЕВЕКОВАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 

В  Средние века проблемы политической философии стали 

рассматривать в  рамках религиозного мировоззрения,  видя 

� 

по­

литике учреждение института земной власти,  установленном  Бо­
гом.  После  принятия  императором  Константином христианства 
оно постепенно превращается в государственную религию. Папа 

Григорий 

VII 

провозгласил,  что  светская власть политиков пред­

ставляет  собой лишь  отражение  духовной  власти,  подобно  свету 

Луны,  который являет лишь отражение солнечного света. 

Одним из наиболее влиятельных богословов и философов Сред­

невековья был 

Августин (354-430). 

В своей  <<Исповеди>>  он отстаи­

вает идею 

том, что <<Бог стоит над всем;  и в  человеческом обще­

стве  большая  власть поставляется над меньшей,  и  эта последняя 
ей повинуется>> 1• Августин полагал, что человек лишь субъективно 

действует  свободно,  но все,  что  он делает,  творит через него  Бог. 
Душа человека полна противоречивых страстей:  <<Великая бездна 

сам человек ... волосы его легче счесть,  чем его чувства и движения 

его сердца»  . 

Именно  Августин начал  разрабатывать  концепцию «двух гра-

дов>>  пытаясь объяснить существование двух царств - Града Зем­

ного' и  Града Божьего. Земное царство он рисовал как разбойничий 
стан  который живет войной, насилием и завоеванием. Сообщество 
пра

едных,  согласно Августину,  есть незримый  Град  Бо

ий,  не­

зримая истинная церковь, которая не тождественна земнои церкви. 

в 

концепции Августина  земная церковь - лишь приготовление к 

небесной.  Бог не отвечает за мировое зло, источником зла являет­
ся злая воля человека, но высшая справедливость воздает каждому 
по заслутам.  На базе этих идей Августин создает рационалистичес­

кую этику долга, согласно которой для человека главная опасность 

заключена в собственном эгоизме, желании жить  <<ПО самому себе>>, 
а не <<ПО Богу>>. Вера - единственный источник истины и спасения 

для 

человека на земле. 

Таким образом,  Августин создал  достаточно  универсальную 

картину христианской политической философии, определив мес� 

то политической власти и человека политического в религиозном 

картине мира. 

Несколько позже, в 

XIII 

в., в рамках католицизма политические 

идеи продолжает разрабатывать 

Фома Аквинский (1225-1274). 

Цер-

18 

Августин А .  

Исповедь.  М .,  1 99 1 .  С. 97. 

Там же. С.  1 1 7. 

ковь  к  этому  времени  завоевала  полную  монополию в духовной 

жизни,  что позволило теологам интерпретировать политический 

процесс как полностью зависимый от религиозной жизни. Фома 

Аквинский  выдвигает  свои доказательства существования  Бога, 

опираясь на принцип детерминизма или причинно-следственных 
связей: в его теологической концепции верховной причиной всех 

явлений и процессов,  в том числе и политических, предстает Бог. 

Земная власть исходит от  Бога, форма же правления в каждом от­

дельном случае зависит от обстоятельств. 

Фома призывал людей к повиновению государственной власти, 

связанной  божественными законами.  Он продолжает развивать 

концепцию  <<двух градов>>,  которая в  духе христианского учения 

попыталась развести авторитет  государства и  авторитет церкви: 
<<отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». 

Известный русский политический философ С. Н.  Булгаков, оце­

нивая этот период в политической истории,  справедливо подчер­

кивал: раскол общественной жизни на светскую и церковную внес 

серьезный  разлад и  двойную  бухгалтерию  даже в  души тех,  кто 

вполне сознавал всю историческую относительность и внутреннюю 
ненормальность  этого  раздвоения.  За свою  консервативную <<ОХ­

ранительную>> позицию невмешательства в государственную поли­

тику и  общественную жизнь с нравственными критериями сред­

невековая церковь поплатилась,  с одной стороны, гуманистичес­
ким  отторжением  от  нее  наиболее  деятельной  ее  части,  с 

другой- своим собственным оскудением, угасанием творческого 
духа1• 

2.3. 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ 
И НОВОГО ВРЕМЕНИ 

Новым пониманием роли политической власти и управления 

отмечена  эпоха  позднего Возрождения. Итальянский мыслитель 

Николо Макиавелли (1469-1527) 

впервые рассматривает проблемы 

политической философии в технологическом ключе - как техно­

логии политической власти. Технологический подход в политичес­
кой философии предполагает,  что  критерий  эффективности ста­
вится выше моральных норм и правил. 

Для 

Макиавелли политик -

это  эксперт,  ищущий полезные  технологические  рецепты  для 

Булгаков 

С.Н. 

Два града. СПб.,  1 997. С. 348. 

19