Файл: Василенко И.А. Политическая философия (Высшее образование). 2010.pdf
ВУЗ: Московская государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафина
Категория: Книга
Дисциплина: Философия
Добавлен: 05.02.2019
Просмотров: 9631
Скачиваний: 18
завоевания власти. Он исходит из того, что политическая власть
может менять своих владельцев, переходить из рук в руки.
Рецепты политического управления Макиавелли адресует «НО
вому государю>>, стремящемуся удержать власть, которую посто
янно оспаривают новые соискатели: <<Трудно удержать власть но
вому государю. И даже наследному государю, присоединившему
новое владение- так что государство становится как бы смешан
ным, - трудно удержать над ним власть прежде всего вследствие
той же естественной nричины, какая вызывает перевороты во всех
новых государствах. А именно: люди, веря, что новый правитель
окажется лучше, охотно восстают против старого, но вскоре на
опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда
оказывается хуже старого>>
1 •
Инструментальной наукой политического управления у Макиа
велли должны овладеть не философы, а политические профессио
налы, превыше всего ставящие nолитическую эффективность как
таковую.
С
его точки зрения, <<новый государь» не должен следо
вать заповедям морали, если нужно- отступать от добра и поль
зоваться этим умением смотря по обстоятельствам. Для осуще
ствления своего господства <<новый государь» может использовать
любые средства: <<ПО возможности не удаляться от добра, но при
надобности не чураться и зла>>. Убийства из-за утла, интриги, заго
воры, отравления и другие коварные средства он рекомендовал
широко использовать в деле завоевания и удержания государстве н
ной власти. Именно поэтому имя Макиавелли стало в государ
ственном управлении синонимом коварства и аморализма. Когда
сегодня говорят о макиавеллизме в nолитической философии, име
ют в виду именно проявление низких нравственных качеств.
Макиавелли делил государей на львов и лис. Львы храбры и бес
страшны, но они могут вовремя не заметить опасности. Поэтому в
государственном у nравлении больше преуспевают лисы: изрядные
обманщики и лицемеры. Они являются в глазах людей сострада
тельными, верными слову, милостивыми, искренними, благочес
тивыми, но внутренне сохраняют способность проявлять прямо
противоnоложные качества, если это необходимо.
Макиавелли писал: <<Итак, из всех зверей пусть государь уподо
бится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса - волков ,
следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти кап
каны, и льву, чтобы отпугнуть волков. Тот, кто всегда подобен
Макиавелли
Н.
Государь. М . , 1 998. С. 52-53 .
20
льву, может не заметить капкана. Из чего следует, что разумный
правитель не может и не должен оставаться верным своему обеща
нию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побу
дившие его дать обещание. Такой совет был бы недостойным, если
бы люди честно держали слово, но люди, будучи дурны, слова не
держат, поэтому и ты должен поступать с ними так же. А благовид
ный предлог нарушить обещание всегда найдется. Примеров тому
множество: сколько мирных договоров, сколько соглашений не
встуnило в силу или пошло прахом из-за того, что государи нару
шали свое слово, и всегда в выигрыше оказывался тот, кто имел
лисью натуру. Однако натуру эту надо еще уметь nрикрьпь, надо
быть изрядным обманщиком и лицемером, люди же так просто
душны и так логлощены ближайшими нуждами, что обманываю
щий всегда найдет того, кто даст себя одурачить ....
... Надо являться в глазах людей сострадательным, верным сло
ву, милостивым, искренним, благочестивым-и быть таковым в
самом деле, но внутренне надо сохранять готовность nроявить и
1
противоположные качества, если это окажется необходимо>> .
Значительно позже, в конце
XIX
в., немецкий философ
Фридрих
Ницше
( 1 844-1900), во многом следуя традициям макиавеллизма,
создал концепцию сверхчеловека - <<великого человека толпы>>,
способного осуществлять nолитическое управление, исnользуя
самые низменные человеческие страсти и пороки. Не удивительно,
что во время Второй мировой войны фашистские лидеры стреми
лись опереться на философию Ф. Ницше для оправдания бесчело
вечной государственной политики <<третьего рейха>>.
Ницше бьш убежден в том, что nолитическое управление должно
оnираться на насилие и использовать технологии пропаганды и ма
нипуляции общественным сознанием. В каждом человеке прежде
всего гнездится колоссальный эгоизм, который с величайшею лег
костью перескакивает границы права, о чем в мелочах свидетель
ствует обыденная жизнь, а в крупном масштабе- каждая страница
истории и государственного управления. По его мнению, в основе
общепризнанной необходимости столь тщательно оберегаемого
евроnейского равновесия лежит уже сознание, исповедание того
факта, что человек есть хищное животное, наверняка бросающееся
на слабейшего, который ему подвернется. Но к безграничному эго
изму человеческой натуры еще присоединяется более или менее
существующий в каждом человеке запас ненависти, гнева, зависти,
Макиавелли
Н.
Указ. соч. С. 57-58.
21
желчи и злости, накопляясь, как яд в отверстии змеиного зуба,
и ожидая только случая вырваться на простор, чтобы потом сви
репствовать и неистовствовать, подобно сорвавшемуся с цепи де
мону.
Ницше дал политическим философам <<легкий рецепт>> произ
водства у руля государственного управления <<великого человека
толпы>>. Он советовал, что при всяких условиях нужно доставлять
толпе то, что ей весьма приятно, или сначала «вбить ей в голову>>,
что то или иное было бы приятно, и затем дать ей это. Но ни в
коем случае не сразу; наоборот, следует завоевывать это с вели
чайшим напряжением или делать вид, что завоевываешь. Толпа
должна иметь впечатление, что перед ней могучая и даже непобе
димая сила воли, или по крайней мере должно казаться, что такая
сила существует. Сильной волей восхищается всякий, потому что
ни у кого ее нет, и всякий говорит себе, что, если бы он обладал
ею, для нее и для его эгоизма не было бы границ. И если обнару
живается, что такая сильная воля осуществляет что-либо весьма
приятное толпе, вместо того чтобы приелушиваться к желаниям
своей алчности, то этим еще более восхищаются и с этим поздрав
ляют себя. В остальном такой человек должен иметь все качества
толпы: тогда она тем не менее будет стыдиться перед ним, и он
будет тем более популярен.
Итак, согласно Ницше, государственный деятель - «сверхче
ловек>> может быть насильником, завистником, эксплуататором,
интриганом, льстецом, пролазой, спесивцем -смотря по обстоя
тельствам. Бенито Муссолини-основатель и глава итальянской
фашистской партии -в своей работе «Доктрина фашизма>> во мно
гом конкретизировал философские положения Ницше в практике
политического управления.
Б.
Муссолини писал: <<Фашистское
государство является воплощенной волей к власти и управлению.
Римская традиция здесь- идеал силы в действии. Согласно уче
нию фашизма правительство представляет собой не столько то, что
выражено в территориальных и военных терминах, сколько то, что
выражается в терминах моральности и духовности. О нем надо ду
мать как об империи, т.е. как о нации, которая прямо или косвен
но правит другими нациями, не имея желания завладеть ни единым
квадратным ярдом территории.
Для
фашизма подъем империи, т.е.
расширение нации, является сущностным проявлением жизнеспо
собности и противоположностью признакам упадка. Люди, кото
рые возвышаются или поднимаются вновь после периода упад-
22
ка,- всегда империалисты; любое отступление есть признак упад
ка и смерти>>
1•
Но одновременно в политической философии развивается дру
гая концепция политической власти и управления, основанная на
принципах гуманизма и демократии. Французские и английские
философы эпохи Просвещения заложили основы конституциона
лизма и разделения властей в политике, создав систему <<сдержек
и противовесов».
Известный политический философ
Шарль Монтескье ( 1 698-
1755)
провозгласил, что свободное развитие может быть обеспече
но лишь в том случае, если власть в государстве будет разделена на
три обособленные ветви, каждая из которых станет сдерживать и
уравновешивать другие. Ш. Монтескье в книге <<0 духе законов>>
написал слова, вошедшие в <<Золотой фонд>> современной полити
ческой философии как теория разделения властей:
<<Политическая свобода может быть обнаружена только там, где
каждый человек, наделенный властью, склонен злоупотреблять ею
и удерживать в своих руках власть до последней возможности .
. .
Для
того чтобы предупредить подобное злоупотребление властью, не
обходимо, как это вытекает из самой природы вещей, чтобы одна
власть сдерживала другую. Когда законодательная и исполнитель
ная власти объединяются в одном и том же органе ... не может быть
свободы. С другой стороны, не может быть свободы, если судебная
власть не отделена от законодательной и исполнительной. И на
ступает конец всему, если одно и то же лицо или орган, дворянский
или народный по своему характеру, станет осуществлять все три
вида власти>>2.
В своей политической философии Монтескье исповедовал так
же принципы георафического детерминизма. Он высказал идею о
том, что законы страны (точнее <<дух законов>>) должны соответ
ствовать условиям географической среды, только тогда государство
способно гармонично и успешно развиваться во времени и в про
странстве. На основе сравнительного анализа <<духа законов>> раз
ных народов французский философ вплотную подходит к форму
лировке принципа соответствия политики, права и территории. Он
лаконично и образно сформулировал кредо географического де-
Муссолини Б.
Доктрина фашизма // Антология мировой nолитической
мысли: В 5 т. М . , 1 997. Т. 2. С. 25 1 .
Мотескье
Ш.
Дух законов // Антология мировой nолитической мысли:
В
5 т. М .
,
1 997. Т. I .
23
терминизма в политической философии: <<Власть климата есть
первейшая власть на земле>>
1•
Именно климат, по мнению Монтескье, оказывает прямое воз
действие на физиологическое состояние людей, а значит, и на их
психологию, что в свою очередь играет решающее значение при
организации общественного устройства и учреждении политиче
ских порядков: <<Малодушие народов жаркого климата всегда при
водило их к рабству, между тем как мужество народов холодного
климата сохраняло за ними свободу»2. Поэтому климатические
условия становятся для Монтескье основанием для сравнительно
го анализа <<духа законоВ>> разных народов.
С высоты современного развития политической философии
такая прямолинейная интерпретация влияния климата на развитие
народов кажется достаточно наивной, и впоследствии, в работах
известных немецких философов- Г. Гегеля, К. Риттера и А. Гум
больдта, была дана справедливая критика вульгарного географи
ческого детерминизма, прозвучал призыв более зрело и взвешенно
подходить к интерпретации природных факторов в политическом
процессе.
В эпоху Просвещения появляется еще одна новая важная идея
в политической философии - концепция прогресса, под которой
просветители понимали прежде всего прогрессивное развитие че
ловеческого разума. Пауль Тиллих обращает внимание на то, что
важнейшей частью идеологии прогрессизма является убеждение в
прогрессивной направленности всякого творческого действия и
знание тех сфер жизнетворчества, где прогресс составляет сущ
ность связанной с ним действительности (например, техники)3.
Таким образом, символ прогресса включает в себя движение впе
ред к некоторой цели.
Линеарная концепция прогрессивного развития утверждала не
уклонное восхождение человечества по прямой к высотам разума,
справедливости, мира и добра. Это предполагало в политической
философии появление <<лестницы прогресса>>, где страны и народы
располагались на разных ступенях развития по сравнению с про
грессистским идеалом. Среди французских просветителей наибо
лее полно линеарную концепцию прогресса использовал в своем
сравнительном исследовании политических эпох в развитии чело
вечества
Жан Антуан Кондорсе ( 1743- 1794).
24
Мотескье
Ш. О духе законов. С Пб., 1 900. С. 1 40.
Там же. С. 387.
Tuюux П.
Указ. соч . С. 235.
В основе его сравнительного анализа лежат прогресс научного
знания и наиболее значимые достижения науки и техники. Он пи
сал о том, что нет никаких пределов в развитии человеческих спо
собностей и поэтому <<никогда развитие не пойдет вспять>>, хотя на
разных этапах прогресс может иметь разную скорость1• Кондорсе
выделил в историческом развитии человечества
1 0
основных
эпох.
Первая эпоха - эпоха племенной организации человечества
когда основными занятиями людей были рыболовство, охота и со
�
бирательство. Наука в то время только еще зарождалась и была
ограничена начальными познаниями в области астрономии и зна
комством
�
целебными травами. Человек был полон предрассудков
и суеверии. Зарождался институт духовенства (появились первые
колду
�
ы и шаманы). Их влияние на развитие разума неоднозначно:
с о
�
нои стороны, они распространяли вредные заблуждения, с дру
гои-способствовали развитию просвещения.
Вторая эпоха- переход от скотоводства к земледелию, в резуль
тате человеческий труд становится более производительным.
У человека впервые появился досуг, что оказало заметное положи
тельное воздействие на развитие его разума и талантов. Науки раз
виваются и совершенствуются, особенно астрономия и медицина.
Одновременно с этим совершенствуется и искусство вводить в за
блуждение людей, чтобы было легче их эксплуатировать.
Третью эпоху Кондорсе характеризует как <<прогресс земледель
ческих народов до изобретения письменности>>. В этот период уси
ливается классовое неравенство и возникают новые формы поли
тического устройства общества, впоследствии получившие назва
ние республиканских. Растут города- центры ремесла и торговли
административной и судебной власти. Формируется наследствен
�
ная каста жрецов. По мнению Кондорсе, основная причина воз
никновения религии - сознательное насаждение жрецами неве
жества среди народа.
Четвертая эпоха- эпоха античности. Впервые в Греции наука
становится занятием и професеней замкнутого круга людей. На
чинается быстрый прогресс человеческого разума: возникает,
с одной стороны, культура теоретизирования, с другой - искусст
во наблюдения фактов. Одновременно с этим продолжают суще
ствовать предрассудки и суеверия.
Кондорсе Ж.А.
Эскиз исторической картины прогресса человеческого ра
зума // Философия истории: Антология. М ., 1 994. С. 39.
25
Пятую эnоху Кондорсе характеризует как <<nрогресс наук от их
разделения до их уnадка>>. Начинается nроцесс дифференциации
научного знания , от философии отделяются все новые и новые
дисциплины, возникают различные научные школы. В науке на
чинает расnространяться скеnтическое отношение к ранее дока
занным истинам. Сигналом nолного уnадка наук, по Кондорсе,
стало расnространение и возвышение христианской религии.
Ш естая эnоха nродолжается вnлоть до начала крестовых лохо
до в и характеризуется упадком nросвещения. Кондорсе различает
в эту эпоху Восток и Запад. На Востоке упадок просвещения шел
более медленно, но перспектива возрождения разума и науки вы
глядит весьма проблематично. На Западе, напротив, упадок был
стремительным, но в конце концов вновь появился и начал разви
ваться свет разума. Варвары, разрушившие Рим, не только унич
тожили прекрасные памятники человеческого духа, но и nрекра
тили рабство, на смену которому приходит крепостное право.
Седьмая эnоха начинается
<<ОТ
первых успехов наук в период их
возрождения на Западе до изобретения книгопечатания>>. По мне
нию Кондорсе, даже в обстановке религиозных войн дух прогрес
са никогда не угасал: подавляемый в одних, он возрождался в дру
гих странах мира. Начинается быстрое развитие производства:
появляются первые бумажные фабрики и ветряные мельницы.
С изобретением пораха и компаса наступает nереворот в военном
деле. Но разум nо-прежнему не свободен, он все еще в оковах:
человек предпочитает изучать древние книги, а не явления при
роды.
Восьмая эпоха, по Кондорсе, наступила с изобретением книго
печатания и закончилась тогда, когда «наука и философия сброси
ли иго авторитета>>. Именно с появлением книгопечатания про
гресс становится окончательным и необратимым: все открытия
науки теперь доступны грамотным людям. Галилей, Коперник ,
Кеnлер вносят в науку дух критики, утверждают в ней роль и зна
чение опыта, наблюдения, эмпирических данных. Разум и приро
да становятся единственными учителями и авторитетами для че
ловека. Эта эnоха-эпоха географических открытий и религиоз
ной реформации.
Девятая эпоха - от эпохи Декарта до образования Французской
республики- характеризуется тем, что <<разум окончательно раз
бивает свои цеnи>>. Наука обретает все более ясные контуры: гени
альный Ньютон открывает законы природы, которые разрушают
человеческие предрассудки. Быстро развиваются изящные искус-
26
ства: музыка, литература, живоnись. В обществе начинают дей
ствовать законы, гарантирующие личную и гражданскую свободу.
Дух nромышленности и коммерции <<смягчает нравы>>, теряет свою
остроту религиозная нетерnимость. Но по-настоящему свободным
человеку еще только предстоит стать.
Наконец, десятая эпоха - это эра долгожданного прогресса че
ловеческого разума. Кондорсе подчеркивает: « Наши надежды на
улучшение состояния человеческого рода в будущем могут быть
сведены к трем важным положениям: уничтожение неравенства
между нациями, прогресс равенства между различными классами
одного и того же народа, наконец, действительное совершенство
вание человека»
1•
Кондорсе верил в то, что грядущее прогрессив
ное развитие будет происходить благодаря дальнейшему развитию
наук. Люди nерестанут воевать, продолжительность жизни значи
тельно вырастет. При этом развитие отсталых народов станет осу
ществляться высокими темпами и с минимальными издержками
благодаря тому, что они смогут воспользоваться плодами просве
щения более передовых стран мира.
Таким образом, <<лестница прогресса>> у Кондорсе заканчивает
ся долгожданным этапом расцвета разума и справедливости, а все
предшествующие эпохи сравниваются им в сопоставлении с этим
высоким идеалом. Тем самым прогрессивный эталон одновремен
но выступает и критерием сравнительного анализа политических
эпох, и вершиной политической эволюции.
При всей своей наивности именно взгляды просветителей дол
гое время вдохновляли и побуждали к историческому действию
миллионы людей. В идеале прогресса обретали жизненный смысл
многие из тех, кто утратил всякую иную веру и для кого возможный
крах nрогрессистких убеждений означал духовную катастрофу.
В эпоху Просвещения, а затем и в Новое время среди полити
ческих философов широкое распространение получает также тео
рия <<общественного договора>>, объясняющая происхождение пуб
личной власти и государства. Эту концепцию развивают француз
ский просветитель
Ж. -Ж. Руссо ( 17 1 2 - 1 778)
и англ и йск и й
Философ
Т . Гоббс ( 1 588- 1 679).
Согласно теории общественного
договора люди, пребывавшие первоначально в естественном (до
государственном) состоянии, решили сознательно создать государ
ство (заключить договор), чтобы надежно обеспечить для всех ос
новные права и свободы. Гоббс полагал, что общественный дога-
Кондорсе
ЖА. Указ. соч. С. 47.
27
вор заключался между правителями и подданными как договор
подчинения, а Руссо, напротив, утверждал, что договор имел мес
то между самими гражданами как договор объединения. Именно
соглашение людей -основа законной власти: каждый из догова
ривающихся подчиняется общей воле и в то же время выступает
одним из участников этой воли.
В своих трудах <<Л ефиафаН>> , <<0 гражданине>> Гоббс разрабаты
вает философию суверенного государства, подчеркивая, что она
весьма тесным об
р
азом связана с философией морали. И дея еди
ного суверенного государства предполагала, по Гоббсу, ликвида
uию принuипа неравенства, а также преврашение сословного об
шества в гражданское путем уравнивания всех членов обшества
перед лиuом государства и права. Тем самым государство предста
ет как высшая uенность в глазах людей, поскольку именно оно
выступает в качестве гаранта справедливости и обеспечения
прав.
Английский философ
Джон Локк ( 1632- 1704)
развивает кон-
uепuию либерального государственного управления, где граждан
ское обшество стоит уже выше государства. Его главной работой,
поевяшеиной проблемам политической философии, является <<два
трактата о правлении>>. С точки зрения Локка, единственный путь,
посредством которого кто-либо отказывается от своей естествен
ной свободы и надевает на себя узы гражданского обшества, - это
соглашение с другими людьми об объединении в сообшество для
того, чтобы удобно, благополучно и мирно совместно жить, спо
койно пользуясь своей собственностью и находясь в большей без
опасности, чем кто-либо, не являюшийся членом обшества
1 •
Главный либеральный принuип государственного управления:
не человек для обшества, а обшество
для
человека. Государствен
ное управление должно контролироваться гражданским обще
ством, при этом абсолютной uенностью признается свободная
личность и эффективность государственного управления оuени
вается в соответствии с тем, насколько последовательно и эффек
тивно оно выражает интересы личности.
Несомненно, такой проект государственного управления мож
но оuенить как либеральный антропоuентризм - проповедь идео
логии свободного индивидуализма. В России либеральную фило
софию развивал
Б.Н.
Чичерин ( 1 828- 1904).
Он полагал, что вые-
28
Локк
Д.
Два трактата о правлен и и 11 Антология мировой политической
мысли: В S т. М . , 1 997 . T . I . C. 36 1 .
шей формой развития государства является конституuионная
монархия. Если разграничить полномочия между монархом, арис
тократией и демократией, то может сформироваться справедливое
государственное устройство. Чичерин предлагал снизить имуще
ственный uенз и допустить широкие слои обшества к избиратель
ному проuессу, что должно привести к развитию демократических
элементов управления.
Чичерин был убежден, что конституuионная монархия может
способствовать развитию местного самоуправления, причем по
следнее должно быть построено на исконных общественных тра
диuиях. Он воспринимал общину как корпоративный союз, кото
рый предшествовал возникновению государства. Компетенuия
обшины в современном государстве должна быть разделена на дела
местные (самоуправление) и дела государственные.
В противовес либерализму, видевшему приоритеты политичес
кой власти и управления в развитии гражданского общества,
марк
систская теория
рассматривала государство как политическую ор
ганизаuию экономически господствующего класса для подавления
сопротивления его классовых противников. Согласно
К. Марксу
( 18 1 8- 1883)
и
Ф. Энгельсу ( 1 820- 1895),
государство возникло на
определенном уровне развития производительных сил, когда об
щественное разделение труда привело к возникновению частной
собственности, имущественного неравенства людей и расколу об
щества на антагонистические классы.
Стержень марксистской политической философии составляет
теория классовой борьбы и гегемонии пролетариата. Согласно
классикам марксизма пролетариат выступает гегемоном на поли
тической сиене, поскольку в классовой борьбе ему <<нечего терять,
кроме своих uепей>>, ведь он лишен собственности на средства про
изводства. Классовая борьба рассматривалась марксистами как
движушая сила исторического проuесса, с помощью которой про
исходит переход к более высоким формам организаuии обществен
ной жизни. И звестный марксистский лозунг <<Пролетарии всех
стран, соединяйтесь!>> призывал к классовой борьбе за диктатуру
пролетариата во всемирно-историческом масштабе.
Экономикоuентризм марксистской конuепuии государства со
стоит в том, что экономический базис общества -совокупность
общественных отношений -признается первичным и определя
ющим, а политическая и идеологическая надстройка призвана
следовать за ним. Основу развития общественно-экономических
формаuий составляют сменяющие друг друга азиатский, рабовла-
29